Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 10:30, курсовая работа
Наша страна относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны. Экологическая проблема номер один - загрязнение окружающей среды. Последовательно ухудшается здоровье людей.
Введение
1. Административные методы управления природоохранной деятельностью.5
Экологические правонарушения…………………………..……………5
Административные правонарушения……………..……………………8
Федеральный закон «Об охране окружающей среды»………...…….9
2. Экономические методы управления природоохранной деятельностью..12
2.1 Плата за загрязнение окружающей среды………………………………14
2.2 Плата за использование природных ресурсов…………………….……16
2.3 Эмиссионный налог, налоговые и иные льготы…………….……..…….17
2.4 Экологическое страхование………………………………..………..……20
3. Рыночные методы управления природоохранной деятельностью…….21
4.Микроэкономический анализ различных методов управления природоохранной деятельностью…………………………………………..……..23
Заключение
Список использованной литературы
рис.9
Обозначения: 1 — предельные затраты до введения налога; 2 — после его введения; 3 — спрос.
Равновесная точка смещается в X*. Налоговое бремя распределяется точно так же, как и бремя от платежей. До введения налога доход потребителей был S6 + S3 + S4. После того, как налог был введен, потребитель потерял S3 , так как сократилось потребление, и S4 — часть налоговых поступлений за счет уменьшения избытка потребителя. Производитель смог переложить на потребителя только эту часть уплаченных им налогов. Производитель раньше получал доход S1 + S5 + S2, теперь он получает только S5. S2 потеряно из-за сокращения объема производства, а S1, ушло на доплату налога. Итак, налоговое бремя распределилось следующим образом: из общих налоговых выплат доля производителя S1, а потребителя S4. Предположим, что данная продукция важна для потребителя и
рис. 10
Обозначения: I — предельные затраты до введения налога; 2 — после его введения; 3 — спрос.
он купит ее в объеме Q, невзирая на некоторое повышение цены (рис. 10). Как видно из рис. 10, производитель не потерял ничего, а потребитель стал конечным плательщиком налогов: он заплатил S1 + S2. На рис. 10 представлена как раз ситуация, когда налог не стимулирует снижения воздействия на окружающую среду. Продукция столь важна для потребителя, что он не готов сократить свое потребление. Не заинтересован что-либо предпринимать и производитель, так как потребитель возместит ему все издержки, связанные с уплатой налога.
рис. 11
рис. 12
Обозначения: 1 и 2 — старый и новый спрос; 3 — предельные издержки
Другая ситуация, когда производитель заранее знает, что цена на продукт не изменится (рис. 11). В этом случае за все расплачивается производитель, если до введения налога его доход был S1 + Sг + S3, то после его введения
он потерял S2 из-за снижения объема производства, а S1 — ушло на доплату налога. Другой способ: установление налога на потребление. Предполагается, что, покупая единицу определенной продукции потребитель будет уплачивать налог в размере b долларов за штуку. Это равносильно смещению кривой спроса вниз (рис. 12). Потери потребителя составляют S2 + S6, где S6 — потери из-за того, что под воздействием налога упало потребление, a S2 — та сумма, которая ушла на уплату налога. Доход потребителя теперьстал S1 + S3. Что касается производителя, то его доход сократился с S3 + S4 + Ss + Ss до S7; S5 он потерял из-за сокращения производства, S4 и S3 — из-за сокращения цены. При этом его доля в налоговом бремени составляет S4. На долю потребителя пришлось S2, однако из-за перераспределения доходов, вызванного снижением производства и падением цен, часть дохода производителя (S3) была перераспределена в пользу потребителя. Можно сказать, что производитель взял на себя дополнительное налоговое бремя в размере S3. Соответственно налоговое бремя потребителя сократилось и стало S1 + S3. Конечно, можно привести еще немало примеров, как вводимые разными способами налоги повлияют на поведение производителей и потребителей, но мы ограничимся сказанным выше. В заключение приведем табл. 1, которая показывает, чем каждый из рассмотренных нами методов может помочь в решении конкретных проблем.
Сравнение отдельных инструментов управления природоохранной
деятельностью*
*
Решение конкретной
проблемы: «-» — негативный
вклад; «+» — позитивный
вклад; «++» — сильное
позитивное воздействие;
«+/-» — неоднозначность
воздействия.
Заключение
В своей работе я рассмотрела основные законы и ответственность связанные с природоохранной деятельностью. В настоящее время в Российской Федерации руководители малых, средних и крупных предприятий не воспринимают эти законы всерьез, ведь в некоторых случаях намного дешевле будет заплатить штраф, чем соблюдать правила с использованием окружающей среды. Я считаю, что в нашей стране следует укрепить авторитет органов, отвечающие за экологические преступления, увеличить наказание за не соблюдения законов и доработать законы.
Многие специалисты, в том числе и юристы, в развитых странах считают экологические проблемы, по сути, проблемами экономическими. Такая позиция согласуется с тем, что в настоящее время во многих странах и, особенно в США наблюдается ослабление административного регулирования экономики. Экономические методы, однозначно определяют требования к управляемому объекту, однако в отличие от административных команд учитывают, что объекты управления сознательно ставят перед собой цели и столь же сознательно стремятся к их достижению. Такая целевая установка - важная отличительная особенность управления в социальных и экономических системах. Поэтому сущность экономических методов состоит в организации деятельности управляемых объектов путем создания преимуществ в потреблении. Этим управление экономическими методами отличается от стимулирования, которое предусматривает поощрение и санкции неэкономического характера.
Роль
экономических методов
Конечно,
мы рассмотрели далеко не все методы
управления природоохранной деятельностью,
которые когда-либо применялись в хозяйственной
практике или обсуждались в литературе.
Но даже представленного выше обзора достаточно,
чтобы сложилось представление о возможностях
и ограниченности каждого из рассмотренных
нами инструментов. Необходимо понимать,
что каждый из методов имеет сферу своего
эффективного применения. Некоторые проблемы
он может решить эффективно, но в ряде
вопросов его использование бесполезно.
Вот почему необходимы различные методы
в сочетании друг с другом. Наконец, решая
вопрос о целесообразности применения
того или иного метода, необходимо детально
анализировать как положительные, так
и отрицательные его последствия.
Список
литературы
4. Методы экологической и экономической регламентации хозяйственной деятельности. М., 1994 г.
5. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономические методы управления природопользованием. М., “Наука”, 1993.
6. Е.П. Жариков. Регулирование качества окружающей среды. Владивосток, “Дальнаука”, 1993 г.
7. Газета “Финансовая Россия”, №13, 1997 г., приложение.
8. «Российский путь в экономике». Выпуск 7.
Санкт-Петербург, «Петрополис», 1996 г.
9. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», 1991 г.
10. Голуб А.А. Экономика природопользования: Учеб. пособие для вузов / А.А. Голуб, Е.Б. Струкова. М.: Аспект Пресс, 1995. 188 с.
Информация о работе Практические методы управления качеством окружающей природной среды