Предложения по повышению содержательности и привлекательности труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 14:56, реферат

Краткое описание

Содержательность труда - состав, характер, объем и разнообразие выполняемых работником трудовых функций. Содержательность труда определяется сложностью выполняемых работником трудовых функций, насыщенностью трудового процесса умственной деятельностью, творческими элементами, степенью самостоятельности работника при выполнении работы. Изменения в содержательности труда напрямую зависят от развития техники, технологии, организации производства и труда, от роста квалификационно-образовательного уровня работников.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Психологические свойства личности и воздействие различных
видов трудовой деятельности на исполнителей………………………………4
2. Анализ различных видов труда (популярные и непопулярные, творческие и исполнительские, содержательные и малосодержательные),
влияние на стабильность первичных коллективов……………………………11
3. Понятие привлекательности труда, ее значение для улучшения организации………………………………………………………………………15
4. Требования к системе «человек–среда обитания» (как они выполняются на практике)……………………………………………………………………...….18
5. Предложения по повышению содержательности и привлекательности труда………………………………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

бжд.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

Понятие стресса (от англ. stress - давление, напряжение) ввел канадский физиолог Ганс Селье в 1936 г. Стресс - это комплексный процесс, включающий непременно и физиологические и психологические компоненты. С помощью реакции стресса организм как бы мобилизует себя на защиту, на приспособление к новой ситуации. Вводятся в действие неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию неблагоприятным человеку ситуациям и адаптацию к ним.

При анализе внешних причин возникновения стресса используется понятие стрессоров и экстремальных условий.

Стрессоры - это неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний. Различают физиологические и психологические стрессоры. К физиологическим стрессорам относят сильные физические, кровопотери, большие физические нагрузки, инфекции, ионизирующие излучения, резкие изменения температуры и т.д. Психологические стрессоры связаны с психическими травмами; они воздействуют своими сигнальными значениями: угрозой, опасность, обидой. В трудовой деятельности, согласно данным, приводимым М.А. Котиком, наиболее сильными побудителями стресса являются следующие психологические факторы: неудовлетворенность работой, низкая мотивация к работе, депрессия и отсутствие самоутверждения.

В зависимости от степени развития (в динамике) выделяют следующие фазы стресса:

1) Реакция тревоги - характеризует  процесс мобилизации защитных свойств организма, повышение защитных свойств по отношению к травмирующему воздействию. Организм функционирует с большой нагрузкой. К концу первой фазы у большинства людей повышается работоспособность.

2) Фаза сопротивляемости (или резистивная фаза) - характеризуется сбалансированным расходом адаптационных ресурсов организма.

3) Фаза истощения адаптационных  ресурсов организма.

Таким образом, в зависимости от фазы стресса и «полярности» его проявления, можно говорить о стрессах «хороших» и «плохих».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ различных видов  труда (популярные и непопулярные, творческие и исполнительские, содержательные  и малосодержательные), влияние на стабильность первичных коллективов.

 

Основными видами труда являются ручной, механизированный и автоматизированный. Принято различать простой ручной труд (не требующий специальных навыков, знаний и умений, а также обращения с современными инструментами и приборами) и сложный (основанный на длительной подготовке, научно-технич. знаниях и мастерстве работника). Виды труда тесно связаны с характером и содержанием труда. По содержанию он делится на ручной, механизированный и автоматизированный; по характеру труда - на простой и сложный в зависимости от физич. и умственных затрат, а также от места человека в системе труда как исполнителя или организатора, от квалификации труда и т. д.

Под простым трудом понимается значительное преобладание физич. затрат над умственными, под сложным - наоборот. Взаимосвязь этих признаков дает следующие виды труда:

1) простой ручной;

2) сложный ручной;

3) простой механизированный;

4) сложный механизированный;

5) простой автоматизированный;

6) сложный автоматизированный.

Виды 1, 3, 5 - это преимущественно неквалифицированный, мало- и среднеквалифицированный труд; виды 2, 4, 6 - труд средней и высокой квалификации. В ходе научно-технического прогресса сокращается группа 1, в условиях частичной механизации и автоматизации развиваются виды 3 и 5, к-рые постоянно сокращаются. При комплексной механизации и автоматизации происходит ускоренное развитие видов 2, 4, 6, из к-рых виды 2 и б наиболее перспективные.

Основной путь сокращения затрат ручного труда и повышения эффективности производства - это технич. перевооружение предприятий, внедрение прогрессивных технологий и машин. Технич. реконструкция промышленности сопровождается значительным снижением трудоемкости и повышением качества продукции, сокращением численности работающих и одновременно улучшением условий труда и быта, обогащением содержания труда.

Научно-технич. прогресс открывает широкие возможности для внедрения станков с числовым программным управлением (ЧПУ) типа "обрабатывающий центр", развития комплексно-автоматизированного производства, замены отдельных станков и оборудования автоматич. системами машин, применения дистанционных методов управления. Все это позволит сократить, а затем и полностью ликвидировать ручной труд, вывести человека с тех участков, где  условия труда  оказывают отрицательное воздействие на здоровье, и в конечном счете сберечь дополнительно миллионы рабочих рук. Автоматизация производства исторически подготовлена его механизацией, но не может рассматриваться лишь как высшая ступень или форма механизации.

Автоматизация - это качественно новый этап в развитии техники, характеризуемый передачей контрольно-управляющих и логич. функций человека технич. приборам. Развитие автоматизации происходит одновременно с завершением механизации производства. Сегодня механизация представляет наиболее типич. массовый процесс в промышленности, его этапами обычно считают переход от ручного труда к частично механизированному или частично механизированного к комплексно-механизированному.

Одновременно с комплексной механизацией начинается и все более набирает темпы процесс автоматизации производства - частичной и комплексной. Весь процесс автоматизации производств. совершается по следующим этапам: программные нерефлекторные управляющие устройства (передача от оператора функций установления связи между различными исполнительными органами); программные рефлекторные устройства (передача функции контроля за технологии, процессом); самонастраивающиеся системы управления (передача функции выбора оптимальных режимов). На первых этапах автоматизации еще возможно обеднение содержания труда некоторых категорий работников. Дело в том, что массовое поточное производство с непрерывным технологическим процессом требует перехода к специализированным машинам с неизменным, автоматически выполняемым рабочим циклом, т. е. к полуавтоматам. Для их обслуживания бывает достаточно неквалифицированного ручного труда, дополняющего работу машин. Напр., часть рабочих-операторов выполняют функции "частичного" рабочего, совершая однообразные, монотонные операции. Прослеживается такая закономерность: чем выше производительность техники, тем жестче связь рабочих с ней. Частичная автоматизация усиливает связь рабочего с техникой и не способствует повышению творческого содержания труда. Более того, создаются такие условия, которые ведут к снижению уровня квалификации рабочих. В то же время комплексная автоматизация (самонастраивающиеся системы управления) требует высококвалифицированного рабочего широкого профиля, стоящего над производственным процессом и осуществляющего общее руководство и контроль за работой автоматов. Здесь интеллектуальное содержание труда  резко возрастает, что требует значительного роста квалификации, образованности и культуры рабочего. Понятие "квалификация рабочего" характеризует уже не только сложность конкретного вида труда и степень развития способностей к труду, но широкую политехническую подготовку работника, его отношение к работе, инициативность, умение принимать управленческие решения по разнообразному кругу вопросов. Социологические данные показывают, что высококвалифицированные рабочие активнее участвуют в рационализаторской и изобретательской деятельности, общественно-политической работе, проявляют хозяйскую заинтересованность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Понятие привлекательности  труда, ее значение для улучшения организации

 

Привлекательность труда – это «привлекательность для человека процесса выполнения данной трудовой деятельности». Она включает в себя условия труда, способствующие удовлетворению различных потребностей индивида: в творческой и интересной работе, в благоприятных условиях труда, в теплых и доверительных отношениях в коллективе, в признании, в собственном развитии, в собственном материальном и социальном обеспечении, в общении и т. д. В.М. Снетков (2005) считает, что удовлетворенность или привлекательность работы является одним из наиболее важных критериев оценки социально-психологического климата в коллективе. Социально-психологический климат коллектива представляет собой «состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоциональных, интеллектуальных и ценностных установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы.

По мнению Б.Р. Парыгина (1989) понятие «социально-психологический климат группы» отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в группе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими факторам. Социально психологический климат группы связан с определенной эмоциональной окраской психологических связей членов группы, возникающих на основе их близости, симпатий, совпадения характеров, интересов и склонностей. Н.Л. Куравлев (1997) отмечал двойственную природу социально-психологического климата коллектива. С одной стороны, он представляет собой некоторые субъективные отражения в групповом сознании всей совокупности элементов социальной обстановки, всей окружающей среды. С другой стороны, возникнув как результат непосредственного и опосредованного воздействия на групповое сознание объективных и субъективных факторов, социально-психологический климат приобретает относительную самостоятельность, становится субъективной характеристикой группы и начинает оказывать влияние на коллективную деятельность и отдельные личности. Социально-психологический климат – это не статическое, а весьма динамичное образование. Эта динамика проявляется как в процессе группообразования, так и в условиях функционирования группы. Ученые зафиксировали два основных этапа в процессе коллективообразования. На первом этапе главную роль играет эмоциональный фактор. В этот период идет интенсивный процесс психологической ориентации, установление связей и позитивных отношений. На втором этапе все большее значение приобретают когнитивные процессы. В этот период каждая личность выступает только как потенциальный или реальный объект эмоционального общения, но и как носитель определенных личностных качеств, социальных норм и установок. Именно на этом этапе происходит формирование общих взглядов, ценностных ориентаций, норм, символов. Каждым человеком социально-психологический климат переживается индивидуально в виде удовлетворенности или привлекательности работы в данном коллективе, на данном рабочем месте, в данных условиях. Оценка социально-психологического климата необходима для выявления путей его развития, прогноза влияния на решение профессиональных задач, стоящих перед коллективом.

Таким образом, социально-психологический климат – наиболее целостная психологическая характеристика группы, которая связана с особенностями отражения группой отдельных объектов (явлений и процессов), имеющих непосредственное отношение к совместной трудовой деятельности. К числу наиболее важных критериев социально-психологического климата является субъективная привлекательность труда в коллективе.

 

Трудовая деятельность способствует развитию личности, удовлетворению ее потребностей. Психологическая готовность к той или иной трудовой деятельности во многом зависит от привлекательности этой деятельности для субъекта труда.

Трудовая мотивация – важный фактор, объясняющий успех трудовой деятельности. Трудовая деятельность является полимотивированной и детерминирована множеством потребностей (от физиологических до потребности в самоактуализации). От того, насколько трудовая деятельность удовлетворяет потребности личности, во многом зависит для нее привлекательность того или иного труда.

Привлекательность труда для членов конкретного коллектива является одним из наиболее важных показателей социально-психологического климата в данном коллективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Требования к системе  «человек–среда обитания» (как они  выполняются на практике)

 

В жизненном цикле человек и окружающая его среда обитания образуют постоянно действующую систему «человек - среда обитания».

Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Действуя в этой системе, человек непрерывно решает, как минимум, две основные задачи:

- обеспечивает свои потребности  в пище, воде и воздухе;

- создает и использует защиту  от негативных воздействий, как  со стороны среды обитания, так  и себе подобных.

Негативные воздействия, присущие среде обитания, существуют столько, сколько существует Мир. Источниками естественных негативных воздействий являются стихийные явления в биосфере: изменения климата, грозы, землетрясения и т.п.

Постоянная борьба за свое существование вынуждала человека находить и совершенствовать средства защиты от естественных негативных воздействий среды обитания. К сожалению, появление жилища, применение огня и других средств защиты, совершенствование способов получения пищи - все это не только защищало человека от естественных негативных воздействий, но и влияло на среду обитания.

На протяжении многих веков среда обитания человека медленно изменяла свой облик и, как следствие, мало менялись виды и уровни негативных воздействий. Так продолжалось до середины XIX в. - начала активного роста воздействия человека на среду обитания. В XX в. на Земле возникли зоны повышенного загрязнения биосферы, что привело к частичной, а в ряду случаев и к полной региональной деградации. Этим изменениям во многом способствовали:

- высокие темпы роста численности  населения на Земле (демографический  взрыв) и его урбанизация;

- рост потребления и концентрация энергетических ресурсов;

- интенсивное развитие промышленного  и сельскохозяйственного производства;

- массовое использование средств  транспорта;

- рост затрат на военные цели  и ряд других процессов.

Из приведенного выше видно, что XX столетие ознаменовалось потерей устойчивости в таких процессах, как рост населения Земли и его урбанизация. Это вызвало крупномасштабное развитие энергетики, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, военного дела и обусловило значительный рост техногенного воздействия. Во многих странах оно продолжает нарастать и в настоящее время. В результате активной техногенной деятельности человека во многих регионах нашей планеты разрушена биосфера и создан новый тип среды обитания - техносфера.

Биосфера - область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия.

Техносфера - регион биосферы, в прошлом преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям (техносфера - регион города или промышленной зоны, производственная или бытовая среда).

Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, к росту коммуникабельности, к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Все это благоприятно отразилось на условиях жизни и в совокупности с другими факторами (улучшение медицинского обслуживания и др.) сказалось на продолжительности жизни людей.

Однако созданная руками и разумом человека техносфера, призванная максимально удовлетворять его потребности в комфорте и безопасности, не оправдала во многом надежды людей. Появившиеся производственная и городская среды оказались далеки по уровню безопасности и экологичности от допустимых требований.

Появление техносферы привело к тому, что биосфера во многих регионах нашей планеты стала активно замещаться техносферой. На планете осталось мало территорий с ненарушенными экосистемами. В наибольшей степени экосистемы разрушены в развитых странах - в Европе, Северной Америке, Японии. Здесь естественные экосистемы сохранились в основном на небольших площадях, они представляют собой небольшие пятна биосферы, окруженные со всех сторон нарушенными деятельностью человека территориями, и поэтому подвержены сильному техносферному давлению.

Информация о работе Предложения по повышению содержательности и привлекательности труда