Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:21, курсовая работа
Важность в стратегии предприятия определяется противоречием между практическими целями предприятия и существующей ситуацией. В последнее время все больше предприятий прибегают к разработке стратегий развития компании и соответственно к стратегическому планированию.Актуальность выбора темы работы определяется тем, что планирование стратегии развития предприятия - это очень важный момент. Стратегическое управление не берётся с потолка или не копируется из учебника, потому что стратегия развития - это живой процесс.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Стратегия организации………………………………………………….5
1.1 Сущность и значение стратегии………………………………………………..5
1.2. Стратегическое планирование……………………………………………….10
1.3. Концепция многоуровневого развития фирмы……………………………14
Глава 2. Стратегический анализ внешней и внутренней среды и разработка стратегии развития ЗАО «Красная Заря»……………………………………….17
2.1 Стратегический анализ внешней и внутренней среды………………………17
2.2 Определение миссии и целей организации…………………………………27
2.3 Выбор стратегии на основе SWOT – анализа…………………………….…28
Заключение…………………………………………………………………………34
Список использованной литературы…………
- влияние поставщиков и потребителей,
- усиление давления со стороны конкурентов,
- высокая концентрация производства и уровень конкуренции.
Что же касается возможностей, то основными среди них являются:
- широкая известность в регионе,
- выход на новые рынки,
- развитие кондитерской промышленности. [25,c.32]
Анализ внутренней среды ЗАО «Красная Заря»
Внутренняя среда организации - это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.
Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как:
взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п. На ЗАО «Красная Заря» работает всего 440 человек, из них 75 человек - управляющий персонал, все остальные - рабочие.
На фабрике наблюдается высокая текучесть кадров (рабочих) из-за сложных условий труда, низкой оплаты труда. По возрасту рабочие делятся на группы:
· до 30 лет - 50 чел.
· 31-40 - 150 чел.
· 41-50 - 163 чел.
· 51-55 - 26 чел.
Большинство рабочих имеют среднее или среднее профессиональное образование. ИТР по возрасту можно разделить на следующие группы:
· до 30 лет - 33 чел.
· 31-40 - 24 чел.
· 41-50 - 19 чел.
· 51-55 - 1 чел.
Высшее образование имеют 50 человек, остальные - среднее техническое. Кроме того, на фабрике ведется работа с кадрами, т.е. обучение, развитие. Многие менеджеры занимаются саморазвитием и самоорганизацией. Несколько человек в данные момент являются студентами и получают второе высшее образование.
В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и
ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка;
осуществление исследований и разработок. Руководство в настоящее время разрабатывает мероприятия по проведению модернизации, планируется постепенно заменять давно устаревшее оборудование новым.
Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы;
организационные структуры; нормы, правила; распределение прав и
ответственности; иерархию подчинения. Для более наглядного представления коммуникационных процессов необходимо рассмотреть организационную структуру ЗАО «Красная Заря», представленную на схеме:
Схема 2. Структура предприятия ЗАО «Красная Заря».
Анализ внутренней среды фабрики «Красная Заря» позволяет сделать
выводы о том, что на предприятии наблюдается высокая текучесть кадров, но в то же время организация имеет оптимальную структуру управления и благоприятный социально - психологический климат в коллективе. Но наиболее важной возможностью, содержащейся во внутренней среде организации, будет являться стремление к накоплению научно - инженерного потенциала, а угрозой - тенденция к физическому и моральному старению основных средств.
2.2 Определение миссии и целей организации
Миссия организации представляет собой общую цель организации, которая объединяет все аспекты ее деятельности. Она выражает философию и смысл существования организации и выступает как основной ориентир всей деятельности. Существует два подхода к формулированию миссии организации: краткий и состоящий из трех частей.
1)Миссия - стать крупным производителем кондитерских изделий в России.
2)Миссия - мы производим кондитерские изделия высокого качества, используя только натуральное сырье, для того, чтобы удовлетворить изысканные вкусы самых требовательных клиентов. При этом мы гарантируем безопасность технологии для окружающей среды, а работникам предприятия - справедливую оплату труда и создание условий для развития их творческого потенциала. На основе миссии формулируются ключевые цели организации. [26,c.232]
Ключевые цели по функциональным подсистемам.
Маркетинг - Выйти в лидеры по продаже кондитерских изделий на рынке России.
Производство - Увеличить производство конфет и вафель до объемов, удовлетворяющих спрос.
Инновации (НИР)- Максимально приблизиться к лидерам или стать лидером по введению новых видов продукции в производство.
Финансы - Сохранять и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов.
Персонал - Обеспечить условия для безопасного труда работников, а также для повышения заинтересованности в работе.
Менеджмент - Определить проблемы, существующие в области управления и способы их решения для получения запланированных результатов.
Стратегия выбирается после того, как определены миссия и цели организации. Стратегия выражает общую концепцию того, какими путями достигаются поставленные цели.
В настоящее время можно говорить об использовании на ЗАО "Красная Заря" стратегии развития продукта. Предприятие концентрирует свои усилия
на изменении продукта и с новым продуктом выходит на уже освоенный в прошлом рынок. Так, в настоящий момент осваивается производство конфет с добавлением вафельной крошки. В будущем планируется при производстве конфет и вафель использование продукции ЗАО "Шуйская водка".
2.3 Выбор стратегии на основе SWOT - анализа
Прежде чем приступать к процессу выбора стратегии, на основании SWOT -
анализа, необходимо привести краткий список эталонных стратегий. Из этого
списка в дальнейшем будут выбраны те стратегии, реализация которых позволит достигнуть целей организации.
Эталонные стратегии развития бизнеса:
1 . Стратегии концентрированного роста (продукт и (или) рынок изме-няется: отрасль, положение внутри отрасли и технология не изменяются):
- стратегия усиления позиций на рынке (проникновения на рынок):
фирма с данным продуктом на данном рынке старается завоевать лучшие позиции;
- стратегия развития рынка: поиск новых рынков для уже производимого продукта,
- стратегия развития продукта: производство нового продукта,
который будет реализовываться на уже освоенном рынке,
2. Стратегии интегрированного роста: фирма расширяется за счет
добавления новых структур:
- стратегия обратной вертикальной интеграции: рост фирмы за счет
приобретения либо усиления контроля над поставщиками, а также за счет создания дочерних структур, осуществляющих снабжение;
- стратегия вперед идущей вертикальной интеграции: рост фирмы
за счет приобретения либо усиления контроля над системами распределения и продажи;
- стратегия горизонтальной интеграции: слияние или поглощение
однородных предприятий.
3. Стратегии диверсифицированного роста реализуются в том случае, если
фирма не может дальше развиваться на данном рынке в рамках данной отрасли с данным продуктом:
- стратегия центрированной диверсификации: поиск и
использование дополнительных возможностей для производства новых продуктов, заключенных в существующем бизнесе:
- стратегия горизонтальной диверсификации, рост на
существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии (новый продукт должен быть сопутствующим уже производимому продукту);
- стратегия конгломеративной диверсификации: рост за счет
производства новых продуктов, технологически не связанных с производимыми, которые реализуются на новых рынках.
4. Стратегии целенаправленного сокращения реализуются когда фирма
нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике:
- стратегия ликвидации: фирма не может дальше вести свой бизнес;
- стратегия "сбора урожая": отказ от долгосрочного взгляда
на бизнес в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе;
- стратегия сокращения: фирма закрывает или продаёт одно из своих
подразделений или бизнесов для того чтобы осуществить долгосрочное изменение границ ведения бизнеса;
- стратегия сокращения расходов: поиск возможностей уменьшения издержек.
Для успешного осуществления SWOT - анализа необходимо построить матрицу угроз и матрицу возможностей. Они позволят выделить наиболее значимые возможности и угрозы.
Построим матрицу SWOT для фабрики «Красная Заря». Здесь необходимо учитывать возможности и угрозы, содержащиеся в макро и микроокружении организации в совокупности с сильными и слабыми сторонами рассматриваемого предприятия. [25,c.32]
Матрица "SWOT" для ЗАО "Красная Заря"
Сила | Слабость |
Увеличение относительной доли рынка, Высокие темпы роста производства, Достаточно высокая производительность оборудования, Высокий уровень качества продукции, Строгий конкурентный отбор специалистов, Сотрудничество с компаниями, владеющими крупными сбытовыми возможностями | Неудовлетворительная структура баланса, Высокая вероятность банкротства, Убыточная деятельность, Рост задолженностей (дебиторская и кредиторская), Недостаток собственных оборотных средств, Высокая текучесть кадров, Устаревшее оборудование, Выпускаемая продукция нерентабельна. |
Возможности | Угрозы |
Развитие промышленности, Близость к крупнейшим внутренним рынкам, Широкая известность в регионе, Стабилизация экономической ситуациии в стране, Накопленный научно - инженерный потенциал, Ускорение темпа роста рынка кондитерской продукции, Выход на новые рынки, Развитие кондитерской промышленности. | Тенденция к физическому и моральному старению основных средств, Низкий платёжеспособный спрос, Высокий уровень сборов и пошлин, Влияние поставщиков и потребителей, Усиление давления со стороны конкурентов, Нехватка трудовых ресурсов, Высокая концентрация производства и уровень конкуренции. |
Были рассмотрены все возможные комбинации, которые должны быть учтены при разработке стратегии организации.
Таким образом, на основании данных SWOT - анализа из вышеперечисленных эталонных стратегий выберем те, которые обеспечат достижение целей организации.
Для ЗАО «Красная Заря» наиболее приемлемыми будут стратегии концентрированного и интегрированного роста. В соответствии с наиболее явными угрозами (усиление давления со стороны конкурентов, высокая концентрация производства и уровень конкуренции, влияние поставщиков и потребителей) и возможностями (возможность выхода на новые рынки, широкая известность в регионе, ускорение темпов роста рынка кондитерской продукции) сделаем выбор. [23,c.63]
Предприятию необходимо использовать комбинацию стратегий: стратегию усиления позиций на рынке (используемая возможность - широкая известность в регионе, устраняемая угроза - усиление давления со стороны конкурентов), стратегию развития рынка (используемая возможность - выход на новые рынки, устраняемая угроза - высокая концентрация производства и уровень конкуренции). Также возможно использование стратегии обратной вертикальной интеграции, при помощи которой устанавливается контроль над поставщиками. Но первостепенной стратегией, на реализацию которой необходимо прежде всего направить усилия будет стратегия усиления позиций на рынке, т.к. её успешная реализация позволит сформировать необходимую устойчивую базу для дальнейшего развития предприятия. [24,c.43]
Выводы и предложения.
Грамотная и взвешенная стратегия - это не цель, а средство реализации планируемого будущего компании, средство самовыражения и путь к обеспечению стабильного дохода для менеджмента и акционеров компании. Разработка стратегий рассматривается в качестве ключевого этапа процесса стратегического планирования предприятия в целом и является необходимым элементом, чтобы добиться наилучших результатов деятельности фирмы.
Разработанная стратегия - это рациональное положение, с помощью которого ЗАО «Красная Заря» решает поставленные задачи.
Для ЗАО «Красная Заря» более приемлема стратегия более глубокого
проникновения на рынок, так как акционерное общество действует на прежнем рынке с теми же изделиями, но перед ним стоит задачи завоевать дополнительную долю рынка.
Для достижения этой цели можно пойти двумя путями:
- повышение качества продукции;
- снижение цены на изделие.
Правильная политика ценообразования, последовательность ее реализации составляют условие успешной деятельности предприятия.