Состояние и тенденции развития розничной торговой сети (на материалах ООО «Евроторг»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 10:06, курсовая работа

Краткое описание

Розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.
За период рыночных преобразований она претерпела коренные изменения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….
1.Розничная торговая сеть: понятия, характеристика отдельных видов, типизация, специализация, современные форматы торговли…….
2.Состояние розничной торговой сети ООО «Евроторг»………………..
3.Современные тенденции развития розничной торговой сети ООО «Евроторг»………………………………………………………………………………..
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Учреждение образования 1.doc

— 3.19 Мб (Скачать)

     Гастроном  — это универсальный продовольственный  магазин небольшой площади (250—300 кв. м) при работе традиционным методом. Как правило, включает несколько необходимых секций: молочную, мясную, гастрономию, напитки, бакалею, хлебобулочные изделия (если хватает места), сопутствующие товары. Гастрономы работают и в те дни, когда более крупные магазины закрыты.

     Мини-маркеты  имеют небольшую площадь (60—80 кв. м). В них — традиционый метод продажи, некоторые работают по методу самообслуживания. Поставки товаров — от дистрибьюторов или от оптовых магазинов.

     Специализированные магазины работают с одной товарной группой или ее частью. Товарооборот от товаров основного ассортимента составляет в них 80%. Основная отличительная особенность специализированных магазинов от супермаркетов — насыщенность и глубина ассортимента и оказание сервиса при выборе товара. Но у этих магазинов есть и недостатки: при специализации ограничивается комплексность покупки, что нередко создает неудобства покупателям, вызывая необходимость посещать несколько магазинов; ограниченный круг посетителей; конкуренция со стороны крупных супермаркетов, руководство которых постоянно работает над расширением и углублением товарных групп; продавцы должны обладать гораздо большими знаниями о товаре.  Специализированные магазины «Продукты» и другие продуктовые магазины составляют 80—90% общего числа розничных торговых точек России, и на них приходится приблизительно 60% общих объемов сбыта продуктов народного потребления (не считая киосков и павильонов).

     Розничная  торговая сеть Белоруссии  сегодня широко представлена мелкорозничной сетью, к которой относятся павильоны, киоски, палатки и торговые автоматы.

     Через  павильоны, палатки, киоски осуществляется  продажа товаров массового, повседневного  спроса (кондитерские изделия, сигареты, пиво и др.). Мелкорозничная сеть обладает высокой мобильностью, что позволяет максимально приблизить товары к покупателям и тем самым сократить затраты времени на их покупку. Развитие мелкорозничной торговой сети не требует больших капиталовложений, позволяет использовать на ее строительство дешевые материалы. Многие из таких объектов работают 24 часа в сутки. Однако в этой сети отсутствуют должные удобства для покупателей в выборе товаров и надлежащие условия труда для продавцов.

     Павильон  — это закрытое, оборудованное  строение, имеющее торговый зал и помещение для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

     Киоск  — это закрытое, оснащенное торговым  оборудованием строение, не имеющее  торгового зала и помещений  для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас. Торговля ведётся товарами широкого потребления: газеты, журналы, прохладительные напитки, сигареты, бижутерия, сувениры.

     Палатка  — легко возводимая сборно-разборная  конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавцов, на площади которой размещен товарный запас на один день торговли.

За рубежом  известны и другие типы магазинов.

     Суперсторы  специализируются на продаже  определенных товаров, похожи  на гипермаркеты, но торгуют они  не продовольственными, а потребительскими  товарами. Разница между ними и гипермаркетами становится в чем-то ощутимой только при площадях последних свыше 5000 кв. м.

     Суперетта  — магазин самообслуживания с  площадью торгового зала от 120 до 400 кв. м. Торгует широким ассортиментом  продовольственных товаров, включая  фрукты и овощи, и ограниченным  ассортиментом непродовольственных. 

     Кауфхалле — магазин самообслуживания по торговле товарами повседневного спроса. В торговом зале площадью 200—300 кв. м продаются продовольственные и непродовольственные товары, последние занимают в товарообороте около 8%. Располагается в отдельно стоящих одноэтажных зданиях. В настоящее время построены кауфхалле с площадью торгового зала 1500 кв. м и более, приближающиеся по типу к супермаркетам.Распространены в Германии.

     Суперонтер  — магазин по торговле скоропортящимися  товарами, располагающийся чаще всего вне города.

     Конвиннесонтер  — небольшой магазин с ограниченным  ассортиментом продуктов высокой степени готовности (как дополнение к крупному магазину).

     Супертриадо  — новая модель крупного магазина, имеющая современный торговый центр с реализацией высококачественных дорогостоящих товаров, зону супермаркета-склада, зону продажи товаров улучшенного качества.

     Арагонтер  — розничное предприятие с  высокой степенью автоматизации  операций, где принимают кредитные и дебиторские карточки.

     Одно из перспективных направлений совершенствования розничной торговли сети - ее специализация.

     Специализация  – это форма разделения труда  между торговыми объектами по  розничной продоже отдельных  групп товаров для наиболее  полного удовлетворения спроса населения. Она способствует облегчению труда торговых работников и росту его производительности, более эффективному использованию материально- технической базы торговли и оказывает положительное влияние на уровень обслуживания покупателей.

     Специализация магазинов может осуществляться по товарному профилю, формам торгового обслуживания, функциональной роли.

      Ведущим направлением специализации  является специализация магазинов  по товарному признаку, предусматривающая  ограничение их деятельности  торговлей отдельными видами или группами товаров при одновременном расширении внутригруппового ассортимента.

    Необходимость специализации розничных торговых предприятий - следствие постоянного расширения ассортимента товаров, который нуждается в глубоком расчленении всей товарной массы на группы. В специализированных магазинах имеются лучшие условия для более тщательного изучения покупательского спроса, повышения квалификации торговых работников, покупателям предлагаются товары широкого ассортимента в пределах одной или нескольких товарных групп.

     В  то же время чрезмерная специализация  магазинов может отрицательно  сказаться на торговом обслуживании населения, так как она может привести к территориальному удалению их от потребителей, что в свою очередь вызовет увеличение затрат времени на приобретение товаров.

      С учетом товарной специализации  магазины делят на следующие  группы:

-узкоспециализированные;

-специализированные;

-комбинированные;

-универсальные;

-смешанные.

     Удобна  для покупателей и специализация на основе потребительских комплексов, так как позволяет совершить комплексную покупку в одном магазине. Это могут быть товары для женщин, для детей, для дома и т.д.

     В  системе потребительской кооперации  действуют в основном магазины, специализированные на базе товаров нескольких групп родственных по своему потребительскому назначению (мясо – рыба - овощи, галантерея - трикотаж и т.п.), или широкой номенклатуры товарных групп (универмаги, универсамы), или ведущие торговлю продовольственными и непродовольственными товарами - "Товары повседневного спроса".

     Уровень  специализации может быть определен  и путем отношения торговой  площади специализированных магазинов  к общей торговой площади магазинов  или отношением розничного товарооборота  специализированных магазинов к товарообороту всех магазинов.

     На  рациональное развитие розничной  торговой сети, ее построение  и размещение большое влияние оказывает типизация предприятий розничной торговли.

    Типизация – это процесс унификации торговых объектов с учетом их специализации и размера торговой площади. Под типизацией понимают систему мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов. Типизация способствует более рациональному управлению розничной торговой сети. Благодаря ей можно шире применять типовые решения по таким направлениям, как формирование товарного ассортимента, выбор торгово-технического оборудования, внедрение рациональной организации труда и т.д.

      К основным признакам, определяющим тип магазина, относятся ассортиментный профиль и размер торговой площади.

     Основные  типы магазинов представляют  собой предприятия, на основе  которых в перспективе должна быть создана рациональная система торгового обслуживания населения.

     Типы  магазинов для проектирования и нового строительства, в свою очередь, делятся на типоразмеры. Так, универмаги могут иметь размеры торговой площади 3500, 6500, 11000, 15500, 22000 кв. м.

      Типы торговых предприятий не  являются неизменными. Они совершенствуются под влиянием процессов, связанных с переходом к рыночной экономике, а также научно-технического прогресса и других факторов. Например, в последние годы в городах появились супермаркеты - крупные магазины самообслуживания с широким ассортиментом преимущественно продовольственных товаров и большим объемом товарооборота. Магазины, оснащены современной торговой мебелью и торгово-технологическим оборудованием, в них применяется прогрессивная технология.

      В кооперативной торговле в  перспективе смогут получить распространение кооперативные торговые центры, состоящие из трех интегрированных предприятий бизнеса: супермаркета; кафе быстрого питания и пекарни, реализующей свою продукцию через супермаркет и другие предприятия торговли.

     Формат  торговли: совокупность параметров, по которой определяется принадлежность торгового предприятия (как сетевого, так и независимого) к одному из распространенных в мировой практике видов.

     Как правило, каждый из форматов имеет устоявшееся наименование. На практике достаточно оценить предприятие по небольшому количеству параметров, опустив второстепенные и формирующиеся под воздействием местных условий. Это:

Площадь торгового  зала

* Количество  расчетно-кассовых узлов 

* Площадь складских,  вспомогательных, офисных помещений

     Присутствующие в ассортименте категории товара, ширина ассортимента

Количество  позиций в категориях, глубина  ассортимента

* Доля товара, производимого специально для  данного предприятия ("марки  продавца")

* Наличие собственного  производства продукции (для продовольственного сектора)

    Форма  обслуживания (для предприятий самообслуживания  отдельно оценивается и доля традиционной торговли "через прилавок")

Предоставляемый сервис

* Часы работы 

Списочное количество персонала 

Оборот за день, месяц, год

* Оборот с  единицы площади 

Среднее количество покупок в день

* Уровень цен  на базовые позиции ассортимента 

Знаком "*" отмечены параметры, применение которых  помогает уточнить принадлежность предприятия к тому или иному формату.

     Формат прежде всего ориентирован на покупателя, поэтому в приведенном списке отсутствует, например, такой важный для владельца бизнеса показатель, является магазин сетевым либо независимым. Вместе с тем, некоторые из форматов могут успешно существовать только в сетевом варианте, по достижении "критической массы" торговых площадей площадей.

     Безусловно, существуют и предприятия, которые  невозможно классифицировать, то есть отнести к одному из известных форматов либо его разновидностям. Это:

-магазины, не  имеющие собственной стратегии (аутсайдеры рынка). К этой группе относится большое количество постсоветских магазинов, а также многие (в том числе, крупные) предприятия, созданные в 90-х годах без учета необходимости противостоять сегодняшней интенсивной конкуренции);

-концептуальные  магазины с уникальным предложением  покупателю по ассортименту и сервису (авторские магазины, не путать с бутиками).

     Таким  образом, в 99,9 % случаев для  успеха торгового предприятия  необходимо соответствие одному из оправдавших себя в мировой практике форматов.

Продовольственные форматы.

     Кратко  охарактеризую форматы продовольственной  торговли.

Приложение 1

     Необходимые комментарии к таблице:

     Если  оставить в стороне специфику  гипермаркета (представление непродовольственной группы, то есть бытовой техники, одежды, игрушек, школьно-письменных принадлежностей), то можно сказать, что ширина ассортимента у перечисленных в таблице форматов распространяется на все продовольственные категории и так называемые "сопутствующие товары". Поэтому в приведенной таблице строка "Представленные товарные категории" отсутствует. Отличия заключаются только в глубине представления каждой из категорий. Если гипермаркет предлагает в одной категории до 1500 позиций, то жесткий дискаунт - в лучшем случае около 80.

     Поскольку  мы говорим о самообслуживании, отметим, что у первых трех  форматов значительное место занимают площади, отведенные под сервис с продавцом, то есть покупатель прямого доступа к товару не имеет.   Однако это дляподобным образом организованной торговли не принципиально, поскольку из-за прилавка покупатель получает упакованный и промаркированный товар, который затем вместе с другими оплачивает в кассе на выходе.

Информация о работе Состояние и тенденции развития розничной торговой сети (на материалах ООО «Евроторг»)