Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 10:57, реферат
Предприятие занимает центральное место в народно-хозяйственном комплексе любой страны. Это – первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности.
От того, насколько продуктивно работают предприятия, каково их финансовое состояние, зависят эффективность всей экономики и индустриальная мощь государства.
ВВЕДЕНИЕ
ПРЕДПРИЯТИЕ
РЫНОК
ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
8) социальная деятельность
(поддержание на надлежащем
ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ
Немаловажным является тот факт, что предприятие – это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой.
Внешняя среда – это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.
Принято разделять внешнюю среду предприятия на:
- микросреду, то есть среду прямого влияния на предприятие (поставщики материально-технических ресурсов, потребители товаров (услуг), торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории);
- макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду.
Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности.
Внутренняя среда фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду.
Как упоминалось ранее, основные цели, которые ставит перед собой предприятие, сводятся к одной обобщенной характеристике – прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя. Все многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам:
- производство,
- маркетинг,
- Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР),
- финансовое управление,
- общее управление.
Иными словами, микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к предприятию и его предпринимательским возможностям, т.е. поставщиками, клиентами, маркетинговыми посредниками, конкурентами и контактными аудиториями. Для лучшего понимания, следует дать определение этим терминам.
Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие предприятие материально-техническими и энергетическими ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.
Клиент - юридическое или физическое лицо, с которым предприятие состоит в каких-либо торговых отношениях: покупатель, продавец, посредник и т.д.
Основными клиентами предприятий являются потребители продукции (услуг) на разных клиентурных рынках:
- потребительском
(население, приобретающее
- производителей (организации, приобретающие
продукцию производственно-технического
назначения);
- промежуточных
продавцов, приобретающих
- государственных учреждений (оптовые покупатели продукции для государственных нужд);
- международном
(зарубежные покупатели на
Маркетинговые посредники – это фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентов. К ним относятся торговые посредники, фирмы-специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения.
Конкуренты – это соперники предприятия в борьбе за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
Предприятиям для производства конкурентоспособной продукции необходимо постоянно изучать своих конкурентов, разрабатывать и соблюдать определенную рыночную стратегию и тактику.
Контактные аудитории – это организации, проявляющие реальный или потенциальный интерес к предприятию или оказывающие влияние на его способность достигать поставленных целей. Это финансовые круги (банки, инвестиционные компании, фондовая биржа, акционеры), средства информации, различные государственные учреждения представительской и исполнительной власти, население и граждане группы действий (общественные организации).
В макросреде
предприятия действует
Природные факторы. Для природной среды характерны: дефицит некоторых видов сырья, вздорожание энергии и усиление вмешательства государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Демографические факторы – это показатели смертности, рождаемости, старение населения и т.п. Влияние демографических факторов может быть выражено, например, в следующем: снижение рождаемости уменьшает потребность в товарах на демографических рынках – детских, подростковых, молодежных, что вынуждает предприятия приспосабливать свою деятельность для удовлетворения потребностей людей среднего, предпенсионного и пенсионного возраста.
Изменение структуры населения по возрастным группам приводит к сокращению трудового потенциала. Это требует от предприятий разработки стратегии экономии живого труда путем технико-технологического перевооружения, повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов.
Научно-технические факторы. Научно-технический прогресс играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Он охватывает все звенья процесса, включающего фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической базы промышленных предприятий, растет производительность труда повышается эффективность производства.
Экономические факторы. К основным факторам этой среды принадлежат: рост и спад промышленного производства, уровень и темпы инфляции, колебания курса рубля относительно валют других государств, система налогообложения и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень и динамика цен, безработица и др.
Экологические факторы. Для этой среды характерны: рост загрязнения окружающей среды и усиление вмешательства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, ужесточение государственного контроля за качественностью и безопасностью товаров.
Политические факторы. На производственной и социальной деятельности предприятия определенно сказываются события, происходящие в политической среде. Для нее характерны: законодательное регулирование предпринимательской деятельности, повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов. Внезапные изменения в политической ситуации в стране могут привести к изменению условий хозяйствования, к повышению ресурсных затрат, потере прибыли.
Международные факторы, к которым можно отнести интернационализацию мировой экономики, изменение стоимости доллара на мировом рынке, рост экономической мощи отдельных государств, становление международной финансовой системы, открытие новых крупных рынков и др., оказывают влияние на предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.
В целом, объединяя в себе такое многообразие различных сфер деятельности, в условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
Деятельность
предприятия упорядочивают
ГК РФ определяет
порядок создания, регистрации, ликвидации
и реорганизации предприятия. Применяемая
сегодня в России система организационно-
Предприятие
включается в государственный реестр
со дня его регистрации. Ликвидация
и реорганизация предприятия
производятся по решению собственника
и при участии трудового
Управление предприятием осуществляется в соответствии с уставом на основе сочетания прав собственника и принципов самоуправления трудового коллектива.
Имущество предприятия составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в балансе предприятия.
Предприятие пользуется и распоряжается имуществом по своему усмотрению: продает, передает безвозмездно, обменивает или сдает в аренду.
Обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия является прибыль (доход), порядок использования которой определяет собственник.
Государство
гарантирует соблюдение прав и законных
интересов предприятия: обеспечивает
ему равные правовые и экономические
условия хозяйствования, независимо
от форм собственности; способствует развитию
рынка и регулирует его с помощью
экономических законов и
Предприятие
несет ответственность за нарушение
договорных обязательств, кредитно-расчетной
и налоговой дисциплины, требований
к качеству продукции, за загрязнение
окружающей среды. Предприятие должно
обеспечивать безопасность производства,
санитарно-гигиенические нормы
РЫНОК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Для начала определим, что такое рынок. Наиболее широкое распространение в учебниках по экономике предприятий получило следующее определение:
Рынок – это сфера товарного обмена и связанная с ним совокупность отношений, которые складываются между товаропроизводителями и покупателями по поводу купли-продажи.
Структура рынка — это совокупность отдельных рынков в пределах национальной экономики, или внутреннего рынка, а так же в пределах мирового хозяйства и его отдельных регионов, их взаимосвязь и взаимодействие между ними.
Инфраструктуру рынка составляет совокупность субъектов, имеющих разные направления деятельности и обеспечивающих эффективное взаимодействие всех рыночных контрагентов. К наиболее важным элементам рыночной инфраструктуры относятся: товарные, товарно-сырьевые, фондовые и валютные биржи, коммерческие информационные центры, банки, транспортная и складская сеть, системы и средства коммуникации.
Однако в определнии рынка, как эконеомического явления не все так просто. Рынок как один из элементов товарного производства в процессе своей эволюции в течение более чем двух столетий претерпел существенные количественно-качественные изменения, что не могло не отразиться на понимании и толковании его сущности.
В трудах А. Смита и Д. Рикардо понятие «рынок» не получило четкого политэкономического определения, поскольку классики политической экономии относили его к внешним, поверхностным явлениям рыночной экономики, поэтому использовали преимущественно для характеристики рыночного спроса.
Первую попытку
дать научное определение рынку
сделал французский экономист А.
О. Курно. По его мнению, этот термин
означает «любой район, где взаимоотношения
покупателей и продавцов
Английский экономист А. Маршалл утверждал, что «чем совершеннее рынок, тем сильнее тенденция к тому, чтобы во всех его пунктах в одно и то же время за одну и ту же вещь платить одинаковую цену».
В учебнике «Экономикс»
рынок рассматривается как
Американский экономист П. Хейне утверждал, что «рынок — это набор взаимосвязей, или процесс конкурентных торгов».
Приведенные определения объединяет то, что все они исходят из западной традиции в понимании предмета экономической науки, т. е. не обращаются к изучению производственных или экономических отношений. Кроме того, в первых двух определениях акцентируется внимание на тенденции рынка к выравниванию цен, выявляется, таким образом, его существенная функция.
Информация о работе Предприятие в условиях рыночной экономики