Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 10:57, реферат
Предприятие занимает центральное место в народно-хозяйственном комплексе любой страны. Это – первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности.
От того, насколько продуктивно работают предприятия, каково их финансовое состояние, зависят эффективность всей экономики и индустриальная мощь государства.
ВВЕДЕНИЕ
ПРЕДПРИЯТИЕ
РЫНОК
ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
Во-вторых, эффективность
функционирования рынка зависит
от способности разных субъектов
предпринимательской
В-третьих, развитое
антимонопольное
В-четвертых,
хорошо развитая система экономического,
правового и административного
регулирования экономики
В-пятых, наличие и доступность всесторонней информации о рынке, развитая маркетинговая деятельность.
В-шестых, конкурентная
борьба между различными субъектами
предпринимательской
В-седьмых, развитый и разветвленный комплекс объектов собственности, которые могут стать предметом купли-продажи, — средств производства (в том числе земли), рабочей силы, интеллектуальной собственности (в форме патентов, лицензий и т. п.), услуг, различных видов ценных бумаг (акций, облигаций, сертификатов и др.) денег, недвижимости, предметов потребления и т. д.
В-восьмых, наличие рыночной инфраструктуры, т. е. определенного комплекса институтов, предприятий, служб и учреждений, которые обеспечивают обслуживание куплю-продажу разных объектов собственности.
КЛАССИФИКАЦИИ РЫНКОВ
Современный рынок характеризуется богатой и сложной структурой. Его можно классифицировать по различным признакам:
-по общественному разделению труда - рынок местный, национальный и международный;
-по формам собственности - частный, кооперативный, государственный рынок;
-по объектам рыночного обмена – товарный и денежный;
-по организации рыночного обмена - оптовый, розничный, экспортный, импортный;
-по видам
конкуренции - рынок совершенной
конкуренции несовершенной
Более дробные классификации различают, так же, рынки орудий труда, природных ресурсов, предметов трудя, земли, рабочей силы, труда, технологии, информации, товаров, недвижимости, услуг, интеллектуальной собственности, финансовый и др. Большинство из них может быть разделен на локальные рынки.
В зависимости
от степени монополизации
Между разными
видами и типами рынков, их субъектами
устанавливаются сложные прямые
и опосредованные связи, на основе которых
формируются экономические
ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В хозяйственной
практике понятия «предприятие»
и «фирма» имеют некоторое
отличие. Предприятие выражает технологические
и организационные аспекты
Вспоминая написанное выше о предприятии можно сказать, что, таким образом, внешняя среда предприятия представляет собою единую рыночную систему с частными рынками:
- потребления;
- научно-технической,
экономической, политической
- капитала;
- рабочей силы;
- сырья, материалов и комплектации.
Эти рынки и сама фирма в своей внутренней среде должны подчиняться определенным «правилам игры» - законодательным правилам и ограничениям.
Предприятие же, при этом, являясь составной частью внешнего окружения, обязано постоянно решать вопросы социального развития не только собственного трудового коллектива, но и местного и общегосударственного значения.
Поведение хозяйствующих субъектов на рынке регулируется принципами:
- взаимовыгодности
и равноправия деловых
- ответственности перед конечным потребителем;
- достижения экономического и коммерческого преимущества исключительно за счет инноваций;
- экономного ведения хозяйства;
- соблюдения
этического кодекса
Существуют следующие принципы поведения хозяйствующих субъектов в рыночной экономике:
1) принцип
свободы экономической,
2) принцип свободного рыночного ценообразования;
3) принцип главенства потребителя;
4) принцип
партнерства (на основе
5) принцип
государственного
Предприятие, являясь составной частью внешнего окружения, обязано постоянно решать вопросы социального развития не только собственного трудового коллектива, но и местного и общегосударственного значения.
Поведение хозяйствующих
субъектов на рынке регулируется
также принципами:
- взаимовыгодности и равноправия деловых
отношений;
- ответственности перед конечным потребителем;
- достижения
экономического и
- экономного ведения хозяйства;
- соблюдения
этического кодекса
Ценообразование на рынке складывается в зависимости от спроса и предложения – важнейших экономических рычагов рыночной экономики, опираясь на которые, предприятие, в лице предпринимателя, планирует свою деятельность, так как именно эти ключевые понятия во многом обуславливают эффективность и состоятельность предприятия, как хозяйствующего субъекта.
Предпринимательские
инициативы деловых людей при
поддержке государства
Фирма (предприятие)
- основной институт в рыночной экономике.
Фирма изначально являлась опорой предпринимательства,
продуктом рыночной экономики. На последующих
стадиях экономического развития и
научно-технического прогресса ее функции
расширяются, роль возрастает. Предприятие
– это организационная
Сегодня все
большее значение приобретает
Представитель
неоинституционализма Р. Коуз сделал нестандартное
для традиционной экономической
теории предпочтение в пользу фактора
издержек трансакций, т. е. контрактов,
сделок (обычно принимавшихся равными
нулю). Трансакционные издержки - это
издержки ведения сделок: информационные,
издержки измерения качества товаров
и услуг, на разработку правил ведения
контрактов, издержки уклонения от
ответственности за выполнение обязательств
по сделкам и т. д. Исходя из этого,
Р. Коуз предложил трактовать фирму
как совокупность взаимовыгодных контрактов.
Определение фирмы как
Новизна неоинституционалистского
определения фирмы заключается
в том, что наряду с выгодами разделения
труда внутри предприятия четко
определяется граница развития фирмы.
Пределы власти предпринимателя
в фирме устанавливаются
Фирма
как система альтернативна
Итак, в классическом определении фирмы акцент делается на предсказании поведения фирмы в соответствии с существующей производственной функцией как формой выражения технологической зависимости между затратами факторов производства и максимально возможным выходом продукции. Неоинституциональная характеристика фирмы в центр внимания ставит объяснение существования и соответственно в дальнейшем – сосуществования многообразных форм деловых предприятий, пределов их роста, возможных вариантов решения проблем мотивации работников, организации, контроля, планирования и др.
Предприятие занимает важнейшее место в институциональной структуре рыночной экономики.
Институциональная структура рыночной системы включает такие институты, как рынок и предприятие. Предприятие нуждается в объективном контроле со стороны рынка. Но и рынок нуждается в предприятиях, так как только организация производства в виде фирм может дать необходимый результат для развития рыночной экономики. Существование рынка и предприятия есть сосуществование в единой рыночной экономике двух типов отношений: традиционно рыночных и альтернативных им внутрифирменных отношений, которые Р. Коуз трактует как отношения сознательного регулирования производства, отношения координации, для эффективности которых важное значение имеют нерыночные методы и формы (приказы, личное доверие, внутрифирменные правила, традиции, моральные факторы). Причем развитие этих нерыночных отношений Р. Коуз выводит из законов рыночной экономики: соотношение рыночных и нерыночных связей определяется движением (сокращением или увеличением) рыночных трансакционных издержек.
Поведение фирм (предпрятий) на рынке имеет большое значение для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства, иностранцев. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений как на микро-, так ,и на макроуровне.
Современное предприятие – это сложный многоотраслевой комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий национального и международного уровня. Главное в нынешнем предприятии – ее кадровая компонента: предприниматели, менеджеры, ученые, инженеры, рабочие с их мастерством, профессионализмом, компетентностью, инновационным потенциалом, конкурентной энергией, управленческими новациями, опирающимися на конкретную материально-техническую базу и реальную величину функционирующего капитала. Процветание фирмы, ее известность - производные от таланта и труда ее коллектива.
Предприятия насыщают рынок высококачественной продукцией, поднимают на транснациональную высоту авторитет президентов и премьер-министров. На сильные фирмы опирается государственная политика макроэкономической стабилизации.
Информация о работе Предприятие в условиях рыночной экономики