Общая характеристика государственного регулирования предпринимательства в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время, во время переходного периода от административно-плановой к рыночной экономике, государственное регулирование предпринимательской деятельности является одним из наиболее актуальных вопросов. Реформирование народного хозяйства молодой суверенной Украины, укрепление и дальнейшее развитие экономического фундамента предпринимательства разных форм собственности на основе равноправного их существования – это исключительно сложные и неоднозначные проблемы и задачи государственного регулирования предпринимательской деятельности, которые требуют скорейшего своего разрешения.

Оглавление

Введение
Раздел I. Государственное регулирование предпринимательства
в Украине
1.1 Необходимость государственного регулирования предпринимательства
1.2 Понятие, виды и правовая регламентация
государственного регулирования предпринимательства.
1.3 Условия и предпосылки государственного
регулирования предпринимательской деятельности.
Раздел II. Регулирование проверок деятельности
предпринимателей.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УКРАИНЕ.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

    Важным  положением является указание на то, что  решения об изъятии документов первичного   учета,   приостановлении   операций  на   счетах   в

_______________

* Ст.. 9 Постанови Кабінету Міністрів України від 29 січня 1999 р „Про Порядок координації проведення планових виїзних перевірок фінансово-господарської діяльності суб'єктів підприємницької діяльності контролюючими органами” // Урядовий кур’єр. ― 1999. ― № 5. ― ст. 16.

учреждениях банков, других финансово-кредитных  учреждениях, а также запрете  отчуждения имущества субъекта предпринимательской деятельности в связи с нарушением налогового, бюджетного или валютного законодательства могут приниматься только органами государственной налоговой службы, а в случаях, определенных таможенным законодательством, - таможенными органами.

    В пункте 7 Указа Президента Украины «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» от 23.07.98 г. рекомендовано предприятиям, учреждениям и организациям всем форм собственности ведение журналов посещения их и их структурных подразделений представителями контролирующих органов с обязательным указанием в этих журналах сроков и цели посещения, должности и фамилии представителя, который обязательно ставит свою подпись в этом журнале. Отказ представителя контролирующего органа от подписи в журнале является основанием для недопущения его к проведению проверки. О факте этого отказа субъект предпринимательской деятельности сообщает письменно в трехдневный срок контролирующему органу, в котором работает такой представитель.

    Форма и порядок ведения журнала  посещения субъектов предпринимательской деятельности контролирующими органами  установлены приказом Государственного комитета Украины по вопросам развития предпринимательства «Об утверждении формы и Порядка ведения Журнала посещения субъектов предпринимательской деятельности контролирующими органами (журнал регистрации проверок)» от 10.08.98 г. № 18.

    Ведение журнала является правом, а не обязанностью субъектов предпринимательской деятельности и осуществляется на добровольных началах, но практика показывает, что такой журнал имеется почти на каждом предприятии.

    Журнал  регистрации проверок находится  по месту осуществления предпринимательской деятельности. В случае наличия у субъектов предпринимательства территориально обособленных филиалов, представительств и других подразделений в каждом из них ведется отдельный Журнал регистрации проверок. Он прошивается субъектом предпринимательства и заверяется печатью и подписью директора или собственника (для юридических лиц) либо только подписью (для физических лиц) субъекта предпринимательской деятельности.

    Представитель контролирующего органа перед началом  проверки должен обязательно сделать запись в журнале, заполняя все предусмотренные графы, и поставить свою подпись.

    Субъект предпринимательской деятельности имеет право проверить наличие соответствующих полномочий лица, осуществляющего проверку, до начала проверки, в том числе позвонив в соответствующий контролирующий орган.

    В графе «Примечание» субъект предпринимательской  деятельности может зафиксировать  свои замечания или сделать отдельные примечания.

    Нормативно-правовые акты контролирующих органов, которые  регламентируют порядок проведения проверок субъектов предпринимательской деятельности, согласовываются с Государственным комитетом Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства.

    Внеплановые проверки соблюдения субъектами предпринимательской  деятельности пожарной безопасности не осуществляется, если субъект предпринимательской деятельности заключил договор страхования гражданской ответственности перед третьими лицами о возмещении последствий возможного ущерба. В таком случае ущерб, нанесенный третьим лицам в связи с нарушением субъектом предпринимательской деятельности требований пожарной безопасности, компенсируется в полном объеме страховой комиссией.

    Государственные органы по делам защиты прав потребителей осуществляют внеплановую проверку деятельности субъектов предпринимательской деятельности исключительно на основании полученных от потребителей жалоб о нарушении такими субъектами требований законодательства о защите прав потребителей.

    Жалоба  потребителя должна подаваться в  письменном виде и содержать сведения о его фамилии, имени, отчестве, месте жительства, серии и номере паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, а также данные о товаре, при продаже которого были нарушены права потребителя. Органы по делам защиты прав потребителей не имеют право разглашать указанные сведения о потребителе, который подал жалобу*.

    Ограничения в сроках и основаниях проведения проверок субъекта предпринимательской деятельности, определенные этим Указом, не распространяется на проверки, проводимые по личной просьбе субъекта предпринимательской деятельности, или проверки, проводимые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

_________________

* Ст.. 10 Указу Президента України від 23 липня 1998 року „Про деякі заходи з дерегулювання підприємницької діяльності” // Урядовий кур’єр. ― 1998. ― № 23. ― ст. 14.

    Заключение

    Тщательно проанализировав такой институт предпринимательского права, как государственное регулирование предпринимательской деятельности, можно сделать следующие выводы.

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности — это основанная на законодательстве одна из форм государственного воздействия на предпринимательство, реализуемая посредством установления и применения государственными органами правил, нацеленных на корректировку экономической деятельности физических и юридических лиц, которое поддерживается возможностью применения правовых санкций при их нарушении.

    В условиях перехода к рыночной экономике  необходимо смешанное регулирование  предпринимательской деятельности, то есть соединение саморегулирования  конкурентного рынка и государственного воздействия на экономику.

    В переходной период государственное регулирование предпринимательской деятельности необходимо как дополнительный механизм к системе саморегуляции рынка направленный на корректирование поведения предпринимателей в интересах общества.

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности не является достаточным для создания благоприятного окружения предпринимательства. Необходимо формирование комплекса организационно-правовых мер для создания макросреды предпринимательской деятельности, включая развитую инфраструктуру поддержки предпринимательства, правовые механизмы стимулирования развития предпринимательской деятельности и эффективные системы защиты прав и законных интересов предпринимателей, а также общественных и государственных интересов в сфере предпринимательства.

    Анализ  правовых норм, регламентирующих государственное регулирование предпринимательской деятельности, даёт возможность прийти к выводу о том, что отечественные средства по регулированию предпринимательства не являются системными и больше похожи на эклектическое соединение разных методов и форм воздействия.

      Вне сомнения тот факт, что  опыт зарубежных стран в совершении  экономических реформ заслуживает  на всестороннее изучение и  продуманное, вымеренное и адаптированное  использование в Украине. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Конституція України // Відомості Верховної Ради України. 1996. № 30. ст.141.
  2. Господарський кодекс України від 16 січня 2003р. // Відомості Верховної Ради України. 2003. № 18. ст.144.

    3. Про підприємництво: Закон України. // Відомості Верховної Ради   України. 1991. № 14. ст.168.

    4. Про підприємства в Україні: Закон України. // Відомості Верховної Ради   України. 1991. № 24. ст.272.

    5. Про державне регулювання ринку цінних паперів в Україні: Закон України. // Відомості Верховної Ради   України. 1996. № 51. ст.292

    6. Концепція переходу Української РСР до ринкової економіки. // Відомості Верховної Ради   України. 1990. № 48. ст. 632.

    7. Про Порядок координації проведення планових виїзних перевірок фінансово-господарської діяльності суб'єктів підприємницької діяльності контролюючими органами: Постанова Кабінету Міністрів України від 29 січня 1999 р. // Урядовий кур’єр. 1999. № 5.

        ст. 16.

    8. Про деякі заходи з дерегулювання підприємницької діяльності: Указ   Президента України від 23 липня 1998 року. // Урядовий кур’єр. 1998. № 23. ст. 14.

    9. Про  усунення обмежень, що стримують  що стримують розвиток підприємницької  діяльності: Указ Президента України від 3 лютого 1998 року. // Офіційний вісник України. – 1998. - № 5. – ст. 173.

    10.  Про запровадження єдиної державної регуляторної політики у сфері підприємництва: Указ Президента України від 22 січня 2000 року. // Урядовий кур’єр. 2000. № 4. ст. 28.

    11. Про затвердження форми та Порядку ведення Журналу відвідання  суб'єктів підприємницької  діяльності контролюючими органами: Наказ державного комітету України з питань розвитку підприємництва від 10.08.98 року. № 18

    12.  „Щодо нормативного регулювання підприємницької діяльності”: Лист державного комітету України з питань регуляторної політики та підприємництва від 07.02.2001року. // „Бухгалтер". N 7.  2001г. ст. 23.

    13. Жилинский С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). Курс лекций. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. – 672 с.

    14. Кравцова Т. „Правова природа державного регулювання підприємницької діяльності”. // Підприємництво, господарство, право. – 2003. № 8. – ст. 3.

    15. Кулик В. „Поняття державного регулювання підприємництва”. // Держава і право: Збірник наукових праць. Юридичні і політичні науки. Випуск 3. – К.: Інститут держави і права ім. В.М. Корецького НАН України; Спілка юристів України; Видавничий Дім „Юридична книга”, 1999. – 296 с.

    16. Курс предпринимательства: Учебник для вузов. – В.Я. Горфиндель, В.А. Швандер, Е.М Купряков и др.: Под ред. проф. В.Я. Горфинделя, проф. В.А. Швандера. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. – 439 с.

    17. Ластовецкий А. „Державне регулювання у ринковій економіці”. // Підприємництво, господарство, право. – 2003. № 6. – ст. 126.

    18. Мачуський В.В. Правове забезпечення підприємницької діяльності: Курс лекцій. – К.: КНЕУ, 2002. – 348 с.

    19. Паламарчук В. Підприємництво: необхідність економіко-правового регулювання. // Право України. – 1997. – № 7. – с. 34.

    20. Підприємницьке право: Навч. посіб. / Ніколаєва Л.В., Старцев О.В., Пальчук П.М., Іваненко Л.М. – К.: Істина, 2001. – 480 с.

    21. Саниахметова Н.  „Государственное регулирование экономики и предпринимательства”. // Підприємництво, господарство, право. – 2001.№ 7. – ст. 3.

Информация о работе Общая характеристика государственного регулирования предпринимательства в Украине