Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 10:39, шпаргалка
1.Целью изучения экономики является изучение действия экономических законов и форм проявления их в сельском хозяйстве. В переводе с латинского термин экономика означает – умение вести хозяйство.
Существует ряд определений «экономика». Рассмотрим некоторые из них.
Эк-ка – это совокупность общественных отношений, в которые вступают люди в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Такие отношения называются производственными.
Экономика – это совокупность всех видов производства, отраслей народного хозяйства, совокупность предприятий и организаций, производственный процесс, который служит в целях удовлетворения человеческих потребностей.
Социальная эффективность
агропромышленного комплекса
Эффективное развитие агропромышленного
комплекса создает необходимые предпосылки
для обеспечения нормальных условий работников
каждой сферы, отраслей и производств.
Это характеризуется снижением травматизма
на производстве, снижения заболеваемости
работников, улучшения использования
трудовых ресурсов в целом. В предприятиях
и отраслях, входящих в агропромышленный
комплекс имеются возможности для воспроизводства
кадров, улучшения социальных условий
работы и отдыха, строительства объектов
социально-культурного назначения.
В условиях перехода к рыночным отношениям,
начиная с 1992 г. несколько ухудшились социальные
условия жизни и отдыха работников агропромышленного
комплекса и особенно во второй сфере
по сравнению с городским населением.
Ввод в действие жилых домов в сельской
местности за период с 1991 по 1997 гг. сократился
более, чем в 3 раза, дошкольных учреждений
в 3,5 раза, общеобразовательных школ почти
в 4 раза, клубов и домов культуры в 4,2 раза.
9. Инфраструктура – это сочетание обслуживающих производств учреждений и устройств, обеспечивающих рациональное развитие и территориальную организацию производственных сил, высокий уровень жизни населения и сохранение окружающей среды.
В экономике инфраструктура
делится на две группы: производственную
и непроизводственную (социальную).
В первую группу включаются отрасли
инфраструктуры, непосредственно обслуживающие
материальное производство: железные
и шоссейные дороги, водоснабжение,
канализация и пр. Во вторую группу
включаются отрасли, опосредованно
связанные с процессом
Характерной чертой инфраструктурных
отраслей является их двойственный характер.
С одной стороны, без развития
этих отраслей невозможно существование
промышленности и сельскохозяйственных
предприятий, где производятся товары
и создаётся прибавочная
Двойственный характер инфраструктуры
превратил проблему её создания из
технической в социальную, а развитие
государственно-
10. Собственность и формы хозяйствования в АПК
За годы аграрных реформ существенно
изменилась организационная структура
предприятий по формам собственности.
Наибольшую долю в ней (87%) стали занимать
частные предприятия с
11. Под рынком понимают место, где реализуется и покупается продукция. Но это не полное представление о рынке.
Под рынком понимается система социально-экономических отношений в сфере обмена, реализации товаров и признание этих товаров обществом.
Рынок – это не только место купли-продажи, но и система отношений между продавцом и покупателем (Производителем и потребителем).
Полезность и значимость
товара получается в процессе купли-продажи.
Рынок информирует
Функции рынка:
1. Информационная. Дает информацию об уровне цен, процентной ставке на кредит, о качестве товаров.
2. Посредническая. Производители должны обмениваться результатами своей деятельности. Без рынка нельзя определить эффективность технических и экономических связей между участниками производства. Рынок дает выбор оптимального покупателя и оптимального продавца.
3. Ценообразующая. Рынок формирует цены на основании данных покупателя. Формирует подвижную связь между стоимостью и ценой.
4. Регулирующая. Рынок дает ответ на вопрос что, для кого и как производить.
Цена влияет на спрос почти всех товаров. Есть неэластичный спрос (соль, спички и т.д.), т.е. спрос на данные товары не меняется при изменении цены.
Увеличение цены – это сигнал к расширению производства. Эта динамика может приводить к стихийным бедствиям. Поэтому в сельском хозяйстве необходимо государственное регулирование. В западных странах допускается полуторное перепроизводство продуктов.
5. Санирующая. Происходит социальное расслоение. С помощью конкуренции рынок очищается от неустойчивых хозяйственных единиц.
Экономические предпосылки функционирования предприятий в условиях рынка
Совокупность обменных отношений
между производителями и
Воспроизводственный цикл завершается в сфере обращения. Основным регулятором объемов производства является потребительский спрос. Поэтому важно не только произвести продукцию, но и подготовить ее к реализации и доставить потребителю. При этом необходимо четко представлять конъюнктуру рынка, знать цены реализации и их колебания по сезонам года, дифференциацию цен в зависимости от качества продукции, обстановку на рынках сбыта в различных регионах и т.д. Поэтому каждый участник воспроизводственного цикла должен не только квалифицированно осуществлять процесс производства продукции но и хорошо владеть приемами и методами предпринимательской, коммерческой деятельности, четко определять затраты на производство продукции и результаты от ее реализации. Важно организовать производство тех видов продукции, которые пользуются повышенным спросом и хорошо оплачиваются покупателем, а применяемые технологии обеспечивают высокое качество продукции и низкие издержки производства.
Основной задачей рынка
является продвижение общественного
продукта от производства к потреблению.
При этом рынок призван не только
обеспечить население необходимыми
товарами. Он оказывает решающее значение
на все воспроизводственные
На рынке формируется
реализационная цена, как денежное
выражение стоимости товара, через
него происходит возмещение издержек
производства товаропроизводителю
и получение им прибыли, создаются
стимулы совершенствования
12.Валовая продукция предприятия — стоимость всех готовых изделий и полуфабрикатов, изготовленных в отчетном периоде из своего материала и материала заказчика за вычетом стоимости готовых изделий и полуфабрикатов потребленных в производстве.
То есть валовая продукция показывает только конечную стоимость произведенных товаров и не включает стоимость изделий потребленных внутри предприятия.
Товарная продукция
Товарная продукция (Объем продукции, услуг) — продукция произведенная для реализации за пределами предприятия. Можно определить на основе валовой продукции, для этого из валовой продукции вычитается стоимость незавершенного производства и полуфабрикатов.
Стоимость продукции определяется в отпускных ценах предприятия:
в фактически действующих ценах
в фиксированных (сопоставимых) ценах
13.Качество товарной продукции
- совокупность свойств
прод. обуславливающих ее
Задачи:
способствует росту
способств повышен эк эф-ти за счет роста цен;
обеспечив. гарантирован. сбыт продукц;
расширение экспортн.
способств.обеспечению населен
прод-циейбезопасню для
способств.выбору наиб. оптимальн. варианта реализац.прод.
Кач-во с.хпрод. формир-ся при наличии и под влиянием комплекса кач-ыххар-к произв-ых затрат:
-кол-во раб.силы (фондовооружен-ть,квалификац, материальн.заинтересован);
-кол-во земельн. и др.
-кол-во матер.ресурс (ОПФ
и ОС промышлен и с.
Конкурентоспособная продукции – облад.более высокими потребительн. св-ми посравнен.с аналогами и пользующаяся вследствии этого повышен.платежным спросом.
14. ТИПЫ РЫНКОВ, ИХ ФУНКЦИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ.
С точки зрения характера рыночных связей современный рынок подразделяется на:
рынок готовой продукции,характеризуется тем, что в процессе производства не известен конкретный покупатель (хотя известен и определен сегмент рынка). Потребители, равно как и цена, выявл-ся в процессе купли-продажи. Сказанное выше в полной мере относится и к рынку продовольствия.
рынок госзаказов, характеризуется стремлением производителей формировать портфель самых выгодных заказов с целью максимизации прибыли с учетом законов рынка и своих материальных интересов. Такой тип рынка также приемлем для характеристики рынка продовольствия, поскольку несет в себе стратегические функции по обеспечению качественным полноценным питанием населения страны
Рынки заказов и готовой
продукции тесно
Функции продовольственного рынка:
обеспечение в полной мере платежеспособных потребностей населения в продуктах питания.
реализация части совокупного общественного продукта для личного потребления.
формирование ассортимента, состава и качества продукции,
стимулирования развития производства,
Кроме основных, рынок выполняет
ряд вспомогательных функций, таких,
как складирование, хранение, транспортировка,
обработка и переработка сырья;
информационно-мотивационную
Для повышения эффективности
процессов, протекающих при выполнении
рынком своих функций, существует инфраструктура.
Она использует для рынка услуги
коммерческих банков и финансовых учреждений,
бирж, налоговой системы, страховых
компаний, рекламных и информационных
агентств, торговых палат, организаций,
проводящих аукционы, предприятий оптовой
и розничной торговли, ярмарок, выставочных
комплексов, аудиторских фирм и т.п.
Кроме того, инфраструктура рынка
выполняет функцию контроля качества
продукции. Современный рынок
По признаку территориальных границ выделяют:
мировой рынок
рынок межгосударственных образований (ЕС, СНГ)
внутренние рынки государства
В рамках внутренних рынков различают:
общенациональные
региональные
локальные рынки
Применительно к условиям республики региональные и локальные рынки относятся к местным рынкам.
По стадиям движения товаров в сфере обращения и масштабам совершения актов купли-продажи различают оптовый рынок и рынок розничной торговли продовольствием.
Дальнейшую классификацию можно проводить по:
товарно-отраслевым признакам (рынок машин и оборудования, минерального сырья и топлива, сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров и др.)