Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 16:27, контрольная работа
Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показал, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к неоправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству.
Введение 3
1. Система технико - экономических показателей, характеризующих
деятельность предприятия, их взаимосвязь, классификация методов анализа 5
2. Календарные и оперативные планы на предприятии 22
Практическая часть 42
Заключение 46
Список литературы
АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ МЮ РОССИИ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Курсовая работа
по планированию на предприятии
Рязань, 2004 г.
Содержание
Введение
1. Система технико - экономических показателей, характеризующих
деятельность предприятия, их взаимосвязь, классификация методов анализа 5
2. Календарные и оперативные планы на предприятии 22
Практическая часть
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
При переходе к рыночным отношениям в России планирование оказалось практически полузабытым. Между тем, планирование — важная функция управления любым предприятием. Именно в процессе изучения планирования происходит системное формирование студента-экономиста как будущего специалиста, способного участвовать в создании предприятия и управлении им.
Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показал, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к неоправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству.
Грамотные руководители хорошо знают, что все великие битвы сначала выигрывают на бумаге — на плане, а только потом в реальной действительности. Рынок не подавляет и не отрицает планирование вообще, а только перемещает эту работу в первичное производственное звено. Даже в стране в целом сохраняется необходимость планирования, и его нельзя полностью заменить невидимой регулирующей рукой рынка. Государство должно планировать стратегию своего экономического развития, решение глобальных экологических проблем, крупных социальных и научно-технических программ, распределение бюджета страны, расходы на оборону и др. Успешно работающие предприятия осуществляют не только стратегическое (долгосрочное) планирование, но и детальную разработку оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту Календарные планы (месячные, декадные, квартальные, полугодовые), конкретизирующие цели и задачи предприятия, включают сведения о заказах, об обеспеченности их материальными ресурсами, о степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом срока исполнения каждого заказа. В них предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, обучение работников и др. В условиях хозяйствования предприятия широко используют преимущества планирования в конкурентной борьбе.
Поэтому каждому студенту-экономисту
следует хорошо подготовиться к
предпринимательской деятельнос
максимально использовать конкурентные преимущества предприятия, предотвращать ошибочные решения;
использовать инновации в своей деятельности;
своевременно принимать
объективно оценивать результат
Одновременно план является руководством к действию. Он используется для проверки идей, целей, для управления предприятием и прогнозирования результатов деятельности. По мере реализации и при изменении обстоятельств план может уточняться путем корректировки соответствующих показателей.
План необходим не только крупным и средним, но и малым предприятиям. Стратегическое планирование (определение общей стратегии) осуществляется высшим руководством предприятия, а разработкой годовых и календарных планов (месячных, декадных и т.д.) занимаются все его службы.
Предприятие — это юридическое лицо, первичное хозяйственное звено, имеющее четыре основных признака: обособленное имущество, организационное единство, имущественную ответственность и самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени.
Гораздо меньшую правовую информацию несут такие распространенные термины, как "фирма" или "компания", — общие названия любой хозяйственной организации, обладающей правами юридического лица. Все они используются для обозначения коммерческой организации.
Начинать любое дело без плана слишком рискованно. Поэтому каждый студент-экономист как будущий предприниматель должен знать основы планирования в новых условиях. Рынок и план в общем едины. Они не исключают, а уместно дополняют друг друга. В результате выигрывает дело и, следовательно, каждый принимающий в нем участие.
План — это образ, модель будущего; планирование — умственный процесс обработки информации по обоснованию предстоящих действий. Студентам-экономистам необходимо приобрести глубокие знания по планированию производственной и коммерческой деятельности предприятия, которые потребуются в дальнейшей практической работе по обоснованию и реализации предпринимательских проектов.
Система технико-экономических показателей, характеризующих работу предприятия, их взаимосвязь, классификация методов анализа.
Под методом экономического
анализа понимается диалектический
способ подхода к изучению хозяйственных
процессов в их становлении и
развитии. Характерными особенностями
метода экономического анализа являются:
использование системы
В процессе экономического
анализа применяется ряд
Системность в экономическом анализе обуславливается тем, что хозяйственные процессы рассматриваются как многообразные, внутренне-сложные единства, состоящие из взаимосвязанных сторон и элементов.
Системность экономического
анализа проявляется и в
Способы и приемы экономического
анализа можно условно
В число основных традиционных способов и приемов экономического анализа можно включить использование абсолютных, относительных и средних величин; применение сравнения, группировки, индексного метода, метода цепных подстановок, балансового метода.
Анализ тех или иных показателей, экономических явлений, процессов, ситуаций начинается с использования абсолютных величин (объем производства по стоимости или в натуральных измерителях, объем товарооборота, сумма производственных затрат и издержек обращения, сумма валового дохода и сумма прибыли).
Иное дело экономический анализ. Экономический анализ начинается с исчисления величины В процессе экономического анализа применяется ряд специальных методов и приемов, в которых отражается его системный, комплексный характер.
Системность в экономическом анализе обуславливается тем, что хозяйственные процессы рассматриваются как многообразные, внутренне-сложные единства, состоящие из взаимосвязанных сторон и элементов.
Системность экономического анализа проявляется и в объединении, в совокупности всех специфических приемов на основе собственных достижений и достижений ряда смежных наук (математики, статистики, бухгалтерского учета, планирования, управления, экономической кибернетики и др.).
Способы и приемы экономического
анализа можно условно
В число основных традиционных относительной. Относительные величины незаменимы при анализе явлений динамики. Относительные величины динамики исчисляются путем построения временного ряда, т.е. они характеризуют изменение того или иного показателя, явления во времени (отношение выпуска промышленной продукции за ряд лет к базисному периоду, принятому за 100).
В аналитических расчетах применяют различные формы средних – средняя арифметическая, средняя гармоническая взвешенная, средняя хронологическая моментного ряда, мода, медиана.
Сравнение – наиболее ранний и наиболее распространенный способ анализа. Начинается оно с соотношения явлений, выделяется в них общее и различное. Существует несколько форм сравнения: сравнение с планом, сравнение с прошлым, сравнение с лучшим, сравнение со средними данными.
Группировка – предполагает определенную классификацию явлений и процессов, а так же причин и факторов, их обуславливающих. Аналитические группировки, охватывающие типологические и структурные, предназначены для выявления взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействия между изучаемыми явлениями, объектами, показателями.
При построении аналитических группировок
из двух взаимосвязанных показателей
один рассматривается в качестве
фактора, влияющего на другой, а второй
– как результат влияния первог
Групповые таблицы можно строить как по одному признаку (простые группировки), так и по нескольким (комбинационные).
Сильное влияние на зависимые показатели оказывает такой фактор, как выполнение бизнес-плана по товарообороту. В групповой таблице это отражается так:
Группа предприятий по степени выполнения бизнес-плана по товарообороту, % |
Количество предприятий в группе |
Выполнение плана товарооборота по группам предприятий, % |
Уровень издержек, % к товарообороту |
Уровень прибыли (рентабельности), % к товарообороту |
До 100 |
7 |
93,4 |
20,1 |
0,82 |
100-103 |
8 |
101,8 |
19,8 |
4,10 |
103 и выше |
9 |
103,9 |
19,6 |
4,20 |
В целом по однотипным предприятиям |
24 |
100,7 |
19,8 |
2,7 |
Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к уровню его в прошлое время или к уровню аналогичного явления, принятому в качестве базы. Всякий индекс исчисляется сопоставлением соизмеримой (отчетной) величины с базисной. Индексы, выражающие соотношения непосредственно соизмеримых величин, называются индивидуальными, а характеризующие соотношения сложных явлений – групповыми или тотальными.
Индексным методом можно выявить влияние на изучаемый совокупный показатель различных факторов. Статистика называет несколько форм индексов, которые используются в аналитической работе (агрегатная, арифметическая, гармоническая, и др.).
Применяя агрегатную форму индекса и соблюдая установленную вычислительную процедуру, можно решить классическую аналитическую задачу: определение влияния на объем произведенной или реализованной продукции фактора количества и фактора цен.
Схема расчета при этом будет такой:
, где
- влияние количества;
(∑q1 p1 - ∑q1 p0 ) - влияние цен.
Агрегатный индекс является основной формой всякого общего индекса; его можно преобразовать как в средний арифметический, так и в средний гармонический индексы.
Динамика оборота по реализации промышленной продукции должна характеризоваться временными рядами, построенными за ряд истекших лет с учетом изменения цен. (Это относится к заготовительному, оптовому и розничному оборотам).
Индекс объема реализации товарооборота, взятый в ценах соответствующих лет, имеет вид:
Как указывалось выше, этот индекс отражает изменение количества и цен. Поэтому обязательное условие при построении рядов динамики – выражение оборота в одинаковых ценах (в ценах базисного периода). Такой пересчет товарооборота в сопоставимые цены по схеме агрегатного индекса может быть проведен, если товары учитываются не только по сумме, но и по количеству. Если количественный учет не ведется, то индекс физического объема определяется отношением индекса оборота в действующих ценах и индекса цен, исчисленного по схеме среднего гармонического индекса:
, где
Приведенный пример наглядно
иллюстрирует преобразование агрегатного
индекса в средний
Метод цепных подстановок используется для исчисления влияния отдельных факторов на соответствующий совокупный показатель. Цепная подстановка широко применяется при анализе показателей отдельных предприятий и объединений.
Данный способ анализа используется лишь тогда, когда зависимость между изучаемыми явлениями имеет строго функциональный характер, когда она представляется в виде прямой или обратной пропорциональной зависимости. В этих случаях анализируемый совокупный показатель должен быть изображен в виде алгебраической суммы, произведения или частного от деления одних показателей на другие.
Метод цепных подстановок состоит в последовательной замене плановой величины одного из алгебраических слагаемых, одного из сомножителей фактической его величиной, все остальные показатели при этом считаются неизменными. Следовательно, каждая подстановка связана с отдельным расчетом; чем больше показателей в расчетной формуле, тем больше и расчетов.