Организация стимулирования труда на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть организацию стимулирования труда на предприятии на примере ОАО «Сартакинский угольный разрез».
Актуальность данного вопроса, заключается в исключительно важной проблеме мотивации и стимулирования деятельности работников современного предприятия в формирующейся рыночной экономики.
Данная цель была реализована при решении следующих задач: рассмотреть общетеоретические основы организации стимулирования труда на предприятии, стимулирование трудовой деятельности и стимулирование работников ОАО “Cартакинский угольный разрез”.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические аспекты организации стимулирования труда на предприятии ……………………………………………………………………..5
1.1. Роль, сущность и задачи стимулирования труда..…………………..7
1.2. Принципы создания системы стимулирования на предприятии……12
1.3. Социальная политика на предприятии……………………………….16
Глава 2. Стимулирование трудовой деятельности……………………...17
2.1. Материальное денежное стимулирование……….............................20
2.2. Материально-социальные стимулы…………………………………..22
2.3. Морально психологические стимулы……………………………….25
Глава 3. Стимулирование работников на примере ОАО «Сартакинский угольный разрез»………………………………………………………………..26
3.1.Организационно-экономическая характеристика ОАО «Сартакинский угольный разрез»……………………………………………………………..28
3.2. Организация стимулирования труда на предприятии…………….41
3.3. Некоторые рекомендации по улучшению стимулирование персонала……………………………………………………………………….43
Заключение…………………………………………………………………45
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Курсовик по орг-ии на п.п.отр.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

     Очень серьезную стимулирующую роль несет  в себе обеспечение сотрудников  жильем и льготами по его приобретению. Здесь могут быть различные варианты. Так предприятие строит жилье, а  квартиры сдает в наем сотрудникам  по льготным низким ценам. При этом сотрудник имеет возможность постепенно за время работы на предприятии выкупить жилье и к моменту выхода на пенсию решить жилищную проблему. Предприятие также может предоставить сотруднику ипотечную ссуду под низкий процент для покупки жилья.1

     Конечно, решение жилищных проблем сотрудников  под силу только крупным организациям. Тем не менее, это серьезно стимулирует длительную работу на предприятии и значительно снижает текучесть кадров. Особенно это актуально в условиях России, где жилищная проблема является наиболее трудно решаемой для широких слоев населения.

     Организация медицинской помощи включает в себя прикрепление сотрудников к учреждениям здравоохранения и оказание им необходимой медицинской помощи за счет организации.

     Итак, стимулирование работников является основой увеличения прибыли за счет повышения эффективности и качества работы персонала. «Эффективность труда» и «качество труда» являются ключевыми факторами в повышении прибыли предприятия в долгосрочном периоде.

     На  стимулирование работников влияет проводимая предприятием социальная политика. Социальные льготы являются формой участия работников в экономическом успехе предприятия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 2. Стимулирование трудовой деятельности

   2.1. Материальное денежное стимулирование 

     Деньги  – это наиболее очевидный и наиболее используемый способ, которым организация может вознаградить сотрудников. Применение теории Маслоу к заработной плате позволяет сделать вывод о том, что она удовлетворяет многие потребности различного типа – физиологические, потребности уверенности в будущем и признании. Отсюда вытекают основные функции заработной платы:

  • воспроизводственная;
  • статусная;
  • стимулирующая.

     Воспроизводственная функция, как известно, состоит в обеспечении работнику расширенного воспроизводства его рабочей силы на принятом социально-нормативном уровне потребления. Отсюда и исходное значение данной функции, ее определяющая роль по отношению к остальным функциям, тем более в российских условиях, когда, по сути, все вопросы оплаты труда концентрируются исключительно на возможности достижения достойного уровня жизни. Главное свойство заработной платы – быть основной частью фонда жизненных средств работника. Без этого она не может выполнить ни воспроизводственную, ни стимулирующую функцию. К сожалению, на практике так и происходит.

     На  основе теории Герцберга можно заключить, что воспроизводственная функция  заработной платы есть гигиенический  фактор, при отсутствии или недостаточной  степени которого у человека возникает  неудовлетворение работой, что естественно будет приводить к понижению производительности труда.

     Статусную функцию заработной платы можно  полагать реализованной, если статус, определяемый размером заработка, соответствует  трудовому статусу работника  в рамках рассматриваемой общественной структуры. Под «статусом» принято подразумевать положение человека в той или иной системе социальных связей и отношений; соответственно трудовой статус – это место данного работника по отношению к другим работникам, как по вертикали, так и по горизонтали. Размер вознаграждения за труд – один из важнейших показателей этого статуса. Например, начальник какого-либо подразделения организации стоит по статусу выше рядового работника этого подразделения. Поэтому статусная функция будет выполняться, если оклад, начисляемый начальнику, будет выше, чем оклад рядового работника.

     С одной стороны, это может стимулировать  работников низших рангов к более эффективной деятельности с целью получения более высокой должности и соответственно более высокого заработка (или любой другой должности с большим окладом), конечно, при условии, что размер оплаты сотрудников на предприятии не относится к разряду сведений конфиденциальных.

     С другой стороны, необоснованная, несправедливая (с точки зрения простого работника) дифференциация заработной платы ведет к падению мотивации и, соответственно, результатов труда. К сожалению, в России все предпосылки для этого есть. На фоне массового обесценивания рабочей силы неоправданно увеличивается дифференциация заработной платы.

     Стимулирующая функция с позиции руководства наиболее важна: выгодно, чтобы работник выполнял свои функции с наибольшей отдачей. На основании теории ожидания можно сделать вывод, что только при наличии определенных условий рост заработной платы стимулирует повышение производительности труда. Первое из них состоит в том, что люди должны придавать ей большое значение, т.е. она, как уже говорилось выше, должна быть основным источником дохода. Второе заключается в том, что люди должны верить в существование четкой связи между заработной платой и производительностью труда, и конкретно в то, что увеличение производительности обязательно приведет к росту заработной платы, т.е. размер вознаграждения должен определяться индивидуальным вкладом каждого в общий результат. Вклад же этот воплощает профессионализм, инициативу и трудовые усилия.

     Многие  отечественные ученые и специалисты  отмечают, что заработная плата плохо, а зачастую вообще не связана с конечными результатами труда. Отрыв оплаты отличных трудовых усилий работников вызывает замещение в их сознании трудовой основы заработной платы потребительской, т.е. они определяют ценность вознаграждения не личным трудовым вкладом, а тем, что можно приобрести за полученную заработную плату, а это ведет к ослаблению и гашению стимулирующей функции заработной платы. Более того, в своих притязаниях работник исходит не из того, сколько он может заработать, а из желаемого «потолка» оплаты, который человеку свойственно поднимать все выше и выше, вследствие чего ощущение несправедливости оплаты становится постоянным. Соответственно уменьшается и удовлетворенность заработной платой даже и в случае, если бы она повышалась с ориентацией целиком на притязания, за ними все равно не угнаться.

     Названные негативные тенденции (обесценивание  рабочей силы, неоправданная дифференциация в оплате труда и низкая стимулирующая роль) набрали такую силу, что можно говорить об исчезновении в экономике России заработной платы как экономической категории, о превращении ее в некую социальную выплату, не связанную с общественной оценкой ни количество, ни качество, ни результатов труда.

     Рассмотрим  некоторые системы оплаты труда, применяемые как в России, так и за рубежом.

     С точки зрения простоты и доступности  наиболее подходящий для многих работников являются повременная и повременно-премиальная система оплаты труда. Однако их существенный недостаток заключается в том, что отсутствие серьезных стимулов для человека, за работой которого к тому же необходим постоянный контроль, снижает производительность труда.

     Системы, основанные на сдельной оплате труда, тоже достаточно просты и понятны. Но они трудоемки с точки зрения ведения расчетов, требуют специалистов–нормировщиков, большого документального оформления с учетом изменений в технологии, массы первичных платежных документов (нарядов, рапортов) и т.п. К тому же установление норм времени и расценок зачастую порождают конфликты: каждый претендует на большее по сравнению с тем, что диктуется технологией выполнения работ. Однако «сдельщина» лучше других систем оплаты стимулирует производительность труда. Зависимость очень наглядная: выпустил больше единиц продукции – больше получил. Что же касается недостатков, то главный состоит в том, что в погоне за увеличением выработки работник порой забывает о качестве, губит оборудование.

     На  многих предприятиях существуют дополнительные доплаты за выслугу лет, т.е. общее  количество времени, проработанное  на одном предприятии. Это только снижает текучесть кадров и никак  не отражается на эффективности труда.

     Из  вышесказанного можно сделать вывод, что денежное вознаграждение заставляет людей трудиться эффективнее при условии, что работник придает ему большое значение, т.к. она напрямую связана с результатами труда, и если работник уверен в наличии устойчивой связи между получаемым материальном вознаграждением и производительностью труда. Но часто бывает трудно или экономически невыгодно, а то и в принципе невозможно оценить индивидуальный вклад работника, и в соответствии с этим назначить ему заработную плату. Поэтому во многих случаях материальное денежное вознаграждение не может побудить людей работать производительнее, а ведь именно эта задача стоит перед системой стимулирования в целом. 

   2.2. Материально-социальные  стимулы. 

        Как и материально-денежные стимулы,  материально-социальные стимулы являются внешними вознаграждениями. К ним относят:

  • создание необходимых условий высокопроизводительного труда. К таким условиям относят: оптимальную организацию рабочего места, отсутствие отвлекающих шумов (особенно монотонных), достаточную освещенность, темп, режим труда и др. хотя всегда предпринимались попытки стандартизировать условия труда, в результате ряда исследовательских работ оказалось, что, например, идеального рабочего места не существует.
  • стимулирование свободным временем. В результате недостатка свободного времени многие работники трудятся с ощущением хронической усталости, испытывают постоянные нервно-эмоциональные перегрузки. Система стимулирования трудовой активности предполагает оптимальное соотношение рабочего и свободного времени, т.к. у людей кроме самой работы могут быть и другие не менее важные дела. Если работник нуждается в свободном времени, а его целиком поглощает работа, то он будет избегать ее, понижая, таким образом, производительность труда.
  • улучшение отношений в коллективе. К внутренним условиям создания психологического микроклимата в коллективе, благотворно влияющего на состояние работающих, относят авторитет и особенности личности руководителя, стиль его руководства, совместимость членов коллектива по характерам, ценностным ориентациям, эмоциональным и другим свойствам, наличие влиятельных лидеров в неофициальных группах и отношение этих лидеров к производственным задачам, стоящим перед коллективом и т.п. Все эти факторы накладывают своеобразный отпечаток на психологическую атмосферу коллектива, на характер и формы межличностных отношений, коллективные мнения, настроения, на целеустремленность, направленность, сплоченность, требовательность, дисциплинированность, самостоятельность, социальную активность, устойчивость поведения в сложной обстановке и т.д. Частые конфликты отнимают слишком много моральных и физических сил, которые могли бы быть использованы в труде. 2
  • продвижение по службу. Один из наиболее действенных стимулов, т.к. во-первых, при этом повышается оклад; во-вторых, расширяется круг полномочий и соответственно работник становится причастен к принятию важных решений; в-третьих, повышается степень ответственности, что заставляет человека работать эффективнее и не допускать промахи и ошибки; в-четвертых, повышает доступ к информации. Словом, повышение в должности позволяет работнику самоутвердиться, почувствовать себя значимым, нужным фирме, что, конечно же, делает его заинтересованным в своей работе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2.3. Морально психологические  стимулы 

        Эти стимулы ориентированы на мотивацию человека как личности. В отличие от вышеописанных стимулов моральные являются внутренними стимулами, т.е. напрямую ими нельзя воздействовать на человека.

     Рассмотрим  конкретный пример на производстве: рабочего, выпускающего определенные детали.

     Над каждым работником в компании устанавливается  определенный контроль, т.е. проверяется, как он выполняет свои функции, но контролировать деятельность всего персонала не возможно. Поэтому, если мы следим за качественным выполнением одних его функций то он автоматически перестает или выполняет неудовлетворительно другие свои функции, Например, мы, следим за количеством изготовленных им деталей. Осознавая это, он повышает их изготовление в количестве. Казалось бы, факт роста производительности труда налицо, но увеличение количества никак не означает повышения качества, а как раз таки наоборот, чтобы минимизировать свои усилия работник будет меньше уделять внимание качеству продукции, чтобы повысить ее количество. Тогда органам управления придется установить контроль еще и за качеством деталей, увеличивая, таким образом, издержки.

     Но  и тогда рабочий может найти  пути минимизаций усилий, неудовлетворительно выполняя, или выполняя не контролируемые со стороны предприятия функции. В данном примере рабочий может малоэффективно использовать ресурсы, т.е. не будет следить за тем, чтобы уменьшить их расходы. Наш пример можно продолжать до тех пор, пока мы не перечислим весь набор этого рабочего. При этом чтобы производительность росла, компании нужно будет установить контроль за всей деятельностью работника, что с экономической точки зрения крайне нецелесообразно. В рассмотренном примере все сложности возникли из-за того, что бы рабочий стремился избежать работы. Он полностью попадает под действие «теории X», которая гласит, что люди не любят работать, лишены всякого честолюбия и т.д. Откуда главный вывод: людей нужно принуждать работать, т.е. устанавливать над ним контроль.

     Есть  еще одна отрицательная сторона  - установление жесткого контроля. При этом работник начинает четко ощущать себя наемником, а предприятие, в котором он работает, считает эксплуататором. Из этого следует, что работник работает гораздо хуже, нежели собственник предприятия, т.к. он не будет присваивать результаты труда. Он будет лишь получать заработную плату, которая часто, по оценкам работников, является не справедливой. А собственники будут присваивать результаты труда, осуществляя, таким образом, связь «усилия « результаты труда».

Информация о работе Организация стимулирования труда на предприятии