Особенности формирования себестоимости продукции на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы выживания в условиях рынка и определило выбор темы курсовой работы.
Таким образом, цель данной работы – изучение особенностей формирования себестоимости продукции на предприятии.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. изучить понятие себестоимость, ее виды;
2. проанализировать затраты, включаемые в себестоимость;
3. рассмотреть основные методы калькулирования себестоимости;
4. выявить особенности применения методов формирования себестоимости в различных отраслях;
5. исследовать пути снижения себестоимости.
Объектом исследования является процесс формирования себестоимости продукции. Основные методы - анализ и сопоставление.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования себестоимости продукции на предприятии 5
1.1.Сущность понятия себестоимость, ее виды. 5
1.2. Классификация затрат, включаемых в себестоимость 10
Глава 2.Основные методы калькулирования себестоимости 15
2.1. Нормативный метод (стандарт-костинг) 15
2.2. Попроцессный метод 16
2.3. Попередельный метод 17
2.4. Позаказный метод 18
Глава 3. Особенности формирования и снижения себестоимости в различных отраслях экономики 20
3.1 Понятие отрасль и ее виды 20
3.2. Особенности применения методов калькулирования 21
3.3. Структура затрат, включаемых в себестоимость, в разных отраслях 23
3.4. Пути снижения себестоимости продукции 25
Заключение 29
Литература 30
Приложение 1. 31

Файлы: 1 файл

КР по экономике орг.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева» 

Инженерно-экономический  университет 

Кафедра экономики

Дисциплина  «Экономика организации» 
 

Курсовая  работа

Особенности формирования себестоимости 

продукции на предприятии 
 
 
 
 

Выполнил: студентка гр.БЭ-01

                                                                                Краснякова Надежда

                                                                                Проверил:  Руйга И.Р

. 

Красноярск 2011

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Себестоимость продукции относится к числу важнейших качественных показателей, в обобщенном виде отражающих все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием сырья, материалов, оборудования и так далее. Также себестоимость является основой определения цен на продукцию. Любое предприятие просто обязано грамотно планировать себестоимость продукции, анализировать достигнутые результаты и проводить тщательную, постоянную системную работу по поиску и реализации резервов ее снижения.

   Проблема  снижения себестоимости – одна из актуальных для предприятий  в условиях рыночных отношений. Основными требованиями для конкурентно-способной продукции является хорошее качество и более низкие затраты по сравнению с другими предприятиями. Возможности снижения себестоимости имеются на каждом предприятии. Выявить эти возможности помогает анализ основных показателей деятельности предприятия. Необходимость анализа динамики себестоимости продукции возрастает с расширением работ по экономии всех видов ресурсов, механизации и автоматизации производства, совершенствованию организации производства и управления.

   В условиях рынка, особенно во время кризиса, возникает ряд проблем, стоящих на пути эффективности работы предприятия. Это и нестабильность цен на материалы, топливо, энергию, и налоговая политика государства и многие другие проблемы.

   Актуальность  проблемы  выживания в условиях рынка и определило выбор темы курсовой работы.

     Таким образом, цель данной работы – изучение  особенностей формирования себестоимости продукции на предприятии.  

     Исходя  из цели, были поставлены следующие  задачи:

    1. изучить понятие себестоимость, ее виды;
    2. проанализировать затраты, включаемые в себестоимость;
    3. рассмотреть основные методы калькулирования себестоимости;
    4. выявить особенности применения методов формирования себестоимости в различных отраслях;
    5. исследовать пути снижения себестоимости.

     Объектом исследования является процесс формирования себестоимости продукции. Основные методы  - анализ и сопоставление. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические аспекты формирования себестоимости продукции на предприятии

1.1.Сущность понятия себестоимость, ее виды.

     Себестоимость продукции – стоимостная оценка используемых в производстве продукции  природных ресурсов, сырья, материалов, трудовых ресурсов, основных фондов и других затрат.1

     Категория себестоимости имеет количественную и качественную определенность. Количественная сводится к отражению в себестоимости  величины текущих затрат, необходимых  для обеспечения простого воспроизводства в форме определенной денежной суммы, размер которой обуславливает возможность простого воспроизводства.

     Качественная  определенность обозначает, что себестоимость  отражает степень использования  основного и оборотного капитала предприятия, т.е. результаты хозяйственной деятельности. Данное обстоятельство позволяет использовать себестоимость в качестве интегральной характеристики уровня производства и труда.

     В связи с этим, себестоимость производства и реализации продукции (наряду с доходом и прибылью) считают конечным показателем работы предприятия. Себестоимость продукции не тождественна понятию стоимости продукции: последняя включает величину фонда накопления предприятия.

     Себестоимости продукции присущ ряд функций, а  именно:

     1) Учетная – учет затрат на производство и реализацию продукции, что также выступает основой расчета оптовых цен, прибыли и рентабельности производства и продаж.

     2) Контрольная – контроль за  названными затратами.

     3) Аналитическая – себестоимость  служит важнейшим экономическим показателем, основываясь на котором (разумеется, не только на нем), определяется наиболее эффективный масштаб предприятия, разрабатываются оптимальные управленческие решения, решаются вопросы осуществления капитальных вложений в те или иные инвестиционные проекты.

 Существует несколько  видов себестоимости, классифицируемых по разным признакам (см. Рис. 1):

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис.1. Виды себестоимости 

     
  1. В зависимости  от оперативного формирования себестоимости:
    • Фактическая себестоимость - размер действительно затраченных средств на выпущенную продукцию.
    • Плановая себестоимость – максимально допустимые затраты предприятия на изготовление продукции, предусмотренные планом на предстоящий период.

     В России фактическую себестоимость  рассчитывает любая фирма, независимо от того, применяет она или нет нормативную себестоимость. Западные методики предполагают расчет только нормативной (плановой) себестоимости с отнесением отклонений фактических затрат от нормативных прямо на финансовый результат.

  1. В зависимости от полноты включенных в себестоимость расходов:
    • Цеховая себестоимость – затраты на производство в пределах цеха
    • Производственная себестоимость – затраты на производство продукции.
    • Полная себестоимость -  затраты на производство и реализацию продукции.
  2. В зависимости от количества произведенной продукции:
    • Себестоимость единицы продукции
    • Себестоимость всего объема выпущенной продукции
  3. В зависимости от степени готовности продукции:
    • Себестоимость валовой продукции – затраты на производство продукции текущего или планируемого периода, то есть без затрат, списанных на непроизводственные счета и затрат, относимых на резервы предстоящих расходов.
    • Себестоимость товарной продукции – себестоимость валовой продукции, скорректированная на изменение остатков незавершенного производства и расходов будущих периодов.
    • Себестоимость реализованной продукции – себестоимость товарной продукции, увеличенная на внепроизводственные расходы. В мировой практике такая себестоимость показывает не себестоимость реализованного продукта, а себестоимость всей операционной деятельности, правда, с учетом прочих операционных доходов и расходов.

     В российском бухгалтерском учете  традиционно принято рассчитывать полную производственную себестоимость, включая в нее общехозяйственные (управленческие) расходы и считая при этом производственную себестоимость без учета общехозяйственных расходов сокращенной производственной себестоимостью изготовленной продукции.

     Следует отметить также, что в системах финансового и управленческого учета подходы к себестоимости различны.

     В управленческом учете себестоимость формируется для того, чтобы 
управляющий имел полную картину о затратах. Поэтому в системе 
данного учета могут использоваться различные методы расчета себестоимости (в зависимости оттого, какая управленческая задача решается). В калькулировании могут участвовать даже те затраты, которые не включаются в себестоимость продукции в финансовом 
учете, например, вмененные - упущенная выгода.

     Информация  об издержках, собранная в рамках бухгалтерского 
финансового учета, позволяет сформировать прибыль от реализации продукции, работ, услуг в целом по предприятию. Себестоимость 
каждого изделия, в этой учетной системе не показывается вовсе или рассчитывается усреднено. В рамках всего предприятия 
учет и списание затрат на себестоимость могут быть выполнены корректно с точки зрения налогообложения, но информация о структуре 
отдельных видов продукции при этом может быть искажена. Для целей финансового учета такая картина вполне приемлема.
 
 

     Основным  нормативным документом, регламентирующим включение тех или иных расходов в себестоимость продукции при исчислении прибыли является «Налоговый кодекс российской федерации (Часть 
вторая)»2.

       В составе таких расходов в  статьей 253 определены 
следующие расходы, связанные с производством и реализацией:

  1. расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением 
    и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров;
  2. расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое 
    обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;
  3. расходы на освоение природных ресурсов;
  4. расходы на научные исследования и опытно-конструкторские 
    разработки;
  5. расходы на обязательное и добровольное страхование;
  6. прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

    Многообразие видов затрат и  расходов, включаемых в себестоимость,  предполагает необходимость классификации  затрат (см. Рис.2.). 
 
 
 
 
 
 

    1. Классификация затрат, включаемых в себестоимость 3
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рис.2. Классификация затрат 

     В категорию «Затраты общественного труда» входят:

    • Материальные затраты (сырье, материалы и др.)
    • Амортизация
    • Прочие расходы

    В элемент  «Затраты живого труда» включаются:

    • Оплата труда
    • Социальные отчисления

     Рассмотрим  эти элементы более подробно. 
 

     В элементе «Материальные затраты» отражается стоимость:

  • приобретаемых со стороны сырья и материалов, которые входят в состав вырабатываемой продукции;
  • покупных материалов, используемых в процессе производства продукции для обеспечения нормального технологического процесса и для упаковки продукции, а также запчастей для ремонта оборудования;
  • покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, подвергающихся в дальнейшем монтажу или дополнительной обработке на данном предприятии;
  • работ и услуг производственного характера, выполненных другими предприятиями или производствами того же предприятия, не относящимися к основному виду деятельности;
  • приобретаемых со стороны топлива и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели.

     В элемент "Затраты на оплату труда" входят:

  • затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, а также компенсации в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством;
  • компенсации, выплачиваемые в установленных законодательством размерах женщинам, находящихся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им определенного законодательством возраста.

Информация о работе Особенности формирования себестоимости продукции на предприятии