Совершенствование системы мотивации и стимулирования персонала на примере ОАО "Сбербанк России"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 15:53, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной работы – совершенствование системы мотивации персонала на предприятии на примере ОАО «Сбербанк России».
В соответствии с целью задачи дипломной работы можно сформулировать следующим образом:
изучить понятие мотивации, ее сущность, особенности мотивации сотрудников кредитных учреждений;
дать анализ текущей деятельности ОАО «Сбербанк России»;
проанализировать мотивационные процессы в ОАО «Сбербанк России»;
разработать рекомендации по совершенствованию мотивирования персонала.

Оглавление

Введение. 5
1. Теоретические аспекты системы мотивации и стимулирования персонала. 7
1.1 Сущность мотивации персонала как инструмента повышения эффективности деятельности организации. 7
1.2 Характеристика основных теорий мотивации 10
1.2.1 Содержательные теории мотивации. 10
1.2.2 Процессуальные теории мотивации 13
1.3 Мотивационные меры и стратегии в управлении персоналом. 16
2. Анализ деятельности ОАО «Сбербанк России». 20
2.1. Характеристика ОАО «Сбербанк России». 20
2.2. Анализ кадровой структуры ОАО «Сбербанк России». 22
2.3. Анализ действующей системы мотивации персонала ОАО «Сбербанк России». 26
3. Совершенствование системы мотивации персонала ОАО «Сбербанк России». 32
3.1. Создание модели нематериального стимулирования как способ совершенствования системы мотивации персонала. 32
3.2. Социально-экономическая эффективность предложенных мероприятий. 33
Заключение. 41
Список использованной литературы. 43
Приложение 44

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 264.47 Кб (Скачать)

2.2. Анализ кадровой структуры ОАО «Сбербанк России».

 

Персонал ОАО «Сбербанк России»  —  ключевой актив и главное  конкурентное преимущество, одна из главных  задач Банка—привлечь и сохранить  лучшие кадры. Компания убеждена в том, что каждый из многотысячного коллектива Банка должен обладать высочайшим уровнем  знаний и навыков — только так  возможно стать финансовой компанией  мирового уровня.

Сбербанк заинтересован в привлечении  персонала с самой высокой  квалификацией. Большинство  сотрудников  имеют высшее профессиональное образование, и их численность постоянно растет: на конец 2011 года она составила более 178 тыс. человек, что на 3 % больше, чем  в 2010 году.

Уровень текучести персонала в  среднем по Банку в 2011 году составил 14,2 %*. Уровень выбытия — 17,7 %**.

* Уровень текучести персонала  рассчитан в соответствии с  внутренней методикой Банка: отношение  числа уволенных в 2011 году по  инициативе работников, по инициативе  работодателя, по соглашению сторон  к фактической численности на 01.01.2011. 
** Уровень выбытия персонала рассчитан в соответствии с внутренней методикой Банка: отношение числа уволенных в 2011 году, за исключением переведенных на другую работу, к фактической численности на 01.01.2011.

Таблица 2.2.1 - СРЕДНЕСПИСОЧНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ СОТРУДНИКОВ

 

2008

2009

2010

2011

Сбербанк

259 999

252 398

237 253

231 304

Территориальные банки, в том числе

234 244

246 865

228 912

221 926

Байкальский

7 826

7 490

6 882

6 718

Волго-Вятский

25 258

24 201

22 749

21 595

Восточно-Сибирский

6 654

6 465

6 068

5 769

Дальневосточный

9 369

9 155

8 232

8 040

Западно-Сибирский

9 500

8 993

8 465

7 933

Западно-Уральский

10 966

10 838

10 297

9 921

Московский

 

20 519

17 283

16 710

Поволжский

27 870

26 235

24 771

23 441

Северный

9 595

9 342

8 911

8 680

Северо-Восточный

4 041

3 993

3 714

3 594

Северо-Западный

20 454

20 376

18 808

18 247

Северо-Кавказский

8 942

8 826

7 932

7 835

Сибирский

16 780

16 120*

14 981*

14 460

Среднерусский

23 399

22 162

20 290

19 733

Уральский

21 524

21 073

19 822

19 966

Центрально-Черноземный

15 970

15 241

15 246

15 397

Юго-Западный

16 096

15 836

14 461

13 887

Центральный аппарат

25 755**

5 533

8 341***

9 378***


* Включая бывший  Алтайский территориальный банк. 
** Включая численность отделений в Москве. 
*** Включая ОО ЦСКО.

В процессе управления персоналом Сбербанк предоставляет всем категориям сотрудников равные возможности  для развития и карьерного роста, избегая проявления любых форм дискриминации  по полу, возрасту и другим признакам.

Таблица 2.2.2 - ФАКТИЧЕСКАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ СОТРУДНИКОВ БАНКА В РАЗБИВКЕ ПО ТИПУ ЗАНЯТОСТИ, ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ, ПОЛУ

 

Всего*

По возрастным группам

По полу

   

до 30 лет

30-50 лет

старше 50 лет

женщин

мужчин

2008

269 098

85 230

146 879

36 989

206 381

62 717

2009

249 829

75 985

141 029

32 815

192 052

57 777

2010

241 327

74 869

136 163

30 295

186 154

55 173

2011

241 037

81 091

131 355

28 591

183 851

57 186


 

Таблица 2.2.3 - ФАКТИЧЕСКАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ СОТРУДНИКОВ БАНКА В РАЗБИВКЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ, КАТЕГОРИЯМ

 

По образованию

По категориям

 

с высшим профессиональным образованием

со средним профессиональным образованием

с прочим образованием

административно-управленческий персонал

операционно-кассовые работники

прочие категории сотрудников

2008

174 537

60 118

34 443

134 684

105 207

29 207

2009

172 712

52 079

25 038

126 098

99 184

24 547

2010

173 115

46 003

22 209

125 752

93 734

21 841

2011

178 550

42 596

19 891

135 266

84 562

21 209


При формировании органов  управления как Банка в целом, так и территориальных банков компания стремится соблюдать принципы равноправия, поэтому основными критериями оценки персонала являются профессиональные характеристики и уровень компетенции.

Рисунок 2.2.1

Рисунок 2.2.2 

 

 

Рисунок 2.2.3

Таким образом, проанализировав  приведенные выше данные, можно сказать, что кадровая структура ОАО «Сбербанк  России» действительно является одной из сильнейших основ построения крепкой, надежной структуры, позволяющей  достигать самых высоких результатов.

 

2.3. Анализ действующей  системы мотивации персонала  ОАО «Сбербанк России».

ОАО «Сбербанк России»  ставит перед собой весьма амбициозные  цели, и их достижение напрямую связано  с лояльностью и целеустремленностью  всех, кто работает в данной компании. В связи с этим важным аспектом стратегии Банка является мотивация  персонала. Организация стремится  вознаградить своих сотрудников  за их труд и обеспечить им достойный  материальный достаток. Средняя заработная плата в Банке выросла по сравнению  с 2010 годом на 17 % и составляет 51 849 рублей. Таким образом, можно констатировать, что доходы сотрудников компании достигли рыночного уровня, а при  высоких личных показателях эффективности  и хороших финансовых результатах  Банка, от которых зависит размер премиальных выплат, доходы оказываются ощутимо выше, чем у коллег из других банков и предприятий в регионе.

Ежегодное исследование вовлеченности  сотрудников Сбербанка — в 2011 году в нем приняли участие  более 100 тыс. сотрудников — показало значительную положительную динамику по удовлетворенности системой поощрения  и вознаграждения.

Такой результат был достигнут  в первую очередь благодаря внедрению  новых принципов мотивации персонала:

  • внутренняя справедливость в области оплаты труда реализована через построение разрядной системы на основе анализа и оценки должностей по международно признанной методологии;
  • внешняя конкурентоспособность заработных плат работников ОАО «Сбербанк России» обеспечена тщательным сравнением с рыночными уровнями оплаты труда по должностям и регионам;
  • возможность влиять на размер своего дохода предоставлена  сотрудникам Банка через систему управления эффективностью деятельности, устанавливающую непосредственную взаимосвязь между вознаграждением и результатами труда.

В целях мотивации молодых  сотрудников в 2011 году в Сбербанке  был проведен суперфинал Корпоративного чемпионата по управлению Банком, в  котором приняли участие 3 550 молодых  сотрудников Центрального аппарата, территориальных и дочерних банков.

В 2011 году в Банке была разработана и утверждена Политика льгот и привилегий, распространяемая на всех сотрудников Банка и определяющая основные принципы и элементы Системы  льгот и привилегий. Данная система  включает в себя: целевые корпоративные  программы, программы социальной направленности и статусные льготы.

Целевые корпоративные программы  определяют единые для всех подразделений  Банка льготы для работников. Они  не связаны с прямыми денежными  выплатами, направлены на поддержку  основополагающих ценностей (здоровье, развитие, стабильность, защищенность) и включают: корпоративную пенсионную программу, добровольное медицинское страхование, страхование от несчастных случаев и тяжелых заболеваний, программы здорового образа жизни и поддержки занятий спортом, предоставления кредитов работникам по специальным процентным ставкам, корпоративные скидки для работников от внешних организаций.

В рамках программ социальной направленности Банк предоставляет  материальную помощь сотрудникам в  сложных жизненных ситуациях, в  связи с рождением детей, погребением  близких родственников, юбилеями, выходом  на пенсию. Для отдельных категорий  предоставляются компенсации при  переезде, связанном со сменой места  работы внутри Банка при переезде в другой регион. Конкретный перечень льгот, размеры выплат, льготные категории  сотрудников определяются на уровне территориальных подразделений  Банка с учетом региональной специфики.

Компания заинтересована в создании условий, при которых сотрудники связывали бы свое будущее с будущим Банка. В 2011 году решением Правления началась реализация корпоративной пенсионной программы Сбербанка. Участниками программы стали более 150 тыс. работников на всей территории России. Для банковского сектора подобный проект является уникальным как по численности, так и по территориальному охвату. Внедрение программы связано со стремлением сохранить уровень жизни сотрудников после выхода на пенсию.

Программа определяет общие  для всех работников принципы формирования пенсионных накоплений и условия  для назначения негосударственной  пенсии. Под действие программы попадают сотрудники со стажем работы в Сбербанке  не менее трех лет (ежегодно в пользу них производится резервирование средств), а при достижении семилетнего  стажа накопленные средства переводятся  на именной пенсионный счет сотрудника в НПФ Сбербанка. Корпоративная  пенсионная программа распространяется на сотрудников, которым осталось более  пяти лет до пенсии. Для сотрудников, которым до пенсии осталось менее пяти лет, коэффициент замещения за счет корпоративной части составляет от 2,5 до 5 % от оклада.

Программа реализуется совместно  с Негосударственным пенсионным фондом Сбербанка, учрежденным в 1995 году. Фонд входит в ТОП-10 НПФ Российской Федерации и имеет рейтинг  наивысшей надежности (А++) «Эксперт РА» и максимальной надежности (ААА) Национального рейтингового агентства[10].

Таблица 2.3.1- ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ БАНКА*

 

Пенсионный план с установленными выплатами**

Пенсионный план с установленными взносами***

Участники

Все сотрудники Группы (включая  вышедших на пенсию), получающие в настоящее  время пенсии, и сотрудники, которым  до наступления пенсионного возраста на начало 2011 года осталось 5 лет и  менее

Все сотрудники, имеющие  непрерывный трехлетний стаж работы в Группе, за исключением членов Правления и сотрудников, которым  до наступления пенсионного возраста осталось 5 лет и менее или уже  имеющих право на пенсию

Условия

Размер выплат определяется стажем работы сотрудника в Группе на момент выхода на пенсию

Право на пенсионные накопления получают сотрудники, непрерывный трудовой стаж работы в Группе которых достиг 7 лет, а пенсионный взнос устанавливается  в процентах от оклада

Численность участников

На конец 2011 года: 93 058 человек  
На конец 2010 года: 296 315 человек

На конец 2011 года: 169 982 человека**

Пенсионные обязательства

В 2011 году: 4 650 млн руб.  
В 2010 году: 7 842 млн руб.

Расходы по пенсионным обязательствам

В 2011 году: 685 млн руб.****  
В 2010 году: 1 898 млн руб.****


ОАО «Сбербанк России» поощряет стремление сотрудников к самосовершенствованию  и достижению выдающихся результатов  в работе. Кроме финансовой мотивации,  уделяется большое внимание публичному признанию их заслуг. В Банке действует система поощрения сотрудников и трудовых коллективов за достижение наивысших показателей производственной деятельности. Каждый год  проводится традиционный конкурс по достижению лучших показателей деятельности среди территориальных банков, а также конкурсы «Лучший по профессии». Победителям конкурса предоставляются различные возможности для профессионального развития, в числе которых стажировки в лучших подразделениях территориальных банков и в центральном аппарате, участие в конференциях по обмену опытом, возможность получения дополнительного образования.

Среди нематериальных стимулов также  можно отметить систему внутрикорпоративных  наград: Благодарность Президента Банка, почетные знаки отличия, медаль, почетные и юбилейные грамоты, занесение  в Книгу Почета. В отношении  наиболее отличившихся сотрудников  Банк ходатайствует о награждении  их государственными наградами и  знаками поощрения.

Информация о работе Совершенствование системы мотивации и стимулирования персонала на примере ОАО "Сбербанк России"