Планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 16:27, контрольная работа

Краткое описание

Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показал, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к неоправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству.

Оглавление

Введение 3
1. Система технико - экономических показателей, характеризующих
деятельность предприятия, их взаимосвязь, классификация методов анализа 5
2. Календарные и оперативные планы на предприятии 22
Практическая часть 42
Заключение 46
Список литературы

Файлы: 1 файл

Планирование на предприятии.doc

— 619.50 Кб (Скачать)

Таблица 6. Анализ качества продукции.

 

Отсюда коэффициент  сортности: по плану – 0,833 (28800 / 34560), фактически – 0,908 (27468 / 30240). Выполнение плана по качеству – 109% (0,908 / 0,833). Средневзвешенная цена по плану – 500 тыс.руб., фактически- 545 тыс.руб., что по отношению к плану также составляет 109%.

 

Важное значение при  изучении деятельности предприятия  имеет анализ ритмичности производства продукции. Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

Для оценки выполнения плана  по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Прямые показатели – коэффициент ритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес продукции за каждый квартал к годовому объему производства.

Косвенные показатели ритмичности – наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

Коэффициент ритмичности  определяется делением суммы, которая  зачтена в выполнение плана по ритмичности на плановый выпуск продукции. При этом в выполнение плана по ритмичности засчитывается фактический  выпуск продукции за каждый период, но не более запланированного.

Согласно табл.7 коэффициент  ритмичности составляет 0,979 (94000 / 96000).

Таблица 7. Ритмичность выпуска  продукции по декадам.

Декада

Выпуск продукции за год, млн.руб.

Удельный вес,

%

Коэф-нт выполнения плана

Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ритмичности, млн.руб.

План

Факт

План 

Факт

Первая

32000

30000

33,3

30

0,9375

30000

Вторая

32000

34200

33,3

34

1,069

32000

Третья

32000

36600

33,3

36

1,144

32000

Всего за год

96000

100800

100

100

1,05

94000


 

Анализ реализации продукции  проводится за каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его фактические данные сравниваются с плановыми, с предшествующими периодами, рассчитывается процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста за анализируемый отрезок времени, абсолютное значение одного процента прироста.

На изменение объема продаж влияют многочисленные факторы (рис.2).

Рис.2. Блок-схема факторной  системы объема производства продукции.

 

Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:

 

ГПн + ТП = РП + ГПк

Где РП – реализация продукции

ГПн, к – остатки  готовой продукции на складах  на начало и конец периода

ТП – стоимость  выпуска товарной продукции.

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции  производится сравнением фактических  уровней факторных показателей  с плановыми и вычислением  абсолютных и относительных приростов  каждого из них. Из табл.8 видно, что план реализации продукции перевыполнен за счет увеличения ее выпуска и сверхплановых остатков товаров, отгруженных покупателям на начало года. Отрицательное влияние на объем продаж оказали следующие факторы: уменьшение остатков готовой продукции на складах предприятия на начало года и увеличение их на конец года, а также рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые еще не поступила на расчетный счет предприятия.

 

Таблица 8. Анализ факторов изменения объема реализации продукции.

 

Показатель в плановых оптовых ценах предприятия

Сумма, млн.руб.

Факт

План

+, -

1. Остаток готовой  продукции на начало года

650

400

-250

2. Выпуск готовой продукции

96000

100800

+4800

3. Остаток готовой  продукции на конец года.

800

900

+100

4. Отгрузка продукции  за год (п.1+п.2-п.3)

95850

100300

+4450

5. Остаток товаров,  отгруженных покупателям:

     

   5.1. На начало  года

2900

3200

+300

   5.2. На конец  года

3500

6900

+3400

6. Реализация продукции  (п.4+п.5.1. – п.5.2.)

95250

96600

+1350


 

Поэтому в процессе анализа  необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки.

В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

Содержание, задачи и функции оперативного

планирования производства

Оперативное планирование производства (ОПП) является продолжением ТЭП и направлено на детализацию плана производства продукции предприятием и его подразделениями. В основе оперативного планирования лежит производственная программа предприятия. На стадии ОПП плановые органы предприятия разрабатывают детализированные плановые задания для каждого производственного подразделения (цеха, участка, бригады, рабочего места) на квартал, месяц, сутки, смену. На стадии ОПП осуществляются также текущее руководство производственным процессом изготовления продукции и ежедневный контроль выполнения задания каждым производственным подразделением предприятия.

Цель ОПП  — обеспечение координации работы цехов, участков и рабочих мест по срокам выполнения планового задания. Задачи оперативного планирования на предприятии определяются системой экономических сокращению уровня необходимых внутрипроизводственных и межцеховых запасов. Кроме того, сокращается объем незавершенного производства, которое в сильнейшей степени зависит от организации оперативного планирования производства. Поэтому к важнейшей задаче системы оперативного планирования относится создание и укрепление режима ритмичной работы предприятия как важнейшей предпосылки улучшения всех показателей  его производственно-хозяйственной деятельности. Качественное выполнение основных задач оперативного планирования улучшает почти все основные показатели производственной деятельности, в части требований обеспечения производства:

    • выполнения планового выпуска готовой продукции по срокам и ассортименту;
    • ритмичного выпуска готовой продукции на основе равномерного и комплектного хода производства на каждом производственном участке;
    • планомерной загрузки оборудования и рабочих;
    • достижения минимальной длительности производственного цикла и соответственно сокращения размеров незавершенного производства.

Таким образом  к основным задачам ОПП относятся:

а) обеспечение ритмичной работы предприятия;

б) обеспечение непрерывности производственного процесса;

в) обеспечение равномерной загрузки оборудования.

Организация равномерного выпуска продукции по заранее разработанному графику способствует согласованию работы смежных производств и, следовательно, значительному том числе рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, повышение уровня использования основных и оборотных фондов. В условиях рынка все это имеет первостепенное значение. К функциям ОПП относятся:

1) Объемные расчеты по предприятию и производственным подразделениям.

Расчеты календарно-плановых нормативов организации производственного  процесса, в том числе определение межоперационных заделов, длительности производственного цикла изготовления изделия и его элементов, определение величины незавершенного производства, расчет партий запуска изделий, определение сроков опережений запуска изделий в производство по фазам и стадиям обработки деталей и изготовления изделия.

2) Разработка календарных графиков запуска-выпуска изделий.

3) Установление оперативных производственных заданий производственным подразделениям предприятия (цехам, участкам, рабочим местам).

4) Оперативное регулирование, учет и контроль выполнения плановых заданий.

Для рациональной организации ОПП разрабатывается  годовой календарный план изготовления продукции. При его разработке устанавливаются  общий объем задания по каждому  виду изделия и динамика выпуска этого изделия по месяцам планируемого года. Календарное распределение годовой программы определяется сроками поставок продукции в соответствии с хозяйственными договорами. Такой план необходим для:

    • своевременной технической, инструментальной и материальной подготовки производства;
    • своевременного запуска в производство заказов и изделий, а также для регулирования заделов;
    • проведения определенной специализации цехов и производственных участков в процессе их подготовки к выполнению предстоящих работ;
    • обеспечения равномерной загрузки производственных мощностей и организации ритмичной работы предприятия.

В массовом и  крупносерийном производстве при общем  росте выпуска встречаются три основных варианта распределения годового задания отдельных наименований изделий по месяцам:

а) равномерный выпуск — при стабильной потребности в данных изделиях;

б) равномерно нарастающий выпуск — при растущей потребности в данных изделиях, выражаемой систематическим увеличением заказов;

в) нарастающий  по параболе выпуск с переходом на равномерно нарастающий — при тех же условиях, но для вновь осваиваемых изделий.  В практике массового и крупносерийного производства помимо этих (возможны и некоторые другие варианты распределения годового задания.

В мелкосерийном  и единичном производстве распределение выпуска по месяцам года сводится к компоновке годовой программы выпуска в календарном разрезе. При данном типе производства с характерным для него наличием многономенклатурной программы выпуска продукции, состоящей из небольших по размеру заданий, внутригодичное распределение выпуска определяется пропускной способностью оборудования и сборочных площадей. Обеспечение плановых сроков поставок продукции и равномерной загрузки оборудования и площадей достигается сокращением номенклатуры одновременно выпускаемых изделий.

По сфере  действия оперативное планирование производства подразделяется на два  уровня: межцеховое (на уровне предприятия) и внутрицеховое (на уровне цеха). Межцеховое оперативное планирование осуществляет координацию деятельности производственных цехов предприятия по изготовлению деталей, сборке узлов и изделий, выпуску товарной продукции в соответствии с договорными сроками, зафиксированными в производственной программе. Координация деятельности цехов по изготовлению продукции реализуется посредством разработки производственных программ с указанием номенклатуры подлежащих изготовлению изделий, их количества, трудоемкости и сроков выпуска. На уровне внутрицехового оперативного планирования согласуется работа участков, бригад, рабочих мест основного и вспомогательного производств. Координация работ реализуется посредством разработки участкам производственных программ и сменно-суточных заданий, бригадам — рабочих нарядов.

По решаемым задачам оперативно-производственное планирование планов в обязательном порядке учитываются фактические результаты выполнения плана за предыдущий период по данным диспетчерской службы. Календарное планирование и диспетчирование на предприятиях осуществляются на уровне межцехового и внутрицехового планирования.

На межцеховом уровне посредством ОКП разрабатываются производственные задания цехам и участкам основного, вспомогательного и обслуживающего производств на короткие отрезки времени — квартал месяц в виде программ и графиков с указанием сроков запуска и выпуска продукции. Исходной информацией при разработке программ и планов-графиков выпуска продукции служат: данные о загрузке и пропускной способности оборудования, площадей и календарно-плановые нормативы.

Информация о работе Планирование на предприятии