Шпаргалка по дисциплине "Экономика предприятия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 10:05, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по дисциплине "Экономика предприятия".

Файлы: 1 файл

Ekonomika_predpriyatiya_shpory.docx

— 159.91 Кб (Скачать)

Под  премированием  понимается  выплата  работникам  вознаграждения сверх основного заработка в целях поощрения их за достигнутые результаты.

Основные принципы премирования на предприятии:

Размер премии должен быть связан с теми экономическими выгодами, которые принес работник предприятию.

Начисление и выплата премий производится на основании действующего Положения о премировании на предприятии.

Премирование работников производится по заранее определенным показателям.

В Положении о премировании должен быть определен конкретный круг премируемых по каждому из видов премирования, конкретизированы показатели и условия премирования работников с учетом их участия в деятельности.

Основанием для начисления премии являются данные бухгалтерской и статистической отчетности, а по показателям, по которым такая отчетность не предусмотрена, по данным оперативного учета, утверждается соответственно должностным лицам.

Классификация форм премирования.

Время выплат: по итогам работы за месяц, по итогам работы за квартал, по итогам работы за год.

Периодичность выплат: регулярное, единоразовое.

Финансового источника выплат: фонд оплаты труда, фонд потребления.

Порядок определения размера выплат: фиксированный, процент от какого-либо показателя.

 

 

53. Объекты интеллектуальной собственности: сущность, назначение, классификация.

Интеллектуальная собственность – результаты интеллектуальной деятельности, такие как: произведения науки, лит-ры и искусства, изобретения.

Объекты интеллектуальной собственности:

- Объекты авторского права и  смежных прав: объекты авторского  права(произведения науки,л-ры,искусства) и смежных прав (исполнения,фонограммы,передачи эфирного и кабельного вещания)

- объекты промышленной собственности:

  • Изобретения,полезные модели,промышленные образцы.
  • Средства индивидуализации: товарные знаки и знаки обслуживания,географические указания,фирменные наименования.

По степени правовой защищенности ОИС могут быть защищены: патентами на изобретение; зарегистрированными лицензиями; патентами на промышленные образцы; свидетельствами на товарный знак; авторскими правами.

Патент – юридически закрепленное исключительное право пользования производства и продажи продукции на период, предусмотренный законодательством. Распространяется на новые и обладающие существенными отличиями технические решения, дающие положительный экономический эффект.

Объект патента на изобретения явл.: устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма,культуры клеток растений и животных, применение ранее известных устройств, способа,вещества,штамма по новому назначению.

Авторское свидетельство – документ, удостоверяющий авторское право на изобретение.

Лицензия – право на осуществление лицензированного вида деятельности при обязательном соблюдении лиценз. требований и условий, выданное лицензирующим органом юр. лицу или ИП.

Лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории РБ требуется получение лицензии в соответствии с законодательством.

Изобретение – новое решение, относящееся к продукту или способу выполнения взаимосвязанных действий над матер. объектом или с помощью матер. объектов, имеющее изобретательский уровень и промышленное применение.

Полезная модель – конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей, имеющее промышленное применение.

Промышленный образец – это результат творческой деятельности, направленный на художественное решение внешнего вида изделия, явл. новым или оригинальным.

Товарный знак – средство индивидуализации продукции предприятия.

Фирменные наименования – это специальные наименования, являющиеся частью полного или сокращенного наименования юридического лица, используемое для отличия от других юридических лиц.

Коммерческая тайна (ноу-хау) – перечень информации, относящаяся к коммерческой тайне определяется внутренним положением предприятия.

Деловая репутация фирмы – стоимостная категория, разница между стоимостью фирмы и стоимостью активов.

 

 

 

 

 

 

54. Интеллектуальная собственность как актив предприятия.

Нематериальные активы – часть имущественного комплекса организации, которая представлена правами пользования ОИС.

Условия немат. активов:

1. отсутствие материально-вещественной  формы.

2. использование в производстве  продукции или управленческих  нужд.

3. использование в течение длительного  периода времени(больше 12 месяцев)

4. способны приносить экономические  выгоды или доход

5. наличие оформленных документов, подтверждающих существование самого  актива.

В состав нематериальных активов не включается: индивидуальные и деловые качества персонала, т.к. они не отделены от их носителей и не могут использоваться.

Деление по классификационному признаку и группы нематериальных активов:

- степень участия в производстве: функционирующие, нефункционирующие.

- степень влияния на финансовый  результат предприятия: объекты  нематериальных активов опосредованно влияющие на финансовый результат; объекты нематер. активов, способные приносить доход прямо после внедрения в производство.

- по степени правовой защищенности: защищаемые охранными документами; не защищенные.

- степень вложения индивидуального  труда раб.предпр.: единоличные; равные; приобретенные со стороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

55. Учет и оценка ОИС на предприятии.

 

 Учет ОИС в нематериальных  активах основывается на:

- документах, подтверждающих права правообладателя и отражающих сущность сделок и хозяйственных операций

- документах, отражающих факт поступления или выбытия активов

- соответствующие платежные документы  и документы, подтверждающие осуществление  платежей и других расчетов.

ОИС учитываются по:

Первоначальной стоимости

Остаточной стоимости

Ликвидационной стоимости

Стоимости замещения

Первоначальная стоимость – величина фактических затрат предприятия на приобретение ОИС, в кот. включ.:

- суммы, уплачиваемые организации  по заключению договора купли-продажи

- сумма, уплачиваемая сторонним  организациям за инфу и консультативные  услуги, связ. с приобретением нематериальных активов

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической  организации, через которую приобретены  нематериальные активы

- иные затраты по приобретению  и затратам доведения нематериальных  собственностей, в котором они  пригодны к использованию.

Остаточная стоимость – разность между первоначальной стоимостью и накопленной суммой амортизации по конкретному виду нематериального актива.

Ликвидационная стоимость – стоимость ОИС при продаже, банкротстве.

Стоимость замещения – наименьшая стоимость эквивалентного ОИС.

Основными показателями, определяющими стоимость ОИС явл.:

- надежность правовой охраны

- возможность оцениваемого объекта  свободно продаваться на рынке

- технико-экономическая значимость  объекта правовой охраны

- издержки владельца на создание,разработку объектов правовой охраны

- издержки владельца на патентование

Показатель эффективного использования ОИС на предприятии:

Рентабельность ОИС

Роис =

Фондоотдача ОИС

ФОоис = 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономика предприятия"