Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 21:33, контрольная работа
Цель маркетинга заключается в удовлетворении потребностей покупателя. На цивилизованном рынке складывается экономический механизм, который обусловливает получение прибыли удовлетворением спроса. Современная концепция маркетинга заключается в ориентации предпринимателя на потребителя. Маркетинг способствует оптимизации взаимного поиска продавца и покупателя, он стимулирует спрос, использует в качестве регулятора рыночных процессов цену и другие рыночные инструменты, ориентирует производство на интересы рынка.
2.2.3 Выбор метода ценообразования
Определив свою стратегическую цель на рынке, зная спрос, оценив расчетную сумму издержек, цены конкурентов и выбрав соответствующую ценовую политику, фирма готова приступить к выбору цены собственного товара. Цена это будет где-то в промежутке между слишком низкой, не обеспечивающей прибыли, и слишком высокой, препятствующей формированию спроса.
1. Расчет цены по методу «средние издержки плюс прибыль»
Самый простой способ ценообразования заключается в начислении
определенной наценки на себестоимость товара.
Этот метод широко применяется в торговле (магазины). Стандарт размер наценок 20 -15%,
чем ниже исходная цена товара или больше объем продаж, тем, обычно, меньший процент наценки устанавливается.
Преимущество метода заключается в его простоте. Продавцы больше знают об издержках, чем о спросе и, привязывая цену к издержкам, продавец упрощает для себя проблему ценообразования.
Недостатком метода является то, что он не учитывает состояние спроса и конкуренции. За счет этого метод абсолютно негибкий и не может быстро реагировать на изменение рыночной ситуации, поэтому многие, использующие такой метод, уходят из бизнеса попросту разорившись.
Однако следует заметить, что данный метод имеет право на существование, в первую очередь тогда, когда аналогичным методом устанавливаются все цены в отрасли, или когда в наличии минимальная конкуренция.
2. Расчет цены на основе анализа безубыточности
Еще одним методом ценообразования на основе издержек является расчет точки безубыточности (точка break -even ) и определение целевой прибыли. То есть фирма стремиться установить цену, которая обеспечит ей желаемый объем прибыли.
Варьируя величинами издержек и объемов продаж, можно добить изменения положения точки безубыточности: например, если фирма стремиться увеличить объем продаж при неизменном спросе. В этой ситуации необходимо в первую очередь воздействовать на сам спрос, что приведет увеличению расходов на рекламу, маркетинг и т.д. Также необходимо создавать ценовые преимущества путем снижения цен или предоставления дополнительных скидок и т.д. Соответственно смещение точки безубыточности произойдет вправо.
Смещение точки безубыточности влево (т.е. приближение момента получения прибыли) возможно при сокращении издержек, в первую очередь постоянных.
Сложность метода состоит в том, что установление цены зависит эластичности спроса по ценам, а график безубыточности этого не отражает. Поэтому фирма должна рассмотреть все возможные варианты установления цены, прежде чем прийти к окончательному решению.
3. Установление цены на основе ощущаемой ценности товара
Метод, не учитывающий издержки при установлении цены, может применяться только при высокой ценности товара (услуги) для потребителей. Для формирования в сознании потребителя представления о ценности товара фирмы вынуждены использовать неценовые приемы воздействия, которые, в свою очередь, по крайней мере на начальном этапе, требуют привлечения огромных средств.
Фирме, пользующейся методом ценообразования на основе ощущаемой ценностной значимости товара, необходимо выявить, в первую очередь, какие ценностные представления имеются в сознании потребителей о товарах конкурентов.
Если продавец назначит цену выше признаваемой покупателем ценностной значимости товара, сбыт фирмы окажется ниже. Низкая цена тоже может уменьшить сбыт, если товар имеет высокую ценность для потребителя, последний будет думать о возможных скрываемых недостатках, по сравнению с аналогичными товарами конкурентов. Примером может служить ценообразование на имиджевые товары.
4. Установление цены на основе уровня текущих цен
Назначая цену на основе уровня текущих цен, фирма в основном отталкивается от цен конкурентов и меньше внимания обращает на показатели собственных издержек или спроса. Она может назначить цену на уровне, выше или ниже уровня цен своих основных конкурентов. В олигополистических сферах деятельности, где предлагают такие товарные продукты, как сталь, нефть, пшеница и т.д., все фирмы обычно запрашивают одну и ту же цену. Более мелкие фирмы «следуют за лидером», изменяя цены, когда их меняет рыночный лидер, а не в зависимости от колебаний спроса на свои товары или собственных издержек. Некоторые фирмы могут взимать небольшую премиальную наценку или предоставлять небольшую скидку, сохраняя эту разницу в цене постоянной.
Метод ценообразования на основе уровня текущих цен довольно популярен. В случаях, когда эластичность спроса с трудом поддается замеру, фирмам кажется, что уровень текущих цен олицетворяет собой «коллективную мудрость отрасли» и гарантирует справедливую норму прибыли. И, кроме того, они чувствуют, что придерживаться уровня текущих цен - значит сохранять нормальное равновесие в отрасли.
5. Установление цены на основе закрытых торгов
В случае установления цены на основе торгов фирма отталкивается от ожидаемых ценовых предложений конкурентов, а не от взаимоотношений между этой ценой и показателями собственных издержек или спроса.
Закрытые торги или тендеры используются во многих странах мира для размещения государственных заказов, получения подрядов и т.д.
Тендер - отбор поставщиков продукции или услуги производственной назначения с помощью формализованной процедуры аукционного типа.
По природе близки и тождественны тендерам процедуры организации закупок крупными фирмами, если у них возникает необходимость выбор поставщика крупных партий новых видов ресурсов. Тендерные процедуры обязательны и при реализации займов или программы помощи со сторон международных финансовых организаций. Тендерное предложение называете оферт. Это дорогостоящая и длительная процедура.
Если фирме хочется завоевать контракт, то она будет стремиться назначить цену ниже, чем у конкурентов.
Обязательным условием участия в тендере является обоснование требуемого качества своей продукции.
Задачей участия фирмы в торгах может быть, как максимизация прибыли, так и проникновение на новый для себя рынок, или обеспечение загрузки существующих мощностей и сохранения уровня занятости, или просто создание себе имени, с целью дальнейшего завоевания рынка.
Подводя итог вышесказанному, следует в обязательном порядке устанавливать соответствие выбранного метода практикуемой политике ценообразования, поскольку ошибки могут стоить фирме огромных материальных потерь в будущем.
Для разработки маркетинговой программы проектируемого изделия выбор метода ценообразования был остановлен на установлении цены на основании ощущаемой ценности товара, так как проектное изделие не имеет массового характера, оно разработано эксклюзивно и будет конкурировать на рынке по показателям качества.
2.2.4 Калькулирование себестоимости изделия
Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия. В условиях рыночной экономики роль и значение себестоимости продукции резко возрастают.
Различают цеховую, производственную и полную (коммерческую) себестоимость.
Цеховая себестоимость - это затраты цеха, включая цеховые расходы, на производство продукции. Производственная себестоимость - это затраты предприятия на производство продукции. Это цеховая себестоимость плюс общезаводские расходы. Полная же (коммерческая) себестоимость - это затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Если к производственной себестоимости добавить внепроизводственные расходы, то сформируется полная себестоимость продукции. В основе производственной и полной себестоимости лежит цеховая себестоимость, составляя преимущественную её часть. На тех предприятиях, где отсутствует цеховая организация производства, на предприятии с бесцеховой структурой цеховая себестоимость совпадает с производственной себестоимостью продукции.
Многочисленные затраты, формирующие себестоимость продукции, в практике планирования и учета классифицируются по экономически элементам и статьям калькуляции. Перечень этих элементов и статей представляет собой состав себестоимости продукции. Структура же себестоимости продукции - это соотношение этих элементов и статей между собой, выраженное в процентах к общему итогу.
Классификация по экономическим элементам используется для определения и поддержания оптимального соотношения между первородными экономическими затратами, живым и овеществленным трудом, соотношения потребляемых ресурсов, увязки и взаимосвязи различных разделов бизнес-плана, плана (программы) развития отрасли.
Экономические элементы затрат - это экономически первородные, более неделимые, нерасщепляемые затраты.
Статьи калькуляции, наоборот, состоят из разнородных в экономическом смысле затрат. Каждая статья калькуляции включает все экономические элементы затрат.
Классификация затрат на себестоимость продукции по статьям калькуляции позволяет выявить конкретный объект и место осуществления затрат, определить себестоимость единицы продукции, прибыль, рентабельность продукции и производства.
Составлению калькуляции предшествует расчет стоимости сырья и материалов, производимый по группам использования: сырье и основные материалы; вспомогательные материалы на технологические цели (таблица 2).
Таблица 2 Расчет стоимости сырья и материалов
Наименование материалов | Единица измерения | Норма расхода на изделие в ед. измерения, Нр | Цена материала за ед. изм. (оптовая без НДС) Цед, руб | Сумма затрат З, руб |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Сырье и основные материалы |
|
|
|
|
трикотажное полотно 1(рыжее) | м | 0,5 | 279,0 | 139,5 |
трикотажное полотно 2(бордовое-ажурное) | м | 0,5 | 409,8 | 204,9 |
трикотажное полотно 3 (бордовое-футерованное) | м | 0,8 | 216,0 | 172,8 |
трикотажное полотно 4 (цветное) | м | 0,5 | 204,0 | 102,0 |
пряжа (синяя) | кг | 0,1 | 31,8 | 3,18 |
пряжа (желтая) | кг | 0,2 | 36,6 | 7,32 |
пряжа (зеленая) | кг | 0,2 | 31,8 | 6,36 |
пряжа (рыжая) | кг | 0,07 | 43,8 | 3,07 |
пряжа (красная) | кг | 0,07 | 31,8 | 2,23 |
нитки швейные | кат | 3,0 | 7,2 | 21,6 |
клеевая прокладка (паутинка) | м | 3,5 | 3,6 | 12,6 |
клеевая прокладка (дублерин) | м | 0,3 | 49,8 | 14,94 |
застежка-молния | шт | 1,0 | 15,0 | 15,0 |
Итого сырье и основные материалы | - | - | - | 705,49 |
Вспомогательные материалы на технологические цели (при наличии) | - | - | - | - |
1 Расчет материальных затрат З:
З=Нр*Цед, руб
1) 0,5*279,0=139,5
2) 0,5*409,8=204,9
3) 0,8*216,0=172,8
4) 0,5*204,0=102,0
5) 0,1*31,8=3,18
6) 0,2*36,6=7,32
7) 0,2*31,8=6,36
8) 0,07*43,8=3,07
9) 0,07*31,8=2,23
10) 3,0*7,2=21,6
11) 3,5*3,6=12,6
12) 0,3*49,8=14,94
13) 1,0*15,0=15,0
2 Расчет суммы сырья и основных материалов:
∑(1-13)=139,5+204,9+172,8+102,
+15,0=705,49
Далее для определения суммы полной себестоимости проектного изделия по статьям плановой калькуляции разрабатывается таблица 3:
Таблица 3 Плановая калькуляция на изделие
Наименование статьи затрат | Усл. Обозн. | Процент отчислений,% | Сумма затрат, руб | Уд. вес к Спол,% |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 Сырье и основные материалы - всего | Зосн | - | 705,49 | - |
2 Вспомогательные материалы - всего | Звсп | - | 0 | - |
3 Транспортно заготовительные расходы | Ртз | 2 | 14,11 | - |
4 Возвратные реализуемые отходы (межлекальные выпады) | Рвоз | 12 | 74,30 | - |
Итого материальные затраты (за вычетом возвратных отходов) | Змат | - | 645,30 | 44,18 |
5 Основная зароботная плата производсвенных рабочих | ЗПосн | - | 138,38 | - |
6 Дополнительная заработная плата производственных рабочих | ЗПдоп | 85 | 118 | - |
Итого общая заработная плата производственных рабочих | ЗПобщ | - | 256,01 | 18 |
7 Очисления на социальные нужды | Отч.с.н | 36,2 | 92,68 | 6 |
8 Расходы на разработку и внедрение в производство | Рр.в | 50 | 128 | 8,76 |
9 Накладные расходы | Рнакл | 100 | 256,01 | 18 |
Итого производственная себестоимость | Спр | - | 1378 | - |
10 Внепроизводственные (коммерческие расходы) | Рв.пр | 6 | 83 | 6 |
Итого полная себестоимость | Спол | - | 1461 | 100,00 |