Предприятие в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 10:57, реферат

Краткое описание

Предприятие занимает центральное место в народно-хозяйственном комплексе любой страны. Это – первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности.
От того, насколько продуктивно работают предприятия, каково их финансовое состояние, зависят эффективность всей экономики и индустриальная мощь государства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ПРЕДПРИЯТИЕ
РЫНОК
ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

предприятие в условиях рыночной экономики.docx

— 57.46 Кб (Скачать)

Во-вторых, эффективность  функционирования рынка зависит  от способности разных субъектов  предпринимательской деятельности влиять на уровень цен. Подобное влияние  со стороны монополий, в том числе  олигополии, или коллективных монополий, снижает эффективность функционирования рынка.

В-третьих, развитое антимонопольное законодательство и наличие достаточных механизмов его реализации несколько ослабляют  монополистические тенденции в  экономике и благоприятствуют эффективному функционированию современного рынка.

В-четвертых, хорошо развитая система экономического, правового и административного  регулирования экономики государством (при преобладании экономических методов) создает предпосылки для существования регулируемого рынка.

В-пятых, наличие  и доступность всесторонней информации о рынке, развитая маркетинговая  деятельность.

В-шестых, конкурентная борьба между различными субъектами предпринимательской деятельности, численность которых в производстве однотипной продукции должна превышать 7—8 субъектов, поскольку наличие 1—2 субъектов означает монополию, а 3—6 — олигополию.

В-седьмых, развитый и разветвленный комплекс объектов собственности, которые могут стать  предметом купли-продажи, — средств  производства (в том числе земли), рабочей силы, интеллектуальной собственности (в форме патентов, лицензий и  т. п.), услуг, различных видов ценных бумаг (акций, облигаций, сертификатов и др.) денег, недвижимости, предметов  потребления и т. д.

В-восьмых, наличие  рыночной инфраструктуры, т. е. определенного  комплекса институтов, предприятий, служб и учреждений, которые обеспечивают обслуживание куплю-продажу разных объектов собственности.

КЛАССИФИКАЦИИ РЫНКОВ

Современный рынок характеризуется богатой  и сложной структурой. Его можно  классифицировать по различным признакам:

-по общественному  разделению труда - рынок местный,  национальный и международный;

-по формам  собственности - частный, кооперативный,  государственный рынок;

-по объектам  рыночного обмена – товарный  и денежный;

-по организации  рыночного обмена - оптовый, розничный,  экспортный, импортный;

-по видам  конкуренции - рынок совершенной  конкуренции несовершенной конкуренции.

Более дробные  классификации различают, так же, рынки орудий труда, природных ресурсов, предметов трудя, земли, рабочей силы, труда, технологии, информации, товаров, недвижимости, услуг, интеллектуальной собственности, финансовый и др. Большинство из них может быть разделен на локальные рынки.

В зависимости  от степени монополизации различают  монополизированный и олигополистический рынки. На монополизированном рынке одни-два производителя или продавца могут сосредоточить в своих руках всю массу изготовленной продукции, совокупность определенного вида товаров и диктовать цены на рынке. На немонополизированном рынке существует много продавцов, каждый из которых в отдельности не в состоянии влиять на процесс ценообразования. На олигополистическом рынке несколько продавцов определенных товаров или услуг могут договориться между собой (письменно или устно) о разделе рынков сбыта и влиянии на уровень цен, т. е. осуществлять групповую монополию.

Между разными  видами и типами рынков, их субъектами устанавливаются сложные прямые и опосредованные связи, на основе которых  формируются экономические законы развития и функционирования современного регулируемого рынка.

 

ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В хозяйственной  практике понятия «предприятие»  и «фирма» имеют некоторое  отличие. Предприятие выражает технологические  и организационные аспекты хозяйственной  деятельности субъекта. Фирма –  более общее понятие, включающее помимо указанных аспектов и правовой. Она выступает, как юридическое  лицо, обладающее собственностью и  производящее на рынок товары и услуги. В состав фирмы могут входить  одно или несколько предприятий. Системообразующими факторами определения  предприятия как основного звена  национальной экономики и как  самостоятельного хозяйствующего субъекта является кооперация, основанная на внутреннем разделении труда, а также реализация функций индивидуального воспроизводства  и обособлении кругооборота капитала (ресурсов).

Вспоминая написанное выше о предприятии можно сказать, что, таким образом, внешняя среда предприятия представляет собою единую рыночную систему с частными рынками:

- потребления;

- научно-технической,  экономической, политической информации;

- капитала;

- рабочей  силы;

- сырья, материалов  и комплектации.

Эти рынки  и сама фирма в своей внутренней среде должны подчиняться определенным «правилам игры» - законодательным  правилам и ограничениям.

Предприятие же, при этом, являясь составной частью внешнего окружения, обязано постоянно решать вопросы социального развития не только собственного трудового коллектива, но и местного и общегосударственного значения. 

Поведение хозяйствующих субъектов на рынке регулируется принципами:

- взаимовыгодности  и равноправия деловых отношений; 

- ответственности  перед конечным потребителем; 

- достижения экономического и коммерческого преимущества исключительно за счет инноваций;

- экономного  ведения хозяйства; 

- соблюдения  этического кодекса предпринимательства.

Существуют  следующие принципы поведения хозяйствующих  субъектов в рыночной экономике: 

1) принцип  свободы экономической, хозяйственной  и предпринимательской деятельности, который проявляется в предоставлении  субъекту собственнических  и предпринимательских прав, дающих возможность создать собственное дело и воплотить замыслы в конкретные объекты, а также в ликвидации чрезмерных ограничений на формы, виды, объекты предпринимательства предприятий и граждан;  
2) принцип свободного рыночного ценообразования; 

3) принцип  главенства потребителя; 

4) принцип  партнерства (на основе договоров  и контрактных отношений); 

5) принцип  государственного регулирования  рыночных отношений (на основе  государственных программ, антимонопольных  мер, ценовых ограничений, налогового, финансово-кредитного и трудового  законодательства). 

Предприятие, являясь составной частью внешнего окружения, обязано постоянно решать вопросы социального развития не только собственного трудового коллектива, но и местного и общегосударственного значения. 

Поведение хозяйствующих  субъектов на рынке регулируется также принципами:  
- взаимовыгодности и равноправия деловых отношений; 

- ответственности  перед конечным потребителем; 

- достижения  экономического и коммерческого  преимущества исключительно за  счет инноваций; 

- экономного  ведения хозяйства; 

- соблюдения  этического кодекса предпринимательства. 

Ценообразование на рынке складывается в зависимости  от спроса и предложения – важнейших экономических рычагов рыночной экономики, опираясь на которые, предприятие, в лице предпринимателя, планирует свою деятельность, так как именно эти ключевые понятия во многом обуславливают эффективность и состоятельность предприятия, как хозяйствующего субъекта.

Предпринимательские инициативы деловых людей при  поддержке государства способствуют эффективному функционированию современной  рыночной экономики.

Фирма (предприятие) - основной институт в рыночной экономике. Фирма изначально являлась опорой предпринимательства, продуктом рыночной экономики. На последующих  стадиях экономического развития и  научно-технического прогресса ее функции  расширяются, роль возрастает. Предприятие  – это организационная структура  бизнеса, предпринимательская единица  во всех сферах экономики, обладающая не только юридической, но и реальной экономической самостоятельностью. Правовые формы функционирования современной фирмы многообразны: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, коммандитное общество и др.

Сегодня все  большее значение приобретает неоинституционалистский  подход к определению фирмы.

Представитель неоинституционализма Р. Коуз сделал нестандартное  для традиционной экономической  теории предпочтение в пользу фактора  издержек трансакций, т. е. контрактов, сделок (обычно принимавшихся равными  нулю). Трансакционные издержки - это  издержки ведения сделок: информационные, издержки измерения качества товаров  и услуг, на разработку правил ведения  контрактов, издержки уклонения от ответственности за выполнение обязательств по сделкам и т. д. Исходя из этого, Р. Коуз предложил трактовать фирму  как совокупность взаимовыгодных контрактов. Определение фирмы как совокупности контрактных отношений позволяет  понять, что появление фирмы обусловлено  прежде всего существованием издержек рыночного механизма (механизма  цен).

Новизна неоинституционалистского определения фирмы заключается  в том, что наряду с выгодами разделения труда внутри предприятия четко  определяется граница развития фирмы. Пределы власти предпринимателя  в фирме устанавливаются контрактным  соглашением. В контракте записываются границы, в рамках которых предполагается деятельность поставщика товара или  услуги, детально же действия поставщика определяются позднее покупателем. Следовательно, в пределах контрактного соглашения размещение ресурсов попадает в зависимость от покупателя. В  этих условиях краткосрочные контракты  нежелательны. Такую систему взаимоотношений, при которой управление ресурсами  зависит от предпринимателя, Р. Коуз и называет фирмой.

 Фирма  как система альтернативна рынку.  Внутри фирмы отношения регулируются  не рыночными сигналами (спросом  и предложением), а командами,  исходящими из иерархической  системы. По существу, фирма есть  система, в которой ценовой  механизм подавлен. Поэтому и  граница фирмы определяется чертой, на которой уравновешиваются  трансакционные рыночные издержки  и трансакционные издержки административного  механизма. А поскольку структура  трансакционных издержек у фирмы  иная, чем на свободном рынке,  то когда последний (рынок)  бессилен, с проблемой организации  труда справляется фирма.

Итак, в классическом определении фирмы акцент делается на предсказании поведения фирмы  в соответствии с существующей производственной функцией как формой выражения технологической  зависимости между затратами  факторов производства и максимально  возможным выходом продукции. Неоинституциональная характеристика фирмы в центр внимания ставит объяснение существования и соответственно в дальнейшем – сосуществования многообразных форм деловых предприятий, пределов их роста, возможных вариантов решения проблем мотивации работников, организации, контроля, планирования и др.

Предприятие занимает важнейшее место в институциональной структуре рыночной экономики.

Институциональная структура рыночной системы включает такие институты, как рынок и  предприятие. Предприятие нуждается в объективном контроле со стороны рынка. Но и рынок нуждается в предприятиях, так как только организация производства в виде фирм может дать необходимый результат для развития рыночной экономики. Существование рынка и предприятия есть сосуществование в единой рыночной экономике двух типов отношений: традиционно рыночных и альтернативных им внутрифирменных отношений, которые Р. Коуз трактует как отношения сознательного регулирования производства, отношения координации, для эффективности которых важное значение имеют нерыночные методы и формы (приказы, личное доверие, внутрифирменные правила, традиции, моральные факторы). Причем развитие этих нерыночных отношений Р. Коуз выводит из законов рыночной экономики: соотношение рыночных и нерыночных связей определяется движением (сокращением или увеличением) рыночных трансакционных издержек.

Поведение фирм (предпрятий) на рынке имеет большое значение для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства, иностранцев. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений как на микро-, так ,и на макроуровне.

Современное предприятие – это сложный многоотраслевой комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий национального и международного уровня. Главное в нынешнем предприятии – ее кадровая компонента: предприниматели, менеджеры, ученые, инженеры, рабочие с их мастерством, профессионализмом, компетентностью, инновационным потенциалом, конкурентной энергией, управленческими новациями, опирающимися на конкретную материально-техническую базу и реальную величину функционирующего капитала. Процветание фирмы, ее известность - производные от таланта и труда ее коллектива.

Предприятия насыщают рынок высококачественной продукцией, поднимают на транснациональную высоту авторитет президентов и премьер-министров. На сильные фирмы опирается государственная политика макроэкономической стабилизации.

Информация о работе Предприятие в условиях рыночной экономики