Повышение рентабельности промышленного производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:44, курсовая работа

Краткое описание

Введение
Глубокая экономическая реформа, осуществляемая в России в последнее десятилетие, направлена на динамическое развитие народного хозяйства, его отдельных отраслей и сфер посредством многоукладности и свободного предпринимательства. В этой связи особо значимым является ориентация хозяйствующих субъектов на максимально рациональные методы организации производства и возрастание его экономической эффективности. Решение всех вышеперечисленных задач, в нашем представлении, в значительной степени зависит от познания такой экономической категории как рентабельность, ее сущности, механизма действия и последующего использования ее в хозяйственной

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 57.15 Кб (Скачать)

     Введение

     Глубокая  экономическая реформа, осуществляемая в России в последнее десятилетие, направлена на динамическое развитие народного хозяйства, его отдельных  отраслей и сфер посредством многоукладности и свободного предпринимательства. В этой связи особо значимым является ориентация хозяйствующих субъектов на максимально рациональные методы организации производства и возрастание его экономической эффективности. Решение всех вышеперечисленных задач, в нашем представлении, в значительной степени зависит от познания такой экономической категории как рентабельность, ее сущности, механизма действия и последующего использования ее в хозяйственной деятельности. Рентабельность занимает важное место в системе экономических категорий.

     Являясь важнейшим обобщающим показателем  экономической эффективности деятельности предприятия, рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Показатели рентабельности отражают факторную  среду формирования прибыли предприятий, применяются при анализе эффективности  управления предприятием, при определении  долгосрочного благополучия организации, используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции  и какие хозяйственные подразделения  обеспечивают большую доходность. Это  становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит  от специализации и концентрации производства.

     Поэтому вопрос формирования и увеличения показателя рентабельности - чрезвычайно актуален, что и послужило основанием выбора темы исследования

     Целью курсовой работы - разработка и обоснование мероприятий по повышению рентабельности на основе теоретического материала и анализа деятельности предприятия.

     Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:

     - дано определение понятия рентабельности, раскрыто его значение для  финансового анализа и охарактеризованы  основные области его применения;

     - рассмотрена система показателей  рентабельности в соответствии  с их классификацией на показатели  рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и  показатели рентабельности продукции;

     - проведен анализ деятельности  предприятия;

     - выявлены факторы, влияющие на  изменение рентабельности во  временной динамике;

     - намечены резервы повышения рентабельности;

     - сформулированы и обоснованы  основные, возможные пути увеличения  рентабельности.

     Функционирование  предприятия в условиях рынка  предполагает поиск и разработку собственного пути развития. Иными  словами, чтобы не только удержаться, но и развиваться на рынке, предприятие  должно улучшать свои показатели производственно-хозяйственной  деятельности: иметь всегда оптимальное  соотношение между затратами  и результатами производства; изыскивать новые формы приложения капитала, находить новые, более эффективные  способы доведения продукции  до покупателя, проводить соответствующую  товарную политику и т.д.

     Каждое  предприятие самостоятельно принимает  решение в части того, что производить, сколько производить и как  производить товары (оказывать услуги), где и как их реализовывать  и, наконец, как распределять полученный доход (фонды возмещения, оплаты труда, накопления).

     При написании курсовой работы использовались различные нормативные документы, а также литературные источники, приведенные в списке литературы. 
 

     Глава 1

     Теоретические аспекты оценки рентабельности.

     1.1  Понятие рентабельности, особенности её оценки в современных условиях. 

     Рентабельность (от немецкого - rentabel- доходный, прибыльный), показатель экономической эффективности производства на предприятиях, в отраслях и народном хозяйстве в целом. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.

     Можно привести еще одно понятие рентабельности: рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к  сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества  фирмы используемого для организации  своей деятельности.

     Третьим определением рентабельности является:

     Рентабельность  – это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных  показателей, характеризующих эффективность  работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной), выгодность производства отдельных  видов продукции и услуг.

     Рентабельность  разделяют на две группы: общую  и расчетную.

     Общая рентабельность представляет собой  процентное отношение балансовой (общей) прибыли к среднегодовой суммарной  стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных  средств. Расчетная представляет собой  – отношение расчетной прибыли  к среднегодовой стоимости тех  производственных фондов, с которых  взимается плата за фонды.

     Предприятие реализуя продукцию потребителям производит определённые затраты (расходы).  Эти расходы представляют собой издержки производства данного предприятия (себестоимость) или индивидуальные издержки. Однако издержки отдельного продукта по предприятиям могут отклоняться от средних издержек по отрасли, которые составляют цену продукта. Индивидуальные издержки позволяют предприятию получать с продажи отдельного продукта прибыль, а следовательно, и относительного ее измерения – рентабельности.

     Однако  абсолютная величина прибыли не дает представления об уровне и изменении  эффективности производства или  торговли. Сумма прибыли может  увеличиваться, а эффективность  производства может оставаться на прежнем  уровне или даже снизиться. Это происходит в том случае, если прирост прибыли  получен за счет экстенсивных (количественных) факторов производства – увеличения численности работников, роста парка  оборудования и т.д. Если же при росте  численности работников их производительность осталась прежней или снизилась, то эффективность производства соответственно не изменяется или даже снижается.

     Основными отличительными признаками рентабельности в системе торговых и производственных отношений являются следующие:

     1) отношение прибыли к издержкам  производства, характеризующие уровень  прибыльности текущих затрат (на  приобретение сырья, материалов, топлива, на амортизацию средств труда, расходы по управлению и обслуживанию производства и заработной плате работников); 2) отношение прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов, характеризующие относительный размер возрастания авансированных затрат и дающее оценку экономической эффективности производственных фондов.Реальный смысл имеют признаки рентабельности, которые характеризуют эффективность затрат по прибыли, полученной после реализации.

     Распределительной функцией рентабельности является распределения  части прибавочного продукта – прибыли. Прибыль является важным критерием для развития и расширения производства предприятия. Таким образом рентабельность важный и весьма необходимый показатель, который влияет на предприятие и экономику в целом. 

     Рентабельность исчисляемая на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Виды рентабельности. 

     Уровень рентабельности социалистических объединений, предприятий и отраслей производства определяется не законом средней  нормы прибыли, а устанавливается  государством в плановом порядке  с учетом уровня цен и себестоимости  продукции, потребностей в денежных средствах для развития производства, экономического стимулирования работников предприятий, объединений. Хозрасчетная рентабельность, используемая при планировании, оценке хозяйственной деятельности и экономическом стимулировании объединений, предприятий, определяется как отношение суммы прибыли  к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых  оборотных средств.

     Промышленная  рентабельность, рассчитывается как  отношение прибыли к полной себестоимости  продукции.

     Чем выше рентабельность объединений, предприятий, тем выше уровень рентабельности всего народного хозяйства в  целом. Развитие каждого отдельного предприятия способствует поднятию экономики страны в целом. Общая  рентабельность объединений, предприятий  определяется отношением балансовой прибыли  к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых  оборотных средств.

     Фактическая общая рентабельность определяется отношением балансовой прибыли к  фактической среднегодовой стоимости  производственных основных фондов и  нормируемых оборотных средств, не про кредитованных банком.

     С увеличением суммы прибыли уменьшением  стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных  средств рентабельность повышается, и наоборот. Расчетная рентабельность представляет собой отношение балансовой прибыли за вычетом платы за производственные фонды, фиксированных платежей, процентов  за банковский кредит, прибыли целевого назначения (прибыль от реализации товаров широкого потребления, новых товаров бытовой химии и т. п.). Также прибыли, полученной по причинам, не зависящим от деятельности объединения, предприятия, к среднегодовой стоимости основных производственных фондов (за вычетом основных фондов, по которым предоставлены льготы) и нормируемых оборотных средств.

     Показатель  рентабельности по изделиям отражает эффективность затрат живого и овеществленного  труда на производство продукции. Использование  показателя нормативной расчетной  рентабельности в обрабатывающих отраслях промышленности обусловлено высоким  удельным весом в себестоимости  продукции этих отраслей материальных затрат, значительными их колебаниями  в себестоимости отдельных видов  изделий и широкими возможностями  технологической замены используемого  сырья, материалов.

     Основные  пути роста рентабельности производства — развитие наиболее прогрессивных  отраслей, рациональное размещение объединений, предприятий, повышение удельного  веса специализированного производства, применение современные методов  организации производства и труда  в соответствии с требованиями научно-технического прогресса. Ускорение внедрения  и освоения новой, более прогрессивной  техники, повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции  улучшение ее качества, усиление режима экономии в расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Повышение  материальной заинтересованности работников в результате своего труда. Для достижения таких результатов должна быть постоянная прибыль, высококачественная продукция, получаемая благодаря новейшей технике  и высоко квалифицированным кадрам. 
 
 
 

     1.3  Факторы влияющие на рентабельность. 

     Рассмотрим  факторы, непосредственно связанные  с деятельностью предприятия, которые  оно может изменять и регулировать в зависимости от поставленных перед предприятие целей и задач, т.е. внутренние факторы. Которые можно разделить на производственные, непосредственно связанные с основной деятельностью предприятия, и внепроизводственные факторы, которые непосредственно не связаны с производством продукции и с основной деятельностью предприятия.

     Внепроизводственные факторы включают в себя снабженческо-сбытовую деятельность, т.е. своевременность и полноту выполнения поставщиками и покупателями обязательств перед предприятием, их удаленность от предприятия, стоимость транспортировки до места назначения и т.д.. Природоохранные мероприятия, которые необходимы для предприятий ряда отраслей, например, химической, машиностроительной и т.д. отраслей, и влекут за собой значительные издержки. Штрафы и санкции за несвоевременность или не точность выполнения каких-либо обязательств фирмы, например, штрафы в налоговые органы за несвоевременность расчетов с бюджетом. На финансовые результаты деятельности фирмы, а следовательно и на рентабельность косвенно влияют и социальные условия труда и быта работников. Финансовая деятельность предприятия, т.е. управление собственным и заемным капиталом на предприятие, деятельность на рынке ценных бумаг, участие в других предприятиях и т.д.

Информация о работе Повышение рентабельности промышленного производства