Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 15:53, курсовая работа
Основная цель данной работы – совершенствование системы мотивации персонала на предприятии на примере ОАО «Сбербанк России».
В соответствии с целью задачи дипломной работы можно сформулировать следующим образом:
изучить понятие мотивации, ее сущность, особенности мотивации сотрудников кредитных учреждений;
дать анализ текущей деятельности ОАО «Сбербанк России»;
проанализировать мотивационные процессы в ОАО «Сбербанк России»;
разработать рекомендации по совершенствованию мотивирования персонала.
Введение. 5
1. Теоретические аспекты системы мотивации и стимулирования персонала. 7
1.1 Сущность мотивации персонала как инструмента повышения эффективности деятельности организации. 7
1.2 Характеристика основных теорий мотивации 10
1.2.1 Содержательные теории мотивации. 10
1.2.2 Процессуальные теории мотивации 13
1.3 Мотивационные меры и стратегии в управлении персоналом. 16
2. Анализ деятельности ОАО «Сбербанк России». 20
2.1. Характеристика ОАО «Сбербанк России». 20
2.2. Анализ кадровой структуры ОАО «Сбербанк России». 22
2.3. Анализ действующей системы мотивации персонала ОАО «Сбербанк России». 26
3. Совершенствование системы мотивации персонала ОАО «Сбербанк России». 32
3.1. Создание модели нематериального стимулирования как способ совершенствования системы мотивации персонала. 32
3.2. Социально-экономическая эффективность предложенных мероприятий. 33
Заключение. 41
Список использованной литературы. 43
Приложение 44
В 2011 году в дополнение к уже существующим наградам были учреждены три новые: медаль «За заслуги», нагрудный знак «Отличник Сбербанка» и благодарственное письмо[10].
Таблица 2.3.2 -НАГРАДЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ В 2011 ГОДУ
Награда |
Количество |
Золотой знак |
5 |
Серебряный знак |
28 |
Медаль «За верную службу» |
114 |
Медаль «За заслуги» |
106 |
Почетная грамота |
579 |
Знак «Отличник Сбербанка» |
1 137 |
Благодарственное письмо |
493 |
* Данные Консолидированной
финансовой отчетности ОАО «
** Существует 18 пенсионных программ с
установленными выплатами отдельно для
каждого регионального офиса и Центрального
аппарата.
*** Вступила в силу в 2011 году.
**** Отражены по статье расходов на персонал
в составе операционных расходов.
Таким образом, важно отметить, что Сбербанк уделяет большое внимание развитию систем поощрения — как материального, так и нематериального — и созданию стимулов к эффективной работе. Ведь именно правильная мотивация сотрудников является важнейшим фактором достижения общих корпоративных целей.
3. Совершенствование системы
мотивации персонала ОАО «
3.1. Создание модели нематериального стимулирования как способ совершенствования системы мотивации персонала.
В процессе анализа системы мотивации персонала в ОАО «Сбербанк России» было выявлено, что, несмотря на постоянное совершенствование подходов к стимулированию работников, изменения в большем своем содержании касаются лишь центральных офисов компании. В свою очередь региональные филиалы не могут пока отличиться высокоорганизованной системой мотивации к труду сотрудников организации. В частности в результате анализа системы стимулирования персонала в Уфимском филиале ОАО «Сбербанк России» №8598 удалось выявить недостатки, касающиеся отсутствия некоторых компонентов нематериальной мотивации, а именно культурно-развлекательных программ, спортивно-оздоровительных мероприятий. Внедрение данных компонентов может привести к эффективному решению организационных и управленческих проблем, повышению кадрового потенциала, а также выполнению основной функции управления персоналом – приведение в соответствие целей организации и целей сотрудников.
Проект предлагаемых изменений запланирован на внедрение в промежуток времени в 9 месяцев, начиная с ноября 2012 года и заканчивая июлем 2013 года.
Для осуществления проекта в компании необходимо составить перечень предусмотренных мероприятий:
Осуществление данного проекта должно привести к созданию атмосферу доверия и взаимопонимания внутри филиала, ощущению сопричастности к общей цели ОАО «Сбербанк России».
3.2. Социально-экономическая
эффективность предложенных
Эффективность проекта оценивается
с целью определения
1. общественную (социально-экономическую) эффективность проекта;
2. коммерческую эффективность
Показателями эффективности
1. чистый дисконтированный доход (ЧДД) или интегральный эффект;
2. индекс доходности (ИД);
3. рентабельность[11].
Рассмотрим затраты, которые необходимо
понести Уфимскому филиалу №
1. Для разработки документации и внедрения системы вводим в штат специалиста по системе нематериальной мотивации по срочному трудовому договору, заработная плата данного специалиста – 20 000 рублей в месяц.
2. В связи с необходимостью
многочисленных коммуникаций с
сотрудниками, сторонними организациями,
необходимо предоставить
3. Аренда, организация фуршета в
ресторане, для проведения
4. Оплата агентству за
5. Оплата пейнтбольной площадки составляет 13 000 рублей.
6. Оплата агентству за доставку
сотрудников с пейнтбольной
7. Аренда дорожки в боулинге
для проведения корпоративного
мероприятия – «Веселый
8. Аренда базы отдыха для
9. Кейтеринг на базе отдыха составит 16 000 рублей.
10. Оплата дорожки в бассейне составляет 4 000 рублей в месяц. Дорожка предоставляется 4 раза в месяц по выходным дням для всех сотрудников компании.
11. Аренда тренажерного зала составляет 6 000 рублей в месяц. Тренажерный зал находится в распоряжении сотрудников 4 раза в месяц по выходным дням.
12. Грамоты и призы для
В целом затраты на реализацию проекта
совершенствования системы
Таблица 3.2.1 – Затраты на реализацию проекта
Наименование статьи затрат |
Затраты помесячно в тыс. руб. | |||||||||
нояб |
дек |
янв |
фев |
март |
апр |
май |
июнь |
июль |
Итого, руб. | |
Введение в штат специалиста по системе нематериальной мотивации |
20 000 |
20 000 |
20 000 |
20 000 |
20 000 |
20 000 |
20 000 |
20 000 |
20 000 |
180000 |
Оплата мобильной связи данному специалисту |
800 |
800 |
800 |
800 |
800 |
800 |
800 |
800 |
800 |
7200 |
Ресторан |
100 000 |
80 000 |
4 000 |
80 000 |
264 000 | |||||
Агентство «Праздник» |
10 000 |
10 000 |
20 000 | |||||||
Доставка сотрудников |
3 000 |
3 000 | ||||||||
Пейнтбол |
13 000 |
13 000 | ||||||||
Боулинг |
1 800 |
1 800 | ||||||||
База отдыха |
20 000 |
20 000 | ||||||||
Кейтеринг |
16 000 |
16 000 | ||||||||
Дорожка в бассейне |
4 000 |
4 000 |
4 000 |
4 000 |
4 000 |
4 000 |
4 000 |
4 000 |
4 000 |
36 000 |
Тренажерный зал |
6 000 |
6 000 |
6 000 |
6 000 |
6 000 |
6 000 |
6 000 |
6 000 |
6 000 |
54 000 |
Грамоты и призы |
30 000 |
30 000 | ||||||||
ИТОГО: |
30 800 |
140 800 |
30 800 |
66 800 |
110 800 |
32 600 |
34 800 |
46 800 |
150800 |
645 000 |
Цель проекта
Оценим экономический эффект от снижения текучести кадров:
Sтк = Dkтк * H* Sпо
где Sтк – экономический эффект от снижения текучести кадров;
Dkтк – коэффициент снижения текучести кадров (текучесть персонала составила в 2011 году 7,8 %, цель системы нематериальной мотивации – снизить текучесть персонала до 2,8 %, т. е. снижение должно составить 5%, соответственно Dkтк= 0,05);
H – численность персонала предприятия, чел.;
Sпо – затраты на увольнение, поиск, подбор и обучение нового сотрудника (в рублях на одного человека).
Определим затраты, связанные с процедурами увольнения и наймом нового сотрудника в ООО «Оптик - Центр». Данные приведены из расчета средней заработной платы 25 000 рублей за 2011 год в таблице 3.2.
Таблица 3.2.2 - Затраты на замещение одного работника ООО «Оптик - Центр»
Элемент затрат |
Стоимость, допущения |
Затраты, руб. |
Увольнение | ||
Время, потерянное при обсуждении увольнения |
3 часа руководителя отдела персонала - 250 р/час – 750 руб. 3 часа непосредственного руководителя – 437.5 р\час – 1312.5 руб. 3 часа уволившегося сотрудника – в сред. 156.25 руб\час – 468.75 |
2531.25 |
Время на собеседование с уволившимся сотрудником |
1 час руководитель отдела персонала - 250 р/час |
406.25 |
1 час уволившегося сотрудника в сред. 156.25 руб\час | ||
Документальное оформление увольнения |
3 часа уволившегося (подписание обходного листа) - в сред. 156.25 руб\час = 468.75 |
1006.25 |
1 час – руководители структурных подразделений – в сред. 437.5 руб\час | ||
1 час – специалист ОК (100 руб\час) | ||
ИТОГО |
3943. 75 | |
Найм нового сотрудника | ||
Подача объявления в СМИ |
2 раза в газете 2 000 руб. |
31 000 |
Кадровое агентство – 20000 руб. | ||
Объявление на TV (3раза) – 9000 руб. | ||
Собеседования |
25 часов – руководитель отдела персонала (250 р/час) = 6250 руб. |
6 750 |
2 часа - руководитель отдела (250 руб./час) = 500 руб. | ||
Тестирование |
10 часов (тестирование
и обработка результатов) |
2500 |
Оформление документов при приеме на работу |
3 часа - специалист ОК (100 руб\час) |
300 |
ИТОГО |
40 550 | |
Адаптация нового работника | ||
Обучение на рабочем месте руководителем подразделения |
2 дня по 8 часов, руководитель отдела (437.5 руб\час) Обучение руководителями подразделений – 16 часов, руководитель структурного подразделения (437.5 руб\час)= 7000 руб. |
14 000 |
Наставник |
3 часа в день, 60 дней, (157 руб./час) |
28 260 |
Обучение |
Прохождение 2 тренингов в среднем по 15 000 рублей каждый |
30 000 |
ИТОГО |
72 260 | |
ВСЕГО |
116 753.75 |
Исходя, из приведенных в таблице 3.3 данных, проведем расчёт экономического эффекта от снижения уровня текучести персонала на 5 %:
Sтк = 0,05 * 250 чел. * 116 753.75руб. = 1 459 421.90 руб.
Таким образом, экономический результат (дополнительный доход) за счет снижения текучести кадров на 5 % составляет 1 459 421.90рублей в год. Таким образом месячная экономия составит 1 459 421.90 / 12 = 121 618,4896 руб.
Далее оценим доходность проекта:
1. Определение денежных потоков
1.1 Вложения
,
где ЗТ – затраты; t= 0 – нулевой период, т.к. на начало проекта должны быть
определённые деньги.
ЗТ = 643 300 рублей
1.2 Поступления от реализации проекта
,
где ДТ – доход; t= 1 – первый период.
ДТ = 729 440 рублей
2. Норма дисконта
d = a + b + с,
где а – цена денег (процент за пользование денежными средствами), кредитная ставка; b – учёт рисков; с – прогнозируемый финансовыми аналитиками уровень инфляции на финансовом рынке.
а = 18% - используется кредит для осуществления проекта
b = 1% – данный проект имеет невысокую степень риска
с = 9% - прогнозируемый финансовыми аналитиками уровень инфляции на финансовом рынке.
d = 18% + 1% + 9% = 28%
Так как период нашего проекта – 9мес, то годовую ставку необходимо разделить на количество месяцев
d = 28% / 12 = 0,023
3. Коэффициент дисконтирования (для учёта временного фактора)
,
где d – норма дисконта; = 0, 1, 2, … Т.
4. Чистый дисконтированный доход (ЧДД) по расчётным периодам
.
5. Чистый дисконтированный доход (ЧДД) за весь период
.
6. Чистая текущая стоимость (ЧТС) – нарастающий итог ЧДД (NPV)
.
7. Чистая текущая стоимость (ЧТС) за весь период
.
Совокупные доходы и затраты занесем в таблицу 3.3
Таблица 3.2.3. Совокупные доходы и затраты проекта.
Период t |
Доход Дt |
Затраты Зt |
Коэф. диск. kdt |
Диск. доход руб. Дtxkdt |
Диск. затраты Зtxkdt |
ЧДДt |
ЧТСt |
ноябрь |
0,00 |
30 800,00 |
1 |
0,00 |
30 800,00 |
-30 500,00 |
-30 500,00 |
декабрь |
0,00 |
140 800,00 |
0,977 |
0,00 |
137 561.6 |
-137 561.6 |
-168 361.6 |
январь |
40836.98 |
30 800,00 |
0,954 |
38958.5 |
29 383.2 |
9 573.3 |
-158 788.3 |
февраль |
95655.47 |
66 800,00 |
0,933 |
89246.6 |
62324.4 |
2 692.2 |
-156 096.1 |
март |
106473.96 |
110 800,00 |
0,911 |
96997.8 |
100 938.8 |
-3 941 |
-160 037.1 |
апрель |
121618,49 |
32 600,00 |
0,891 |
108362 |
29 046.6 |
79 315.4 |
-80 721.7 |
май |
121618,49 |
34 800,00 |
0,870 |
105808 |
30 276 |
75 532 |
-5 189.7 |
июнь |
121618,49 |
46 800,00 |
0,850 |
103375.7 |
39 780 |
63 595.7 |
58 406 |
июль |
121618,49 |
150 800,00 |
0,831 |
101065 |
125 314.8 |
-24 249.8 |
34 156.2 |
Итого |
729440 |
645 000 |
– |
643 814 |
585 425 |
34156 |