Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 10:30, курсовая работа
Наша страна относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны. Экологическая проблема номер один - загрязнение окружающей среды. Последовательно ухудшается здоровье людей.
Введение
1. Административные методы управления природоохранной деятельностью.5
Экологические правонарушения…………………………..……………5
Административные правонарушения……………..……………………8
Федеральный закон «Об охране окружающей среды»………...…….9
2. Экономические методы управления природоохранной деятельностью..12
2.1 Плата за загрязнение окружающей среды………………………………14
2.2 Плата за использование природных ресурсов…………………….……16
2.3 Эмиссионный налог, налоговые и иные льготы…………….……..…….17
2.4 Экологическое страхование………………………………..………..……20
3. Рыночные методы управления природоохранной деятельностью…….21
4.Микроэкономический анализ различных методов управления природоохранной деятельностью…………………………………………..……..23
Заключение
Список использованной литературы
Особо
важное место в системе эколого-
Порядок
определения объема компенсации вреда
регулируется двумя нормами, каждая из
которых устанавливает свои приоритеты.
Согласно ч.З. ст. 77, вред окружающей среде,
причиненный субъектом хозяйственной
и иной деятельности, возмещается в соответствии
с утвержденными в установленном порядке
таксами и методиками исчисления размера
вреда окружающей среде, а при их отсутствии
исходя из фактических затрат на восстановление
нарушенного состояния окружающей среды,
с учетом понесенных убытков, в том числе
упущенной выгоды. В то же время, согласно
ч.1 ст. 78 определение размера вреда окружающей
среде, причиненного нарушением законодательства
в области охраны окружающей среды, осуществляется
исходя из фактических затрат на восстановление
нарушенного состояния окружающей среды,
с учетом понесенных убытков, в том числе
упущенной выгоды, а также в соответствии
с проектами рекулътивационных и иных
восстановительных работ, при их отсутствии
в соответствии с таксами и методиками
исчисления размера вреда окружающей
среде, утвержденными органами исполнительной
власти, осуществляющими государственное
управление в области охраны окружающей
среды Закон не устанавливает особого
порядка аккумулирования взыскиваемых
сумм, равно как не указывает и на целевой
характер их расходования. Теоретически
эти позиции обосновываются в категориях
права собственности, права пользования
и общественных экологических интересов.
В практическом же плане после ликвидации
системы внебюджетных экологических фондов
адресность направления взыскиваемых
сумм должна быть различной, поскольку
загрязнением окружающей среды, порчей
и деградацией природных объектов одновременно
причиняются убытки собственнику ресурсов,
их пользователю, а также всегда ущемляется
общественный интерес. Но в условиях отсутствия
решения этого вопроса в данном Законе
пробел Иски о компенсации вреда окружающей
среде, причиненного нарушением законодательства
в области охраны окружающей среды, могут
быть предъявлены в течение двадцати лет
(ч. 3 ст. 78).
2.
Экономические методы
управления природоохранной
деятельностью
Под понятием экономического механизма охраны окружающей природной среды понимается правовой институт, включающий в себя совокупность правовых норм, регулирующих условия и порядок аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы за загрязнение окружающей среды и иные вредные на неё воздействия, финансирование природоохранных мер и экономического стимулирования хозяйствующих субъектов путём применения налоговых и иных льгот.
Задачами экономического механизма охраны окружающей природной среды являются:
-
планирование и финансирование
природоохранительных
-
установление лимитов
-
установление нормативов платы
и размеров платежей за
-
предоставление предприятиям, учреждениям
и организациям, а также гражданам
налоговых, кредитных и иных
льгот при внедрении ими
-
возмещение в установленном
Экономический механизм охраны окружающей природной среды призван создать условия для развития, как у производителей, так и граждан бережного отношения к природе. Необходимо выработать у субъектов права отношение, при котором вред окружающей среде равносилен вреду самому себе. Всё это включает в себя комплекс мер по экономическому стимулированию охраны окружающей среды, нормированию хозяйственного воздействия на окружающую среду, экологическую экспертизу, экологические требования при размещении, проектировании, эксплуатации производственно-хозяйственных объектов, экологический контроль, ответственность и возмещение убытков.
Формирование нового экономического механизма природопользования и финансирования, природоохранных мер при переходе к рыночным отношениям должно стать органической составной системой управления и регулирования экономики.
Экономические методы управления природопользованием заключаются в широком использовании системы цен, тарифов, платежей, штрафов, премий, фондов экономического стимулирования, кредитов и т.п.
Итак, экономические методы управления природоохранной деятельностью включают:
Не
имея возможности рассмотреть все
экономические механизмы, рассмотрим
подробнее лишь некоторые.
2.1 Плата
за загрязнение окружающей
Платность природопользования является одним из принципов природопользования, составной частью экономического механизма охраны окружающей природной среды и одним из источников финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды.
В соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» платежи за загрязнение окружающей среды исполняют не только фискальную, но и стимулирующую функцию, носят компенсационный характер за негативное воздействие и должны использоваться на ликвидацию конкретного нанесенного вреда или предотвращение будущего загрязнения окружающей среде.
Плата взимается за:
Устанавливаются три вида базовых нормативов платы:
Расчет
платежей за предусмотренные
Кроме
обязательных платежей за загрязнение
окружающей среды предприятие может осуществлять
добровольные взносы в городской резервный
фонд охраны природы. В этот же фонд перечисляются
средства предприятия при долевом финансировании
крупных природоохранных работ, а также
штрафные платежи за нарушение природоохранного
законодательства.
2.2 Плата
за использование природных
Плата за природные ресурсы — издержки предприятия, связанные с использованием природных ресурсов и рассчитанные в соответствии с действующей в стране методикой расчета затрат.
Эти платежи в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к федеральным налогам
Включают:
1. платежи за землепользование. Расчет производится ответственными исполнителями службы по охране природы предприятий. Плата за землю стимулирует рациональное использование, охрану и освоение земель, повышение плодородия почв. Формы платы за землю: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
2.
платежи за водопользование.
Водный
налог поступает в федеральный
бюджет и бюджеты субъектов РФ,
на территориях которых
Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, вносится за:
1)
использование водных объектов
без изъятия воды в
2)
изъятие воды из водных
3) сверхлимитное изъятие воды;
4)
сброс сточных вод
5)
сброс в водные объекты
6)
сброс в водные объекты
За сверхлимитное изъятие воды, а также в двух последних случаях устанавливается повышенная плата.
3. платежи за недропользование.
4.
платежи за пользование
2.3 Эмиссионный налог, налоговые и иные льготы
В качестве основной меры контроля за загрязнением предусмотрено введение налогов природопользователей и загрязнителей окружающей среды.
Налоговая система имеет два главных преимущества по-cpавнению с системой административного достижения стандартов ПДВ или ПДК.
Во-первых, в результате действия обеспечиваемых налогов системой стимулов возникает ситуация, при которой борьба с загрязнением будет концентрироваться на тех объектах, где она дешевле всего. Каждый загрязнитель будет уменьшать загрязнение до тех пор, пока предельные издержки предотвращения загрязнения не сравняются с установленной платой за загрязнение.
Во-вторых,
налоговая система может
В
экологическом плане
Информация о работе Практические методы управления качеством окружающей природной среды