Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 10:57, реферат
Предприятие занимает центральное место в народно-хозяйственном комплексе любой страны. Это – первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности.
От того, насколько продуктивно работают предприятия, каково их финансовое состояние, зависят эффективность всей экономики и индустриальная мощь государства.
ВВЕДЕНИЕ
ПРЕДПРИЯТИЕ
РЫНОК
ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
В современной
экономике при определении сущности
рынка на первый план выдвигается
система экономических
Для раскрытия
сущности рынка необходимо выяснить
его основные субъекты, между которыми
возникают и развиваются
1. домашние хозяйства, включая отдельных индивидуумов;
2. различные
типы фирм (предприятий) и организаций,
прежде всего крупные
3. государство, в том числе наднациональные органы.
Суммируя
изложенное, сущность современного рынка
можно определить как совокупность
экономических отношений между
домашними хозяйствами, различными
типами фирм и организаций, прежде всего
крупными компаниями, и государством,
включая наднациональные
Подытожив, можно сказать, что в самом общем виде рынок – это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.
Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.
Субъектами рынка являются продавцы и покупатели.
Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег - все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.
Рынок предполагает наличие следующих признаков:
- неограниченное число участников актов купли-продажи, свободный доступ на рынок и свободный выход из него. Производители и потребители, продавцы и покупатели имеют равные права. Так реализуется экономическая свобода - свобода экономического поведения, когда ни один участник рыночных операций не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками;
- мобильность материальных, трудовых, финансовых ресурсов, так как предпринимательская деятельность преследует цель увеличения дохода, а на это можно рассчитывать только при расширении производства, освоении новой техники, внедрении новых технологий т. д.;
- наличие у каждого субъекта рынка достоверной и полной информации о предложении, спросе, ценах, норме прибыли и т. д.;
- отсутствие монополии производителя, однородность одноименных товаров, иначе на рынке не будет свободы экономического поведения продавцов и покупателей.
В действительности не всегда есть все эти признаки. Поэтому в жизни функционирует конкурентный рынок. Конкуренция, как уже упоминалось ранее – это соперничество, состязательность на рынке, борьба между производителями за потребителя, за наилучшие условия сбыта своей продукции. Конкуренция является механизмом рынка, с помощью которого повышается качество продукции, снижаются производственные затраты, внедряются технические новшества.
ФУНКЦИИ РЫНКА
Для того чтобы
дать комплексное определение
Основные функции рынка следующие:
1) Ценообразующая – определение окончательной стоимости товаров и услуг и их реализация, превращение продукта труда в товар;
2) Воспроизводственная
– обеспечение непрерывности
процесса общественного
3) Стимулирующая
– побуждение производителей
товаров и услуг к снижению
индивидуальных расходов по
4) Регулирующая
– регулирующее влияние на
экономику в целом, на
5) Содействие контролю потребителей за «производством» ведет к выравниванию цен;
6) Усиление конкуренции между производителями товаров и услуг в пределах, как отдельных стран, так и мирового хозяйства;
7) Функция санации, т. е. очищения экономической системы от неэффективных и нежизнеспособных предприятий через механизм конкуренции. Это исключает или значительно уменьшает вероятность осуществления производства ради производства, а, следовательно, вероятность затратного характера экономики;
8) Информационная функция, т. е. постоянное наличие таких рыночных сигналов, как цена, ставка за кредит и др., с помощью которых можно оперативно вносить изменения в планы хозяйственной деятельности.
Исходя из
этого, рынок следует рассматривать
как определенную совокупность экономических
отношений между домашними
Ценообразование на рынке складывается в зависимости от спроса и предложения – важнейших экономических рычагов рыночной экономики
Спрос – это потребность в товарах и услугах, обеспеченная необходимыми денежными и другими платежными средствами. Спрос определяет, что покупать на рынке и в каком количестве; на стороне спроса - деньги.
Спрос покупателей на определенный товар зависит от множества факторов: денежного дохода и роста населения, от размера рынка, льгот потребителю, субъективных вкусов потребителей, наличия товаров-субститутов (товаров-заменителей) и др. Но главным фактором, определяющим спрос, является цена (покупатели всегда хотят купить товар дешевле, а продавцы - продать дороже). Покупатель предлагает цену спроса - предельно максимальную цену, за которую он согласен купить товар. Выше эта цена подняться не может, так как у покупателя нет больше денег.
Предложение – это количество товаров и услуг, которое производитель желает продать на рынке. Предложение показывает, какая и в каком количестве произведена продукция, которую производитель желает продать на рынке. На стороне предложения - товары. На предложение товаров могут влиять технический прогресс, монопольное положение производителя, движение цен на другие товары и др.
Важнейшими факторами, воздействующими на предложение товара, являются цены на этот товар и издержки его производства.
Если государство не вмешивается в рыночный механизм, т. е. не вводит контроль за ценами, то спрос и предложение на конкурентном рынке придут в равновесие и установятся рыночная цена товара и его общий объем производства. Равновесие возникает при таких ценах и при таких количествах товаров, при которых конкурентные силы сбалансированы, т. е. когда количество товаров, которое хотят купить покупатели, соответствует количеству товаров, которое продавцы хотят продать. В результате образуется равновесная цена – цена такого уровня, когда объем предложения соответствует объему спроса.
На рынке спрос и предложение не всегда уравновешены, но рынок тяготеет к равновесию. В рыночной экономике действует закон спроса и предложения, согласно которому любое изменение спроса и предложения автоматически включает стихийный механизм поиска равновесных цен, т. е. равновесия производства и потребления, что и создает сблансированность экономики.
Функционирование рынка предполагает увеличение актов купли-продажи. Но чтобы увеличить выпуск и продажу определенного товара, надо знать поведение покупателей, ибо потребитель - конечный пункт всякого производства. Поэтому важнейшим условием изучения рынка является анализ поведения потребителя.
Теория потребительского
выбора основана на предположении, что
люди ведут себя рационально в
попытке максимизировать
Важное место
в определении поведения
Потребители
делают свой выбор путем сравнения
наборов потребительских
На индивидуальный выбор влияют также бюджетные ограничения, которые с помощью цен на различные товары и услуги ставят пределы потреблению людей.
В своем воздействии на экономическую систему рынок многогранен и противоречив, выполняет как позитивную, так и негативную роль.
Позитивная
роль рыночного механизма. Конкурентный
рынок выполняет
Являясь ориентиром для развития выгодного производства и показывая невыгодность других производств, конкурентный рынок регулирует отраслевую структуру, стимулирует технический прогресс, обеспечивает ресурсосбёрежение.
Через спрос - двигатель рыночной экономики - конкурентный рынок поворачивает производство к потребителю, создает материальную заинтересованность всем участникам в удовлетворении их потребностей. Рынок выявляет общественную значимость производства и товаров, реализует валовой национальный продукт, освобождает экономику от дефицита товаров и услуг. В целом рынок через конкурентное ценообразование обеспечивает сбалансированность экономики, производства и потребления.
Основанный на личной свободе субъектов, конкурентный рынок координирует экономическую деятельность людей без принуждения, создавая добровольную состязательность между ними посредством купли-продажи.
Таким образом,
механизм "самонастройки" (автоматическое
функционирование и корректирование
рыночной экономики с помощью "невидимой
руки") и свобода экономического
поведения людей
Негативная
роль рыночного механизма. Конкурентный
рынок не гарантирует решения
всех социально-экономических
Распределение доходов в рыночной экономике только одно - по результатам конкуренции, отсюда высокие и низкие доходы, постоянные банкротства. Кроме того, это распределение минует занятых в фундаментальной науке, в государственном управлении, не распространяется на детей, стариков, инвалидов. Поэтому важнейшей проблемой рыночной системы является неравенство доходов, неспособность ее учитывать коллективные потребности.
Регулирующий механизм конкуренции с течением времени ослабевает, порождая монополию. А неизбежным спутником циклической формы движения являются производственные и социальные потери, снижающие эффективность экономики. По меткому определению И. Шумпетера, рыночная система представляет процесс "созидательного разрушения". Недостаточно одного рыночного механизма и для решения региональных проблем.
Поэтому рыночный механизм нуждается в коррекции, которую способно осуществить только государство. В результате современная рыночная система базируется на синтезе усилий рыночного механизма и регулирующих функциях государства.
Для эффективного функционирования рынка необходимы определенные условия. Во-первых, реальный плюрализм форм собственности и форм хозяйствования.
Информация о работе Предприятие в условиях рыночной экономики