Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 21:33, контрольная работа
Цель маркетинга заключается в удовлетворении потребностей покупателя. На цивилизованном рынке складывается экономический механизм, который обусловливает получение прибыли удовлетворением спроса. Современная концепция маркетинга заключается в ориентации предпринимателя на потребителя. Маркетинг способствует оптимизации взаимного поиска продавца и покупателя, он стимулирует спрос, использует в качестве регулятора рыночных процессов цену и другие рыночные инструменты, ориентирует производство на интересы рынка.
ВВЕДЕНИЕ
Малое предпринимательство является подлинной базой развития рыночных отношений в регионах. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъектуры рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на отдельном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать свое дело с относительно небольшим стартовым капиталом все эти качества являются достоинствами малого предпринимательства, повышающими его устойчивость на внутреннем рынке.
Современные фирмы для выхода на рынок должны: обладать большой гибкостью, способностью быстро менять ассортимент изделий; использовать совершенно новые формы контроля качества в связи с усложнением технологии производства, организации и разделения труда; организовывать на должном уровне послепродажное обслуживание проданного товара; учитывать изменение структуры издержек производства, увеличение затрат на реализацию продукции.
Маркетинговая деятельность фирмы рассчитана на удовлетворение потребностей и желаний клиентуры, так как для достижения целей фирмы группы покупателей должны приобретать товары у фирмы.
Маркетинг представляет собой комплекс мер по улучшению всех вопросов, связанных с процессом реализации продукции: исследование продукта (услуги, работы); анализ товарооборота предприятия, изучения рынка, форм и каналов товародвижения; конкурентоспособность товара; исследование мотивов поведения покупателя; исследование рекламной деятельности; разработка эффективных способов продвижения товаров; стимулирование сбыта.
Цель маркетинга заключается в удовлетворении потребностей покупателя. На цивилизованном рынке складывается экономический механизм, который обусловливает получение прибыли удовлетворением спроса. Современная концепция маркетинга заключается в ориентации предпринимателя на потребителя. Маркетинг способствует оптимизации взаимного поиска продавца и покупателя, он стимулирует спрос, использует в качестве регулятора рыночных процессов цену и другие рыночные инструменты, ориентирует производство на интересы рынка.
Правильное исследование маркетинга приведет легкую промышленность на новый уровень. Реализация основных направлений позволит повысить эффективность работы отрасли, обеспечить переход на инновационный путь развития, провести модернизацию предприятий, повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции и долю отечественных товаров на российском рынке, расширить экспортные возможности легкой промышленности, а также оказать позитивное влияние на развитие смежных отраслей экономики.
Расширение рынка отечественных товаров легкой промышленности будет способствовать удовлетворению платежеспособного спроса населения на различные ценовые группы изделий с учетом потребительских предпочтений.
1 ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРА
В комплексе маркетинга главным фактором является продукт (товар). Как правило, фирмы предлагают на рынке не один товар, а группу родственных товаров. Планирование (план) становится механизмом управления производством.
Основными источниками для составления плана производства и реализации продукции являются: портфель заказов и заключенные на этой основе договоры по поставкам; данные о запасах продукции на складах предприятия на начало и конец планового года; оптовые цены и себестоимость изделий, подлежащих реализации; сроки освоения новых видов продукции; мероприятия по повышению эффективности производства; расчеты по освоению и использованию производственных мощностей; плановые технико-экономические нормы и нормативы за предшествующий год.
Поэтому сущность планирования заключается в научном обосновании экономических целей предприятия на перспективу (5-10 лет) и ближайший год, а также в выборе эффективных способов осуществления планов по выпуску продукции и определении мер, обеспечивающих получение прибыли.
В настоящее время предприятия планируют свою деятельность самостоятельно с учетом рычагов государственного регулирования.
Существуют следующие виды планирования:
- перспективный план;
- текущий план;
- оперативно-производственный план;
- бизнес-план
Бизнес-план в современных условиях является одним из важнейших инструментов планирования малого и среднего бизнеса. Бизнес-план это план развития бизнеса на предстоящий период, в котором сформулированы предмет, основные цели, стратегии, напрления и географические регионы нижегородской деятельности.
Правильно и грамотно спланированный бизне-план выводит фирму на рынок конкуренции.
1.1 Сегментация рынка, выделение целевой группы
Анализ покупателя начинают с разделения рынка на сегменты.
Сегментация рынка – это выделение однородных по своим характеристикам групп покупателей. В результате исследования рынка предприятие получает информацию, которая позволяет выявить из общего числа потребителей определенные группы (потребительские сегменты), предъявляющие однородные требования к данному ассортименту товаров, торговому обслуживанию, рекламе.
Сегмент рынка создается в следующей последовательности: анализируются требования покупателей относительно товара фирмы; формируются группы покупателей со сходными требованиями к определенному товару; изучаются производство данного товара и возможности изменения технологии, позволяющие производить товар, удовлетворяющий требования групп покупателей; оценивается конкурентоспособность товара; определяется экономическая выгода создания сегмента рынка; разрабатывается маркетинговая программа рынка.
Для сегментирования потребительского рынка используют географический, демографический, психографический, поведенческий принципы.
В зависимости от типа рынка меняется и вид маркетинга. Разделяют три вида маркетинга:
массовый маркетинг – это массовое стимулирование одного и того же товара для всех покупателей сразу. Этот маркетинг применяется при массовом производстве и массовом распределении товара, когда необходимо сформировать максимально возможный рынок;
товарно-дифференцированный маркетинг – применяется при производстве нескольких товаров с различными свойствами или разного качества, разного оформления, в разной расфасовке, когда надо создать разнообразие товара для покупателей с различными вкусами;
целевой маркетинг - разработка товаров для определенной группы потребителей. При целевом маркетинге необходимо сегментировать рынок по четким группам покупателей, для каждой из которых могут потребоваться свои товары или комплексы маркетинга; осуществить выбор целевых сегментов рынка для выхода на них со своими товарами; позиционировать товар на рынке с целью обеспечения ему конкурентоспособного положения и разработать для этого комплекс маркетинг.
На основании проведенной сегментации рынка выделилась следующая группа потребителей для детского комплекта из шорт и жилета для девочки младшей школьной группы. Это семьи, имеющие детей девочек от 7 до 10 лет уровень доходов не менее 2500 рублей на одного члена семьи в месяц.
Покупая комплект для девочки мама хочет обеспечить своему ребенку защиту от низких атмосферных температур, аккуратный и привлекательный внешний вид, эргономичность (удобство ношения для ребенка, рассчитанное на его активный образ жизни, не сминаемая ткань), а также возможно более длительный срок ношения – более 1,2-х сезонов (экономичность).
Таким образом, анализ покупателя помогает изучить мотивы потенциальных клиентов, на которых будет направлена деятельность фирмы.
1.2 Позиционирование товара и прогнозирование его конкурентоспособности
Выбор сегмента рынка дает возможность позиционировать товар на рынке, то есть занять в рамках сегмента свои позиции.
Позиция продукта- это мнение определенной группы потребителей или целевых сегментов относительно его важнейших характеристик.
Позиционирование рынка, таким образом, заключается в том, чтобы исходя из оценок потребителей позиции на рынке определенного продукта осуществить выбор таких параметров продукта и элементов комплекса маркетинга, которые в глазах целевых потребителей обеспечат продукту конкурентное преимущество. При анализе позиционирования товара используют его характеристики, которые являются важным для потребителей и на которые они ориентируются, осуществляя свой выбор.
Для этого произведем рейтинговый анализ в сравнении с изделием-аналогом на рынке и с экспертной оценкой потребителя, в результате выявим основные факторы конкурентоспособности изделия по различным параметрам представленные в таблице 1.
Таблица 1 Рейтинговый анализ факторов конкурентоспособности
Индекс | Факторы конкурентоспособности | Количество баллов | ||
изделие проект | изделие аналог | эксперт оценка | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Product - товар | 168 | 161 | 163 |
1.1 | Качество | 127 | 117 | 123 |
1.1.1 | эстетические показатели: | 55 | 44 | 55 |
| идея, новизна изделия (соответствие последним направлениям моды) | 5 | 4 | 5 |
| стилевое соответствие | 5 | 5 | 5 |
| соответствие среде | 5 | 4 | 5 |
| дизайн | 5 | 3 | 5 |
| наличие декоративной, авторской отделки | 5 | 3 | 5 |
| цветовое решение | 5 | 4 | 5 |
| фактура материала | 5 | 3 | 5 |
| выразительность | 5 | 5 | 5 |
| гармоничность | 5 | 4 | 5 |
| оригинальность | 5 | 4 | 5 |
| целостность | 5 | 5 | 5 |
1.1.2 | эргономические показатели: | 19 | 20 | 20 |
| гигиенические (качество материалов, их экологичность - соответствие требованиям защиты окружающей среды и здоровья человека, в т.ч. гигроскопичность, воздухопроницаемость, пылепроницаемость, теплопроводность и т.д.) | 5 | 5 | 5 |
| антропометрические (соответствие конструкции изделия размерным признакам человека) | 5 | 5 | 5 |
| физиологические (соответствие конструкции изделия зрительным, слуховым и силовым особенностям человека, безопасность при эксплуатации) | 5 | 5 | 5 |
| психологические (соответствие изделия возможностям восприятия и переработки информации, соответствие закрепленным и вновь формируемым навыкам человека при пользованием изделием) | 4 | 5 | 5 |
1.1.3 | эксплуатационные показатели: | 31 | 34 | 28 |
| функциональные возможности | 5 | 4 | 4 |
| удобство в эксплуатации | 5 | 5 | 5 |
| комфортность | 5 | 5 | 5 |
| многовариантность использования | 3 | 5 | 1 |
| надежность | 4 | 5 | 3 |
| удобство ухода за изделием | 4 | 5 | 5 |
| долговечность (срок годноси, гарантии, ремонтопригодность) | 5 | 5 | 5 |
1.1.4 | технико-экономические показатели: | 22 | 19 | 20 |
| материалоемкость (высокие/низкие материальные затраты) | 5 | 4 | 4 |
| уровень технологии обработки | 4 | 4 | 4 |
| сложность обработки | 4 | 4 | 3 |
| трудоемкость изготовления (высокие/низкие трудовые затраты) | 4 | 3 | 4 |
| общие затраты - себестоимость | 5 | 4 | 5 |
1.2 | Товарная марка (фирменный знак) | 19 | 20 | 18 |
1.2.1 | индивидуальность | 5 | 3 | 5 |
1.2.2 | узнаваемость (престижность) | 3 | 5 | 3 |
1.2.3 | репутация на рынке | 3 | 5 | 2 |
1.2.4 | привлекательность | 4 | 4 | 4 |
1.2.5 | простота (возможность быстрого и точного запоминания) | 4 | 3 | 4 |
1.3 | Упаковка | 22 | 24 | 22 |
1.3.1 | предохранение товара от порчи и повреждений | 5 | 5 | 5 |
1.3.2 | удобство складирования, транспортирование товара | 5 | 5 | 5 |
1.3.3 | придание товару его образа | 5 | 4 | 5 |
1.3.4 | возможность рекламы товара | 4 | 5 | 4 |
1.3.5 | узнаваемость (престижность) | 3 | 5 | 3 |
2 | Price - цена | 22 | 21 | 22 |
2.1 | продажная цена - розничная цена (высокая/низкая) | 4 | 5 | 4 |
2.2 | возможность корректировки цены из-за низкой себестоимости | 4 | 4 | 4 |
2.3 | скидки | 5 | 4 | 5 |
2.4 | условия предоставления кредита | 5 | 4 | 5 |
2.5 | готовность покупателя заплатить высокую цену при приобретении престижного товара | 4 | 4 | 4 |
3 | Place - сбыт | 25 | 27 | 24 |
3.1 | формы сбыта: | 8 | 9 | 7 |
3.1.1 | прямая доставка | 5 | 4 | 4 |
3.1.2 | торговые посредники (длина, ширина, каналов товародвижения) | 3 | 5 | 3 |
3.2 | степень охвата рынка | 3 | 5 | 3 |
3.3 | система транспортировки, складирования | 4 | 4 | 4 |
3.4 | фирменная торговля | 5 | 5 | 5 |
3.5 | стимулирование сбыта (продажа по льготной цене, купоны, конкурсы, премии, скидки, лотереи) | 5 | 4 | 5 |
4 | Promotion - продвижение | 23 | 21 | 23 |
4.1 | реклама: | 10 | 8 | 10 |
4.1.1 | постоянная (реклама на транспорте, компьютерная реклама, рекламные щиты, афиши, витрины, оконная реклама, печатная реклама и др.) | 5 | 4 | 5 |
4.1.2 | периодическая реклама (почтовая реклама, радиореклама, реклама в прессе, презентация, телереклама, на ярмарках, выставках) | 5 | 4 | 5 |
4.2 | пропаганда | 5 | 4 | 5 |
4.3 | связи с общественностью | 4 | 5 | 3 |
4.4 | индивидуальная продажа (стимулирование потребителей, демонстрационная торговля, показ образцов товаров) | 4 | 4 | 5 |
| Итого | 238 | 230 | 232 |
Данная диаграмма показывает какие показатели больше преобладают в том или ином изделии. В проектируемом изделии более всего пареобладают показатели качества, это говорит о том, что это изделие на рынке будет более конкурентоспособным, чем остальные
1.3 Разработка рыночной атрибутики товара (фирменного знака и упаковки)
Представление товара в качестве марочного (фирменного) повышает его ценностную значимость.
Основная задача рыночной атрибутики – сделать товары фирмы узнаваемыми и отличными от товаров других фирм, повысить конкурентные преимущества, пропагандирующий и рекламный эффект и защитить товары от подделок.
Сам по себе товарный знак мало что значит, но соединившись с хорошо рекламируемым товаром и обретя юридическую силу после своей регистрации, он становится символом качества товара – движущим стимулом покупки.
Основные требования, предъявляемые к фирменному знаку:
простота (минимальное количество линий, отсутствие мелких, плохо различаемых деталей и прочего, что мешает быстрому и точному запоминанию);
индивидуальность (обеспечения и узнаваемости);
привлекательность (отсутствие отрицательных эмоций, интерес);
правило фирменного имени товара (соответствие продукту, нейтральное значение в других странах и т.д.)
Упаковка – это вместилище или оболочка товара.
Как красивая одежда украшает человека, так и красочная, нарядная упаковка создает представление о первоклассном товаре. И как бы ни был высококачествен товар, неряшливая, грязная, слабая упаковка отталкивает от него покупателя.
Основное назначение упаковки:
предохранить товар от порчи и повреждений;
обеспечить создание рациональных единиц груза для транспортировки, погрузки выгрузки товара;
предоставить возможность формирования рациональных единиц груза для складирования товара;
обеспечить создание оптимальных по массе и объему единиц для продажи товара;
быть важным носителем информации о товаре и носителем рекламы.
2 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
Установление определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой.
В малом бизнесе установление нужного уровня цен тем более важно, что предприниматель имеет возможность непосредственно общаться с клиентом и тот в свою очередь может высказать свои претензии по установленным ценам за товары или услуги. Назначение высокой цены может быть чревато потерей интереса к приобретению. Назначение низкой цены тоже может вызвать отрицательную реакцию, например, сомнение в качестве продукта или в умении и опыте предпринимателя. Таким образом, запрашиваемая цена определяет качество товара или услуги в сознании покупателя и помогает определить положение данного продукта на рынке.