Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 15:53, курсовая работа
Основная цель данной работы – совершенствование системы мотивации персонала на предприятии на примере ОАО «Сбербанк России».
В соответствии с целью задачи дипломной работы можно сформулировать следующим образом:
изучить понятие мотивации, ее сущность, особенности мотивации сотрудников кредитных учреждений;
дать анализ текущей деятельности ОАО «Сбербанк России»;
проанализировать мотивационные процессы в ОАО «Сбербанк России»;
разработать рекомендации по совершенствованию мотивирования персонала.
Введение. 5
1. Теоретические аспекты системы мотивации и стимулирования персонала. 7
1.1 Сущность мотивации персонала как инструмента повышения эффективности деятельности организации. 7
1.2 Характеристика основных теорий мотивации 10
1.2.1 Содержательные теории мотивации. 10
1.2.2 Процессуальные теории мотивации 13
1.3 Мотивационные меры и стратегии в управлении персоналом. 16
2. Анализ деятельности ОАО «Сбербанк России». 20
2.1. Характеристика ОАО «Сбербанк России». 20
2.2. Анализ кадровой структуры ОАО «Сбербанк России». 22
2.3. Анализ действующей системы мотивации персонала ОАО «Сбербанк России». 26
3. Совершенствование системы мотивации персонала ОАО «Сбербанк России». 32
3.1. Создание модели нематериального стимулирования как способ совершенствования системы мотивации персонала. 32
3.2. Социально-экономическая эффективность предложенных мероприятий. 33
Заключение. 41
Список использованной литературы. 43
Приложение 44
Ко второй группе относятся внутренние факторы, присущие работе. Это мотивирующие факторы, или "мотиваторы». Их наличие приносит удовлетворение и мотивирует работников к более производительному труду.
Процессуальные теории мотивации основываются в первую очередь на поведении людей с учетом их восприятия и познания. К ним относятся теория ожидания В. Врума, теория справедливости Стейси Адамса, теория "Х" И "У" Дугласа Макгрегора, теория постановки целей Эдвина Локка. Процессуальные теории посвящены именно мотивации, описанию и предсказанию результатов мотивационного процесса, но не касаются содержания мотивов[5].
Теория ожидания В. Врума. Эта теория разработана Врумом для того, чтобы дать ответ на вопрос, почему человек делает тот или иной выбор, сталкиваясь с несколькими альтернативами, и насколько он смотивирован добиваться результата в соответствии со сделанным выбором.
Теория Врума включает три переменные.
1. Валентность отражает
то, в какой степени для человека
желателен каждый конкретный
результат. Если результат
2. Ожидание, или степень
уверенности в выполнении
3. Инструментальность, или
взаимосвязь между "
Таким образом, если значение любого из этих факторов будет недостаточно, то в результате у работника окажутся слабая мотивация и низкие результаты труда.
В теории ожидания считается, что для того, чтобы смог осуществиться процесс мотивирования, работник должен иметь устойчивое представление о том, что от его усилий зависят результаты его труда, что из результатов его труда вытекают для него определенные последствия, а также то, что результаты, получаемые им, в конечном счете, имеют для него ценность. При отсутствии одного из этих условий процесс мотивирования становится исключительно сложным.
Теория справедливости С. Адамса. Согласно теории справедливости люди заинтересованы, чтобы их усилия и работа оплачивались так же, как и усилия других сотрудников.
Рисунок 1.2.2.1 - Ключевые факторы оценки справедливости
Основной вывод теории справедливости для практики управления состоит в том, что до тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность труда.
Теория "ХУ" Д. Макгрегора. Она включает две противоположные теории: теорию "Х" и теорию "У".
Теория "Х" рассматривает человека как недобросовестного и безынициативного работника. В деятельности руководителя должна преобладать негативная мотивация подчиненных, основанная на страхе наказания.
Главный практический вывод
теории "У": необходимо предоставлять
работникам больше свободы для проявления
самостоятельности, инициативы, творчества
и создавать для этого
Теория "Х" воплощает чисто авторитарный стиль управления, теория "У" является демократическим стилем управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе.
Согласно рекомендации Макгрегора, руководители должны стремиться развивать группу таким образом, чтобы состояния "Х" и "У" находились в гармонии.
Теория постановки целей Э. Локка. В основу теории постановки целей (целеполагания) легли исследования Эдвина Локка. Локк предполагал, что постановка целей – познавательный процесс, имеющий практическую пользу, и что индивидуальные сознательные цели и намерения определяют поведение индивида. Когда человек приступает к выполнению какой-либо работы, он продолжает ею заниматься, пока не будет достигнута поставленная перед ним цель. Модель постановки целей изображена на Рисунке 1.2.2.
Рисунок 1.2.2.2 - Модель теории постановки целей.
Локк считал, что более серьезные и сложные цели приводят к более высоким результатам и уровням производительности, если эти цели восприняты личностью.
Итак, хотя содержательные и процессуальные теории мотивации расходятся по ряду вопросов, они не являются взаимоисключающими. Они успешно используются в решении ежедневно возникающих задач побуждения людей к эффективному труду.
Совокупность внутренней и внешней мотивации образуют систему мотивации персонала. Она базируется на корпоративной культуре предприятия, приобщение к которой является одной из целей адаптации персонала, а также на реализации руководством предприятия мер организационного, материального,нематериального и социального характера[6].
Рисунок 1.3.1 - Общая система основных мотивационных мер персонала предприятия
Самой распространенной мерой естественно выступает материальное мотивирование. Однако само по себе оно не принесет долгосрочных положительных результатов, необходимы и другие разновидности мер. Например меры нематериального характера. Это прежде всего предоставление работникам определенных гарантий, компенсаций и льгот.
Гарантии – это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально – трудовых отношений[7]. Отметим, что гарантии играют определяющее значение не только для нематериальной стимуляции работников, но и для обеспечения законного характера трудовых отношений между работником и работодателем (например, гарантии на сохранение рабочего места на период отпуска). В свою очередь, компенсации – это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей. Наконец, льгота заключается в предоставлении кому – либо из работников в порядке, предусмотренном законодательством РФ определенных преимуществ в форме частичного или полного освобождения от выполнения единых правил (обязанностей), установленных для персонала, либо в форме облегчения (упрощения) их выполнения.
Общий порядок применения мер организационного характера (в форме дисциплинарных взысканий) в отношении работников предприятия определен трудовым законодательством РФ.
Специфика мер социальной
мотивации заключается в том,
что результаты их применения проявляются
прежде всего в изменении
В системе мотивации особенно
существенно достижение правильного
соотношения между поощрением, вознаграждением,
наказанием и неотвратимостью санкций.
Негативная реакция руководства
сковывает активность работника, вызывает
отрицательные эмоции, снижает степень
уверенности в себе. Важно стремится
к тому, чтобы использование
Благоприятные оценки проделанной работы (положительное подкрепление) повышают самооценку сотрудников, мотивируют их трудовую активность, усиливают творческую инициативу, возникает стремление развивать свои способности, овладевать новыми знаниями и навыками. Подкрепление обращается не на личные качества человека, а на его достижения. Положительные меры действуют эффективнее, чем отрицательные меры (отрицательное подкрепление). Но нередко в работе возникают ситуации, когда просто невозможно избежать применения негативных мер.
С точки зрения мотивации наихудшей является ситуация, когда подчиненные не получают ни положительного, ни отрицательного подкрепления[9]. Каждый сотрудник хочет, чтобы на работе его воспринимали как творческого и цельного человека. Таким образом, необходимо выстраивать стратегию компании так, чтобы система мотивации персонала в конечном счете смогла обеспечить баланс негативной и позитивной оценки деятельности работников.
2. Анализ деятельности ОАО «Сбербанк России».
2.1. Характеристика ОАО «Сбербанк России».
Сбербанк России является крупнейшим
банком Российской Федерации и СНГ.
Его активы по итогам 2011 года составляют
более четверти банковской системы
страны (26,8%), а доля в банковском
капитале находится на уровне 29,1%. Основанный
в 1841 г. Сбербанк России сегодня —
современный универсальный
Кредитный портфель Сбербанка включает в себя около трети всех выданных в стране кредитов. В 2011 году Сбербанк активно кредитовал крупнейших корпоративных клиентов, предоставляя средства на финансирование текущей деятельности и инвестиционных программ, рефинансирование кредитов в других банках, приобретение активов и совершение сделок по слиянию и поглощению, финансирование лизинговых сделок, расходов по участию в тендерах, строительства жилья. Как и в предыдущие годы, Сбербанк принимал непосредственное участие в реализации государственных программ.
Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью: в настоящее время в нее входят 17 территориальных банков и около 19 тысяч подразделений по всей стране. Дочерние банки Сбербанка России работают в Казахстане, на Украине и в Беларуси. В соответствии со Стратегией развития, Сбербанк России расширил свое международное присутствие, открыв представительство в Германии и филиал в Индии, а также зарегистрировав представительство в Китае.
В 2011 году Сбербанк был признан самым дорогим российским брендом, вошел в список крупнейших мировых корпораций по итогам 2010 года, стал третьим по капитализации банком в Европе.
Миссия Сбербанка России сформулирована следующим образом:
Эта миссия определяет смысл
и содержание деятельности Банка, подчеркивая
его важнейшую роль в экономике
России. Клиенты, их потребности, мечты
и цели есть основа всей деятельности
Банка как организации. Миссия Банка
также устанавливает
Высокие цели Банка достигаются грамотно
выстроенной организационной структурой
предприятия (приложение 1). Все элементы
данной иерархии объединяет общая система
ценностей:
Перечисленные выше ценности определяют
тот набор правил, критериев и
требований, которые Сбербанк предъявляем
к каждому человеку, который является
или хочет стать членом его
команды. Эти ценности – это свод
принципов, исходя из которых руководители
Банка будут ставить цели и
определять, достигнуты ли они. Эти
ценности лежат в основе взаимоотношений
между сотрудниками, системы управления
внутри Банка, а также взаимоотношений
Банка с клиентами, обществом, акционерами
и инвесторами. Осознание и разделение
философии и ценностей Банка
принципиально важно для