Аудита персонала организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Кроме того, нас интересуют не только и не столько внутригрупповые процессы, а применение информации о состоянии микроклимата коллектива для целей повышения эффективности его работы. Как отмечалось, эффективность характеризуется не только параметрами взаимодействия, но и личным вкладом каждого сотрудника в процесс организации деятельности. Этот вклад зависит, прежде всего, от профессиональных, и от личных качеств сотрудника. Из личных качеств нас интересуют прежде всего коммуникативные качества, так как их проявление напрямую влияет на эффективность взаимодействия членов коллектива. Таким образом, следует отметить, что вопросы, которые мы стремимся прояснить укладываются в плоскость межличностного взаимодействия членов коллектива по поводу выполнения ими профессиональной деятельности. Кадры решают все.
Цель данной работы является в изучении теоретических аспектов аудита персонала организации, а также в охарактеризовании критериев оценки деятельности персонала.

Оглавление

Введение…………………………………………………......3
Теоретические аспекты аудита персонала организации....5
Цели и функции оценки персонала…………………….….8
Объект оценки………………………………………………9
Критерии оценки деятельности персонала…………….…11
Методы и этапы проведения аудита персонала………….14
Заключение……………………………………………........17
Список используемой литературы………………………..19

Файлы: 1 файл

кибанов курсовая.docx

— 81.54 Кб (Скачать)

 

Содержание:

 

 

Введение…………………………………………………......3

Теоретические аспекты  аудита персонала организации....5

Цели и функции оценки персонала…………………….….8

Объект оценки………………………………………………9

Критерии оценки деятельности персонала…………….…11

Методы и этапы проведения аудита персонала………….14

Заключение……………………………………………........17

Список используемой литературы………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня, как никогда ранее, особую актуальность приобретает проблема эффективного использования кадровых ресурсов предприятия. Не только потому, что сплоченная команда профессионалов может стать серьезным конкурентным преимуществом предприятия. Не только потому, что кадры - это один из ресурсов, эффективность использования которого, вносит свой в клад в общую эффективность  работы предприятия. Просто кадры - это  собственно и есть предприятие, и  от того какими они будут зависит, в конечном итоге, какой будет  это предприятие.

Итак, кадры нужно грамотно подбирать и рационально использовать. Но что такое кадры, персонал? Это  конечно ресурс, но это еще и  живые люди. Достаточно проблематично  управлять даже машиной, а уж живыми людьми… Возникали и уходили  в лету многочисленные попытки применить  механические принципы к управлению персоналом: "винтики" и мн. др. Сейчас никого не удивляет необходимость  принимать в расчет человеческий фактор, но только одни руководители видят  в нем источник прибылей, а другие - убытков.

Эффективность работы коллектива складывается, на наш взгляд, из эффективности  каждого сотрудника и эффективности  их взаимодействия. Эффективность каждого  составляют его профессиональные и  личные качества. Эффективность взаимодействия, в свою очередь, - это, как нам представляется, своеобразный вектор направленности усилий: идеально, если усилия членов коллектива направлены исключительно на выполнение деятельности, хуже, если и на преодоление  межличностных противоречий в ходе выполнения этой деятельности. Ключевой вопрос: как выяснить? Как выяснить степень профессиональности и личные качества? Как выяснить на что направлены усилия сотрудников предприятия? Что  вообще происходит в коллективе?

Кроме того, нас интересуют не только и не столько внутригрупповые  процессы, а применение информации о состоянии микроклимата коллектива для целей повышения эффективности  его работы. Как отмечалось, эффективность  характеризуется не только параметрами  взаимодействия, но и личным вкладом  каждого сотрудника в процесс  организации деятельности. Этот вклад  зависит, прежде всего, от профессиональных, и от личных качеств сотрудника. Из личных качеств нас интересуют прежде всего коммуникативные качества, так как их проявление напрямую влияет на эффективность взаимодействия членов коллектива. Таким образом, следует  отметить, что вопросы, которые мы стремимся прояснить укладываются в плоскость межличностного взаимодействия членов коллектива по поводу выполнения ими профессиональной деятельности. Кадры решают все [5].

Цель данной работы является в изучении  теоретических аспектов аудита персонала организации, а также в охарактеризовании критериев оценки деятельности персонала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  АУДИТА ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

 

Аудит персонала - система консультационной поддержки, аналитической оценки и независимой экспертизы кадрового потенциала организации, позволяющая выявить соответствие кадрового потенциала организации ее целям и стратегии развития; соответствие деятельности персонала и структур управления организации существующей нормативно-правовой базе; эффективность кадровой работы по решению задач, стоящих перед персоналом организации, ее руководством, отдельными структурными подразделениями; причины возникновения социальных проблем (рисков) и возможные пути их решения или снижение их негативного воздействия.

Объект аудита персонала - трудовой коллектив организации, различные стороны его производственной деятельности, принципы и методы УП в организации.

Главная цель данного аудита - оценка эффективности и производительности деятельности персонала, как одного из важнейших факторов, обеспечивающих прибыльность организации.

Сущность аудита персонала - оценка соответствия кадрового потенциала организации ее целям и стратегии развития; диагностика причин возникновения проблем по вине персонала, а также оценка их важности и возможности разрешения; формулирование конкретных рекомендаций для руководства и службы управления персоналом по их устранению.

Предметом аудита персонала являются практически все составляющие процесса управления персоналом.

Основные принципы аудиторской  проверки персонала (внешний аудит, независимые от руководства предприятия):

  • Профессионализм;
  • Независимость;
  • Достоверность;
  • Честность;
  • Объективность;
  • Сопоставимость с международным правом [3].

Основные  направления аудита персонала:

а) Оценка кадрового  потенциала организации, качественных и количественных характеристик  персонала (достаточное ли количество работников для нормального функционирования и развития организации; способен ли персонал работать эффективно и в соответствии с выбранной стратегией. Для этого оценивается фактический состав рабочих, особенности самого персонала, наличие у работников профессионально важных качеств и характеристик.

б) Диагностика  кадровых процессов и процедур УП, оценка их эффективности [1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ  ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА

 

Главное назначение аудита персонала - выявление резервов повышения  уровня отдачи персонала. Оценка персонала  главным образом сопровождается постановкой следующих целей:

  • информационная (информирование сотрудников компании);
  • создание резерва на выдвижение (карьерный рост сотрудников);
  • выявление потребностей в обучении (в целях разработки плана обучения, подготовки и переподготовки персонала);
  • административная (основание для принятия кадровых решений: повышение, понижение, перемещение, увольнение);
  • улучшение коммуникационных связей (взаимопонимания, взаимодействия, производственных отношений между руководителем подразделения и сотрудником);
  • дифференциация вознаграждения за труд (установление справедливого уровня оплаты).

Причем в зависимости  от целей оценки решается вопрос, какие  именно характеристики работников и  показатели их трудовой деятельности подлежат оценке и какие из существующих методов оценки лучше всего отвечают достижению поставленных целей.

Оценка персонала  выполняет множество функций:

  • конструктивная: лежит в основе принятия кадровых решений;
  • координационная: выступает в качестве информационного обеспечения оперативного управления с целью повышения эффективности работы организации;
  • контрольная: проверка соответствующих характеристик, например, профессионально важных качеств кандидата на должность, оценка количественного и качественного результата, индивидуального вклада, достижения поставленных целей и т.д.
  • аналитическая: оценка является информационной базой для анализа;
  • коммуникационная: процедура оценки является способом донесения до сотрудника признания результатов его деятельности, служит сигналом для корректировки поведения, обеспечивает обратную связь;
  • мотивационная: оценка выступает сама по себе важнейшим средством мотивации людей, поскольку показывает направленность желательных - нежелательных форм проявления трудового поведения или отношения к труду.

Все перечисленные функции  тесно взаимосвязаны и обеспечивают системный подход к управлению персоналом [1].

Мониторинг в  области персонала - научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа кадровой информации и представления полученных данных для принятия стратегических и тактических решений руководством организации.

Источники информации при аудите персонала:

  • Учредительные документы;
  • Анкеты, опросники, шкалы;
  • Решения о назначении на должность;
  • Штатное расписание;
  • Правила внутреннего трудового распорядка, положение о персональных данных;
  • Приказы;
  • Трудовые книжки;
  • Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них;
  • Личные карточки по форме Т-2;
  • Законы и инструкции в области труда и трудовых отношений;
  • Результаты анкетирования и интервьюирования работников [2].

ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ

Объективным процесс оценки персонала является прямое отображение  стоящих перед организацией задач. Несомненно, объект оценки должен соответствовать  поставленным задачам и способствовать их достижению. В зависимости от особенностей работы и назначения оценки основное внимание оценщиков может  быть направлено на результат или  на процесс его достижения (ожидаемые  от работника фирмы поведения, развитие его потенциальных способностей и возможностей) [6].

Непосредственно оценке могут  подлежать:

  • результаты исполнения индивидуальных заданий;
  • стиль поведения;
  • характерные особенности работника.

Выполнение индивидуальных заданий. Если результат важнее, чем  средства его достижения, то хорошим  способом является оценка по показателям, характеризующим конечные результаты. Примером такого рода показателей является количество произведенной продукции, трудоемкость единицы продукции  и т.п. например, деятельность работника  торговой фирмы можно оценить  на основе общего объема продаж на обслуживаемой  территории, увеличения числа новых  клиентов. Основные направления использования оценки результатов труда персонала:

  • обоснование решений в области заработной платы и премирования,
  • обратная связь по результатам оценки эффективности труда,
  • определение потребностей в обучении,
  • определение кандидатов для продвижения по службе,
  • индивидуальное планирование улучшения результатов,
  • наложение дисциплинарных взысканий, увольнение.

Поведение. Во многих случаях трудно оценить выполнение конкретных задач, которые могут быть непосредственно поставлены перед исполнителем. Это имеет особое отношение к тем работникам, которые работают в группе (или продукт их труда - результат групповых усилий). В этом случае результат работы группы определить легко, однако четко определить вклад каждого иногда практически невозможно. Также для оценки персонала, имеющего непосредственный контакт с клиентами, - продавцов, социальных работников, работников сферы услуг. Для этой оценки требуется предварительный анализ содержания работы и установление определенных стандартов поведения, отклонение от которых негативно влияет на эффективность работы.

Индивидуальные  особенности работников. Проводится в специальных центрах оценки персонала и базируется на измерении или оценке психологических особенностей личности различных категорий сотрудников или наиболее характерных чертах их личности. Качества типа «позитивное отношение к труду», целеустремленность, умение работать в команде, дружелюбие могут быть не всегда тесно связаны с результатами работы, но их нельзя игнорировать, поэтому они также должны использоваться в оценке персонала. Данные критерии оценки очень важны, например, при решении вопросов расстановки кадров, их перемещения внутри фирмы, при планировании карьеры, в то время, как использование этих показателей вряд ли будет уместно при решении вопросов, связанных с обоснованием уровня заработной платы конкретного работника и размера его премирования [8].

Показатели, характеризующие  результаты, а также поведение работников, могут также успешно быть использованы при определении потребностей в обучении персонала. В соответствии с трудовым законодательством преимущественное право на сохранение работы в этих случаях представляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. Таким образом, оценка при решении данных вопросов является также юридическим основанием правомерности принимаемых решений [4].

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА

При разработке системы оценки работника необходимо решить, на основании  каких критериев будет производиться  оценка, иными словами, что именно в деятельности работника нам  надо оценить. Говоря о критерии, мы исходим из следующего определения: «Критерий - это такие характеристики работы и рабочего поведения, которые, по мнению квалифицированных наблюдателей, составляют необходимые «стандарты совершенства», которые необходимо достигнуть, чтобы как организация, так и индивид могли реализовать  свои цели» [3].

Информация о работе Аудита персонала организации