Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:56, курсовая работа
В настоящее время, во время переходного периода от административно-плановой к рыночной экономике, государственное регулирование предпринимательской деятельности является одним из наиболее актуальных вопросов. Реформирование народного хозяйства молодой суверенной Украины, укрепление и дальнейшее развитие экономического фундамента предпринимательства разных форм собственности на основе равноправного их существования – это исключительно сложные и неоднозначные проблемы и задачи государственного регулирования предпринимательской деятельности, которые требуют скорейшего своего разрешения.
Введение
Раздел I. Государственное регулирование предпринимательства
в Украине
1.1 Необходимость государственного регулирования предпринимательства
1.2 Понятие, виды и правовая регламентация
государственного регулирования предпринимательства.
1.3 Условия и предпосылки государственного
регулирования предпринимательской деятельности.
Раздел II. Регулирование проверок деятельности
предпринимателей.
Заключение
Список использованной литературы
________________
*Ст. 15 Закону України „Про підприємництво” . // Відомості Верховної Ради України. ― 1991. ― № 14. ― ст.168.
которое поддерживается возможностью применения правовых санкций при их нарушении.
В
определении регулирования
Как справедливо отмечает Саниахметова Н.А., недостатком статьи 15 Закона Украины «О предпринимательстве», определяющей основы государственного регулирования предпринимательства, представляется её излишне общий характер, отсутствие обозначения многих форм воздействия государства на предпринимательскую деятельность*.
Многочисленные
и разнообразные виды деятельности,
подпадающие под понятие
________________
* Саниахметова Н. „Государственное регулирование экономики и предпринимательства”.
// Підприємництво, господарство, право. – 2001. ― № 7. – ст. 4.
осуществляться в общественных интересах в целом (защита окружающей среды).
Классификация регулирования возможна также в зависимости от того, воздействует ли оно на отдельную отрасль экономики либо на экономику в целом, т. е. имеет узкоотраслевую направленность либо общеэкономическую. Некоторые виды воздействия могут осуществляться в отношении отдельных отраслей, в то время как большинство типов регулирования воздействуют на экономику в целом.
Государственное регулирование экономики также можно подразделить на два типа в зависимости от того, нацелено ли оно на замену конкуренции либо является дополнением к рыночным механизмам и предназначено для достижения других специфических целей. Классическим примером первого типа регулирования является естественная монополия. Она существует в отраслях, связанных с большим объемом продукции, где в силу технологических особенностей производства наиболее эффективно удовлетворение спроса в отсутствие конкуренции, при функционировании одного субъекта предпринимательства. Наиболее крупный субъект предпринимательской деятельности в такой отрасли является и наиболее эффективным, поскольку его расходы на единицу продукции минимальные. Такой субъект способен вытеснить конкурентов с рынка, и меньшие по размерам субъекты предпринимательства не могут конкурировать с ним. При отсутствии регулирования в такой отрасли монополия способна установить более высокие цены, чем это обусловлено расходами производства.
Государственная политика в отношении естественной монополии заключается в том, что одному крупному субъекту дозволено функционировать на рынке, но при этом использовать регулирование его деятельности для предотвращения монопольных цен. Следовательно, регулирование естественной монополии позволяет государству использовать преимущества отраслей экономики с объемной продукцией без возложения на потребителей бремени монополистических цен и без затрат на преобразование монополистов в малые и средние предприятия, которые будут производить то же или меньшее количество продукции, но по более высоким ценам.
Оказание коммунальных услуг — типичный пример такой монополии, а регулирование доступа на рынок, цен и доходов субъектов предпринимательства — это примеры государственного регулирования. Основанием для государственного регулирования является то, что параллельные и конкурирующие субъекты, оказывающие коммунальные услуги (электро-, газо-, водо- и т. п. снабжение), будут дублировать друг друга и приводить к более высоким затратам потребителей. Конкуренция в таких отраслях нестабильна и неэффективна, однако отсутствие регулирования природных монополий может привести к повышению цен и, следовательно, необоснованному обогащению производителей за счет потребителей. Государственное регулирование в таком случае означает регулирование цен природных монополий и ограничение или устранение доступа конкурентов на рынок.
Таким
образом, вышеуказанный тип
Второй тип регулирования отличается от первого тем, что он не заменяет конкуренцию, а является дополнением к рынку и предназначен для достижения специфических целей. Он действует в тех ситуациях, когда нерегулируемый рынок не обеспечивает определенные общественные интересы, например, при недостаточности информации о товарах на рынке. Многие субъекты предпринимательской деятельности в незначительной степени заинтересованы либо вовсе не заинтересованы в обеспечении потребителей достаточной информацией о качестве и характеристиках товаров.
Целью регулирования в таких случаях является защита прав потребителей, их здоровья и безопасности путем информирования потребителей о товарах, производимых и реализуемых на рынке. Регулирование в этой сфере может принимать формы установления государственных требований и стандартов относительно маркировки и сертификации товаров, обозначения товарных знаков и др.*
Государство использует множество форм воздействия и механизмов для непосредственного или опосредованного воздействия на субъектов предпринимательской деятельности. В них проявляются различные аспекты государственного воздействия на нее, включающие содействие предпринимательству, планирование, регулирование. Кроме того, государство во взаимоотношениях с предпринимателями может выступать в качестве покупателя, собственника, менеджера экономики. Свою функцию поддержки предпринимательства государство выполняет посредством субсидий и иных форм финансовой помощи, которые предназначены для содействия отдельным отраслям промышленности, регионам страны, а иногда и отдельным предпринимателям. Некоторые из этих форм поддержки так же разнообразны, как их число, и направлены на стабилизацию экономики, поддержку сбалансированной экономики, стимулирование инноваций. Государственные субсидии, предоставляемые отдельным отраслям экономики, поддерживают предпринимательство посредством предоставления финансовых средств или услуг. Кроме прямых субсидий,
________________
*
Саніахмєтова Н.А. Підприємницьке право:
Суб’єкти підприємництва. Кредитування.
Оренда. Лізинг. Зовнішньоекономічна діяльність.
Інвестиції. Антимонопольне законодавство.
Захист від недобросовісної конкуренції.
Реклама: Навч. Посібник. – К.: А.С.К., 2001.
–с. 60.
государство
также оказывает содействие посредством
принятия на себя значительных затрат
на научно-исследовательские
К инструментарию
государственного регулирования
― законодательные меры, развёрнутое правовое регулирование различных отношений; при этом особо важную роль играет антимонопольное, или конкурентное законодательство;
― непосредственное управление государственной собственностью ( в том числе находящимися в собственности государства природными и финансовыми ресурсами), доля которых в странах с развитой экономикой достаточно велика ( до одной трети основного капитала), и использование её в целях воздействия на процессы социально-экономического развития в общественных интересах;
― программирование (планирование) экономического и социального развития;
― создание путём учредительства или национализации государственных либо смешанных компаний:; определение статуса корпораций и других субъектов хозяйствования; приватизация и деприватизация предприятий;
― государственные закупки товаров и услуг;
― меры по стимулированию капиталовложений в технически передовые отрасли;
― государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
― дотации и субсидии частным и государственным предприятиям, выделяемые из средств государственного бюджета и внебюджетных фондов;
― кредиты, субсидируемые государством или предоставляемые под
________________
* Кулик В. „Поняття державного регулювання підприємництва”. // Держава і право: Збірник наукових праць. Юридичні і політичні науки. Випуск 3. – К.: Інститут держави і права ім. В.М. Корецького НАН України; Спілка юристів України; Видавничий Дім „Юридична книга”, 1999. – с. 179.
низкий процент;
― налоговые льготы;
― экспортные субсидии
Государство может являться своеобразным гарантом отдельных субъектов предпринимательства, не допуская их банкротства, если это может привести к неблагоприятным последствиям для всей экономики. Оно выступает в качестве покупателя, закупая товары и услуги предпринимателей для государственных нужд.
Кроме того, государство осуществляет функции собственника в отношении государственной собственности, а также участвуя в предприятиях, основанных на соединении частной и государственной собственности. Выступая в роли менеджера экономики, государство широко использует финансовую, монетарную политику и политику планирования. Государство также воздействует посредством мониторинга субъектов предпринимательской деятельности, в частности, требований представления определенных видов информации, например, финансовыми институтами и иностранными инвесторами.
Хотя государственное регулирование предпринимательской деятельности основывается на законодательстве, однако не исчерпывается им, поскольку это сложный процесс, охватывающий в комплексе различные организационно-правовые средства. Организационный аспект государственного регулирования проявляется в создании определенных государственных органов и наделении их соответствующими полномочиями для оказания целенаправленного воздействия на экономические отношения и предпринимательскую деятельность.
При осуществлении государственного воздействия на экономику во избежание неадекватности используемого метода регулирования и его цели необходимо принимать во внимание следующее. В структурно конкурентных отраслях приоритет должен быть отдан рыночной системе перед регулированием рынка. Для достижения целей воздействия необходимо использовать не одно средство, а систему средств и методов, включая стимулы. Государству следует осуществлять и продолжать экономическое дерегулирование в тех сферах, где складывается эффективная конкуренция. Имеется много сфер экономики, где альтернативы регулирования могут работать более эффективно, чем регулирование для достижения тех же целей.