Роль и значение повышения эффективности производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 02:47, реферат

Краткое описание

Проблема повышения эффективности управления в целях обеспечения оптимизации эффективности функционирования – одна из важнейших для предприятия. Понятие эффективности является многогранным, особенно учитывая, что слово «эффект» (от лат effectus – исполнение, действие и efficio – действую, исполняю означает как результат каких-либо действий, так и впечатление, производимое кем-либо на кого-либо. Это впечатление может иметь экономическую, экологическую, организационную, правовую, социальную, этическую и иные окраски и соответственно может иметь различные результаты.
Поэтому эффективность в целом следует понимать комплекс экономических, социальных экологических и других проблем, которые должны решаться системно.

Файлы: 1 файл

Диплом мой.docx

— 194.19 Кб (Скачать)

Во- вторых, усиление ответственности  за принимаемые решения тесно  связано и с повышением степени риска в инвестиционной деятельности и развитии производства, когда регулятором производства главным образом выступают рыночные отношения, здесь уже необходима целая система страхования, независимой экспертизы проектов, использование услуг консультативных фирм. В- третьих, учитывая динамичность производства и инвестиций, усиливается значение оценки фактора времени при обосновании и достижении финансовых результатов на основе дисконтирования (формулы сложных процентов). В- четвертых, в отличие от командно- административной системы управления в условиях рыночных отношений и многообразия форм собственности взамен единых, централизованно утверждаемых экономических норм и нормативов эффективности, применяются индивидуальные нормативы, формирующиеся под влиянием рынка. При этом индивидуальные нормы весьма динамичны, они изменяются во времени под влиянием рынка. Они и учитываются при экономическом обосновании эффективности принимаемых решений (нормы прибыли по предприятиям, нормы амортизации, нормы расхода сырья и материалов).

Важнейшим фактором повышения  эффективности общественного производства, обеспечение высокой его эффективности был и остается научно-технический прогресс. До последнего времени НТП проистекал эволюционно.

Преимущество отдавалось совершенствованию уже существующих технологий, частичной модернизации машин и оборудования. Такие меры давали определенную, но незначительную отдачу. Недостаточны  были стимулы разработки и внедрения мероприятий по новой технике. В современных условиях формирования рыночных отношений нужны революционные, качественные изменения, переход к принципиально новым технологиям, к технике последующих поколений – коренное перевооружение всех отраслей народного хозяйства на основе новейших достижений науки и техники. Важнейшие  направления НТП: широкое освоение прогрессивных технологий; автоматизация производства; создание использование новых видов материалов.

В условиях перехода к рыночной экономике, ее начального этапа очень важны мероприятия научно-технического характера. Коллективы предприятий, их руководители главное внимание уделяют материальному стимулированию труда.

Большая часть  прибыли после уплаты налогов  направляется в фонд потребления.

Такое положение ненормально. Очевидно, по мере развития рыночных отношений предприятия начнут уделять должное внимание развитию производства  на перспективу и будут направлять необходимые средства на новую технику, обновление производства, на освоение и выпуск новой продукции. Помимо того, необходимо создать организационные предпосылки, экономические и социальные  мотивации для творческого труда ученых, конструкторов, инженеров, рабочих. Коренные преобразования в технике и технологии, мобилизация всех, не только технических, но и организационных, экономических и социальных факторов создадут предпосылки для значительного повышения производительности труда.

Предстоит обеспечивать внедрение  новейшей техники и технологии, широко применять на производстве прогрессивные формы научной организации труда, совершенствовать его нормирование, добиваться роста  культуры производства, укрепление порядка и дисциплины, стабильность трудовых коллективов. Хотя, все выше сказанное крайне важно и необходимо для современных предприятий, но нужно учитывать реалии сегодняшней жизни. Подобные меры смогут внедрить, наверное, очень нескоро и очень немногие предприятия из-за сложившегося и недавно обострившегося экономического,  социального кризиса.

Одним из важных факторов интенсификации и повышения эффективности производства является режим экономии. Ресурсосбережение должно превратиться в решающий источник удовлетворения растущей потребности в топливе, энергии, сырье и материалах. В решении всех этих вопросов важная роль принадлежит промышленности. Предстоит создать и оснастить народное хозяйство машинами, оборудованием, обеспечивающую высокую эффективность использования конструкционных и других материалов, сырьевых и топливно – энергетических ресурсов, создание и применение высокоэффективных малоотходных и безотходных технологических процессов. Поэтому так необходима модернизация отечественного машиностроения - решающее условие ускорения НТП, реконструкции всего народного хозяйства. Нельзя забывать и об использовании вторичных ресурсов.

В условиях перехода от командно-административной к рыночной экономике основными направлениями повышения экономической эффективности производства остаются разгосударствление и приватизация.

Рыночная экономика  не совместима с преобладанием одной государственной формы собственности. Она требует множественности субъектов и форм собственности. В государственной экономике ни один производитель не имеет права полновластно распоряжаться средствами производства и готовым продуктом. Рыночная экономика требует того, чтобы предприятия как самостоятельные субъекты хозяйствования несли полную ответственность за конечные результаты деятельности. В огосударствленной же экономике фиктивному праву владения имуществом соответствует фиктивная ответственность. Поэтому результаты убыточной работы перекладываются на общество. Кроме того, рыночная и огосударствленная экономика базируется на разных мотивах и стимулах деятельности. В первом случае движущим мотивом являются экономические интересы субъектов, реализующиеся через механизмы конкуренции и ценообразования. Во втором - собственность функционирует через административное принуждение приказными методами.

Проблема реформирования отношений собственности не столь проста, как казалось, и ее результаты не столь очевидны. Объяснение этому надо искать в том, что рассматриваемая проблема включает два раздельных, хотя и тесно взаимоувязанных аспекта: во - первых, это перевод отношений собственности, унаследованных от централизованно планируемой экономики, на либерально - рыночное рельсы; во - вторых, это решение вопроса о повышении общей эффективности национальной экономики, обеспечении ее конкурентоспособности, достижении мировых показателей в производительности и качестве продукции.

Что касается первого  аспекта (рыночно- капиталистическое реформирование отношений собственности), то здесь все достаточно ясно. На этот счет имеется множество рекомендаций, исходящих как от международных организаций, так и от правительственных экспертов и предпринимательских кругов. Все сходятся на том, что есть незыблемые общие закономерности и принципы политики реформ, пренебрежение которыми означает лишь повторение чужих и собственных ошибок и что существует так называемый порядок мирового рынка, который заставляет все страны подтягивать свою экономику до мировых стандартов.

Существует консенсус  и относительно механизма реформирования. В основу его положено радикальное преобразование отношений собственности разгосударствление и приватизация государственной (республиканской и муниципальной) собственности, поддержка частного предпринимательства,  создание ”настоящего” (”ответственного”) собственника-хозяина. Если говорить о подъеме национального производства, выводе его на мировые рубежи, то, несмотря на принимаемые меры, частую корректировку курса реформ, заметных сдвигов в этом направлении нет.

Бесчисленные рекомендации международных финансово- банковских организаций в части реформирования собственности, а также законодательные акты Беларуси по вопросам разгосударствления и приватизации при неизбежных различиях объединяет одно общее свойство: как правило, их предельными целевыми ориентирами являются закрепление приоритетности приватизации, определение условий и механизмов ее проведения, выработка мер по поддержке частного предпринимательства. Как свидетельствует анализ подобных документов, довлеет формальная- административно- правовая сторона дела. Однако главное даже не в этом, а в том, что реформирование отношений собственности, реструктуризация экономики мыслятся и осуществляются исключительно на уровне отдельных предприятий.

Парадоксально, но в принятом подходе совершенно упускается из вида аспект повышения эффективности национального производства в целом – в  его государственном, национальном масштабе. Решение этой ключевой задачи как бы переносится ”на потом”, связывается с бесконечной цепочкой банкротств, санаций, разукрупнения промышленных ”гигантов”, демонополизацией и прямой ликвидацией предприятий. Повышение эффективности производства рассматривается только применительно к отдельным предприятиям. Причем под эффективностью подразумевается достижение достаточной прибыльности производства  безотносительно к сфере деятельности и производимой продукции.

Вполне очевидно, что такой  подход к реформированию отношений  собственности идет вразрез с потребностями обеспечения бесперебойного и устойчивого хода общественного воспроизводства, игнорирует сложившиеся кооперационные связи между предприятиями, затрудняет рациональное использование ресурсного потенциала республики и ослабляет хозяйственную систему в целом. Вместо ожидаемых ”точек роста” сплошь и рядом появляются очаги нестабильности.

Отношения собственности  общенационального уровня охватывают всю совокупность наличных условий и факторов производства и включают всю массу действующих субъектов хозяйствования. Следовательно, чтобы быть эффективными, отношения собственности должны строится таким образом, чтобы, с одной стороны, обеспечивать всесторонний охват и максимальное использование имеющихся   производственных ресурсов и, с другой – гарантировать расширенное воспроизводство и качественное обновление этих ресурсов путем интенсивного  взаимодействия предприятий в производственной активности. Более конкретно, эффективность отношений собственности определяется уровнем их организации, т.е. тем простором, который эта организация дает для свободного перемещения материальных и нематериальных ресурсов между предприятиями.

 

2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИХАЙЛОВСКОГО ФИЛИАЛА КГУП «ПРИМТЕПЛОЭНЕРГО»

 

2.1 Организационно – экономическая характеристика предприятия

 

Филиал «Михайловский» является структурным подразделением краевого унитарного предприятии «Примтеплоэнерго» (сокращенное наименование КГУП «Примтеплоэнерго»), далее Предприятие. КГУП «Примтеплоэнерго» создано на основании постановления Губернатора Приморского края 31 июля 2001 года № 560 «Об учреждении краевого унитарного предприятия «Примтеплоэнерго».

Учредителем Предприятия  является Приморский край. Права Приморского  края, как учредителя Предприятия, осуществляет комитет по управлению государственным  имуществом Приморского края в соответствии со своей компетенцией, определенной законодательством и Уставом. Предприятие  находиться в ведении департамента по жилищно-коммунальному хозяйству  и топливным ресурсам администрации  Приморского края.

Предприятие на момент создания имело 29 филиалов. В 2005 году филиалы  были укрупнены по территориальным  признакам, вошли в состав других филиалов.

Для достижения указанных целей Предприятие  осуществляет производство тепловой энергии (пара и горячей воды) котельными для отопления, горячего водоснабжения, распределение тепловой энергии  по тепловым сетям среди потребителей (население, бюджетные, промышленные, коммерческие предприятия и т.п.).

Право Предприятия  осуществлять деятельность возникает  с момента получения лицензии и прекращается по истечении срока  ее действия. Имущество предприятия находится в государственной собственности Приморского края, является неделимым и не может быть распределено по вкладам. Филиал «Михайловский»  в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, Положением о филиале, приказами генерального директора Предприятия, распоряжениями его заместителей и главного бухгалтера.

Филиал не является юридическим лицом, имеет незаконченный  баланс в составе баланса Предприятия. Филиал вправе от имени Предприятия и на основании выданной доверенности совершать сделки, выступать в интересах и от имени Предприятия истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейских судах по делам, связанным с деятельностью филиала.

Филиал имеет право  заключать хозяйственные договора и договора поставки услуг  в пределах выданной доверенности.

Филиал не отвечает по обязательствам государства и муниципальных  образований, а государство и  муниципальные образования не отвечают по обязательствам Филиала.

Филиал возглавляет директор, назначаемый на должность на условиях трудового договора, и осуществляет свою деятельность по руководству Филиалом на основе единоначалия и в строгом  соответствии с действующим законодательством. Основной задачей директора Филиала  является выработка и реализация политики, соответствующей основным целям Предприятия.Филиал располагается на территории Михайловского района, в Михайловке, Приморского края. Село Михайловка расположено на федеральной трассе Хабаровск - Владивосток. Деятельность филиала направлена на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов и работоспособности его предприятий и объектов социальной сферы в условиях климатической зоны Приморского края. Средняя летняя температура +23%С, средняя зимняя температура -18%С, средняя годовая 0… +1%С. Первая половина лета в основном характеризуется малым количеством осадком.

Преобладание высоких  температур характерно для середины лета. Вторая же половина лета характеризуется  преобладанием сильных дождей, то есть тайфунов. Наличие высокогорного  рельефа, сопок ограничивает действие ветра и морского климата. Зимой  преобладают низкие температуры, с  неравномерно выпадающими осадками.

Значительные  отклонения от среднемесячных температур может привести к перебоям  из-за нехватки топлива, т.к. топливный баланс (потребность в топливе) составляется с учетом среднемесячных зимних температур.

Руководство филиалом возглавляет  директор филиала, которому непосредственно  подчиняются заместители, начальники и руководители отделов: отдела сбыта, экономики и финансов, главный  бухгалтер, главный юрисконсульт и  начальник отдела кадров. Руководство тепловыми районами осуществляют начальники тепловых районов, подчиняющихся кроме директора  главному инженеру и заместителю директора по производству.

В ведении главного инженера находятся все котельные, за эксплуатацию и ремонт которых он несет полную ответственность.      Главному инженеру подчиняются отделы производственного контроля и техники безопасности, диспетчерская служба, служба тепловой инспекции, служба главного энергетика, служба главного механика.

Информация о работе Роль и значение повышения эффективности производства