oрганизация и стимулирование труда в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы изучение oрганизации и стимулирования труда в школе на примере муниципального общеобразовательного автономного учреждения «СОШ №38 г. Орска».
Задачи курсовой работы:
- раскрыть сущность и содержание научной организации труда;
- изучить особенности организации труда в образовательном учреждении;
- провести анализ организации труда в образовательном учреждении на примере муниципального общеобразовательного автономного учреждения «СОШ №38 г.Орска»;
- рассмотреть организационную структуру и персонал МОАУ «СОШ №38 г. Орска»
- на основании проведенного анализа определить возможные направления совершенствования организации труда в образовательном учреждении на примере муниципального общеобразовательного автономного учреждения «СОШ №38 г.Орска».

Оглавление

Введение
3
1
Основы научной организации труда.


1.1
Сущность и содержание организации труда.
5

1.2
Особенности организации труда в образовательном учреждении.
10
2
Анализ организации труда на примере МОАУ «СОШ №38 г.Орска».


2.1
Организационная структура МОАУ «СОШ №38 г. Орска».
16

2.2
Персонал МОАУ и его характеристика.
21

2.3
Анализ и совершенствование организации труда персонала МОАУ «СОШ №38 г. Орска».

26

2.4
Предложения по улучшению труда в МОАУ.
32
Заключение
35
Список использованной литературы
37
Приложение 1
39
Приложение 2
53
Приложение 3
66

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 125.94 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1

Основы научной организации  труда.

 
 

1.1

Сущность и содержание организации  труда.

5

 

1.2

Особенности организации труда  в образовательном учреждении.

10

2

Анализ организации труда на примере МОАУ «СОШ №38 г.Орска».

 
 

2.1

Организационная структура МОАУ «СОШ №38 г. Орска».

16

 

2.2

Персонал МОАУ и его характеристика.

21

 

2.3

Анализ и совершенствование  организации труда персонала  МОАУ «СОШ №38 г. Орска».

 

26

 

2.4

Предложения по улучшению труда  в МОАУ.

32

Заключение

35

Список использованной литературы

37

Приложение 1

39

Приложение 2

53

Приложение 3

66


 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы курсовой работы заключается в  необходимости исследования организации  труда на предприятиях и в организациях в связи с изменениями характера социально-трудовых отношений, в связи с переходом к рыночной экономике, изменении форм собственности и изменением в связи с этим условий труда. Организация труда – это упорядоченная система взаимодействия работников со средствами производства и друг с другом в едином производственном процессе.

Значение  организации труда возрастает по мере развития рыночных отношений, способствующих возрождению конкуренции, при которой  большой вес приобретает результативность труда, оказывающая влияние на эффективность  производства. По мере технического совершенствования  производства возрастает цена единицы  рабочего времени. Оценка эффективности  правильной организации труда на предприятии, ее влияние на результаты технико-экономических показателей.

Уровень использования результатов научно-технического прогресса (изменения в техники, технологии производства) зависит от взаимосвязи и пропорциональности между совершенствованием техники  и соответствующими изменениями  в организации труда. Труд становится сложным и ответственным, а его несовершенная организация приводит к отрицательным последствиям.

Цель  курсовой работы изучение oрганизации и стимулирования труда в школе на примере муниципального общеобразовательного автономного учреждения «СОШ №38 г. Орска».

Задачи  курсовой работы:

- раскрыть сущность и содержание научной организации труда;

- изучить особенности организации труда в образовательном учреждении;

- провести анализ организации  труда в образовательном учреждении на примере муниципального общеобразовательного автономного учреждения «СОШ №38 г.Орска»;

- рассмотреть организационную структуру  и персонал МОАУ «СОШ №38 г.  Орска»

- на основании проведенного анализа  определить возможные направления совершенствования организации труда в образовательном учреждении на примере муниципального общеобразовательного автономного учреждения «СОШ №38 г.Орска».

При изучении темы курсовой работы были использованы нормативные акты федерального и  регионального уровня, а также научная литература по организации труда, экономике и менеджменту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОСНОВЫ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА.

1.1 Сущность и содержание  организации труда.

Современный уровень развития производительных сил, характеризующийся использованием сложной и разнообразной техники и технологии производства, большими масштабами выпуска продукции, многономенклатурной кооперацией, предполагает совместный труд большого количества людей. Такой труд не мыслим без организации труда, выступающей как упорядоченная система взаимодействия работников со средствами производства и друг с другом в едином производственном процессе. Во всех сферах человеческой деятельности и во все времена лучше организованный труд при прочих равных условиях обеспечивал достижение более высоких результатов.

Значение организации  труда возрастает по мере создания рыночных отношений, способствующих возрождению конкуренции, при которой большой вес приобретает результативность труда, оказывающая решающее влияние на эффективность производства. Кроме того, по мере технического совершенствования производства возрастает цена единицы рабочего времени. Правильная организация способствует рациональному использованию оборудования и времени работающих на нем, что повышает производительность труда, снижает себестоимость продукции, увеличивает рентабельность производства.

Уровень использования результатов  научно-технического прогресса, под влиянием которого происходят коренные изменения в технике, технологии и организации производства, зависит от того, в какой степени обеспечены пропорциональность и взаимосвязь между совершенствованием техники и соответствующим изменением в организации труда. Несмотря на решающее влияние на эффективность производства глубоких качественных изменений в орудиях труда и технологиях, приводящих к количественным изменениям соотношения между живым и овеществленным трудом в пользу последнего, роль человека в производственном процессе повышается. Труд становится все более сложным и ответственным, а его несовершенная организация имеет все более серьезные отрицательные последствия.

По  мнению Губенко М.И. любой труд –  производителен, но уровень его производительности различный. Чтобы добиться наиболее рациональной величины трудовых процессов, труд как таковой должен быть соответствующим  образом организован, а его оценка базироваться на определенных, обоснованных экономических показателях, [4, с. 90].

При использовании термина «организация»  применительно к трудовой деятельности считают Бычин В.Б., Малинин С.В., необходимо иметь в виду его двоякое  явление: во – первых, «организация»  означает явление – устройство, систему элементов, структуру чего-либо; во – вторых, действие – процесс  создания какой-либо системы, объединения, устройства, структуры и так далее, [2, с. 47].

Организация труда в общем смысле – система  мероприятий, направленных на повышение  эффективности использования трудовых процессов путем их упорядочивания.

Если  рассмотреть определение организации  труда более подробно, то по мнению Рофе А.И. получается, что это, с одной  стороны, система производственных взаимосвязей работников со средствами производства и друг другом, образующая определенный порядок трудового  процесса, который складывается из разделения труда и его кооперации между работниками, организации  рабочих мест и организации их обслуживания, рациональных приемов  и методов труда, обоснованных норм труда, его оплаты и материального  стимулирования, планирования и учета  труда, обеспечивающийся подбором, подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров, созданием безопасных и здоровых условий труда, а также воспитанием дисциплины труда. Организация труда, с другой стороны, действия по установлению, упорядочению или изменению порядка осуществления трудового процесса и связанных с ним производственных взаимодействий работников со средствами производства и друг с другом, [14, с. 38].

Организация труда – это и одна из управленческих функций, часть управления предприятием по созданию, поддержанию, упорядочиванию и развитию системы организации  труда.

Анализируя  определения организации труда, можно отметить, что организация  труда – это, прежде всего, отношения  между работниками, между работниками  и предметами труда, между работниками  и работодателем, а также постоянный процесс совершенствования этих отношений, который является управленческой функцией.

Целью организации труда в первую очередь  является создание организационных  условий, необходимых для достижения высокой социально – экономической  результативности трудовой деятельности.

Для достижения цели организации труда  выполнять следующие задачи, которые  выделяет Владимирова Л.П. [3, c. 98]:

  • обеспечение экономии рабочего времени, затрат труда;
  • способствование рациональному использованию рабочей силы;
  • качественное использование вещественных элементов производства, повышение качественных показателей труда;
  • обеспечение благоприятными условиями труда;
  • снижение тяжести и напряженности труда;
  • сохранение здоровья и поддержание высокого уровня работоспособности человека;
  • увеличение периода его трудоспособности.

Пашуто  В.П. приписывает организации труда  свои функции, такие как [11, c. 56]:

1) ресурсосберегающая функция, в  том числе трудосберегающая, направлена  на экономию рабочего времени,  эффективное использование сырья,  материалов, энергии, то есть ресурсов.

2) оптимизирующая функция проявляется  в обеспечении полного соответствия  уровня организации труда прогрессивному  уровню технического вооружения  производства, достижении научной  обоснованности норм труда и  интенсивности труда, в обеспечении  соответствия уровня оплаты труда  его конечным результатам.

3) функция формирования эффективного  работника. Это осуществление  на научной основе профессиональной  ориентации и профессионального  отбора работников, их обучения, систематического повышения квалификации.

4) трудощадящая функция проявляется  в создании благоприятных, безопасных  и здоровых условий труда, в  установлении рационального режима  труда и отдыха, в использовании  режима гибкого рабочего времени,  в облегчении тяжелого труда  до физиологически нормальной  величины.

5) функция возвышения труда. Труд  возвышает создание на производстве  условий для гармоничного развития  человека, повышения содержательности  и привлекательности труда, искоренение  рутинных и примитивных трудовых  процессов, обеспечение разнообразия.

6) воспитательная и активизирующая  функции направлены на выработку  дисциплины труда, развития трудовой  активности и творческой инициативы. Высокий уровень организации  труда способствует формированию  этих качеств работника, а чем выше качества исполнителей, тем выше и уровень организации труда.

Таким образом, организация труда увеличивает  не только дисциплину трудового процесса, рационализацию рабочего места и  инструментов на нем, но так же благотворно  влияет и на состояние самого работника.

Организация труда – составная часть организационной  системы – взаимодействует с  другими системами и подсистемами.

Рассмотрим, по каким параметрам организация  труда взаимодействует с другими системами (таблица 1). Организация трудовой деятельности взаимодействует со всеми подсистемами работы организации.

Таблица 1

Уровни  взаимодействия системы организации  труда с другими системами  предприятия.

Параметр

Взаимодействие

Уровни производственной структуры

Отдельный работник (рабочее место); Бригада, цех (участок); Производство; Предприятие;

Предметы, объекты управления

Средства труда (здания, сооружения, оборудования, станки, транспортные средства, инструмент и так далее); Предметы труда (заготовки, полуфабрикаты, комплектующие  изделия и так далее); Ресурсы (трудовые, финансовые, энергетические и другие);

Функциональные системы

Техническая; Технологическая; Организационная; Экономическая; Социальная.


 

Она проходит как через все структуры, так и через все процессы. Системой организации труда необходимо управлять  и постоянно развивать, усиливая ее значение на работоспособность сотрудников  и на деятельность предприятия в  целом.

 

1.2 Особенности организации  труда в образовательных учреждениях.

Приобщение учителя к научной организации труда требует, прежде всего, введения его в курс основных понятий и категорий этой отрасли научных знаний.

Труд в широком понимании  представляет собой целесообразную деятельность человека.

Труд в его более узком  смысле – это лишь одна из форм человеческой деятельности, связанная с производством  материальных или духовных ценностей. По различным признакам человеческую деятельность подразделяют на физическую и умственную, материальную и духовную, на игру, учение, труд, общение и т.д.

Педагогический труд - один из видов  труда в его широком понимании, где активно взаимодействуют  учитель и учащийся (последние  выступают не только как объекты, но и как субъекты деятельности), материальные и духовные средства, условия труда.

Информация о работе oрганизация и стимулирование труда в школе