Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 15:53, курсовая работа
Основная цель данной работы – совершенствование системы мотивации персонала на предприятии на примере ОАО «Сбербанк России».
В соответствии с целью задачи дипломной работы можно сформулировать следующим образом:
изучить понятие мотивации, ее сущность, особенности мотивации сотрудников кредитных учреждений;
дать анализ текущей деятельности ОАО «Сбербанк России»;
проанализировать мотивационные процессы в ОАО «Сбербанк России»;
разработать рекомендации по совершенствованию мотивирования персонала.
Введение. 5
1. Теоретические аспекты системы мотивации и стимулирования персонала. 7
1.1 Сущность мотивации персонала как инструмента повышения эффективности деятельности организации. 7
1.2 Характеристика основных теорий мотивации 10
1.2.1 Содержательные теории мотивации. 10
1.2.2 Процессуальные теории мотивации 13
1.3 Мотивационные меры и стратегии в управлении персоналом. 16
2. Анализ деятельности ОАО «Сбербанк России». 20
2.1. Характеристика ОАО «Сбербанк России». 20
2.2. Анализ кадровой структуры ОАО «Сбербанк России». 22
2.3. Анализ действующей системы мотивации персонала ОАО «Сбербанк России». 26
3. Совершенствование системы мотивации персонала ОАО «Сбербанк России». 32
3.1. Создание модели нематериального стимулирования как способ совершенствования системы мотивации персонала. 32
3.2. Социально-экономическая эффективность предложенных мероприятий. 33
Заключение. 41
Список использованной литературы. 43
Приложение 44
2.2. Анализ кадровой структуры ОАО «Сбербанк России».
Персонал ОАО «Сбербанк России»
Сбербанк заинтересован в
Уровень текучести персонала в среднем по Банку в 2011 году составил 14,2 %*. Уровень выбытия — 17,7 %**.
* Уровень текучести персонала
рассчитан в соответствии с
внутренней методикой Банка:
** Уровень выбытия персонала рассчитан
в соответствии с внутренней методикой
Банка: отношение числа уволенных в 2011
году, за исключением переведенных на
другую работу, к фактической численности
на 01.01.2011.
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Сбербанк |
259 999 |
252 398 |
237 253 |
231 304 |
Территориальные банки, в том числе |
234 244 |
246 865 |
228 912 |
221 926 |
Байкальский |
7 826 |
7 490 |
6 882 |
6 718 |
Волго-Вятский |
25 258 |
24 201 |
22 749 |
21 595 |
Восточно-Сибирский |
6 654 |
6 465 |
6 068 |
5 769 |
Дальневосточный |
9 369 |
9 155 |
8 232 |
8 040 |
Западно-Сибирский |
9 500 |
8 993 |
8 465 |
7 933 |
Западно-Уральский |
10 966 |
10 838 |
10 297 |
9 921 |
Московский |
20 519 |
17 283 |
16 710 | |
Поволжский |
27 870 |
26 235 |
24 771 |
23 441 |
Северный |
9 595 |
9 342 |
8 911 |
8 680 |
Северо-Восточный |
4 041 |
3 993 |
3 714 |
3 594 |
Северо-Западный |
20 454 |
20 376 |
18 808 |
18 247 |
Северо-Кавказский |
8 942 |
8 826 |
7 932 |
7 835 |
Сибирский |
16 780 |
16 120* |
14 981* |
14 460 |
Среднерусский |
23 399 |
22 162 |
20 290 |
19 733 |
Уральский |
21 524 |
21 073 |
19 822 |
19 966 |
Центрально-Черноземный |
15 970 |
15 241 |
15 246 |
15 397 |
Юго-Западный |
16 096 |
15 836 |
14 461 |
13 887 |
Центральный аппарат |
25 755** |
5 533 |
8 341*** |
9 378*** |
* Включая бывший
Алтайский территориальный
** Включая численность отделений в Москве.
*** Включая ОО ЦСКО.
В процессе управления персоналом Сбербанк предоставляет всем категориям сотрудников равные возможности для развития и карьерного роста, избегая проявления любых форм дискриминации по полу, возрасту и другим признакам.
Всего* |
По возрастным группам |
По полу | ||||
до 30 лет |
30-50 лет |
старше 50 лет |
женщин |
мужчин | ||
2008 |
269 098 |
85 230 |
146 879 |
36 989 |
206 381 |
62 717 |
2009 |
249 829 |
75 985 |
141 029 |
32 815 |
192 052 |
57 777 |
2010 |
241 327 |
74 869 |
136 163 |
30 295 |
186 154 |
55 173 |
2011 |
241 037 |
81 091 |
131 355 |
28 591 |
183 851 |
57 186 |
По образованию |
По категориям | |||||
с высшим профессиональным образованием |
со средним профессиональным образованием |
с прочим образованием |
административно-управленческий персонал |
операционно-кассовые работники |
прочие категории сотрудников | |
2008 |
174 537 |
60 118 |
34 443 |
134 684 |
105 207 |
29 207 |
2009 |
172 712 |
52 079 |
25 038 |
126 098 |
99 184 |
24 547 |
2010 |
173 115 |
46 003 |
22 209 |
125 752 |
93 734 |
21 841 |
2011 |
178 550 |
42 596 |
19 891 |
135 266 |
84 562 |
21 209 |
При формировании органов управления как Банка в целом, так и территориальных банков компания стремится соблюдать принципы равноправия, поэтому основными критериями оценки персонала являются профессиональные характеристики и уровень компетенции.
Рисунок 2.2.1
Рисунок 2.2.2
Рисунок 2.2.3
Таким образом, проанализировав приведенные выше данные, можно сказать, что кадровая структура ОАО «Сбербанк России» действительно является одной из сильнейших основ построения крепкой, надежной структуры, позволяющей достигать самых высоких результатов.
2.3. Анализ действующей системы мотивации персонала ОАО «Сбербанк России».
ОАО «Сбербанк России»
ставит перед собой весьма амбициозные
цели, и их достижение напрямую связано
с лояльностью и
Ежегодное исследование вовлеченности сотрудников Сбербанка — в 2011 году в нем приняли участие более 100 тыс. сотрудников — показало значительную положительную динамику по удовлетворенности системой поощрения и вознаграждения.
Такой результат был достигнут
в первую очередь благодаря внедрению
новых принципов мотивации
В целях мотивации молодых сотрудников в 2011 году в Сбербанке был проведен суперфинал Корпоративного чемпионата по управлению Банком, в котором приняли участие 3 550 молодых сотрудников Центрального аппарата, территориальных и дочерних банков.
В 2011 году в Банке была
разработана и утверждена Политика
льгот и привилегий, распространяемая
на всех сотрудников Банка и
Целевые корпоративные программы определяют единые для всех подразделений Банка льготы для работников. Они не связаны с прямыми денежными выплатами, направлены на поддержку основополагающих ценностей (здоровье, развитие, стабильность, защищенность) и включают: корпоративную пенсионную программу, добровольное медицинское страхование, страхование от несчастных случаев и тяжелых заболеваний, программы здорового образа жизни и поддержки занятий спортом, предоставления кредитов работникам по специальным процентным ставкам, корпоративные скидки для работников от внешних организаций.
В рамках программ социальной
направленности Банк предоставляет
материальную помощь сотрудникам в
сложных жизненных ситуациях, в
связи с рождением детей, погребением
близких родственников, юбилеями, выходом
на пенсию. Для отдельных категорий
предоставляются компенсации
Компания заинтересована в создании условий, при которых сотрудники связывали бы свое будущее с будущим Банка. В 2011 году решением Правления началась реализация корпоративной пенсионной программы Сбербанка. Участниками программы стали более 150 тыс. работников на всей территории России. Для банковского сектора подобный проект является уникальным как по численности, так и по территориальному охвату. Внедрение программы связано со стремлением сохранить уровень жизни сотрудников после выхода на пенсию.
Программа определяет общие для всех работников принципы формирования пенсионных накоплений и условия для назначения негосударственной пенсии. Под действие программы попадают сотрудники со стажем работы в Сбербанке не менее трех лет (ежегодно в пользу них производится резервирование средств), а при достижении семилетнего стажа накопленные средства переводятся на именной пенсионный счет сотрудника в НПФ Сбербанка. Корпоративная пенсионная программа распространяется на сотрудников, которым осталось более пяти лет до пенсии. Для сотрудников, которым до пенсии осталось менее пяти лет, коэффициент замещения за счет корпоративной части составляет от 2,5 до 5 % от оклада.
Программа реализуется совместно с Негосударственным пенсионным фондом Сбербанка, учрежденным в 1995 году. Фонд входит в ТОП-10 НПФ Российской Федерации и имеет рейтинг наивысшей надежности (А++) «Эксперт РА» и максимальной надежности (ААА) Национального рейтингового агентства[10].
Таблица 2.3.1- ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ БАНКА*
Пенсионный план с установленными выплатами** |
Пенсионный план с установленными взносами*** | |
Участники |
Все сотрудники Группы (включая
вышедших на пенсию), получающие в настоящее
время пенсии, и сотрудники, которым
до наступления пенсионного |
Все сотрудники, имеющие
непрерывный трехлетний стаж работы
в Группе, за исключением членов
Правления и сотрудников, которым
до наступления пенсионного |
Условия |
Размер выплат определяется стажем работы сотрудника в Группе на момент выхода на пенсию |
Право на пенсионные накопления получают сотрудники, непрерывный трудовой стаж работы в Группе которых достиг 7 лет, а пенсионный взнос устанавливается в процентах от оклада |
Численность участников |
На конец 2011 года: 93 058 человек |
На конец 2011 года: 169 982 человека** |
Пенсионные обязательства |
В 2011 году: 4 650 млн руб. | |
Расходы по пенсионным обязательствам |
В 2011 году: 685 млн руб.**** |
ОАО «Сбербанк России» поощряет
стремление сотрудников к
Среди нематериальных стимулов также можно отметить систему внутрикорпоративных наград: Благодарность Президента Банка, почетные знаки отличия, медаль, почетные и юбилейные грамоты, занесение в Книгу Почета. В отношении наиболее отличившихся сотрудников Банк ходатайствует о награждении их государственными наградами и знаками поощрения.