Практические методы управления качеством окружающей природной среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 10:30, курсовая работа

Краткое описание

Наша страна относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны. Экологическая проблема номер один - загрязнение окружающей среды. Последовательно ухудшается здоровье людей.

Оглавление

Введение
1. Административные методы управления природоохранной деятельностью.5
Экологические правонарушения…………………………..……………5
Административные правонарушения……………..……………………8
Федеральный закон «Об охране окружающей среды»………...…….9
2. Экономические методы управления природоохранной деятельностью..12
2.1 Плата за загрязнение окружающей среды………………………………14
2.2 Плата за использование природных ресурсов…………………….……16
2.3 Эмиссионный налог, налоговые и иные льготы…………….……..…….17
2.4 Экологическое страхование………………………………..………..……20
3. Рыночные методы управления природоохранной деятельностью…….21
4.Микроэкономический анализ различных методов управления природоохранной деятельностью…………………………………………..……..23
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 524.53 Кб (Скачать)

     Особо важное место в системе эколого-правовой ответственности занимает имущественная  ответственность за причинение вреда  окружающей среде, поскольку именно этот вид ответственности выполняет  компенсационную функцию, а возмещение экологического вреда является важнейшей  задачей экологического законодательства. Ст. 77 «Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде». Ст. 78 «Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды» вводит значительное изменение в  порядок определения объема компенсации. Если раньше возмещение вреда производилось «в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды», то сейчас изменена приоритетность: «определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды» (ч.1 ст. 78). Кроме поворота приоритетов, является также учет стоимости проектов рекультивационных и иных восстановительных работ, что на практике принимается арбитражными судами.

     Порядок определения объема компенсации вреда регулируется двумя нормами, каждая из которых устанавливает свои приоритеты. Согласно ч.З. ст. 77, вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. В то же время, согласно ч.1 ст. 78 определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекулътивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды  Закон не устанавливает особого порядка аккумулирования взыскиваемых сумм, равно как не указывает и на целевой характер их расходования. Теоретически эти позиции обосновываются в категориях права собственности, права пользования и общественных экологических интересов. В практическом же плане после ликвидации системы внебюджетных экологических фондов адресность направления взыскиваемых сумм должна быть различной, поскольку загрязнением окружающей среды, порчей и деградацией природных объектов одновременно причиняются убытки собственнику ресурсов, их пользователю, а также всегда ущемляется общественный интерес. Но в условиях отсутствия решения этого вопроса в данном Законе пробел  Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет (ч. 3 ст. 78). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Экономические методы управления природоохранной деятельностью 

     Под понятием экономического механизма  охраны окружающей природной среды  понимается правовой институт, включающий в себя совокупность правовых норм, регулирующих условия и порядок  аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы  за загрязнение окружающей среды  и иные вредные на неё воздействия, финансирование природоохранных мер  и экономического стимулирования хозяйствующих  субъектов путём применения налоговых  и иных льгот.

     Задачами  экономического механизма охраны окружающей природной среды являются:

     - планирование и финансирование  природоохранительных мероприятий;

     - установление лимитов использования  природных ресурсов, выбросов и  сбросов загрязняющих веществ  в окружающую природную среду  и размещение отходов;

     - установление нормативов платы  и размеров платежей за использование  природных ресурсов, выбросы и  сбросы загрязняющих веществ  в окружающую природную среду,  размещение отходов и другие  виды вредного воздействия;

     - предоставление предприятиям, учреждениям  и организациям, а также гражданам  налоговых, кредитных и иных  льгот при внедрении ими малоотходных  и ресурсосберегающих технологий  и нетрадиционных видов энергии,  осуществлении других эффективных  мер по охране окружающей природной  среды;

     - возмещение в установленном порядке  вреда, причиненного окружающей  природной среде и здоровью  человека.

     Экономический механизм охраны окружающей природной среды призван создать условия для развития, как у производителей, так и граждан бережного отношения к природе. Необходимо выработать у субъектов права отношение, при котором вред окружающей среде равносилен вреду самому себе. Всё это включает в себя комплекс мер по экономическому стимулированию охраны окружающей среды, нормированию хозяйственного воздействия на окружающую среду, экологическую экспертизу, экологические требования при размещении, проектировании, эксплуатации производственно-хозяйственных объектов, экологический контроль, ответственность и возмещение убытков.

     Формирование  нового экономического механизма природопользования и финансирования, природоохранных мер при переходе к рыночным отношениям должно стать органической составной системой управления и регулирования экономики.

     Экономические методы управления природопользованием заключаются в широком использовании системы цен, тарифов, платежей, штрафов, премий, фондов экономического стимулирования, кредитов и т.п.

     Итак, экономические методы управления природоохранной деятельностью включают:

  1. плату за загрязнение окружающей среды
  2. плату за использование природных ресурсов
  3. санкции за нарушение природоохранного законодательства
  4. эмиссионный налог, налоговые и иные льготы и т. п.
  5. экологическое страхование

     Не  имея возможности рассмотреть все  экономические механизмы, рассмотрим подробнее лишь некоторые. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.1 Плата  за загрязнение окружающей среды

     Платность природопользования является одним  из принципов природопользования, составной  частью экономического механизма охраны окружающей природной среды и одним из источников финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды.

     В соответствии с Законом РФ «Об  охране окружающей природной среды» платежи за загрязнение окружающей среды исполняют не только фискальную, но и стимулирующую функцию, носят  компенсационный характер за негативное воздействие и должны использоваться на ликвидацию конкретного нанесенного  вреда или предотвращение будущего загрязнения окружающей среде.

     Плата взимается за:

  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;
  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников;
  • сброс загрязняющих веществ в реки, озера и другие места (балки, овраги, поля орошения, поля фильтрации), в том числе осуществляемый предприятиями через системы коммунальной канализации;
  • размещение отходов.

     Устанавливаются три вида базовых нормативов платы:

  • за выбросы (сбросы) вредных веществ в окружающую среду в пределах ПДВ или ПДС;
  • за выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ в пределах временно установленных лимитов временно согласованных выбросов (ВСВ), временно согласованных сбросов (ВСС);
  • за превышение лимитных выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду (ПДВ, ПДС, ВСВ и ВСС).

     Расчет  платежей за предусмотренные законодательством  виды вредного воздействия на природную среду производится организацией исходя из объемов загрязнения, связанных с ее деятельностью. Не имеет значения, находятся ли различные стационарные и передвижные источники загрязнения природной среды в личной собственности (владении) этой организации, привлечены ли на условиях аренды или получены каким-либо иным способом. Указанные организации должны получить в установленном порядке разрешения на выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов. При этом плата вносится как за сверхнормативные, так и за нормативные выбросы загрязняющих веществ.

     Кроме обязательных платежей за загрязнение окружающей среды предприятие может осуществлять добровольные взносы в городской резервный фонд охраны природы. В этот же фонд перечисляются средства предприятия при долевом финансировании крупных природоохранных работ, а также штрафные платежи за нарушение природоохранного законодательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2 Плата  за использование природных ресурсов

     Плата за природные ресурсы — издержки предприятия, связанные с использованием природных ресурсов и рассчитанные в соответствии с действующей  в стране методикой расчета затрат.

     Эти платежи в соответствии с законодательством  Российской Федерации относятся  к федеральным налогам

     Включают:

     1. платежи за землепользование. Расчет производится ответственными исполнителями службы по охране природы предприятий. Плата за землю стимулирует рациональное использование, охрану и освоение земель, повышение плодородия почв. Формы платы за землю: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.

     2. платежи за водопользование. Включают:

  • плату за пользование водными объектами (водный налог);
  • плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов.

     Водный  налог поступает в федеральный  бюджет и бюджеты субъектов РФ, на территориях которых осуществляется использование водных объектов.

     Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, вносится за:

     1) использование водных объектов  без изъятия воды в соответствии  с условиями лицензии на водопользование;

     2) изъятие воды из водных объектов  в пределах установленного лимита;

     3) сверхлимитное изъятие воды;

     4) сброс сточных вод нормативного  качества в водные объекты  в пределах установленных лимитов;

     5) сброс в водные объекты сточных  вод, содержание вредных веществ,  в которых превышает установленные  нормативы;

     6) сброс в водные объекты сточных  вод нормативного качества сверх  установленных лимитов.

     За  сверхлимитное изъятие воды, а  также в двух последних случаях  устанавливается повышенная плата.

     3. платежи за недропользование.

     4. платежи за пользование лесными  ресурсами 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Эмиссионный  налог, налоговые и иные льготы

В качестве основной меры контроля за загрязнением предусмотрено введение налогов природопользователей и загрязнителей окружающей среды.

     Налоговая система имеет два главных  преимущества по-cpавнению с системой административного достижения стандартов ПДВ или ПДК.

     Во-первых, в результате действия обеспечиваемых налогов системой стимулов возникает  ситуация, при которой борьба с  загрязнением будет концентрироваться  на тех объектах, где она дешевле  всего. Каждый загрязнитель будет уменьшать  загрязнение до тех пор, пока предельные издержки предотвращения загрязнения  не сравняются с установленной платой за загрязнение.

     Во-вторых, налоговая система может функционировать  при недостатке исходной информации. Иногда можно просто установить величину налоговой ставки, наблюдать за последствиями, а затем повышать или понижать ее до тех пор, пока не будет найден правильный уровень.

     В экологическом плане эмиссионный  налог, то есть налог за выбросы в  атмосферу, размещение твердых отходов, сбросы в водоемы, способствует замене или сокращению экологически вредных  производственных процессов, смене  структуры выпуска продукции  в сторону ее экологизации, введению более экологически ценных технологий производства, технологий очистки, переработке вторичных ресурсов. На первом этапе налоговый “гнет” естественно сказывается на конечной цене готовой продукции. Однако после адаптации фирм к перечисленным изменениям соотношение спроса и предложения нормализуется, и цены установятся на прежнем уровне

Информация о работе Практические методы управления качеством окружающей природной среды