oрганизация и стимулирование труда в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы изучение oрганизации и стимулирования труда в школе на примере муниципального общеобразовательного автономного учреждения «СОШ №38 г. Орска».
Задачи курсовой работы:
- раскрыть сущность и содержание научной организации труда;
- изучить особенности организации труда в образовательном учреждении;
- провести анализ организации труда в образовательном учреждении на примере муниципального общеобразовательного автономного учреждения «СОШ №38 г.Орска»;
- рассмотреть организационную структуру и персонал МОАУ «СОШ №38 г. Орска»
- на основании проведенного анализа определить возможные направления совершенствования организации труда в образовательном учреждении на примере муниципального общеобразовательного автономного учреждения «СОШ №38 г.Орска».

Оглавление

Введение
3
1
Основы научной организации труда.


1.1
Сущность и содержание организации труда.
5

1.2
Особенности организации труда в образовательном учреждении.
10
2
Анализ организации труда на примере МОАУ «СОШ №38 г.Орска».


2.1
Организационная структура МОАУ «СОШ №38 г. Орска».
16

2.2
Персонал МОАУ и его характеристика.
21

2.3
Анализ и совершенствование организации труда персонала МОАУ «СОШ №38 г. Орска».

26

2.4
Предложения по улучшению труда в МОАУ.
32
Заключение
35
Список использованной литературы
37
Приложение 1
39
Приложение 2
53
Приложение 3
66

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 125.94 Кб (Скачать)

Весьма специфичен и объект педагогической деятельности – учащийся, который  одновременно является и ее субъектом. Активность учащегося в учебном  процессе зависит от множества факторов. Среди них особое значение имеет  организованность и умение учителя, самостоятельно добывать знания, что  в свою очередь является результатом  обучения и воспитания.

В самом общем смысле термин «организация труда» следует понимать, с одной стороны, как внутреннюю упорядоченность, согласованность взаимодействия частей целого, а с другой - как совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

Термин «педагогический» в организации  труда указывает на то, что общие  идеи научной организации труда в данном случае трансформированы, преобразованы с учетом специфики педагогического труда. В организации любого труда больше общего, сходного в основном, чем отличного, специфического.

Организованность - это комплексное, интегративное свойство личности учителя, которое характеризуется наличием организаторских способностей и  выражается в умениях организовывать свою и чужую деятельность, поведение. Вместе с тем это и определенной качественное состояние личности, ее возможностей осуществления упорядоченных  действий и поведения. Высокая организованность учителя - это такой уровень развития организаторских способностей, который  отвечает современным требованиям.

Термин «структура» в научной организации педагогического труда не просто построение чего-нибудь, он включает следующие вопросы: из каких элементов, частей состоит целостная деятельность; в каком порядке, последовательности эти части расположены. Как они между собой взаимосвязаны. Этот своего рода алгоритм облегчает процесс формирования структуры, а также проверку ее наличия.

Термин «система» в научной организации педагогического труда также не простая совокупность элементов, не обычное суммирование их свойств. Это прежде всего, их связи и отношения (определенная организованность). Именно связи и отношения объединяют элементы в систему, порождают взаимодействие между ними.

Можно ли принять за основу системы  учебных занятий всем известную  традиционную четырёхэлементную систему  урока? Исторически сложившаяся, она  отражает не только многовековой опыт учителей, но и важнейшие организационно-педагогические и технологические закономерности учебно-воспитательного процесса. В ней каждый элемент: опрос, позволяющий учителю получить информацию об усвоении учащимися прошлого урока, готовности к изучению нового; изучение нового, закрепление, призванное перевести самое важное, существенное из кратковременной памяти в долговременную; домашнее задание, преследующее цель завершить определенный цикл деятельности.

Общий пример модели системы педагогического  труда учителя, которая в качестве основных параметров включает в себя:

  • цели и задачи, определяющие деятельность системы;

- содержание деятельности;

  • организацию и управление;
  • педагога, призванного практически осуществить поставленные цели и здачи деятельности, определить её содержание и организацию;
  • учащихся, обучение и воспитание которых является целью данной системы;
  • материально-техническое обеспечение;
  • условия труда.

В практике отдельных учителей, увлеченных использованием научной организации педагогического труда в своей практической деятельности, нередко можно обнаружить набор случайных, органически не связанных элементов. Лишенная целесообразной и прочной внутренней организации, такая «система» не только малоэффективна, но и не в состоянии взаимодействовать с другими системами. Случайный набор элементов – это в лучшем случае лишь исходный материал для формирования системы. Образовывать её могут не только элементы, которые имеют соответствующую целенаправленность.

Научно организованным труд может  называться лишь при условии, когда  он основан на современных достижениях  науки и практики, на всестороннем методологическом анализе процессов  труда, комплексном использовании  факторов, позволяющих достичь максимального  результата.

Обеспечить максимальную эффективность  обучения и воспитания при наилучшем  использовании времени, сил и  средств всех участников трудового  процесса – вот главная задача научной организации педагогического труда.

В понятие  научной организации труда входит не вся наука, а та лишь её часть, которая необходима для организации процесса труда. Сюда входит не организация вообще, а только организация конкретной деятельности, не труд вообще, а лишь его организация. Специфику научной организации педагогического труда, которая изучает структуры и системы организации педагогического труда, методы их формирования и функционирования, определяет педагогика. Научная организация труда учителя является отраслью педагогики.

В научной организации труда выявлено три фундаментальных закона, которые проявляются в любой деятельности, в том числе и педагогической.

Первый из них гласит: «Максимальная экономия и эффективное использование времени».

Время - как основная мера процесса труда – категория не только философская, социальная экономическая, но и педагогическая.

Создание и эффективное использование  благоприятных условий труда  и отдыха – второй закон научной организации труда.

Условия труда – это внешняя  среда, комплекс факторов – социальных, психофизиологических, материально-технических, санитарно-гигиенических, без которых труд человека немыслим.

Временная забота о здоровье и всестороннем развитии всех участников трудового  процесса – третий фундаментальный  закон научной организации труда. Именно он характеризует природу организации труда. То есть возможность использовать весь свой творческий потенциал на благо людей, общества.

Принципы научной организации педагогического труда – это исходные положения теории организации педагогического труда. К принципам научной организации педагогического труда относятся:

  • принцип организации действия;
  • принцип организации измерения;
  • принцип общеорганизационного назначения.

Управление рассматривают, как  целенаправленное, планомерное воздействие  извне на организованный объект или  процесс перевода системы из одного состояния в другое.

Каждый современный руководитель стремится постичь науку управления, овладеть его научными методами, в  совершенстве изучить объект управления и конечно же, иметь возможности  применить свои знания на практике.

Если попытаться выявить главное  звено в цепи проблем организации  управления школой, то им является организация  педагогической деятельности учителя  и научная организация труда ученика.

Решение задач научной организации  труда учителя и учащегося  имеет не только тактическое, но и  стратегическое значение. Во втором случае научная организация труда обеспечивает на уровне современных требований воспитание высокой организованности учащихся, подготовку их к жизни, к труду.

Для учителя практический интерес  представляет вопрос о том, где именно в научной организации педагогического труда «заложены» элементы управления педагогической деятельностью, и когда в процессе труда возникает потребность в относительно самостоятельном решении управленческих задач.

Понятие «техника личного труда» включает в себя совокупность средств, орудий труда, а также простых, но совершенных  приспособлений, автоматизированных приемов, применяемых в процессе педагогической деятельности и способствующих повышению  ее эффективности.

Основное назначение техники личного  труда педагога в том, чтобы сделать  учителя сильнее, расширить и  увеличить его возможности в  достижении поставленных целей. Суть овладения  личной педагогической техникой состоит  в том, чтобы сделать учителя  сильнее, расширить и увеличить  его возможности в достижении поставленных целей. Суть овладения  личной педагогической техники состоит  в отшлифовке, доведении приемов  труда до состояния совершенного навыка, который при дальнейшем употреблении не требует существенных затрат времени  и энергии, реализуется почти  автоматически. В этом случае работа протекает быстро, легко, точно.

Без техники личной работы успех педагогической деятельности в наше время немыслим вообще. Чем солиднее собственный  арсенал средств и совершеннее  техника личной работы, тем больше высвобождается времени для творческого  роста, повышение педагогического  мастерства.

2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА МОАУ «СОШ №38 Г. ОРСКА».

2.1 Организационная структура МОАУ «СОШ №38 г. Орска».

Структура управления школой представлена на рисунке 1.


 

 



             


 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 


 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Структура управления МОАУ «СОШ №38 г. Орска»

Управление  школой осуществляется в соответствии с Законом РФ « Об образовании» и Уставом школы (приложение 1) на основе принципов демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

В основу положена четырехуровневая модель управления, каждый уровень находится  во взаимосвязи с дуг другом:

  1. уровень: стратегический (заместители директора);
  2. уровень: тактический (Профсоюзный комитет, Совет мужчин, Большой ученический совет, Ассоциация выпускников, Попечительский совет, Родительский совет, Совет педагогов-ветеранов, Совет профилактики правонарушений);
  3. уровень: тактический (Методический совет);
  4. уровень: уровень оперативного управления (педагогический коллектив, учащиеся, родители, социальные партнеры).

Совет  Учреждения действует в соответствии с Положением о совете школы:

    • Разрабатывает и утверждает основные направления деятельности школы, в том числе и финансово – экономическое направление;
    • Принимает локальные акты;
    • Определяет порядок и условия оказания дополнительных платных образовательных услуг;
    • Определяет порядок поступления и расходования средств;
    • Участвует в создании положительного имиджа школы в городе;
    • Рассматривает вопросы охраны жизни и здоровья воспитанников;
    • Вносит директору предложения по совершенствованию воспитательной, образовательной, хозяйственной деятельности школы;
    • Рассматривает вопросы соблюдения прав участников педагогического процесса (детей и родителей (законных представителей), педагогов);
    • Участвует в разработке Программы развития школы;
    • Принимает Положение «О Совете школы», Положение о «Педагогическом совете школы», Положение «О  родительском комитете школы», Положение «О моральном и материальном стимулировании», Положение «О конфликтной комиссии школы». Положение «О внебюджетной деятельности школы»; Положение «О платных дополнительных образовательных и оздоровительных услугах в школе».

Попечительский  совет является одной из форм самоуправления ОУ:

      • Содействует привлечению внебюджетных средств, для обеспечения деятельности и развития школы;
      • Содействует организации и улучшению условий труда педагогических и других работников школы;
      • Содействует организации конкурсов, соревнований и других массовых внешкольных мероприятий школы;
      • Содействует совершенствованию материально – технической базы школы, благоустройству его помещений и территории;
      • Имеет право представлять коллектив родителей обучающихся и выступать от их имени стороной в договорах, заключенных между образовательным учреждением и родителями, другими организациями и лицами;
      • Рассматривает вопросы, отнесенные к компетенции попечительского совета.

Родительский  комитет решает следующие вопросы:

  • Оказывает помощь в организации родительских собраний и конференций;
  • Оказывает помощь в установлении связей педагогов с семьями воспитанников;
  • Вносит предложения по улучшению работы педагогического, медицинского и обслуживающего персонала;
  • Присутствует по приглашению на заседаниях педагогического совета, совещаниях.

Информация о работе oрганизация и стимулирование труда в школе