Оборотные средства транспортных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:00, реферат

Краткое описание

Эффективная деятельность организации в значительной степени зависит от наличия и состава оборотных средств.
Оборотные средства составляют совокупность денежных средств, вложенных в производственные оборотные фонды и фонды обращения.

Оглавление

1. Экономическая сущность оборотных средств………………………...3
2. Источники образования оборотных средств…………………………..6
3. Нормирование оборотных средств……………………………………..7
4. Показатели оборачиваемости оборотных средств…………………...14
5. Основные направления улучшения использования оборотных средств и ускорения их оборота……………………………………...………...16
6.Список использованных источников………………………………….18

Файлы: 1 файл

Реф по сватко.docx

— 38.72 Кб (Скачать)

Потребность в оборотных средствах  определяется ежегодно при составлении  бизнес-плана с учетом потребности  в средствах для основной деятельности подсобных и вспомогательных производств. Нормирование оборотных средств выполняется в два этапа: - на первом этапе устанавливаются нормы запаса в днях, процентах или других показателях. Например, для топлива, материалов, запасных частей, автомобильных щин норма запаса устанавливается в днях, для запаса агрегатов - в процентах к стоимости комплектов агрегатов на действующих автомобилях, для запаса спецодежды - в рублях на одного работника;

- на  втором этапе определяется норматив  в денежном выражении.

В составе  оборотных средств значительное место занимают производственные запасы, необходимость создания которых вызывается тем, что сроки и размеры партий поставок отдельных видов товарно-материальных ценностей не совпадают со сроками их потребления на производстве.

Производственные  запасы включают сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, автомобильные шины, запасные части для ремонта подвижного состава и оборудования, тару, инструменты, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. Нормирование их производится по каждому элементу исходя из особенностей их использования. Нормирование сырья, основных материалов и покупных полуфабрикатов начинается с тщательного анализа номенклатуры, норм и цен используемых материалов, поставщиков и видов применяемого транспорта с целью сокращения перечня потребляемых материалов, применения более дешевых из них, приближения поставщиков, использования более дешевого транспорта и т. д.

Норма оборотных средств по производственным запасам учитывает продолжительность в днях.

Нормирование  оборотных средств должно опираться  на метод, при котором решается комплексная  задача по нахождению при определенном объеме производства оптимального размера необходимых оборотных средств. Научно обоснованный норматив должен отражать минимальную величину потребности предприятия в товарно-материальных ценностях, необходимых для непрерывного процесса перевозок. При разработке таких нормативов учитываются рациональные экономические связи автотранспортных предприятий с поставщиками, условия снабжения, частота, равномерность и комплектность поставок, размеры поставляемых партий, скорость перевозок и регулярность работы транспорта, доставляющего материальные ценности, система и форма расчетов, скорость документооборота.

Одним из условий обеспечения эффективного использования оборотных средств автотранспортных предприятий является предварительная работа по инвентаризации запасов материальных ценностей, совершенствованию материально-технического снабжения и транспортного процесса.

Необходимо  стремиться к разработке прогрессивных  нормативов, в которых наиболее полно  отражаются все изменения, связанные  с дальнейшим ускорением научно-технического прогресса. Завышение норматива приводит к снижению плановой рентабельности и уменьшению прибыли предприятия. Занижение норматива ведет к финансовым затруднениями и невыполнению производственной программы.

При нормировании оборотных средств применяются  три основных метода расчета:

  • прямого счета;
  • статистико-аналитический;
  • метод коэффициентов.

Метод прямого счета заключается в определении нормы и норматива в целом по элементу оборотных средств исходя из норм на отдельные виды и группы материальных ценностей с учетом конкретных условий снабжения, технологии и организации производства и сбыта готовой продукции на данном предприятии. Этот метод позволяет наиболее точно рассчитать потребности в оборотных средствах и применяется в текущем финансовом планировании при определении норматива по основным элементам оборотных средств.

Статистико-аналитический  метод предполагает определение норматива собственных оборотных средств в размере среднесложившихся фактических остатков, за исключением нетипичных для предприятия. При этом необходимо провести анализ фактических запасов с целью выявления излишних, ненужных, неликвидных остатков и определения действительной минимальной потребности в оборотных средствах. Данный метод применяется в тех случаях, когда материальные ценности и затраты занимают незначительный удельный вес в общей сумме оборотных средств. Этим методом не в полной мере учитываются конкретные условия работы организации в планируемом году, что не всегда обеспечивает точность и обоснованность расчетов.

Расчет  норматива оборотных средств  методом коэффициентов осуществляется исходя из соотношения между темпами роста объема производства и размером нормируемых оборотных средств в базисном периоде. При данном методе нормирования оборотные средства подразделяются на производственные, т.е. непосредственно зависящие от изменения объема производства (сырье, материалы, запчасти, топливо и т.д.) и непроизводственные (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, расходы будущих периодов и т.д.). По производственным оборотным средствам норматив определяется исходя из их размера за отчетный год и темпов роста работ, услуг с учетом задания по ускорению оборачиваемости.

По  оборотным средствам, не имеющим  пропорциональной зависимости от роста объема производства, норматив устанавливается на уровне средних фактических остатков этих ценностей за ряд лет.

Норматив  оборотных средств представляет собой минимально необходимый запас товарно-материальных ценностей, выраженный в рублях. Его определяют по каждому виду производственных запасов материальных ресурсов:

n=(Сппз)/Д,

где Спп -затраты на планируемый период по определенному виду

материалов, руб.;

Н3 - норма запаса по этому же виду оборотных средств, дни;

Д - длительность планируемого периода, дни.

Норма оборотных средств по сырью, основным материалам и полуфабрикатам включает в себя время на прием, разгрузку, сортировку, складскую обработку, подготовку материалов к производству (технологический запас), а также время пребывания материальных ценностей в пути (транспортный запас), в текущем (складском) и гарантийном (страховом) запасах.

Транспортный  запас принимается в расчет потребности в оборотных средствах по тем видам материальных ценностей, оплата которых производится систематически до поступления их на склад покупателя. Время нахождения материалов в пути включает период от установленного срока оплаты счета платежного требования покупателем до прибытия груза.

Величина  транспортного запаса рассчитывается как разница между продолжительностью грузооборота и временем документооборота. Продолжительность грузооборота по сырью и материалам, поступающим систематически в течение длительного периода, определяется на основании среднесложившихся фактических данных, по остальным видам - на основании договоров с транспортными организациями. Длительность документооборота включает время, необходимое поставщику для оформления расчетных документов и представления их в банк, для обработки документов в банке поставщика., время почтового пробега документов, а также время, установленное для акцепта счета платежного требования (при предварительном акцепте) и для обработки документов в банке покупателя.

Пример. Продолжительность пробега груза - 20 дней, почтовый пробег платежных документов - 5 дней, время на подготовку платежных документов и сдачу их в банк - 2 дня, на оформление документов в банках поставщика и получателя — по 1 дню, на акцепт счета покупателем - 5 дней. Транспортный запас составляет 6 дней (20 - (5+2+1+1+5)).

Время на разгрузку, сортировку и складирование  материалов рассчитывается в соответствии с установленными техническими нормами: на каждую операцию на основании опытных данных или путем хронометража этих работ. В процессе нормирования предусматривается максимальное сокращение затрат при помощи комплексной механизации и автоматизации разгрузочных работ, создания специализированных складских помещений, внедрения передовой транспортно-складской технологии с использованием типового подъемно-транспортного оборудования, унифицированной тары, сборно-разборных стеллажей и т. д.

Технологический запас включает время на подготовительные операции (замочка сырья, сушка лесоматериалов, естественное старение отливок, дробление лома и т. п.) в том случае, если они не являются составной частью производственного цикла. Размер этого запаса определяется исходя из установленных технических норм на выполнение каждой операции.

Текущий запас создается для обеспечения процесса производства сырья и материалами на период до очередной поставки. На его величину влияют размер и периодичность поступления отдельных материалов, количество видов потребляемого сырья и материалов в производстве, характер их использования (т. е. размер запускаемых в производство партий и периодичность запуска в производство) и одновременный расход. На предприятиях, где сырье и материалы потребляются непрерывно, ежедневно и равномерно на протяжении года, текущий запас определяется исходя из интервала между поставками.

Страховой (гарантийный) запас создается для обеспечения непрерывного производства при возникновении перебоев в снабжении сырьем. Размер его зависит от частоты поставок, количества и отдаленности поставщиков, значения данного вида сырья для предприятия, возможности быстрого возобновления запаса. Страховой запас, как правило, определяется в пределах 50 % текущего запаса.

Нормативы оборотных средств для различных  видов материалов разрабатываются  по-разному:

  • по автомобильному топливу. Преследуется цель обеспечить необходимый его запас в топливных баках работающих автомобилей, в хранилищах и на заправочных пунктах АТП. Если снабжение топливом осуществляется на автозаправочных станциях, то учитывается потребность в средствах для предварительной оплаты на получение топлива. При этом текущий запас в виде оплаченного топлива на автозаправочных станциях принимается не менее 150 % дневного потребления всеми автомобилями организации;
  • по автомобильным шинам. Предусматривается возможность систематической их замены на ходовых автомобилях по мере износа. Норматив должен обеспечить создание запаса автомобильных шин на складе, автомобилях технической помощи и линейных пунктах;
  • по запасным частям. Определяют потребность с учетом необходимости обеспечения работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, а также создания фонда агрегатов и выполнения хозяйственным способом работ по текущему капитальному ремонту оборудования. Для замены снятых с автомобилей и отправленных в ремонт агрегатов создается их неснижаемый складской запас. Число комплектов неснижаемого запаса устанавливается в пределах 3 - 5 % к количеству автомобилей по маркам;
  • по инструментам и приспособлениям общего назначения, находящимся в эксплуатации. Определяется методом прямого счета по отдельным их видам и группам. Норматив оборотных средств исчисляется как произведение количества работающих, пользующихся инструментом, и норм обеспеченности на одного работающего (рабочее место). Нормы обеспеченности инструментом рассчитываются соответствующими техническими службами с учетом применяемой технологии, организации производства и порядка выдачи рабочим этих предметов. Потребность в инструментах и приспособлениях общего назначения, находящихся в эксплуатации, включает также необходимые остатки этих инструментов в инструментально-раздаточных кладовых цехов, в заточке, ремонте и на проверке.

В организациях где расход инструментов и приспособлений незначительный, норматив рассчитывается в процентном отношении к смете затрат на производство или на основании образовавшегося за прошлый год запаса этих ценностей на одного рабочего:

  • по спецодежде и спецобуви на складе. Исчисляется аналогично нормативу по сырью и основным материалам. Потребность в спецодежде и спецобуви в эксплуатации определяется по видам спецодежды и спецобуви на основании утвержденных норм обеспечения ими рабочих с учетом профессий, численности работающих по категориям, стоимости спецодежды и спецобуви и срока их носки;
  • по вспомогательным материалам, потребляемым в больших количествах и на значительную сумму. Рассчитывается тем же методом, что и норматив по сырью, основным материалам и покупным полуфабрикатам. При определении однодневного расхода из общей суммы затрат вспомогательных материалов на производство исключаются износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов, стоимость запчастей и тары, учтенных по данной статье, и прибавляются расходы вспомогательных материалов, не предусмотренные сметой затрат,
  • по вспомогательным материалам, потребляемым в незначительных количествах. Производится при помощи аналитического метода, т. е. исходя из среднесложившихся фактических остатков этих ценностей за прошлый год. Средние остатки вспомогательных материалов определяются на основании отчетных данных на начало каждого квартала, из них исключают все излишние и ненужные запасы;
  • по малоценному и быстроизнашивающемуся хозяйственному инвентарю. Определяется с учетом численности персонала, пользующегося этим инвентарем, обеспеченности объединения (предприятия) инвентарем, сроков его службы и целесообразности дополнительного приобретения в планируемом году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Показатели оборачиваемости оборотных средств

Рациональное  и эффективное использование  оборотных средств является важнейшей  задачей хозяйственного руководства  и обеспечивает значительную экономию материальных и денежных ресурсов организации. На эффективность использования оказывает влияние скорость их движения за производственный цикл, т. е. оборачиваемость оборотных средств за определенный период, которая характеризуется количеством оборотов за год, квартал и длительностью одного оборота. Чем быстрее совершается кругооборот оборотных средств, тем меньшая их сумма потребуется для выполнения производственной программы.

Информация о работе Оборотные средства транспортных предприятий