Предложения по повышению содержательности и привлекательности труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 14:56, реферат

Краткое описание

Содержательность труда - состав, характер, объем и разнообразие выполняемых работником трудовых функций. Содержательность труда определяется сложностью выполняемых работником трудовых функций, насыщенностью трудового процесса умственной деятельностью, творческими элементами, степенью самостоятельности работника при выполнении работы. Изменения в содержательности труда напрямую зависят от развития техники, технологии, организации производства и труда, от роста квалификационно-образовательного уровня работников.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Психологические свойства личности и воздействие различных
видов трудовой деятельности на исполнителей………………………………4
2. Анализ различных видов труда (популярные и непопулярные, творческие и исполнительские, содержательные и малосодержательные),
влияние на стабильность первичных коллективов……………………………11
3. Понятие привлекательности труда, ее значение для улучшения организации………………………………………………………………………15
4. Требования к системе «человек–среда обитания» (как они выполняются на практике)……………………………………………………………………...….18
5. Предложения по повышению содержательности и привлекательности труда………………………………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

бжд.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

 


 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ –

УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС»

ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ДИСТАНЦИОННОГО обучения

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Вариант № 2

 

Работу выполнил студент

Бжуско Дмитрий Николаевич

группа  3-1Э.

Замечания по работе

 

 

 

Работу проверил(а)

Борисова Ирина Викторовна


 

 

Отметка о зачете                                  дата «____» _________2015г.

Подпись преподавателя ________________

 

 

 

 

2015 г.

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

1. Психологические свойства личности  и воздействие различных 

видов трудовой деятельности на исполнителей………………………………4

2. Анализ различных видов труда (популярные и непопулярные, творческие  и исполнительские, содержательные  и малосодержательные),

влияние на стабильность первичных коллективов……………………………11

3. Понятие привлекательности труда, ее значение для улучшения организации………………………………………………………………………15

4. Требования к системе «человек–среда  обитания» (как они выполняются на практике)……………………………………………………………………...….18

5. Предложения по повышению содержательности  и привлекательности труда………………………………………………………………………………21

Заключение……………………………………………………………………….23

Список использованной литературы…………………………………………...24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Реализация творческих способностей личности, повышения мотивации к труду за счет так называемого «обогащения» труда приобретают все большее значение в развитии производства на современном этапе.

Содержательность труда - состав, характер, объем и разнообразие выполняемых работником трудовых функций. Содержательность труда определяется сложностью выполняемых работником трудовых функций, насыщенностью трудового процесса умственной деятельностью, творческими элементами, степенью самостоятельности работника при выполнении работы. Изменения в содержательности труда напрямую зависят от развития техники, технологии, организации производства и труда, от роста квалификационно-образовательного уровня работников. Научно-технический прогресс, возникновение новых отраслей и видов производства приводит к коренному изменению всей структуры совокупного труда, к новому соотношению между численностью занятых в различных отраслях, между категориями работающих внутри отраслей. 

Цель данной работы провести исследование повышения привлекательности и содержательности труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Психологические свойства  личности и воздействие различных видов трудовой деятельности на исполнителей

 

Психилогическое состояние - это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией.

Психологические состояния, возникающие как следствие особенностей условий труда, получили название праксических (от лат. praxis - труд) состояний. Состояния, возникающие у человека в процессе трудовой деятельности, подразделяются на следующие три группы:

1) Относительно устойчивые и длительные по времени состояния. Такие состояния определяют отношение человека к данному производству и конкретному виду труда. Эти состояния (удовлетворенности или неудовлетворенности работой, заинтересованности работой или безразличия к ней и т.п.) в большинстве случаев отражают общий психологический настрой коллектива.

2) Временные, ситуативные, быстро проходящие  состояния. Возникают они под  влиянием различного рода неполадок  и неурядиц в производственном процессе или во взаимоотношениях в коллективе.

3) Состояния, возникающие периодически  в ходе трудовой деятельности. Таких состояний много (например, состояние врабатывания, повышения  работоспособности, конечного порыва  и т.д.).

Психическое утомление возникает тогда, когда получение желаемого результата требовало продолжительной работы, даже если она была не слишком тяжелой. Состояние ожидание результата вызывает чувство утомления (по данным таблицы 3.1 цель - осознана, средств - достаточно, трудность - в достижении желаемого результата).

Состояние ожидания результата, отсутствие результата при чрезмерных затрачиваемых усилиях вызывает чувство утомления. Недаром говорят, что нет ничего хуже, чем ждать и догонять. В состоянии психического утомления человек чувствует себя «выжатым лимоном». Он готов работать, так как знает, зачем и что нужно делать, но не имеет для этого достаточно сил: запоминается все с трудом, решения приходят самые тривиальные, трудно надолго сосредоточить внимание. Снижение интенсивности психической деятельности может вызывать депрессию, а вместе с ней приходит раздражительность и вспышки гнева по отношению к ни в чем не повинным людям, чаще всего самым близким.

С точки зрения производственной оценки выполняемой работы утомление сопровождается уменьшением производительности (количественный показатель) и эффективности (показатель, характеризующий качество) труда. Утомление рассматривается с 3-х сторон:

а) со стороны субъективной - как психическое состояние;

б) со стороны физиологических механизмов;

в) со стороны снижения производительности и качества труда.

В психологии труда утомление рассматривается как особое, своеобразно переживаемое психическое состояние (по Н.Д. Левитову), включающее следующие компоненты:

1. Чувство слабосилия. Утомление сказывается в том, что человек чувствует снижение работоспособности, даже когда производительность труда еще сохраняется на прежнем уровне. Это снижение работоспособности выражается в переживании особого, тягостного напряжения и неуверенности. Человек чувствует, что он не в силах должным образом продолжать работу.

2. Расстройство внимания. Внимание - одна из наиболее утомляемых психических функций. В случае утомления внимание отвлекается, становится вялым, малоподвижным, или наоборот, хаотически подвижным, неустойчивым.

3. Расстройства в сенсорной области. Таким расстройствам под влиянием утомления подвергаются рецепторы, которые принимают участие в работе. (Например, если человек долго читает без перерыва, у него начинают «расплываться» в глазах строчки текста. При продолжительном и напряженном слушании музыки теряется восприятие мелодии. Продолжительная ручная работа может привести к ослаблению тактильной и кинестетической чувствительности).

4. Нарушение в моторной сфере. Утомление сказывается в замедлении или беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, в ослаблении точности и координированности движений, их деавтоматизации.

5. Ухудшение памяти и мышления.

6. Ослабление воли.

7. Сонливость - как выражение охранного торможения.

Степень утомления со временем изменяется, при продолжительной работе усиливается проявление того или компонента, характеризующегофазу утомления, появляются и развиваются последующие (по времени) компоненты. Таким образом, речь идет о динамике утомления, характеризующейся совокупностью стадий.

а) Относительно слабое чувство утомления. Производительность труда падает незначительно. Усталость проявляется нередко тогда, когда человек, несмотря на тяжелую изнурительную работу, чувствует себя еще вполне работоспособным (влияние мотивации). Данная стадия характеризуется нарастанием сопротивляемости утомлению.

б) Понижение производительности становится заметным и все более угрожающим. На рассматриваемом этапе это понижение зачастую относится только к качеству, а не к количеству труда.

в) Остро переживаемое утомление, которое может принимать форму переутомления. Показатели работы либо резко снижаются, или же принимают «лихорадочную» форму, отражающую попытки человека сохранить должный темп работы, который на данной стадии утомления может даже ускориться, но оказаться неустойчивым. В конце концов, рабочие действия могут быть так дезорганизованы, что человек чувствует невозможность продолжать работу, переживая при этом болезненное состояние.

Психическая напряженность

Состояние психической напряженности вызывается чрезмерной величиной психических усилий, необходимых человеку при решении поставленных перед ним задач. Возникает, как правило, в условиях сложной деятельности, вызванной следующими факторами:

- дефицит средств: информации, условий, оборудования (вышло из строя, или «неготовность» средств, имеющихся у специалиста);

- предельная интенсивность психических процессов, связанных с «обеспечением» деятельности.

Эмоциональная составляющая психической напряженности обусловлена степенью ответственности за принятые решения, дефицитом времени, дефицитом необходимой для принятия решения информации. Эмоции регулируют поток поступающей информации, участвуют в управлении поисковой деятельностью (т.е. с деятельностью, связанной с поиском необходимой для принятия решения информации). Существует общее правило оценки количества и знака эмоций в зависимости от объема информации, необходимой для решения поставленной задачи. П.В. Симонов выразил его в 1970 г. в виде формулы,  Э = П*(Ир - Ин), связывающей следующие показатели:

Э - количество и качество эмоций;

П - уровень потребности;

Ин- необходимое количество информации (для решения поставленной задачи, удовлетворения потребности и т.д.), то есть прогноз;

Ир- реальное (или фактическое) количество имеющейся у человека информации.

Психическая напряженность может по-разному влиять на поведение человека, что в общем случае проявляется в двух формах:

а) возбудимая, - характеризующаяся повышенными двигательными реакциями, суетливостью, излишней говорливостью и т.д.

б) тормозная, - характеризующаяся угнетением деятельности, замедленными реакциями, «замиранием» вплоть до полной неспособности реагировать на различного вида воздействия.

Состояние психической напряженности возникает в случаях повышенной ответственности, дефицита времени или столкновения с особо трудными задачами. Для всех этих ситуаций общим является то, что они требуют от человека новых, нестандартных действий.

В зависимости от степени напряженности, это состояние по-разному влияет на результативность деятельности. В одних случаях оно ухудшает показатели деятельности, приводит к дезинтеграции личности. В других случаях, напротив, оказывает благоприятное воздействие. Более того, некоторые люди могут эффективно работать только в состоянии психической напряженности и поэтому сами создают себе определенные трудности, например, откладывая до последнего момента выполнение важного дела, а потом на волне энергетического подъема («Позади Москва, отступать некуда») за короткое время выполняют множество дел.

Отсутствие мотивации

Состояние отсутствия мотивации (или пониженной мотивации) возникает даже чаще, чем состояния психического утомления или психической напряженности. Это объясняется тем, что встречается довольно много производственных ситуаций, в которых деятельность не имеет внутреннего побуждающего мотива, а цель привносится извне в форме принуждения. Рассматриваемое состояние более характерно для наемных работников, чем для хозяев предприятий или ответственных лиц. Работник обеспечен всеми необходимыми средствами и, следуя требованиям своих руководителей, более или менее легко может получить результат (Таблица 3.1). Но его работоспособность при этом неуклонно снижается. Более того, наблюдаются нежелательные функциональные сдвиги, напоминающие симптомы усталости или субъективное ощущение недомогания.

Таким образом, безразличие к цели естественным путем ведет к снижению (а в пределе - отсутствию) мотивации и, в конечном счете, приводит к дезактивации психических процессов субъекта труда.

Несмотря на внешнее сходство с состоянием психического утомления, снижение мотивации отличается от него причинами возникновения и психофизиологическими проявлениями. Поэтому меры профилактики данного состояния принципиально отличаются от профилактики психического утомления. Если в последнем случае человек нуждается в отдыхе, то при падении мотивации он, напротив, нуждается в активности. Часто эта активность заключается в поиске нового или особого смысла деятельности.

Стресс и стрессогенные факторы

Стресс - это состояние психического напряжения, возникающее у человека в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни и трудовой деятельности, так и при особых обстоятельствах. Состояние эмоционального стресса, возникающее у человека в процессе деятельности, связано с экстремальными, особыми условиями труда (Таблица 3.1). Применительно к профессиональной деятельности это ситуация, когда цель - есть, принята, но нет средств для ее достижения, для решения поставленной задачи. Да и результат (итог работы) практически не зависит от человека. Возникает чувство беспомощности работника в сложившихся условиях.

Информация о работе Предложения по повышению содержательности и привлекательности труда