Планирование и прогнозирование заработной платы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 23:20, курсовая работа

Краткое описание

ОПЛАТА ТРУДА, ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ОПЛАТЫ ТРУДА, ФОНД ОПЛАТЫ ТРУДА, РЕГУЛИРОВАНИЕ

Оглавление

Введение............................................................................................................. 4
1. Оплата труда: сущность, необходимость, значение …………… …… … 5
2. Формы и системы оплаты труда…………...………………………………
2.1.Формы и системы оплаты труда, применяемые в ОАО «Лидское пиво»…………………………………………………………………………... 9
16
3. Методы, цель и задачи прогнозирования и планирования оплаты труда работников отечественных предприятий ……………………………...…… 21
4. Методы государственного регулирования оплаты труда………..……… 26
5. Проблемы и перспективы совершенствования системы оплаты труда в РБ ………………………………………………………………………….…...
34
5.1. Оплата труда в Республике Беларусь на современном этапе……… 34
5.2 Перспективы совершенствования системы оплаты труда в РБ….…. 37
Заключение......................................................................................................... 45
Список использованных источников............................................................... 47

Файлы: 1 файл

ПиП_оплата_труда_мидо.doc

— 299.50 Кб (Скачать)

     Нормативный метод.

     Избежать  недостатков вышерассмотренных  методов позволяет нормативный метод планирования ФОТ. Именно его применяет большинство фирм в странах с развитой рыночной экономикой.

     В практике применяется два варианта нормативного метода: уровневый и  приростной.

     При уровневом нормативном методе фонд оплаты труда или заработной платы  определяется на основе планируемого объема выпуска (валовой, чистой) продукции  в стоимостном (трудовом) выражении  и планового норматива заработной платы на один рубль (нормо-час) объема продукции.

     Следует отметить, что данный метод оправдан при наличии следующих условий. Во-первых, нормативы должны быть достаточно стабильными в течение всего  планового года. Во-вторых, нормативы  должны быть представительными, то есть одинаковыми для всех однотипных подразделений.

     Приростной  нормативный метод базируется на нормативе прироста фонда оплаты труда на один процент прироста объема производства. Недостатки данного метода аналогичны методу расчета планового  ФОТ по достигнутому уровню базисного  фонда, рассмотренному выше. Одного от последнего он отличается большим стимулирующим эффектом, поскольку основан на стабильном долговременном нормативе [8,c.485].

     Поэлементный (прямого счета) метод планирования ФОТ предполагает детальный расчет каждой статьи планового фонда оплаты труда раздельно по рабочим, служащим и прочим категориям работающих. Первоначально планируется ФОТ рабочих, затем служащих и прочих категорий. Расчет ведется в следующей последовательности:

  1. Расчет прямого сдельного фонда оплаты труда рабочих. В эту статью ФОТ входит заработная плата рабочих, начисляемая по сдельной форме заработной платы.
  2. Расчет прямого тарифного фонда оплаты труда. В него входит планируемый  фонд оплаты труда рабочих, оплачиваемых по повременной форме заработный платы. Фонд заработной платы рабочих, труд которых оплачивается на основе месячных окладов, определяется умножением их оклада на количество рабочих, имеющих одинаковый оклад, и на количество месяцев работы в плановом периоде.
  3. Расчет премиального фонда. В данную часть фонда оплаты труда входят планируемые суммы премий за производственные результаты, предусмотренные действующей на предприятии системой планирования. Разовые премии сюда не входят.
  4. Расчет выплат компенсирующего характера, связанных с режимом работы и условиями труда. В данную часть фонда входят следующие выплаты:
  • Доплаты рабочим по тарифу за ночное время;
  • Доплаты за работу в праздничные дни;
  • Плановая сумма доплат за обучение учеников;
  • Сумма доплат резервным рабочим;
  • Сумма доплат за совмещение профессий;
  • Месячный (годовой) фонд оплаты труда и другие.

         5.Планирование  фонда оплаты труда служащих.Фонд  оплаты труда служащих на планируемый  период рассчитывается исходя  из установленных для i-й категории  работников , месячных должностных  окладов, среднесписочной численности эти работников по штатному расписанию и числа месяцев работы в данном периоде.

         6. Фонд оплаты труда учеников.

         7.Фонд  оплаты труда прочий категорий  персонала. Сюда входит ФОТ  младшего обслуживающего персонала,  работников охраны. Иногда в ФОТ  прочих категорий включается оплата труда внештатного персонала, величина которого определяется на основе плановой системы, составленной на работы, которые не могут быть выполнены штатным составом.

         8. Фонд оплаты труда работников  непромышленной группы [8,c. 487].

     Таким образом, планирование средств на оплату труда осуществляется на основе расчетов плановых фондов оплаты труда по отдельным категориям работников и по предприятию в целом. Для определения планового фонда оплаты труда применяются следующие методы: по достигнутому уровню базового фонда оплаты труда; на основе средней заработной платы; нормативный; поэлементный (прямого счета). 

      

     4.МЕТОДЫ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ОПЛАТЫ ТРУДА

     Опыт  стран с развитой рыночной экономикой и постсоциалистических государств свидетельствует о необходимости сохранения регулирующих воздействий со стороны органов государственной власти и управления на заработную плату.

     Механизм  регулирования заработной платы  включает в себя:

     1. Государственное вмешательство  или государственное регулирование заработной платы.

     2. Договорное регулирование, осуществляемое работодателя 
ми и профессиональными организациями.

     3. Рынок труда, подчиняющийся закону стоимости рабочей силы.

     К основным элементам механизма государственного регулирования оплаты труда относятся:

     - тарифная система оплаты труда;

     - минимальный потребительский бюджет (МБП);

     - минимальная заработная плата  (МЗП);

     - система налогообложения [13, c.293].

     Центральное место в механизме дифференциации заработной платы отводится тарифной системе, состоящей из тарифной ставки 1-го разряда, определенной на основе минимальной заработной платы; единой тарифной сетки; тарифно-квалификационных справочников. Основные исходные положения формирования тарифной системы оплаты труда состоят в следующем:

     - во-первых, тарифные ставки и оклады  являются государственными гарантиями минимальных уровней оплаты труда;

     - во-вторых, предприятия могут самостоятельно  устанавливать любые размеры (не ниже минимума) как ставок и окладов, так и других составляющих заработка (доплат, премий, надбавок, единовременных вознаграждений), а также выплат компенсационного характера исходя из следующих условий: фактически достигнутого уровня заработной платы работника неквалифицированного (простого) труда; прогнозной оценки роста стоимости жизни в регионе в индексах динамики потребительского бюджета на ближайший период (1-2 года); наличие целевых источников сохранения фактически достигнутого уровня оплаты труда за счет роста эффективности производства; фактически достигнутого уровня сельского самофинансирования на предприятии; особенностей кадровой структуры предприятий и др.

     Определенный  интерес представляет сравнительная  характеристика факторов, формирующих тарифную систему (таблица 4.1).  

     Таблица 4.1 Факторы формирования тарифной системы

Тип тарифной системы Факторы, формирующие  тарифную систему
Белорусский, российский Сложность работы

Квалификация (уровень образования)

Стаж  работы по специальности

Американский Сложность работы Уровень образования Условия труда
Западноевропейский Квалификационные  группы в зависимости от времени обучения, производственного опыта
Японский Анкетные данные: возраст, пол, образование, стаж, формы  работы по найму (постоянные, временные, поденные, командировочные)

     Примечание. Источник: [13, c.294]. 

     Уровень образования присутствует в каждом из типов тарифных систем. Производственный опыт является одним из определяющих факторов для белорусского, западноевропейского, японского типов. Сложность работы учитывают американская и в некоторой степени белорусская тарифные системы. Сложность труда  рабочих оценивается аналитическим методом в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС). При этом учитывается сложность технологического процесса; предмет и средства труда; самостоятельность и разнообразие работ и др. В зависимости от суммы баллов, определенных для каждого фактора, производится распределение работ по разрядам.

     В квалификационных справочниках должностей руководителей, специалистов и служащих (КСДС) указаны их должностные обязанности, а квалификационные требования сводятся к уровню образования и стажу работы по специальности, то есть сложность их труда не учитывается. В связи с этим НИИ труда Министерства труда Республики Беларусь в начале 1990-х годов разработал методику количественной оценки сложности труда служащих. Это методика позволяет соотнести сложность работы по любой должности с соответствующим разрядом ЕТС [13, c.295].

     Минимальный потребительский бюджет (МПБ) представляет собой денежную оценку минимальных благ и услуг, обеспечивающих нормальное воспроизводство рабочей силы работающих и нормальную жизнедеятельность нетрудоспособных членов общества. Именно этот показатель является социальным нормативом, стандартом, включающим научно обоснованные нормы и нормативы по продуктам питания, важнейшим непродовольственным товарам и услугам.

     Минимальный потребительский бюджет рассчитывается на основе потребительской корзины. Потребительская корзина бывает двух видов: минимальной и рациональной. Минимальная потребительская корзина включает в себя минимальный набор жизненных средств, удовлетворяющих первичным потребностям человека. Рациональная потребительская корзина устанавливается исходя из различных всесторонних потребностей человека.

     На  основании стоимости минимальной  потребительской корзины устанавливается понятие черты бедности - это тот порог, ниже которого минимальный потребительский бюджет не должен опускаться. Международная организация труда рекомендует считать этот показатель на уровне не менее 60 % от МПБ.

     Существует  два метода разработки минимального потребительского бюджета - статистический и нормативный. Статистический метод для определения потребительских расходов населения пользуется данными обследованиями бюджетов семей. Однако этот метод не может быть взят за основу по причине недостаточной репрезентативности данных обследования бюджетов семей. Поэтому в большей мере используется второй метод - нормативный. Для разработки минимального потребительского бюджета используются нормы и нормативы по продовольственным товарам. По непродовольственным товарам и услугам таких нормативов нет, здесь используется статистический метод. Поэтому потребительская корзи-1а рассчитывается нормативно-статистическим методом, то есть по продовольственным товарам, - по минимальным нормативам, а по непродовольственным товарам и услугам - формируется по структуре той группы (доходу) семей, потребление которой соответствует минимальной продовольственной корзине.

     Минимальная заработная плата - это норматив, определяющий минимально допустимый уровень денежных или (и) натуральных выплат работнику нанимателем за выполненную для него работу [4, с. 35]. Экономический смысл минимальной заработной платы заключается в поддержании способности работающего к производительному труду и воспроизводству рабочей силы. В отличие от минимального потребительского бюджета минимальная заработная плата подлежит обязательной выплате при соблюдении установленной законодательством продолжительности рабочего времени и выполнении работником трудовых обязанностей (норм труда). Установление минимальной заработной платы - своего рода форма вмешательства государства в жизнедеятельность рынка с тем, чтобы, во-первых, обеспечить защиту некоторых наиболее уязвимых категорий трудящихся, чьи возможности участия в коллективных переговорах по каким-либо причинам ограничены; во-вторых, определить низший уровень заработной платы, «стартовые» позиции участников коллективных переговоров, ниже уровня которых соглашения невозможны [13, c.296].

     Государственное регулирование заработной платы  осуществляется путем периодического пересмотра ее минимального размера с учетом реальных условий воспроизводства рабочей силы и ее стоимости. Минимальная заработная плата является основой для определения тарифов оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат.

     Основные  недостатки минимальной заработной платы сводятся к следующему:

     1. За ряд последних лет минимальная  заработная плата по отношению к минимальному потребительскому бюджету значительно уменьшилась, ее размер не обеспечивает выполнения воспроизводственной функции оплаты труда.

Информация о работе Планирование и прогнозирование заработной платы