Пути повышения экономической эффективности производства молока в частном производственном унитарном предприятии «17 Сентября Агро»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 15:59, дипломная работа

Краткое описание

В процессе работы выполнены следующие исследования:
- дана характеристика современного состояния и организационно-экономических аспектов развития животноводства в Республики Беларусь;
- рассмотрены проблемы продовольственной безопасности;
- сделан анализ состояния животноводства в ЧПУП «17 Сентября Агро»;
- изучена кормовая база хозяйства;
- проанализирована себестоимость производства молока;
- выявлены резервы увеличения объема производства молока;
- определены мероприятия по снижению его себестоимости.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………7
1. Состояние и организационно-экономические аспекты развития животноводства в Республике Беларусь………………………...………………………..10
1.1. Сущность продовольственной безопасности и продовольственная безопасность в Республике Беларусь………………………………………………………10
1.2. Стратегия продовольственной безопасности республики……………..........18
1.3. Роль скотоводства в экономическом развитии сельскохозяйственного производства ……………………………………………………………………………23
1.4. Производства молока: мировые тенденции . ………………………………...34
2. Анализ хозяйственной деятельности ЧПУП «17 Сентября Агро»…….39
2.1. Краткая характеристика хозяйства ………………………………………….39
2.2. Анализ животноводства ………………………………………………………45
2.3. Анализ себестоимости производства молока ……………………………….47
2.4. Анализ кормовой базы. ……………………………………………………….57
2.5. Анализ факторов, влияющих на объём производства молока……………...59
3. Резервы снижения себестоимости производства молока………………64
3.1. Определение резервов снижения себестоимости молока ЧПУП «17 Сентября Агро»…………………………………………………………………………….64
3.2. Пути снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции и мероприятия по освоению резервов ……………….…………...………………………65
Заключение………………………………………………………...…….......67
Список использованной литературы….………………………….…...........70

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 648.50 Кб (Скачать)

      Одно  из направлений решения продовольственной  проблемы — увеличение финансовой и технической помощи развитых и богатых стран бедным регионам. Участники форума согласились, что индустриальные страны, развитие которых оказало наибольшее негативное воздействие на окружающую среду, должны компенсировать этот ущерб путем выделения 0,7 % своего валового внутреннего продукта в качестве продовольственной помощи нуждающимся нациям, преимущественно развивающимся, где экологический ущерб менее значителен. Особую позицию на форуме заняли Соединенные Штаты Америки, представители которых заявили, что помощь будут оказывать, как и прежде, т.е. кому сочтут необходимым и в объеме, который посчитают целесообразным.

      В последние годы к развивающимся  странам в группу риска по продовольственному обеспечению в соответствии с классификацией FАО, а соответственно и претендентов на оказание помощи, попадают ранее благополучные государства. В их числе семь республик бывшего СССР. Армения, Азербайджан, Грузия, Кыргызстан, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан характеризуются как испытывающие хронический дефицит продовольствия.[26]

      Стратегическая  цель развития агропромышленного комплекса  – достижение и поддержание продовольственной безопасности страны. Это означает, что совокупные потребности в сельскохозяйственной продукции и продовольствии должны обеспечиваться в основном за счет собственного производства. Установлено, что национальное агропромышленное производство должно балансировать не менее 85% спроса и предложения сельскохозяйственной продукции и занимать не менее 80% внутреннего рынка продовольствия. Вместе с тем по 5 важнейшим продуктам, являющимся традиционными для страны - мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, хлеб и хлебопродукты, картофель, - важно иметь 100%-ю обеспеченность потребности, а по другим, таким, как масло растительное, сахар, рыба и рыбопродукты, овощи и фрукты - не менее 70%. Но и здесь следует стремиться к наиболее полному насыщению внутреннего рынка за счет собственного производства. Правда, есть продукция, прежде всего некоторые виды овощей и фруктов, которая не может производиться в Беларуси в силу своего происхождения. Она всегда будут поступать из-за рубежа. Но рынок такой продукции весьма узок и не занимает более 3-5% от общего сельскохозяйственного товарооборота.

      Безусловно, сказанное не исключает импорта  какого-то количества мясных и молочных продуктов, мучных, картофельных изделий и других в порядке межгосударственной торговли и развития мирохозяйственных отношений. Более того, такой продуктообмен весьма желателен, поскольку он способствует интеграции национального агропромышленного комплекса в мировую экономику и повышению его конкурентоспособности. Поэтому примерно такое же количество продовольствия (адекватное импорту), а еще лучше - превосходящее, стране необходимо поставлять на мировые рынки. Но в целом следует подчеркнуть, что импорт готового продовольствия на внутреннем потребительском рынке не должен превышать 15 - 20% общей реализации. В противном случае может происходить утрата продовольственной, а вернее, экономической безопасности и независимости страны.[26]

      Правда, следует сразу же оговориться, что  баланс экспорта и импорта, спроса и  предложения лишь отчасти, а именно в пределах 10-20%, может регулироваться государственно-административными мерами, например квотами, ограничениями, пошлинами и интервенциями. Преобладание таких мер вызывает, как правило, дефицит продукции и дисбаланс спроса и предложения, поскольку происходят деформация цен, диспропорциональность межотраслевого товарообмена, искажение механизма налогообложения и т.п. Следовательно, потребительский рынок должен в основном регулироваться экономическими мерами и рычагами, способствующими в первую очередь стимулированию агропромышленного производства и интересов товаропроизводителей.

      Подрыв  основ национального производства ведет к его свертыванию и  замещению импортным. Уже сейчас мировые товаропроизводители и  поставщики готовы поставить на внутренний рынок любой страны, в том числе и Беларуси, любое количество продовольствия, причем вначале по демпинговым ценам с тем, чтобы вытеснить национальных товаропроизводителей и завоевать рынки сбыта. В мире нет проблемы произвести продукцию, есть проблема ее сбыть. Поэтому идет постоянная экономическая конкуренция между ведущими мировыми производителями и поставщиками продовольствия за рынки сбыта, сферы экономического влияния, перераспределение регионов распространения. И это нормально. В процессе такой борьбы совершенствуются технологии производства, улучшается качество продукции, расширяется ассортимент, повышается квалификация товаропроизводителей и поставщиков.

      Но  если при этом не защитить внутренние рынки и национальных товаропроизводителей, то, как показывает мировой опыт, вначале дешевый импорт захлестывает страну-импортера, а затем появляется диктат поставщиков. Низкие цены исчезают, и начинается выкачивание из данной страны ее национальных богатств. В итоге государство, не способное защитить и поддержать своих товаропроизводителей, приходит к финансированию и поддержке иностранных товаропроизводителей и поставщиков и превращается в придаток или экономическую колонию ведущих мировых экспортеров.

      В силу этого сельскохозяйственные предприятия  Беларуси требуют всесторонней государственной поддержки и защиты, в том числе и от конкуренции с иностранными поставщиками продовольствия. Необходимость такой защиты имеет под собой и объективную почву. Дело в том, что природно-климатические условия Беларуси намного хуже, чем, скажем, в развитых странах Западной Европы. У нас меньшее количество в году положительных температур, продолжительный зимний период, требующий повышенных затрат на заготовку кормов для животных и строительства капиталоемких животноводческих помещений и хранилищ для сельскохозяйственной продукции, более низкое качество почвы и др.

      В целом уровень производственного  потенциала агропромышленного комплекса  Беларуси в 2-3 раза ниже, чем в среднем  в странах Европейского союза. Следовательно, материальные и трудовые затраты  на производство сырья и готового продовольствия здесь оказываются адекватно выше в сравнении с западноевропейскими. Объективно ниже производительность труда, окупаемость вкладываемых средств и, как результат, ниже эффективность хозяйствования.

      Сельское  хозяйство Беларуси требует комплексной и разнообразной государственной поддержки, с помощью которой возможно преодоление нынешнего системного экономического кризиса, и дальнейшее позитивное развитие.

      Продовольственную безопасность следует понимать как  возможность государства и способность сельхозпредприятий поставщиков, сферы переработки и сбыта обеспечить необходимое и достаточное производство продукции требуемого качества и ассортимента и сбалансированность потребительского рынка по спросу и предложению продуктами отечественного производства. В центре продовольственной безопасности должны находиться сельские товаропроизводители, максимально заинтересованные в поставках продовольствия, расширении производства, повышении эффективности хозяйствования и защищенные системой законодательных и экономических мер от рисков разрушительного и деструктивного характера. В данной связи товаропроизводители должны иметь все условия эффективного хозяйствования, заниматься всеми видами деятельности, которые не запрещены законодательством и не противоречат нормам поступательного развития общества.

      Конечной  целью продовольственной безопасности являются потребители сельскохозяйственного  сырья и готовой продукции, и, прежде всего конечные и розничные  потребители товаров. Именно на них должны быть сориентированы производство, переработка продукции и сбыт. В этой связи основным критерием продовольственной безопасности должно стать удовлетворение потребительских предпочтений и разнообразных стремлений всех категорий потребителей. Показателями здесь могут быть медицинские и биологические нормы и нормативы целесообразности потребления, биологическая и экологическая безопасность производства и потребления продуктов для человека.

      Таким образом, продовольственная безопасность - понятие комплексное, многостороннее и многоцелевое. В обобщенном виде - это продовольственная политика государства и его стратегия, направленная на создание системы текущих и перспективных условий рационального хозяйствования, динамичного развития агросектора и укрепления его экономики.

      В структурном плане продовольственная  безопасность может иметь различную интерпретацию. Например, с позиции государства продовольственная безопасность – это достижение и поддержание экономической и социальной стабильности общества, укрепление престижа страны в системе мирохозяйственных связей; с точки зрения агропромышленного комплекса – это создание ряда условий для динамичного развития отрасли, наращивания производственного потенциала, воспроизводства и накопления капиталов; с точки зрения товаропроизводителей - расширение возможностей для зарабатывания доходов, реализации экономических интересов и целей, а также защита от внешней и внутренней разрушительной конкуренции; с позиции потребителей – доступность, качество и ассортимент продовольственных товаров, их высокая потребительская ценность, с точки зрения общества – экологически равновесное производство, не противоречащее окружающей среде и способствующее поддержанию природного баланса и т.д.

      Количественные  параметры производства важнейших видов продовольственных и сырьевых ресурсов, достаточные для обеспечения внутреннего потребления на душу населения исходя из научно-обоснованных норм формирования необходимых фондов и резервов, а также экспортного потенциала, в перспективе до 2010 г. должны быть следующими: зерно 8,0-9,0 млн. т, картофель -9,0-10,0, овощи - 1,5-1,7, плоды и ягоды -0,6-0,7, сахарная свекла - 2,0-2,2, молоко -7,0-7,5, мясо в живом весе - 1,5 млн. т. Производство сахара следует довести до 250 тыс. т, растительного масла - 60 тыс. т. Это обеспечит общий баланс внутреннего рынка продовольствия на национальном и региональном уровнях за счет собственного производства на 100%, в том числе позволит иметь экспортный потенциал в размере 15-20 % общего объема сельскохозяйственного производства. При этом импорт продовольственных ресурсов не превысит 15% внутреннего объема сельскохозяйственного товарооборота.

      Достижение  названных параметров требует реализации комплекса мероприятий, связанных с технико-технологическим перевооружением сельского хозяйства, укреплением производственного потенциала, интенсификацией земледелия и животноводства, социально-экономическими преобразованиями. Их осуществление должно проходить в несколько этапов, первейший из которых – выработка и принятие Концепции и Программы продовольственной безопасности страны. Такая Концепция и Программа в настоящее время разработаны, одобрены решениями Министерства сельского хозяйства и продовольствия и Министерства экономики Республики Беларусь и предложены для широкого использования. Их суть – в определении критериев и показателей продовольственной безопасности, методов и средств ее достижения, источников обеспечения, социально-экономических результатов применения разработок на практике.[22]

      Следующий этап требует конкретизации стратегических уровней продовольственной безопасности, выработки приоритетов аграрной политики, а также механизмов их достижения, принятия мер государственного характера поэтапной реализации стратегии. Прежде всего, это законодательное закрепление основных направлений и принятие целевых программ развития сельского хозяйства.

      На  данном этапе важны также широкая  переструктуризация и переспециализация сельского хозяйства, переразмещение производства и производительных сил, взаимоувязка конкретных макро-  и микроэкономических мероприятий по комплексному решению продовольственной проблемы. Настоящий этап должен предусматривать и механизмы гибкого стимулирования производства, консолидированные меры государственной поддержки агропромышленного комплекса.

      Названные меры необходимы для достижения в эти годы равновесия спроса и предложения продукции сельского хозяйства не ниже критического уровня. В количественном выражении минимальный критический уровень сельскохозяйственного производства, ниже которого происходят явная потеря безопасности, ослабление экономических позиций страны, усиление ее зависимости от импортных поставок и обострение угрозы разорения национального сельского хозяйства, имеет для Беларуси вполне конкретные критерии. Это 5,5-6,0 млн. т зерна, 6,0-6,5 млн. т картофеля, 0,8-1,0 млн. т овощей, 0,35-0,45 млн. т плодов и ягод, 1,3-1,4 млн. т сахарной свеклы; 4,2-4,5 млн. т молока, 0,9-1,0 млн.  т мяса в живом весе, 150-180 тыс. т сахара-песка из собственного сырья и 40-45 тыс. т растительного масла.[22]

      В Белорусском НИИ аграрной экономики  выполнены расчеты порогов целесообразности производства всех видов сельскохозяйственной продукции, ниже которых производство при нынешнем уровне развития производительных сил и производственных отношений  становится в Беларуси низкоэффективным и убыточным. По зерну в среднем это 17-19 ц/га, картофелю - 90-100, сахарной свекле - 150-170 ц/га; удою молока на корову - 1900-2000 кг, среднесуточным привесам крупного рогатого скота на откорме - 400-500 г, свиней - 350-400 г. Продуктивность растениеводства и животноводства ниже названных уровней вызывает резкий рост себестоимости, быстрое падение окупаемости ресурсов, а следовательно – неоправданный перерасход материально-технических ресурсов. Рост издержек начинает обгонять цены реализации и выручку от сбыта, и производство в итоге становится экономически несостоятельным.

      Это значит, что необходимо в ближайшем  будущем разработать механизмы, конкретные меры и источники средств выхода на оптимальные для Беларуси уровни агропромышленного производства, позволяющие формировать достаточный внутри республиканский и экспортный продовольственный потенциал, придать аграрному комплексу страны экспортную ориентацию и довести объемы экспорта качественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия до 2,0-2,5 млрд. долл. США в год, или увеличить в 3 и более раз по сравнению с нынешним объемом.

Информация о работе Пути повышения экономической эффективности производства молока в частном производственном унитарном предприятии «17 Сентября Агро»