Общая характеристика государственного регулирования предпринимательства в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время, во время переходного периода от административно-плановой к рыночной экономике, государственное регулирование предпринимательской деятельности является одним из наиболее актуальных вопросов. Реформирование народного хозяйства молодой суверенной Украины, укрепление и дальнейшее развитие экономического фундамента предпринимательства разных форм собственности на основе равноправного их существования – это исключительно сложные и неоднозначные проблемы и задачи государственного регулирования предпринимательской деятельности, которые требуют скорейшего своего разрешения.

Оглавление

Введение
Раздел I. Государственное регулирование предпринимательства
в Украине
1.1 Необходимость государственного регулирования предпринимательства
1.2 Понятие, виды и правовая регламентация
государственного регулирования предпринимательства.
1.3 Условия и предпосылки государственного
регулирования предпринимательской деятельности.
Раздел II. Регулирование проверок деятельности
предпринимателей.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УКРАИНЕ.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

    Немаловажное  значение в осуществлении государственного регулирования предпринимательской деятельности в Украине имеет Указ Президента Украины «О введении единой государственной политики в сфере предпринимательства» от 22 января 2000года*.

    Этот  указ издан с целью недопущения  сужения содержания и объёма права  граждан на предпринимательскую деятельность, введения эффективного государственного регулирования в сфере предпринимательства.

    В нём закреплено положение о том, что обеспечение проведения единой регуляторной государственной политики в сфере предпринимательства  является одним из главных приоритетов в деятельности органов исполнительной власти относительно осуществления экономических реформ.

    Под единой регуляторной государственной  политики в сфере предпринимательства  признаётся деятельность, направленная на достижение  оптимального регулирования государством предпринимательской деятельности, устранение правовых, экономических и административных препятствий в реализации права на предпринимательскую деятельность.

    Единая  государственная регуляторная политика в сфере предпринимательства осуществляется путём упорядочения нормативного регулирования предпринимательской деятельности, т. е. издания нормативно-правовых актов, а также директивных писем.

    Основными принципами упорядочения  нормативного   регулирования

________________

* Про запровадження єдиної державної регуляторної політики у сфері підприємництва: Указ Президента України від 22 січня 2000 року. // Урядовий кур’єр. ― 2000. ― № 4. ― ст. 28.

предпринимательской деятельности являются такие как:

    целесообразность, достаточность и соответствие нормативного регулирования требованиям рыночных отношений;

    эффективность и обеспечение достижения экономических и социальных результатов введения регулятивных актов;

    системность, последовательность и скоординированость действий относительно разработки, издания и исполнения регулятивных актов;

    гласность в процессе подготовки проектов наиболее важных регуляторных актов, которые существенно воздействуют на рыночную среду, права и интересы предпринимателей, и публичное обсуждение этих проектов;

    обязательность и своевременность доведения изданных регуляторных актов до ведома субъектов предпринимательской деятельности.

    На  государственный комитет Украины  по вопросам регуляторной политики и  предпринимательства возложена  координация деятельности органов исполнительной власти по подготовке проектов, издания и исполнения регуляторных актов.

    Установлено, что проекты регуляторных актов  подлежат обязательному согласованию с Государственным комитетом  Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. Также указанно, что проекты регуляторных актов, которые существенно воздействуют на рыночную среду, права и интересы предпринимателей, подлежат опубликованию для публичного обсуждения. Решение об опубликовании таких проектов для публичного обсуждения принимает и опубликование проектов обеспечивает государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства.

    Запрещено внесение Президенту Украины и Кабинету Министров Украины проектов регуляторных актов, издание Кабинетом Министров Украины, другими органами исполнительной власти регуляторных актов без обоснования целесообразности вмешательства государства в соответствующую сферу предпринимательской деятельности, адекватности и эффективности предложенных путей и способов разрешения затронутых в проекте вопросов, характеристики ожидаемых социально-экономических последствий введения мер, предусмотренных проектом, а также без предварительного согласования соответствующего проекта регулятивного акта, в порядке, предусмотренном статьёй 4 названного указа.

    Государственное  регулирование  предпринимательской  деятельности   не является достаточным  для создания благоприятного окружения  предпринимательства. Необходимо формирование комплекса организационно-правовых средств для создания макросреды предпринимательской деятельности, включая развитую инфраструктуру поддержки предпринимательства, правовые механизмы стимулирования развития предпринимательской деятельности и эффективной системы защиты прав и законных интересов предпринимателей, а также общественных и государственных интересов в сфере предпринимательства.

В отличие от действующего законодательства, Хозяйственный  кодекс Украины от 16 января 2003 года*, который вступает в силу с 1 января 2004 года, более детально регламентирует государственное регулирование предпринимательской деятельности.

    В частности, в статье 12 сказано, что  государство для реализации экономической  политики, выполнения целевых экономических  и других программ и программ  экономического и социального развития применяет разнообразные средства и механизмы регулирования хозяйственной деятельности.

    Предусмотрены основные средства регулирующего воздействия  государства на деятельность субъектов  хозяйствования:

     государственный заказ, государственное задание;

     лицензирование, патентование и квотирование;

________________

* Господарський кодекс України від 16 січня 2003р. // Відомості Верховної Ради України. ―  2003. ―

  №  18. ―  ст.144

     сертификация и стандартизация; 

     применение нормативов и лимитов;

     регулирование цен и тарифов;

     предоставление инвестиционных, налоговых и других льгот;

     предоставление дотаций, компенсаций, целевых инноваций и субсидий.

    Условия, объёмы, сферы и порядок применения отдельных видов средств государственного регулирования хозяйственной деятельности, а также установление и отмена льгот и преимуществ в хозяйственной деятельности отдельных категорий субъектов хозяйствования регулируется Хозяйственным кодексом, программами экономического и социального развития и другими законодательными актами.

    В соответствии со статьёй 13 Хозяйственного кодекса, государственный заказ является способом государственного регулирования экономики путём формирования на договорной (контрактной основе) состава и объёмов продукции (работ, услуг), необходимой для государственных потребностей, размещения государственных контрактов на поставку (закупку) этой продукции (выполнения работ, оказанию услуг) среди субъектов хозяйствования, независимо от их форм собственности. Даётся понятие государственного контракта – это договор, заключённый государственным заказчиком от имени государства с субъектом хозяйствования – исполнителем государственного заказа, в котором определяются экономические и правовые обязательства сторон и регулируются их хозяйственные отношения.

    Что касается лицензирования, патентования и квотирования как средств государственного регулирования предпринимательской деятельности, то они направлены на обеспечение единой государственной политики в этой сфере и защиту экономических и социальных интересов, государства, общества и отдельных потребителей. Правовые основы лицензирования и патентования определённых видов хозяйственной деятельности и квотирования определяются исходя из конституционного права каждого на осуществление предпринимательской деятельности, не запрещённой законом, а также принципов хозяйствования, закреплённых в статье 6 Хозяйственного кодекса.

Квотирование  применяется в необходимых случаях  путём установления предельного  объёма (квоты) производства или оборота  определённых товаров или услуг. Порядок квотирования производства и/или оборота (включая экспорт  и импорт), а также распределения  квот устанавливается Кабинетом Министров Украины в соответствии с законом*.

    Относительно  сертификации и стандартизации в статье 15 Хозяйственного кодекса сказано, что в сфере хозяйствования применяются государственные стандарты Украины, кодексы устоявшейся практики, классификаторы, технические требования, международные, региональные и национальные стандарты других стран (применяются в Украине в соответствии с действующими международными договорами Украины).

    Сертификация, то есть подтверждение соответствия качества продукции услуг требованиям стандартов осуществляется с целью предупреждения предоставления услуг и реализации продукции, опасных для жизни, здоровья и имущества граждан и окружающей природной среды, содействия потребителю в выборе продукции, создания условий для участия субъектов хозяйствования в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.   
 
 
 
 
 

_________________

* Ст. 14 Господарського кодексу України від 16 січня 2003р. // Відомості Верховної Ради України. ―  2003. ―  № 18. ―  ст.144

    1.3 Условия и предпосылки  государственного  вмешательства

    Государственное регулирование экономики и предпринимательской  деятельности должно применяться только в случае доказанности превышения потенциальных результатов над его потенциальными затратами. Цели регулирования и методы достижения этих целей следует избирать сообразно степени их соответствия общественным интересам. Только при наличии определенных условий и предпосылок государство должно вмешиваться в экономику. Условия могут быть и позитивными, и негативными.

    Негативные  условия — это всякого рода негативные явления и тенденции  в различных сферах человеческой деятельности, которые могут отрицательно повлиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. Эти тенденции и явления очень разнообразны как по сущности, так и по силе отрицательного влияния на экономику. Роль государства заключается в своевременном обнаружении этих тенденций и явлений, причин их возникновения и принятии соответствующих мер по их устранению.

    Такими  условиями для вмешательства  государства могут быть: требования национальной безопасности, социальная напряженность в обществе, негативные явления в экономике (спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, структурная несбалансированность, дефицит бюджета, неконкурентность отечественной продукции на мировом рынке, инвестиционный спад и др.), ухудшение окружающей среды.

    Одна  из серьезнейших функций государства  — своевременное выявление и устранение предпосылок, т.е. не очевидных проявлений негативных условий и тенденций в экономике и других сферах человеческой деятельности.

    Под позитивными условиями понимаются различные позитивные явления и процессы в различных сферах человеческой деятельности, которые положительно влияют на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. Роль государства в этом случае заключается в своевременном их выявлении и принятии определенных мер по их поддержанию.

    Знание  условий и предпосылок еще  не достаточно для государственного вмешательства, государство должно знать их критерии, т.е. признаки, на основании которых можно было бы произвести оценку их количественного соотношения. Например, к негативным явлениям относятся инфляция, безработица, спад промышленного производства, дефицит бюджета, спад инвестиционной деятельности и др. Для государственного вмешательства необходимо знать их критерии, чтобы можно было выбрать адекватные меры воздействия для их устранения.

    Безработица – это неотъемлемый элемент рыночной экономики. Определенный ее уровень – 4-6% численности рабочей силы – считается нормальным, или оправданным и называется естественным уровнем. Естественной считается фрикционная и структурная безработица. Эта безработица связана с поиском более выгодной работы, сезонными перерывами, а также с изменениями спроса на те или иные профессии.

Поэтому государство должно регулировать безработицу  только в том случае, если она  начинает превышать естественный уровень (4-6%), т.е. когда начинается циклическая безработица, связанная со спадом производства. Таким образом, критерием для безработицы является ее уровень, скорректированный на уровне естественной безработицы.

Информация о работе Общая характеристика государственного регулирования предпринимательства в Украине