Планирование и прогнозирование заработной платы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 23:20, курсовая работа

Краткое описание

ОПЛАТА ТРУДА, ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ОПЛАТЫ ТРУДА, ФОНД ОПЛАТЫ ТРУДА, РЕГУЛИРОВАНИЕ

Оглавление

Введение............................................................................................................. 4
1. Оплата труда: сущность, необходимость, значение …………… …… … 5
2. Формы и системы оплаты труда…………...………………………………
2.1.Формы и системы оплаты труда, применяемые в ОАО «Лидское пиво»…………………………………………………………………………... 9
16
3. Методы, цель и задачи прогнозирования и планирования оплаты труда работников отечественных предприятий ……………………………...…… 21
4. Методы государственного регулирования оплаты труда………..……… 26
5. Проблемы и перспективы совершенствования системы оплаты труда в РБ ………………………………………………………………………….…...
34
5.1. Оплата труда в Республике Беларусь на современном этапе……… 34
5.2 Перспективы совершенствования системы оплаты труда в РБ….…. 37
Заключение......................................................................................................... 45
Список использованных источников............................................................... 47

Файлы: 1 файл

ПиП_оплата_труда_мидо.doc

— 299.50 Кб (Скачать)
  1. Поскольку минимальная заработная плата систематически пересматривается, она перестает быть базой и теряет свою нормативность.
  2. С минимальной заработной платой связано не количество и качество труда, а размеры тарифов (штрафы, услуги охранных организаций).
  3. Минимальная заработная плата стимулирует инфляцию.

     Регулирование средств, направляемых на оплату труда, осуществляется путем налогообложения доходов (прибыли) предприятий и организаций в соответствии с действующим законодательством. Налогом, базой расчета и источником выплаты которого является фонд заработной платы, служит подоходный налог. Кроме того, существует, например, чрезвычайный чернобыльский налог, отчисления в фонд социальной защиты населения.

     Договорное  регулирование оплаты труда основано на отношениях социального партнерства. Социальное партнерство следует рассматривать как особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночной экономике, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников, работодателей и государства оптимальный баланс и реализацию их основных интересов.

     Базовая правовая конструкция социального  партнерства определяется двумя Конвенциями МОТ: № 87 (принята в 1948 г.) «О свободе ассоциации и защите права на организацию» и № 98 (1949 г.) «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» [13, c.297].

     Система социального партнерства включает в себя следующие элементы: субъекты, объекты, формы, уровни и механизм реализации.

     Субъектами (сторонами) социального партнерства  являются работники, работодатели и  государство.

     Регулирование оплаты труда на основе соглашений осуществляется на четырех уровнях.

     На  национальном уровне правительство, объединения  нанимателей и профсоюзов при разработке и заключении Генерального соглашения могут договариваться:

     - о совершенствовании нормативных  и правовых актов по заработной плате;

     - о минимальном размере тарифной ставки первого разряда;

     - о приближении минимального размера  заработной платы к минимальному  потребительскому бюджету;

     - о перечне надбавок и доплат, носящих компенсационный характер, величина которых устанавливается на государственном уровне;

     - о порядке компенсации трудящимся  потерь от несвоевременной выплаты заработной платы;

     - об основных критериях и социальных  стандартах, характеризующих уровень жизни.

     На  отраслевом уровне при заключении отраслевых тарифных соглашений стороны могут  договариваться:

     - о минимальном размере тарифной  ставки первого разряда по  основным категориям работников (работ) в отрасли и порядке ее пересмотра в период действия соглашения;

     - о минимальных гарантиях оплаты  труда;

     - о минимально гарантируемых работникам  доплатах и надбавках, определяемых специфическими условиями труда в отрасли;

     - об основных положениях (условиях) материального стимулирования труда работников отрасли (подотрасли);

     - об отраслевых нормах и нормативах  трудовых затрат для 
нормирования труда и порядке их применения и др.

     Предложения по регулированию оплаты труда для  их включения в отраслевое тарифное соглашение подготавливаются рабочей группой специалистов - представителей сторон соглашения соответствующих профсоюзов и объединений нанимателей, а также органов государственного управления.

     На  местном (территориальном) уровне по договоренности сторон в соответствующие соглашения могут включаться положения об установлении за счет средств местных бюджетов повышенных по сравнению с законодательством гарантий и льгот в оплате труда, доплат компенсационного характера и т.д. [13, c.299].

     Одним из механизмов защиты доходов от инфляции выступает их индексация. Индексация заработной платы представляет собой  корректировку величины заработной платы с целью частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией. Индексация может осуществляться и путем единовременного пересмотра размеров оплаты труда (ставок, окладов). Работникам предприятий и организаций, финансируемых за счет средств бюджета, возмещение потерь от инфляции осуществляется из бюджетных источников, а работникам сферы материального производства - за счет предприятий и организаций по основаниям, предусмотренным коллективными договорами (соглашениями).

     Индексация  заработной платы производится, если индекс потребительских цен, исчисленный нарастающим итогом с момента предыдущей индексации, превысит установленный законодательством уровень.

     До  настоящего времени в качестве социального  норматива при индексации доходов  применялся показатель минимальной  заработной платы. С его использованием была построена шкала индексации дохода для различных его частей [13, c.300].

     Итак, опыт стран с развитой рыночной экономикой и постсоциалистических государств свидетельствует о необходимости  сохранения регулирующих воздействий со стороны органов государственной власти и управления на заработную плату. Механизм регулирования заработной платы включает в себя: государственное вмешательство или государственное регулирование заработной платы; договорное регулирование, осуществляемое работодателями и профессиональными организациями; рынок труда, подчиняющийся закону стоимости рабочей силы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      5.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

     5.1 Анализ современного состояния оплаты труда в Республике Беларусь

     Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в республике в январе-сентябре 2010 г. увеличилась к уровню соответствующего периода 2009 г. на 18,6 процента, и составила - 1167,1 тыс. руб., в том числе в сентябре - 1305,1 тыс. руб. (рисунок 5.1.1).

     В сентябре 2010 г. её уровень у работников промышленности составил 1461,3 тыс. руб., строительства – 1788,5, транспорта – 1530,5, связи – 1455,2, сельского хозяйства – 879,2 тыс. руб.

     В бюджетной сфере среднемесячная заработная плата за этот период увеличилась  на 16,7 процента и составила 896,2 тыс. руб., в том числе в сентябре - 1003,9 тыс. руб.

     В сентябре 2010 г. заработная плата врачей составила 1692,4 тыс. руб., учителей – 1047,7 тыс. руб., профессорско-преподавательского состава – 1746,4 тыс. руб.

     Реальная  среднемесячная заработная плата работников в республике увеличилась в январе-сентябре 2010 г. на 10,8 процентов.

     Межотраслевая дифференциация в оплате труда работников в отраслях экономики, с учётом подотраслей, за 9 месяцев 2010 года составила 3,1 раза и снизилась по сравнению с 2000 годом в 2,2 раза.

     Тарифная  ставка первого разряда в бюджетных  организациях с 1 июня 2010 г. установлена  в размере 90 тыс. руб. (постановление  Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2009 г. № 925 «Об установлении размера тарифной ставки первого  разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций»)[7].

     С 1 сентября 2010 года вступило в силу постановление  Совета Министров Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 1267 «О повышении заработной платы отдельным категориям работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций». Оно содержит комплекс мер, направленных на повышение уровня оплаты труда низкооплачиваемых работников, молодых специалистов, а также отдельных категорий работников социально-культурной сферы.

     

     Рисунок 5.1.1.Уровень номинальной среднемесячной заработной платы работников в январе-сентябре 2010 г. 

     Постановлением  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 13 сентября 2010 г. № 124 с 1 сентября 2010 г. изменены размеры корректирующих коэффициентов к тарифным ставкам (окладам) работников бюджетной сферы.

     В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 сентября 2010 г. № 1382 с 1 ноября 2010 г. тарифная ставка первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, составит 118 тыс. руб., корректирующие коэффициенты к рассчитанным по Единой тарифной сетке работников Республики Беларусь тарифным ставкам (окладам) работников организаций, тарифицируемых 1-27 разрядами, - 2,862-0,915.

     Проводится  работа по совершенствованию оплаты труда работников реального сектора  экономики в части усиления её зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности и расширения прав нанимателей в стимулировании труда работников.

     Законом Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения размера  минимальной заработной платы» установлена  правовая основа определения минимальной заработной платы и её применения. Минимальная заработная плата применяется исключительно в сфере трудовых отношений как государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной нормы труда.

     Размер  минимальной заработной платы является обязательным в качестве низшей границы  оплаты труда работников.

     Размеры минимальной заработной платы (месячной и часовой) устанавливаются ежегодно исходя из потребностей работника в  материальных благах и услугах, экономических возможностей республиканского и местных бюджетов, а также нанимателей, соотношения между её размерами и социальными нормативами (бюджетом прожиточного минимума, а в дальнейшем - минимальным потребительским бюджетом), обеспечивая при этом ежегодное поэтапное сближение их размеров.

     Указом  Президента Республики Беларусь от 27 сентября 2010 г. № 490 «Об установлении на ноябрь-декабрь 2010 г. размеров заработной платы» на ноябрь-декабрь 2010 г. месячная минимальная заработная плата установлена в размере 400000 руб., часовая – 2360 руб. [7]. 
 
 
 
 
 

     5.2 Перспективы совершенствования системы оплаты труда в Республике Беларусь

     Современный этап становления социально ориентированной  рыночной экономики требует создания действенного механизма формирования оплаты труда, обеспечивающего повышение эффективности производства при наиболее полном учете интересов работников и трудовых коллективов. Перемены в системе экономических отношений предполагают изменения в сфере оплаты труда.

     Международный опыт свидетельствует о том, что формирование системы оплаты труда при заключении тарифных соглашений осуществляется с учетом стоимости рабочей силы, спроса и предложения, уровня безработицы, общественной производительности труда. При этом основным показателем выступает общественная производительность труда. Во многих странах рассчитывается и отслеживается динамика так называемого индекса стоимости заработной платы, характеризующего соотношение темпов роста оплаты и производительности труда.

     Использование подобного подхода при заключении коллективных договоров и тарифных соглашений позволяет, с одной стороны, обеспечить опережающий рост производительности труда в сравнении с заработной платой, а с другой - усилить стимулирующую роль оплаты в повышении эффективности труда. Помимо этого, указанный подход может быть использован для обоснования повышения тарифной ставки первого разряда в зависимости от роста производительности труда на различных уровнях хозяйствования.

     Универсального  механизма регулирования оплаты труда не существует, несмотря на многочисленность зарубежных экономических моделей. Особенности национальной экономики предопределяют разработку концепций реформирования сферы трудовых отношений в увязке с традициями и спецификой.

     Реформирование оплаты труда в условиях рыночных отношений предусматривает меры государственного воздействия на заработную плату на макроуровне на основе установления минимальной заработной платы, тарифной системы оплаты труда, индексации в зависимости от роста инфляции, нормативов распределения прибыли предприятий на оплату труда и накопление, гибкой политики налогообложения, участия в заключении генерального и отраслевых тарифных соглашений. При этом не исключена возможность регулирования на макроуровне (отрасль) и микроуровне (предприятие) [13, c.301].

Информация о работе Планирование и прогнозирование заработной платы