Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:56, курсовая работа
В настоящее время, во время переходного периода от административно-плановой к рыночной экономике, государственное регулирование предпринимательской деятельности является одним из наиболее актуальных вопросов. Реформирование народного хозяйства молодой суверенной Украины, укрепление и дальнейшее развитие экономического фундамента предпринимательства разных форм собственности на основе равноправного их существования – это исключительно сложные и неоднозначные проблемы и задачи государственного регулирования предпринимательской деятельности, которые требуют скорейшего своего разрешения.
Введение
Раздел I. Государственное регулирование предпринимательства
в Украине
1.1 Необходимость государственного регулирования предпринимательства
1.2 Понятие, виды и правовая регламентация
государственного регулирования предпринимательства.
1.3 Условия и предпосылки государственного
регулирования предпринимательской деятельности.
Раздел II. Регулирование проверок деятельности
предпринимателей.
Заключение
Список использованной литературы
КУРСОВАЯ
РАБОТА НА ТЕМУ:
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
ПЛАН
Введение
Раздел I. Государственное регулирование предпринимательства
в Украине
1.1 Необходимость
государственного регулирования
предпринимательства
1.2 Понятие, виды и правовая регламентация
государственного регулирования предпринимательства.
1.3 Условия и предпосылки государственного
регулирования
Раздел II. Регулирование проверок деятельности
предпринимателей.
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Государство, закрепив в Конституции Украины право каждого на предпринимательскую деятельность, которая не запрещена законом, одновременно провозгласило, что обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства*.
Для обеспечения права на предпринимательскую деятельность государству необходимо, прежде всего, создать максимально благоприятствующую условия для неё, на что и направленно государственное регулирование предпринимательской деятельности.
В настоящее время, во время переходного периода от административно-плановой к рыночной экономике, государственное регулирование предпринимательской деятельности является одним из наиболее актуальных вопросов. Реформирование народного хозяйства молодой суверенной Украины, укрепление и дальнейшее развитие экономического фундамента предпринимательства разных форм собственности на основе равноправного их существования – это исключительно сложные и неоднозначные проблемы и задачи государственного регулирования предпринимательской деятельности, которые требуют скорейшего своего разрешения.
Сам процесс государственного регулирования предпринимательства также требует усовершенствования. Для этого нужны, прежде всего, законодательные усилия, разработка новых законов и важных дополнений и изменений действующих, принятие новых подзаконных нормативно-правовых актов и подробного толкования существующей законодательной базы.
Стоит также при этом обратить внимание на то, что достижение соответствующего уровня правового регулирования предпринимательства актуальная проблема не только современного, но и будущего социально-экономической жизни страны. Кроме того, правовое регулирование
________________
*Ст. ст. 3, 42 Конституції України // Відомості Верховної Ради України. ― 1996. ― № 30. ― ст.141
предпринимательства
с целью достижения оптимальности,
рациональности и наилучшей сбалансированности
их функционирования во всех отраслях
материального производства и социальной
сферы определяет наиболее важные направления
народнохозяйственной, социально-экономической
деятельности молодого суверенного государства.
Это обусловлено главным образом качественно
новыми социально-экономическими и общественно-политическими
процессами и явлениями, структурными
сдвигами в народном хозяйстве Украины,
развития её в направлении цивилизованных
рыночных отношений, где процесс управления
и регулирования народнохозяйственной
восстановительной деятельности настойчиво
требует действительно активного, последовательного
и оперативного и, конечно, своевременного
использования целостного комплекса правовых
норм, инструментов со стороны государства.
Раздел I. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
1.1 Необходимость государственного регулирования предпринимательства.
Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд социально, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения.
Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство.
Прерогатива
государства — обеспечение
Таким образом, предпринимательство в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующих условий для этого. Государство всегда регулирует современную экономику. При этом организационно-правовое воздействие направленно на стимулирование частной инициативы и помощь хозяйствующим субъектам путём создания необходимых условий для их успешного функционирования.
Затянувшийся экономический кризис в нашей стране, характеризующийся спадом производства, инфляцией, социальной напряженностью в обществе и совпавшей по времени с переходом на
________________
*
Курс предпринимательства: Учебник для
вузов. – В.Я. Горфиндель, В.А. Швандер,
Е.М Купряков и др.: Под ред. проф. В.Я. Горфинделя,
проф. В.А. Швандера. – М.: Финансы, ЮНИТИ,
1997. – ст. 393
рыночную экономику, во многом обусловлен слабым, а порой и некомпетентным вмешательством государства в происходящие экономические процессы; тем самым государство не выполняет важнейшие свои функции, которые на него возлагаются.
Для стабилизации рыночных отношений и преодоления экономического кризиса на государство возлагаются следующие основные функции:
1. Создание правовой основы. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции и т.д. При помощи правовой основы государство обеспечивает законные "правила игры", регулирующие отношения между субъектами предпринимательской деятельности.
2. Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и национальной безопасности. Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов предпринимательской деятельности. Если государство должным образом не выполняет эту функцию, то в стране создаются условия для развития криминальной обстановки: уголовной преступности, мафии, коррупции, взяточничества и других негативных явлений, что пагубно влияет на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом.
3. Стабилизация экономики, т.е. устойчивое развитие экономики, когда достигаются и поддерживаются на оптимальном уровне основные макроэкономические показатели: объем валового национального продукта, национальный доход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета и др. Для обеспечения стабилизации экономики государство обязано использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы посредством проведения соответствующей фискальной, финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики.
Если государство не будет добиваться стабилизации экономики, то это самым существенным образом и в негативном плане может повлиять на предпринимательскую деятельность, экономику страны в целом, социальную обстановку и другие процессы.
4. Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой в гарантированном обеспечении всех работающих минимумом заработной платы, пенсиями по старости и инвалидности, пособиями по безработице; в обеспечении различных видов помощи малоимущим; в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией и т.д. Проводя эту политику, государство тем самым обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе.
5. Защита конкуренции. В рыночной экономике конкуренция – один из основных регулирующих инструментов. Конкуренция — основа прогресса во всех сферах экономики, она заставляет производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее производство. Поэтому одна из функций государства – защита конкуренции. При конкуренции покупатели – это хозяин, рынок – их агент, а предприятие – их слуга. При монополии ситуация резко изменяется и покупатель из хозяина превращается в слугу*.
Для Украины проблема создания конкурентной сферы и ее защита особенно важны на современном этапе, поскольку среда для настоящей конкуренции в стране еще не создана и экономика в значительной степени монополизирована.
Выход из создавшегося положения очевиден: демонополизация экономики – создание конкурентной среды – защита конкуренции. Для выполнения этих и других функций государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и средства.
_______________
*
Жилинский С.Э. Правовая основа предпринимательской
деятельности (предпринимательское право).
Курс лекций. – М.: Издательская группа
НОРМА-ИНФРА-М, 1998. –ст. 238.
1.2 Понятие, виды и правовая регламентация государственного регулирования предпринимательства
Общие
положения государственного регулирования
предпринимательской
Вмешательство
государственных органов в
Государственные органы и служебные лица могут давать предпринимателям указания только в пределах своей компетенции, установленной законодательством. В случае издания государственным или иным органом акта, который не соответствует его компетенции или требованиям законодательства, предприниматель может обратиться в суд с заявлением о признании такого акта недействительным.
Не допускается принятия государственными органами актов, которые определяют привилегированное положение субъектов предпринимательской деятельности одной из форм собственности относительно предпринимательской деятельности других форм собственности*.
Государственное
регулирование