Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 22:50, дипломная работа
В данном дипломном проекте была решена задача по автоматизации учета основных средств на предприятии ООО "Алеф". В качестве основы для автоматизации был выбран и сконфигурирован под нужды предприятия комплекс УСН 1С Бухгалтерия. Второй частью создания АРМ бухгалтера была разработка отдельного программного блока для формирования унифицированных форм учета основных средств предприятия. Программный блок был разработан в СУБД MS Access, что позволяет автономно быстро и легко формировать унифицированные формы документов. Основными плюсами разработанного модуля является его относительная автономность, низкая экономическая затратность, легкость с точки зрения технологической установки, а также широкие возможности по дальнейшему усовершенствованию. Проведена предварительная работа по подбору технических средств реализации блока, проанализирована и доказана его экономическая окупаемость. Продумана дальнейшая оптимизация бухгалтерского документооборота и учета на предприятии "Алеф" - добавление полной его интеграции с экспортными данными из программного комплекса УСН 1С Бухгалтерии 7.7.
РЕФЕРАТ
ВВЕДЕНИЕ
1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КОМПАНИИ ООО "АЛЕФ", АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНОЙ И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1.1 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ
1.1.2 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ
1.1.3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
1.2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КОМПЛЕКСА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЗАДАЧ. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ С ПОМОЩЬЮ УЧЕТНОЙ СИСТЕМЫ 1С УCН
1.2.1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗАДАЧАХ. ОПИСАНИЕ ИМЕЮЩЕЙСЯ УЧЕТНОЙ СХЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ В РАМКАХ УСН 1С
1.2.2 ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ЗАДАЧ, ВХОДЯЩИХ В КОМПЛЕКС. ПРЕИМУЩЕСТВА ОСНОВНОЙ УЧЕТНОЙ СИСТЕМЫ 1С УСН, А ТАКЖЕ НЕДОСТАЮЩИЕ ЗВЕНЬЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УЧЕТА
1.2.3 СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ. ОБЩАЯ МОДЕЛЬ ПОДБОРА РЕШЕНИЯ
1.3 ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ ПО АВТОМАТИЗИРОВАННОМУ РЕШЕНИЮ ЭКОНОМИКО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ЗАДАЧ. ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ АВТОМАТИЗАЦИИ УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. РЕШЕНИЕ НАШИХ ЗАДАЧ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.3.1 ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ ПО ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОМПЛЕКСА ЗАДАЧ. ПОДБОР ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ БЛОКА РАБОТЫ С УНИФИЦИРОВАННЫМИ ФОРМАМИ
1.3.2 ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ СБОРА, ПЕРЕДАЧИ, ОБРАБОТКИ И ВЫДАЧИ ИНФОРМАЦИИ. РЕАЛИЗАЦИЯ НЕДОСТАЮЩЕГО В УСН БЛОКА РАБОТЫ С УНИФИЦИРОВАННЫМИ ФОРМАМИ
1.3.3 ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ ПО ПРОГРАММНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОМПЛЕКСА ЗАДАЧ
1.3.4 ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ И СОЗДАНИЯ АРМ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ДАННОГО КОМПЛЕКСА ЗАДАЧ
2. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
2.1 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСА ЗАДАЧ
2.1.1 ИНФОЛОГИЧЕСКАЯ (ИНФОРМАЦИОННАЯ) МОДЕЛЬ (СХЕМА ДАННЫХ) И ЕЕ ОПИСАНИЕ
2.1.2 ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ КЛАССИФИКАТОРЫ И СИСТЕМЫ КОДИРОВАНИЯ
2.1.3 ХАРАКТЕРИСТИКА ВХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ
2.1.4 НОРМАТИВНО-СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
2.1.5 ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЗУЛЬТАТНОЙ ИНФОРМАЦИИ
2.2 ВНУТРИМАШИННАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСА ЗАДАЧ
2.2.1 ФОРМАЛИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ (АЛГОРИТМЫ РАСЧЕТА И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ)
2.2.2 СТРУКТУРНАЯ СХЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЛЕКСА ПРОГРАММ (ДЕРЕВО ДИАЛОГА). ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УСН С БЛОКОМ ФОРМИРОВАНИЯ УНИФИЦИРОВАННЫХ ФОРМ
2.2.3 ОПИСАНИЕ ИНТЕРФЕЙСА ПРИЛОЖЕНИЯ.
2.3.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ СБОРА, ПЕРЕДАЧИ, ОБРАБОТКИ И ВЫДАЧИ ИНФОРМАЦИИ
2.3.2 СХЕМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА СБОРА, ПЕРЕДАЧИ, ОБРАБОТКИ И ВЫДАЧИ ИНФОРМАЦИИ
2.4 ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСА ЗАДАЧ
2.4.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.4.2 СТРУКТУРНАЯ СХЕМА ПАКЕТА (ДЕРЕВО ВЫЗОВА ПРОЦЕДУР И ПРОГРАММ). ОПИСАНИЕ ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ
2.5 СХЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ФАЙЛОВ
2.6 ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
2.7 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Под сплошным отражением хозяйственной деятельности понимается обязательный учет всего имущества, всех видов обязательств, всех хозяйственных операций организации.
Непрерывность подразумевает постоянное (во времени) наблюдение и документирование фактов хозяйственной деятельности.
Под документированием понимается оформление первичного учетного документа, фиксирующего факт совершения хозяйственной операции. Например, операции по кассе оформляются приходным и расходным ордерами, отгрузка товара - выпиской накладной.
Первичные документы, в том числе подготовленные средствами конфигурации, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
наименование документа (формы);
код формы;
дата составления;
содержание хозяйственной операции;
измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);
наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
личные подписи и расшифровки.
Взаимосвязанность отражения обусловлена зависимостью совершаемых фактов между собой. Например, после перечисления налогов уменьшится не только задолженность перед бюджетом, но и остаток денежных средств на расчетном счете.
Взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности организации в типовой конфигурации обеспечивается способом двойной записи на счетах бухгалтерского учета рабочего плана счетов. Двойная запись или проводка подразумевает, что сумма каждой хозяйственной операции записывается на счетах дважды (по дебету одного счета и кредиту другого).
Для регистрации всех совершаемых в организации хозяйственных операций в конфигурации предназначены объекты метаданных "Операция" и "Проводка". Операция является минимальной единицей учетной информации в системе.
Каждая операция может содержать одну или несколько проводок, отражающих хозяйственную операцию в бухгалтерском учете в натуральном и денежном выражении.
Операция включает не только проводки, но и некоторую общую часть, характеризующую ее в целом: дату, номер, сумму, содержание и комментарий.
Проводки операции могут быть сформированы документами, входящими в состав структуры метаданных, введены вручную или с помощью шаблона типовой операции. Принципиально возможно спроектировать документы, которые будут автоматически генерировать проводки всех операций, фиксирующих факты хозяйственной деятельности организации. Но на практике это не всегда экономически выгодно. Возможны случаи, когда хозяйственные операции единичны или лишь изредка повторяются, например выдача работнику займа или увеличение уставного капитала. Затраты на разработку документов с автоматическим формированием проводок в этом случае будут несоизмеримо больше, чем ввод проводок вручную.
При отражении хозяйственных операций вручную в экранной форме самостоятельно заполняют сумму и содержание операции, а также вводят бухгалтерские проводки с заполнением всех необходимых сведений об объектах аналитического учета, если по счету ведется аналитический учет.
Поскольку основанием регистрации операции является первичный учетный документ, в реквизите "Комментарий" указывают наименование и номер первичного документа.
Дата операции должна соответствовать дате составления первичного учетного документа.
Ввод и редактирование операции вручную производится в конфигурации при работе с журналом операций или проводок с помощью соответствующих пунктов меню "Действия" или пиктограмм.
Запись операции в информационную базу производится нажатием на кнопку "Записать" или "ОК".
Наиболее удобным является способ регистрации учетной информации с помощью документов. Режим использования настроенных документов позволяет автоматически генерировать операцию, а при необходимости - и проводки на основании информации, введенной в экранную форму документа.
Набор документов, автоматизирующих учет хозяйственных операций, рассчитан на ведение наиболее важных разделов учета:
учет операций по кассе;
учет операций по банку;
учет основных средств;
учет нематериальных активов;
учет материалов;
учет товаров;
учет затрат на производство;
учет издержек обращения;
учет выпуска продукции;
учет взаиморасчетов с поставщиками и покупателями;
учет оплаты труда;
учет расчетов с подотчетными лицами.
Документы типовой конфигурации позволяют практически полностью автоматизировать большинство участков учета. Они охватывают учет кассовых и банковских операций, материально-производственных запасов, расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, продаж товаров, работ, услуг и т.д.
В конфигурации "Упрощенная система налогообложения" использование документов для регистрации хозяйственных операций имеет первостепенное значение, поскольку при их проведении записи формируются на счетах не только бухгалтерского, но и налогового учета.
Документы типовой конфигурации классифицируют по различным основаниям.
По отношению к хозяйственной операции различают документы для отражения совершенных и совершаемых хозяйственных операций.
К первым относятся документы, которые фиксируют уже совершенные хозяйственные операции, например списание денежных средств с расчетного счета, потребление услуг сторонних организаций т.д.
Отличительной особенностью этих документов является отсутствие печатной формы, поскольку первичными являются те документы, на основании которых компьютерный документ собственно и вводится в информационную базу. Примерами документов первой группы являются "Выписка", "Услуги сторонних организаций".
Ко вторым относятся компьютерные документы, предназначенные для отражения совершаемых хозяйственных операций. Такие документы, как правило, имеют печатную форму для вывода на бумажный носитель первичного документа установленного образца. Работают с документом этого вида, как правило, в два этапа. Первый этап совпадает с началом совершения хозяйственной операции. Он включает заполнение экранной формы документа, вывод печатной формы на бумажный носитель и сохранение документа в информационной базе. На втором этапе документ вновь открывают, уточняют значение отдельных реквизитов, вновь сохраняют, но при этом проводят. В качестве примера можно привести документы "Приходный кассовый ордер", "Расходный кассовый ордер".
Учитывая выше описанную схему работы с документами, основанную на готовых шаблонах, в которые вносится ряд изменений при формировании, можно преобразовать эту часть работы в отдельный блок не нарушая общей системы работы, что ускорило бы и оптимизировало процесс.
Как мы уже упоминали ранее, основой учета является АСУ - является 1С Бухгалтерия 7.7, УСН типовая конфигурация. Несомненно, эта система имеет огромное количество преимуществ, из них самые главные:
это открытость системы. Многие привыкли к тому, что компьютерная программа - это черный ящик. Что в нем происходит - никому, кроме разработчика, не понятно, а программа может делать только то, что в нее изначально заложено, и большего от нее не добиться. С системой 1С все с точностью до наоборот. По сути дела компания 1С продает не только готовые программы экономического назначения для ведения тех или иных видов учета, она еще и комплектует их инструментами, с помощью которых (обладая определенной квалификацией программиста, конечно же) можно перенастроить (перепрограммировать), доработать существующие решения индивидуально под нужды конкретного предприятия. Более того, с помощью имеющихся средств пользователю дается возможность создавать свои собственные учетные конфигурации. Такой подход придает системе 1С колоссальную гибкость, что выделяет ее из ряда подобных программ очень и очень сильно.
Вторым важным преимуществом систем 1С является наличие широкой партнерской сети - большого количества компании, способных обслуживать данные программные продукты. И действительно, ведь сама по себе открытость системы обычному пользователю мало что дает. На рынке и помимо 1С присутствуют системы с открытой платформой. Однако часто адаптировать программы под собственный учет можно, а специалистов способных это квалифицированно сделать нет.
Еще одно важнейшее преимущество 1С заключается в высокой оперативности поддержки системы со стороны разработчика. Наиболее значимым это преимущество является для тех, кто пользуется конфигурацией "Бухгалтерский учет". Фирма 1С же, являясь, по сути, очень крупной и мощной компаний, всегда обеспечивает своих пользователей своевременным обновлением. Более того, все обновления распространяются для зарегистрированных пользователей бесплатно.
Тем не менее, несмотря на эти три главных плюса системы, а также несмотря на довольно гибкую настраиваемую систему, встроенный язык (макроязык) программирования, есть весьма трудные комплексные моменты, которые возникают при работе с 1С Предприятием, в частности с 1С Бухгалтерией.
Один из таких минусов - это индивидуальные конфигурации предприятия.
Самой сложной с точки зрения организации учета является ситуация, когда вам необходимо автоматизировать и бухгалтерский учет, и управленческий. Имеется в виду, что два вида учета должны быть связаны между собой определенным образом. Самое простое решение этой задачи - использовать для ведения учета входящую в состав комплексной поставки 1С: Предприятие 7.7 комплексную конфигурацию.
Управленческий учет, в отличие от бухгалтерского, целиком и полностью определяется нами - это обычно наше поле для творчества. Здесь мы решаем, что и как должно быть устроено, чтобы отражать реальную картину на нашем предприятии. А это означает, что рано или поздно, заложенных в типовую конфигурацию механизмов нам не хватит, и мы вынуждены будем воспользоваться созданием в ней "индивидуальных настроек", которые будут описывать наши специфические потребности в учете.
Более скромной проблемой является та задача, которую призван решить данный дипломный проект - быстрая и удобная система заполнения унифицированных форм. Функциональная насыщенность комплекса 1С Бухгалтерия достаточно высока для обеспечения основных необходимостей бухгалтерского учета и документооборота и позволяет охватить максимум необходимых задач. По функциональности, однако, мы дополняем имеющуюся схему отдельным блоком автоматизации документооборота - т.е. автоматическое формирование на основании имеющихся динамических данных 1С заполненных документов - стандартных форм документооборота. Таким образом, так как наш блок АСУ является дополнительным и внешним к основной учетной системе, а не конкурирующим, то его функциональность должна быть очень высока при правильной реализации.
В современных условиях динамично развивается рынок комплексных интегрированных систем автоматизации предприятий и учреждений самого различного профиля (финансовых, промышленных, офисных) и самых различных размеров с разнообразными схемами иерархии, начиная от малых предприятий численностью в несколько десятков человек и завершая крупными корпорациями численностью в десятки тысяч сотрудников. Такие системы предназначены для решения задач как предприятия в целом (управление финансовыми ресурсами, управление запасами, планирование и производство, сбыт и снабжение, техническое обслуживание и ремонт оборудования, управление персоналом и т.п.), так и уровня его производственных подразделений, цехов и участков.
Фактически проблема комплексной автоматизации стала актуальной для каждого предприятия. Уже не стоит вопрос “надо или не надо автоматизировать”, предприятия столкнулись с проблемой: каким образом это осуществить. Подобная переориентация предприятий объясняется следующими основными причинами:
повышением степени организационной и финансовой самостоятельности;
выходом на зарубежный рынок;
стремлением ряда западных компаний производить свои товары в России;
возрастающей ориентацией предприятий на бизнес-процессы, т.е. деятельности, имеющие ценность для клиента;
появлением на рынке как зарубежных, так и отечественных систем автоматизации, опыта их внедрения и использования и др.
Главная особенность индустрии систем автоматизации различных предприятий и учреждений, характеризующихся широкой номенклатурой входных данных с различными (и нетривиальными) маршрутами их обработки, состоит в концентрации сложности на начальных этапах анализа требований и проектирования спецификаций системы при относительно невысокой сложности и трудоемкости последующих этапов. Фактически здесь и приходит понимание того, что будет делать будущая система и каким образом она будет работать, чтобы удовлетворить предъявленным к ней требованиям. А именно нечеткость и неполнота системных требований, нерешенные вопросы и ошибки, допущенные на этапах анализа и проектирования, порождают на последующих этапах трудные, часто неразрешимые проблемы и, в конечном счете, приводят к неуспеху всей работы в целом.
С другой стороны, не существует двух одинаковых организаций. Даже в таком учреждении как Сбербанк России на уровне его отделений и филиалов выявляются различия в применяемых технологиях. А следовательно, простое тиражирование даже очень хорошей системы управления предприятием никогда не устроит заказчика полностью, поскольку не может учесть его специфики. Более того, в данном случае возникает проблема выбора именно той системы, которая наиболее подходит для конкретного предприятия. А эта проблема осложняется еще и тем, что ключевые слова, характеризующие различные системы, практически одни и те же:
единая информационная среда предприятия;
режим реального времени;
независимость от законодательства;
интеграция с другими приложениями (в том числе с уже работающими на предприятии системами);
поэтапное внедрение и т.п.
Следует отметить, что для большинства предприятий необходим и предваряющий автоматизацию этап - наведение порядка в их деятельности, создание рациональных технологий и бизнес-процессов. Речь даже не идет о жестком их реинжиниринге, в современных российских условиях происходит массовый бизнес-инжиниринг.