Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:49, курсовая работа
Цель курсовой работы – закрепление полученных знаний и отработка практических навыков в области стратегического управления.
Исходя из поставленных в курсовой работе целей, решаются следующие задачи:
• изучить стратегию фирмы;
• рассмотреть процесс выбора стратегии фирмы;
• описать принципы планирования и научные подходы к формированию стратегии.
Введение 3
1.Уяснение текущей стратегии 4
1.1. Анализ портфеля бизнесов 5
1.2. Выбор стратегии фирмы 8
1.3. Оценка выбранной стратегии 12
2. Состав и содержание стратегии фирмы 14
Заключение 22
Список литературы 23
Квалификация работников, так же как и финансовые ресурсы, является сильным ограничительным фактором при выборе стратегии развития. Углубление и расширение квалификационного потенциала работников является одним из важнейших условий, обеспечивающих возможность перехода к новым производствам либо же к качественному технологическому обновлению существующего производства. Не обладая достаточно полной информацией о квалификационном потенциале, руководство не может сделать верного выбора стратегии фирмы.
Обязательства фирмы по предыдущим стратегиям создают инерционность в развитии. Невозможно полностью отказаться от всех предыдущих обязательств в связи с переходом к новым стратегиям. Поэтому при выборе новых стратегий необходимо учитывать тот факт, что еще некоторое время будут действовать обязательства прежних лет, которые соответственно будут сдерживать либо же корректировать возможности реализации новых стратегий. В связи с этим, чтобы избежать сильного негативного влияния старых обязательств, необходимо их по возможности полно учитывать при выборе новых стратегий и закладывать их выполнение в процесс осуществления новых стратегий.
Степень зависимости от внешней среды оказывает существенное влияние на выбор стратегии фирмы. Бывают такие ситуации, что фирма настолько зависит от поставщиков или покупателей её продукции, что она невольна делать выбор стратегии, исходя только из возможностей более полного использования своего потенциала. В ряде случае внешняя зависимость может играть гораздо большую роль в выборе стратегии фирмы, чем все остальные факторы. Сильная внешняя зависимость может быть обусловлена правовым регулированием поведения фирмы, а также социальными ограничениями, условиями взаимодействия с природной средой и т.п.
Временной фактор должен обязательно приниматься во внимание во всех случаях выбора стратегии. Связано это с тем, что и возможности и угрозы для фирмы, и планируемые изменения всегда имеют определенные временные границы. При этом важно учитывать и календарное время, и продолжительность этапов осуществления конкретных действий по реализации стратегии. Фирма не в любой момент и не в любые календарные сроки может осуществлять стратегию, а только в те моменты и в те сроки, в которые появляется возможность для этого. Очень часто успеха в осуществлении стратегии и, следовательно, успеха в конкурентной борьбе добивается та фирма, которая лучше научилась учитывать время и соответственно лучше умеет управлять процессами во времени.
Оценка выбранной стратегии в основном осуществляется в виде анализа правильности и достаточности учета при выборе стратегии основных факторов, определяющих возможности осуществления стратегии. Процедура оценки выбранной стратегии, в конечном счете, подчинена одному: приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей. И это является основным критерием оценки выбранной стратегии. Если стратегия соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям.
Соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения. Проверяется то, насколько стратегия увязана с требованиями со стороны основных субъектов окружения, в какой степени учтены факторы динамики рынка и динамики развития жизненного цикла продукта, приведёт ли реализация стратегии к появлению новых конкурентных преимуществ
и т. п.
Соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы. В данном случае оценивается то, насколько выбранная стратегия увязана с другими стратегиями, соответствует ли стратегия возможностям персонала, позволяет ли существующая структура успешно реализовать стратегию, выверена ли программа реализации стратегии во времени и т. п.
Приемлемость риска, заложенного в стратегию. Оценка оправданности риска проводится по 3 направлениям:
реалистичны ли предпосылки, заложенные в основу выбора стратегии;
к каким негативным последствиям для фирмы может привести провал стратегии;
оправдывает ли возможный положительный результат риск потерь от провала в реализации стратегии.
Управленческая подсистема системы стратегического менеджмента состоит из следующих компонентов: стратегический маркетинг, разработка стратегических планов, оперативное управление реализацией стратегических планов фирмы. Одним из основных факторов качества планов является степень соблюдения при планировании научных подходов к менеджменту (системный, логический, воспроизводственно – эволюционный, инновационный, комплексный, глобальный, интеграционный, виртуальный, стандартизационный, маркетинговый, эксклюзивный, функциональный, процессный, структурный, нормативный и другие подходы) и принципов планирования. Если плановые показатели не будут достаточно обоснованными, то, как бы хорошо мы ни работали на последующих этапах, результат будет неудовлетворительным.
К принципам планирования относятся следующие:
1) ранжирование объектов планирования по их важности;
2) вариантность планов;
3) сбалансированность планов;
4) согласованность планов с параметрами внешней среды системы менеджмента;
5) адаптивность планирования;
6) преемственность стратегических и тактических планов:
7) социальная ориентация планов (соответствие плановые показателей объектов требованиям по экологичности, эргономичности, безопасности, социальному развитию);
8)экономическая обоснованность плановых показателей с учётом неопределенности будущих ситуаций;
9)обеспечение обратной связи системы планирования в цикле управления;
10)автоматизация системы планирования;
11)обеспечение достижимости плановых показателей.
Основные плановые показатели функционирования и развития фирмы формируются на стадии стратегического маркетинга, на которой должны быть даны ответы на следующие вопросы: что производить; с какими конкретными показателями качества и ресурсоемкости объекта в сфере его потребления; для кого производить; по какой цене; в каком количестве; кому производить; в какие сроки? На стадии стратегического маркетинга должны быть разработаны нормативы конкурентоспособности товаров и фирмы в целом, учитывающие использование имеющихся и стратегических конкурентных преимуществ фирмы, стратегические параметры товарных рынков, базирующиеся на дереве показателей эффективности будущих товаров, на дереве показателей конкурентоспособности фирмы.
Предлагается разрабатывать систему стратегических планов фирмы, состоящую из планов двух уровней:
1. Стратегия фирмы на период с ______ по ______ г.
2. Стратегические планы, раскрывающие стратегию фирмы и обеспечивающие достижение стратегических целей фирмы на тот же период.
Горизонт стратегического планирования определяется сложностью и обновляемостью выпускаемой продукции, возрастом фирмы, ее особенностями. Например, в электронной промышленности стратегия фирмы может разрабатываться на 2—3 года, в машиностроении — на 3—5 лет, в добывающих отраслях — на 5 лет и более.
Состав "Стратегии фирмы "как комплексного планового документа предлагается следующий:
1. Оглавление.
2. Предисловие (исполнительное резюме).
3. Описание фирмы.
4. Стратегия повышения конкурентоспособности.
5. Стратегия использования конкурентных преимуществ фирмы.
6. Стратегия обновления выпускаемой продукции.
7. Стратегия комплексного развития производства.
8. Стратегия обеспечения производства.
9. Стратегический финансовый план фирмы.
10. Стратегия международной деятельности фирмы.
11. Стратегия развития системы менеджмента.
12. Организация реализации стратегии фирмы.
13. Приложения.
Предисловие представляет собой ключ к "Стратегии фирмы». В нем должны быть освещены следующие вопросы:
значимость выпускаемой фирмой продукции в международном масштабе, в масштабе данного региона с точки зрения конкурентоспособности, качества и безопасности использования, ресурсосбережения у потребителя;
имидж фирмы, полученные ею дипломы, призы и т. п. на международных конкурсах, выставках и т. п., количество патентов и изобретений, полученных фирмой;
основные технико-экономические показатели фирмы за прошлые 5 лет и на планируемый период, краткая характеристика фондов, капиталов, кадров фирмы;
показатели конкурентоспособности товаров и фирмы по конкретным рынкам и периодам, номера и даты получения сертификатов;
основные показатели технологии, организации, менеджмента фирмы в динамике за прошлые годы и на перспективу;
основные методы, подходы, принципы, применяемые в системе менеджмента фирмы;
факты, подтверждающие надежность деятельности фирмы, юридические и экономические гарантии.
Предисловие должно быть привлекательным, кратким, деловым, ярким, конкретным. Составляется оно в последнюю очередь, после разработки всех разделов "Стратегии фирмы".
В разделе "Описание фирмы "должны быть раскрыты следующие вопросы:
миссия и цели фирмы;
организационно-правовая форма;
особенности устава;
связи с внешней средой, авторитетными партнерами, компаниями;
организационная структура фирмы;
характеристика выпускаемых товаров, их конкурентоспособность на конкретных рынках;
технико-экономические показатели за прошлый период и на будущее и другие сведения, не представляющие коммерческую тайну.
В разделе «Стратегия повышения конкурентоспособности» должны быть разработаны и освещены следующие вопросы:
концепция стратегического маркетинга, применяемого фирмой;
функции и задачи отдела маркетинга;
технология и результаты стратегической сегментации рынка;
стратегия ценообразования, прогнозы цен на товары фирмы;
стратегии охвата рынков;
стратегии разработки новых товаров;
выбор ресурсной стратегии;
выбор методов и способов распространения товаров;
стратегии стимулирования сбыта товаров;
выбор стратегии рекламы товара;
выбор стратегии развития фирмы на перспективу;
нормативы конкурентоспособности товаров.
В разделе "Стратегия использования конкурентных преимуществ фирмы" должно быть описание следующих вопросов:
анализ факторов макросреды, инфраструктуры региона и микросреды фирмы;
анализ состояния техники, технологии, организации, кадров, системы менеджмента фирмы;
анализ раздела "Стратегия конкурентоспособности";
выявление конкурентных преимуществ фирмы;
выбор и обоснование стратегических факторов конкурентного преимущества фирмы;
адаптация стратегических факторов преимущества к стратегии фирмы.
В разделе "Стратегия обновления выпускаемой продукции "должно быть описание следующих вопросов:
результаты экспертизы раздела "Стратегия конкурентоспособности";
построение дерева эффективности товаров фирмы;
стратегия повышения качества товаров;
стратегия ресурсосбережения на фирме;
прогноз показателей конкурентоспособности товаров фирмы и основных конкурентов;
описание научных подходов, систем, принципов, методов, технологий, которые были применены при разработке стратегии обновления выпускаемой продукции;
технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов, их согласование.
В разделе "Стратегия развития производства" должно быть описание следующих вопросов:
анализ организационно-технического уровня производства;
анализ социального развития коллектива;
анализ деятельности фирмы в области охраны окружающей природной среды;
анализ стратегий развития производства;
анализ организационной структуры фирмы;
анализ параметров входа системы и ее выхода;
прогнозирование перечисленных аспектов стратегии развития производства;
технико-экономическое обоснование прогнозов;
согласование "Стратегии развития производства".
В разделе "Стратегия обеспечения производства "должны быть освещены следующие вопросы:
анализ качества методического, информационного, ресурсного, правового обеспечения производства (анализ качества обеспечивающей подсистемы системы менеджмента фирмы) и выявление узких мест в качестве компонентов обеспечивающей подсистемы, организация обеспечения производства всем необходимым;
налаживание оптимальных связей с поставщиками ресурсов, информации, документов;
разработка новой стратегии обеспечения производства всеми видами ресурсов, нормативно-методическими документами, информацией;
технико-экономическое обоснование и согласование мероприятий по реализации новой "Стратегии обеспечения производства".
В разделе "Стратегический финансовый план фирмы "должно быть описание следующих вопросов:
экономические показатели (цена, рентабельность, эффективность) конкретных товаров на конкретных рынках;
экономические показатели функционирования фирмы ( объём продаж, прибыль, показатели использования различных видов ресурсов, общие экономические показатели устойчивость фирмы и др.);
прогноз изменения финансовых показателей по товарам, рынкам, фирме в целом;
обоснование и согласование "Стратегического финансового плана фирмы".
В разделе "Стратегия международной деятельности фирмы" должно быть описание следующих вопросов:
стратегические цели экспортера;
стратегические цели импортера;
прогнозирование и выбор стратегии международной деятельности фирмы;
обоснование и согласование "Стратегии международной деятельности фирмы".
В разделе "Стратегия развития системы менеджмента "должно быть описание следующих вопросов: