Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 23:38, доклад
Аудит персонала необходим для оценки эффективности системы управления кадрами организации. Он способствует выявлению ошибок, которые могут повлечь за собой финансовые потери и нанести ущерб репутации компании.
Цели аудита персонала:
-оценка профессиональных способностей сотрудников;
Введение ……………………………………………………………………..2
Понятие аудита, его цели и функции………………………………..3
Аудит персонала. Основные параметры…………………………….6
Методы, классификация типов, Этапы аудита……………………...8
Заключение………………………………………………………………….12
Список использованной литературы………………………………………13
Объект аудита персонала - трудовой коллектив организации, различные стороны его производственной деятельности, принципы и методы управления персоналом в организации. Аудиторская проверка в области персонала должна осуществляться по следующим направлениям:
-оценка кадрового потенциала организации, качественных и количественных характеристик персонала;
-диагностика кадровых процессов и процедур управления, оценка их эффективности.
Целью аудита кадрового потенциала является выявление того, обладает ли организация человеческими ресурсами, необходимым и достаточными для ее функционирования и развития; способен ли персонал работать эффективно и в соответствии с выбранной стратегией. Для этого необходимо оценить фактический состав работающих, а также особенности самого персонала, наличие у работников профессионально важных качеств и характеристик.
Оценка кадрового потенциала должна включать:
-анализ списочного состава работников по возрастному, образовательному, половому и другим признакам, естественной убыли и его соответствие организации;
-оценку укомплектованности кадрового состава в целом и по уровням управления, включая оценку обеспеченности персона лом технологического процесса;
-оценку соответствия образовательного
и профессионально-
-анализ структуры кадрового состава на соответствие требованиям технологии и классификатору должностей;
-проверку и анализ данных об использовании рабочего времени;
-оценку текучести кадров и абсентеизма, изучение форм, динамики, причин движения рабочей силы, анализ потоков перемещений внутри организации, состояния дисциплины труда;
-определение в динамике количества работников, занятых неквалифицированным и малоквалифицированным трудом, тяжелым ручным трудом;
-исследование социальных аспектов
трудовой деятельности (мотивации труда,
профессионально-
семейного положения, обеспеченности жильем и др.);
-сбор и анализ данных об уровне санитарно-гигиенических производственных и бытовых условий (состояние рабочих мест, бытовок, мест общественного питания);
-диагностику управленческого, инновационного потенциала персонала организации, его способности к обучению.
Для выработки и обоснования рекомендаций в ходе аудиторской проверки должны быть изучены не только количественные и качественные характеристики персонала, но и весь спектр функций управления персоналом, посредством которых достигается обеспечение интересов организации.
3. Методы, классификация типов, этапы аудита
Важную методологическую роль в проведении аудита и принятии обоснованных решений играет мониторинг в области персонала - научно-обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа кадровой информации и представления полученных данных для принятия стратегических и тактических решений руководством организации.
Основными источниками информации, используемой для проведения аудита персонала, являются законы и инструкции в области управления трудом и трудовыми отношениями, трудовые показатели организации, результаты анкетирования и интервьюирования работников.
Сложность и многогранность
объекта и целей аудита персонала
предполагают использование многообразного
методологического
1) организационно-аналитические,
предполагающие проверку
2) социально-психологические
методы, заключающиеся в проведении
самостоятельных
3) экономические методы,
позволяющие путем сравнения
экономических и социальных
В зависимости от ряда факторов выделяют несколько типов аудита персонала.
-Классификация типов аудита персонала.
-Периодичность проведения.
-Текущий. Проводится через определенные промежутки времени.
-Оперативный. Проводится по оперативному распоряжению руководства.
-Регулярный. Проводится с определенной периодичностью, с неизменными методикой и инструментарием на тех же группах людей и тех же объектах.
-Панельный. Проводится по заранее установленному регламенту за определенный период времени.
-Полнота охвата изучаемых объектов.
-Полный. Охватывает все объекты.
-Локальный. Охватывает отдельно выделенную группу объектов или один объект.
-Тематический. Включает все объекты или по одной тематике.
-Методика анализа.
-Комплексный. Используется весь арсенал методов.
-Выборочный. Анализу подвергаются работники, выбранные по специальной методике-выборке.
-Уровень проведения.
-Стратегический. Оценка производится на уровне высшего руководства.
-Управленческий. Оценка производится на уровне линейных руководителей.
-Тактический. Оценка производится на уровне службы управления персоналом.
-Способ проведения проверки.
-Внешний. Проводится силами сторонних специалистов.
-Внутренний. Проводится работниками самой организации.
-Осуществление аудиторской проверки предполагает разделение работы на четыре этапа.
На подготовительном этапе осуществляются: формализация идеи проведения аудиторской проверки, определение ее целей, предполагаемой эффективности для организации; подбор персонала (внутри организации или вне ее) для организации проверки, его обучение в случае необходимости; разработка внутрифирменного документа (приказа, распоряжения), намечающего сроки, задачи, исполнителей и участников проверки, инструктаж исполнителей и участников; разработка плана сбора, предоставления и программы рассмотрения анализируемой информации.
На этапе сбора информации осуществляются проверка документации и отчетности, мониторинг персонала, наблюдение, опросы, анкетирование, беседы с сотрудниками, предварительная обработка статистических данных, компоновка бухгалтерской и иной информации. Следует учитывать, что статистические и иные показатели становятся более доступными и содержательными с точки зрения анализа, если для их сбора, хранения и обработки используются компьютерная техника и современные информационные технологии.
На этапе обработки
и анализа информации полученная
в ходе проверки информация обрабатывается
и формализуется в виде таблиц,
схем, диаграмм, графиков и прочих форм
представления данных, удобных для
оценки, и вводится в ЭВМ; на этом
же этапе по разработанному алгоритму
осуществляются анализ и оценка данных
о деятельности персонала путем
сравнения с аналогичными особо
преуспевающими организациями, научно
обоснованными нормами и
На заключительном этапе
- этапе обобщения и
Таким образом, аудит персонала,
особенно в условиях рыночной экономики,
позволяет повысить прибыльность организации
за счет выявления
Заключение
Эффективное развитие любой компании требует постоянного повышения уровня компетенции и квалификации ее сотрудников. Полноценный грамотный кадровый аудит персонала является основным средством контроля за кадровой ситуацией на предприятии.
Аудит персонала включает в себе целый комплекс мероприятий, направленных на становление прочной кадровой системы.
Результат аудита - сокращение текучести кадров, повышение производительности труда, выявление необходимости обучения персонала и
экономия средств на поиски новых кадров.
Достижению этого результата
должны способствовать особенности (требования)
ведения аудиторской
Объектом аудита персонала
является состояние трудовой сферы
экономического субъекта, а предметом
- трудовой коллектив, его деятельность;
организация, нормирование, условия
и охрана труда персонала; соблюдение
прав и обязанностей работников всех
уровней, предусмотренных
Список использованной литературы
1. Общий аудит. Законодательная и нормативная база, практика, рекомендации и методика осуществления. / Коллектив авторов. - М.: Международная школа управления "Интенсив" РАГС, Издательство "ДИС", 1997.
2. Аудит предприятия.
3. Управленческий аудит:
персонал; автор - Т.В. Никонова, С.А.
Сухарев; Издательство –
4. Никонова Т.В., Одегов Ю.Г. "Аудит и контролинг персонала"
5. Автор: А.П. Егоршин "Основы управления персоналом"
6. Данилевский Ю.А., Шапигузов Н.Н., Старовойтова Е.В. Аудит: Учебное пособие. - М.; ИД ФБК -ПРЕСС, 2000г.