Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:36, курсовая работа
В течение производственного цикла все эти грузы подвергаются многочисленным перемещениям и погрузо-разгрузочным операциям многократно увеличивающим объем транспортных работ. На каждую технологическую операцию приходится несколько транспортных операций. Например, для получения 1т отливок в литейном цехе необходимо переместить 30-60 т грузов.
1.Задачи и назначение транспортного хозяйства.
2.Виды транспорта, классификация транспортных средств и грузов.
3.Организация транспортного обслуживания.
3.1.Понятие организации транспортного облуживания и их основные элементы.
3.2.Организация внутризаводского транспорта.
Введение
1.Задачи и назначение транспортного хозяйства.
2.Виды транспорта, классификация транспортных средств и грузов.
3.Организация транспортного обслуживания.
3.1.Понятие организации транспортного облуживания и их основные элементы.
3.2.Организация внутризаводского транспорта.
Процесс изготовления продукции на промышленных предприятий сопровождается перемещением большого количества разнообразны грузов: сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива, готовой продукции, отходов.
В течение производственного
Внутризаводской транспорт является не только средством перемещения грузов, но и орудием труда, организующим работу подразделений предприятия в заданном ритме или графике. Например, внутрицеховой транспорт является неотъемлемым элементом технологического процесса производства. Им осуществляется перемещение обрабатываемых изделий между рабочими местами, участками и отделениями цеха в последовательности и ритме, заданных технологическим процессом. Транспортно-конвейерные устройства автоматических и поточных линий существенно влияют на ритмичность их работы и длительность производственного цикла. Велико значение транспорта и в своевременном обеспечении предприятия материальными ресурсами, а также в реализации готовой продукции.
Таким образом, внутризаводское транспортное хозяйство должно решать следующие задачи: своевременное обеспечение производства всеми видами транспортных средств и услуг; рациональная организация эксплуатации транспортных средств и подъемных механизмов при минимальных затратах на транспортирование; развитие технической базы и механизация всех трудоемких транспортных процессов.
Все вышесказанное не оставляет сомнений в актуальности темы данной работы - "Организация транспортного хозяйства на предприятии".
Целью данной курсовой работы является объективное отражение всех аспектов рациональной организации и эффективного функционирования транспортного хозяйства на предприятии.
1.Задачи и назначение транспортного хозяйства.
Работа современного промышленного предприятия, связана с перемещением значительного количества разнообразных грузов, как за пределами, так и внутри завода. На предприятия доставляются материалы, топливо, комплектующие изделия и другие материальные ценности, а с предприятия вывозятся готовая продукция и отходы производства. Внутри предприятия с общезаводских складов производится транспортировка в цехи материалов, комплектующих и других изделий; между цехами — заготовок, деталей, сборочных единиц; из цехов в соответствующие пункты назначения — готовой продукции и отходов. Внутри цехов заготовки, детали и сборочные единицы перевозятся между кладовыми и участками, с одного участка на другой, а на участках — между рабочими местами.
Функции транспортного хозяйства не ограничиваются только перемещением грузов. В ходе перевозок (особенно внутризаводских и внутрицеховых) нередко осуществляются определенные технологические процессы: остывание металла, усреднение химического и фракционного состава сыпучих материалов и т.п., т.е. транспортные операции являются частью производственного процесса, и работа транспорта во многом определяет общую длительность производственного цикла, качество и себестоимость продукции.
На погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работах занято до трети рабочих предприятия; затраты на эти виды работ составляют от 3 до 10% в себестоимости продукции.
Основные задачи транспортного хозяйства предприятия:
1.Бесперебойная
2.Обеспечение сохранности
3.Полное использование
4.Минимизация транспортных
Решение данных задач обеспечивается рациональной организацией транспортного хозяйства, четким планированием работы транспорта, обоснованным выбором транспортных средств, механизацией и автоматизацией погрузочно-разгрузочных работ.
2.Виды транспорта, классификация транспортных средств и грузов.
На предприятиях используют различные виды транспортных средств
Транспортное хозяйство
Общезаводское транспортное хозяйство включает транспортные магистрали (рельсовые и безрельсовые пути со средствами оснащения, сигнализации и т.д.), объекты транспортной инфраструктуры (боксы для хранения техники, пункты технического обслуживания и ремонта, центры хранения и ремонта транспортной тары и т.п.), подвижной состав и тяговые средства (прицепы и полуприцепы, буксировщики, электрокары, автомобили и др.).
Общезаводской рельсовый, а также
безрельсовый электро и автотранспорт
предприятия независимо от места
его использования
Внутрицеховой транспорт находится в ведении того цеха, где он применяется. Для эксплуатации, технического обслуживания и ремонта средств специального (технологического) транспорта в цехах могут создаваться специализированные подразделения. Техническое обслуживание и ремонт этих средств могут также выполнять общезаводские специализированные подразделения (например, подчиненные отделу главного механика) или ремонтные базы цехов (участки механиков цехов), осуществляющие техническое обслуживание и ремонт технологического оборудования в цехах.
Внешние перевозки осуществляются, главным образом, транспортом общего пользования, внутризаводские — транспортным хозяйством предприятия. Ввоз и вывоз грузов с территории предприятия через внешние подъездные пути осуществляется, как правило, большегрузным автомобильным и железнодорожным транспортом. При этом согласуются: тип, количество, порядок и сроки подачи автопоездов, железнодорожных составов и отдельных групп вагонов на подъездной путь завода; организация маневрирования, погрузочно-разгрузочных работ и приемосдаточных операций. Точное соблюдение единого технологического процесса и графиков работы обеспечивает сокращение простоя подвижного состава под погрузкой и выгрузкой, ускорение обработки прибывающих и отправляемых грузов. Все внутризаводские и часть внешних грузоперевозок осуществляются транспортом предприятия. Для внешних грузоперевозок используется автомобильный транспорт большой и средней грузоподъемности. Для межцеховых грузоперевозок применяется рельсовый транспорт (обычно при производстве крупногабаритной и крупнотоннажной продукции), автомобильный транспорт малой (реже средней) грузоподъемности, средства безрельсового электротранспорта (электробуксировщики с прицепными тележками и электрокары) и специальный (технологический) транспорт. Для внутрицеховых грузоперевозок используются разнообразные средства безрельсового электротранспорта и подъемно-транспортные машины (электропогрузчики и мультикары) и специальный (технологический) транспорт.
Виды используемых на предприятии транспортных и погрузочноразгрузочных средств зависят от типа и масштаба производства, а также от характера выпускаемой продукции.
В крупносерийном и массовом производстве широко применятся специальный (технологический) транспорт непрерывного действия. При условии равномерного грузопотока в течение рабочего дня и постоянных точек погрузки, выгрузки используются средства непрерывного транспорта в виде различных конвейеров и монорельсовых путей с электрическими тельферами. В поточном производстве в качестве средств межоперационного транспорта используются конвейеры различной конструкции. На автоматических поточных линиях (станочных и других) применяются специальные встроенные транспортные устройства (транспортные роторы и конвейеры, автооператоры, кантователи и т.д.). На предприятиях единичного и серийного производства в обрабатывающих и сборочных цехах применяются электрические мостовые краны, кран-балки с тельферами, консольные краны, мультикары. В дополнение к универсальным подъемно-транспортным средствам для оснащения цехов со специфическим производством часто требуются специальные подъемно-транспортные устройства, приспособления и тара (например, в литейных цехах для перемещения формовочных земель, форм, жидкого металла). В гибких производственных системах создаются транспортно-накопительные подсистемы, в которых используются специальные автоматические устройства (промышленные роботы загрузчики, роботы штабелеры, роботокары, поворотные столы перегружатели, транспортеры и т.п.).
Материальной базой
3.Организация транспортного обслуживания.
Грузовая и коммерческая служба курирует погрузочно-разгрузочные операции, ведет учет поступающих и отправляемых грузов, оформляет перевозочные документы и расчеты с внешними перевозчиками. Служба движения осуществляет приемку и отправку подвижного состава, подачу под погрузку и выгрузку на погрузочно-разгрузочных пунктах.
Служба технического обслуживания и ремонта отвечает за содержание и ремонт подвижного состава и подъемно-транспортных средств, за обеспечение запасными частями и горюче-смазочными материалами.
Служба дорожного хозяйства ведает содержанием и ремонтом заводского дорожного хозяйства, включая транспортные магистрали, инженерные сооружения, средства связи и сигнализации, дорожную разметку и указатели.
Оперативное управление работой транспортного хозяйства осуществляет дежурный диспетчер, взаимодействующий с дежурным диспетчером предприятия. При наличии на предприятии централизованной службы логистики (управления цепью поставок) транспортное хозяйство входит в ее состав. На средних и крупных промышленных предприятиях обычно создается транспортный отдел, объединяющий несколько хозрасчетных единиц по видам транспорта и подчиняющийся заместителю генерального директора по общим вопросам или по маркетингу и сбыту.
Планово-экономическое бюро разрабатывает план производственно-хозяйственной деятельности (транстехплан), определяет грузооборот по заводу и объем погрузочно-разгрузочных работ, рассчитывает потребность в транспортных и погрузочно-разгрузочных средствах, потребность в кадрах и фонд заработной платы, составляет смету затрат по транспортному хозяйству и калькуляцию себестоимости на отдельные виды услуг.
Техническое бюро ведет техническую подготовку производства; разрабатывает транспортно-технологические схемы, обеспечивающие стыковку отдельных звеньев транспортной сети предприятия и технологического оборудования; формирует альбомы чертежей по каждому виду подъемно-транспортного оборудования для изготовления запасных частей и проведения ремонтных работ. Бюро учета ведет паспортизацию всех видов транспортных средств, бухгалтерский учет и отчетность работы транспортного хозяйства.
Диспетчерское бюро осуществляет оперативно-производственное планирование работы транспорта (составление квартальных, месячных и суточных планов перевозок, оперативное регулирование транспортных работ).
Перевозимые на предприятия грузы делятся на три основные группы.
1.Штучные грузы: тяжеловесные (оборудование, поковки, крупные слитки), тарно-упаковочные (ящики, контейнеры, рулоны, бочки и т.п.), длинномерные (более 3 м): трубы, круглый лес, пиломатериалы, сортовой и профильный прокат и др., короткомерные (до 3 м): детали, заготовки и пр., штучные массовые (до 50 кг): заготовки, детали, болванки и т.п.
2.Сыпучие грузы: песок, уголь,
3.Наливные (жидкие) грузы: химические жидкости, нефтепродукты и пр.
Необходимо отметить, что грузы каждой группы имеют определенные особенности перевозки, погрузки, выгрузки, хранения, требуют применения определенных способов транспортировки, технологии грузопереработки, транспортноскладской тары. Эти особенности учитываются при выборе типа транспортных средств и организации их работы.
3.1.Понятие организации транспортного облуживания и их основные элементы.
Транспорт как вид хозяйственной
деятельности можно представить
состоящим из двух подсистем - транспорта
общего и не общего пользования.
Транспорт общего пользования представляет
собой транспорт сферы обращения, перемещающий
различные виды продукции между производителями
и потребителями.
Транспорт не общего пользования перемещает
сырье, материалы и другие виды не поступившей
в сферу обращения конечной продукции,
а также производственный персонал внутри
предприятий и других, подчас весьма крупных,
территориальных образований. Обслуживая
промышленное и сельскохозяйственное
производство, осуществляет внутрипроизводственные
перевозки строительных организаций,
предприятий торговли, снабжения, сбыта
и т.д. Такой транспорт как вид деятельности
может быть назван технологическим "внутрипроизводственным"
транспортом.
Промышленный транспорт выполняет
свои функции на стадии производства,
и его деятельность должна рассматриваться
как составная часть того промышленного
предприятия, которое он обслуживает.
Поэтому и средства промышленного транспорта
(рельсовые и другие дороги, автомобили,
подъемно-транспортные машины и механизмы)
являются составными частями средств
производства соответствующего предприятия.
Каждая из названных подсистем в свою
очередь характеризуется сложной внутренней
структурой. В состав транспорта общего
пользования входят железнодорожный,
морской, речной, автомобильный, воздушный
и трубопроводный (магистральный) виды
транспорта.
В зависимости от целей экономического
анализа транспорт иногда рассматривают
и в других группировках: