Оборотные средства транспортных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:00, реферат

Краткое описание

Эффективная деятельность организации в значительной степени зависит от наличия и состава оборотных средств.
Оборотные средства составляют совокупность денежных средств, вложенных в производственные оборотные фонды и фонды обращения.

Оглавление

1. Экономическая сущность оборотных средств………………………...3
2. Источники образования оборотных средств…………………………..6
3. Нормирование оборотных средств……………………………………..7
4. Показатели оборачиваемости оборотных средств…………………...14
5. Основные направления улучшения использования оборотных средств и ускорения их оборота……………………………………...………...16
6.Список использованных источников………………………………….18

Файлы: 1 файл

Реф по сватко.docx

— 38.72 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Белорусский национальный технический университет

 

 

Кафедра: «Коммерческая деятельность и бухгалтерский  учет на транспорте»

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Тема: «ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель : Сватко А.М.

 

Студент : Бровко А.С.

Группа : 101978

 

 

 

 

Минск 2011

 

 

Содержание

 

1. Экономическая сущность  оборотных средств………………………...3

2. Источники образования оборотных средств…………………………..6

3. Нормирование оборотных  средств……………………………………..7

4. Показатели оборачиваемости  оборотных средств…………………...14

5. Основные направления улучшения  использования оборотных средств  и ускорения их оборота……………………………………...………...16

6.Список  использованных источников………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономическая  сущность оборотных средств

Эффективная деятельность организации в значительной степени зависит от наличия и  состава оборотных средств.

Оборотные средства составляют совокупность денежных средств, вложенных в производственные оборотные фонды и фонды обращения.

Оборотные фонды - это производственные оборотные средства организации, которые, как правило, изменяют в процессе производства свою натурально-вещественную форму, целиком потребляются и переносят свою стоимость на готовый продукт в течение каждого производственного цикла. К ним относятся:

  1. Предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости;
  2. Предметы, многократно используемые в хозяйственной деятельности организации, сохраняющие свою натурально-вещественную форму, стоимость единицы которых на момент приобретения не превышает величину, установленную учетной политикой организации в пределах лимита, определяемого Министерством финансов, независимо от срока их службы, за исключением сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного инструмента; рабочего, племенного и продуктивного скота (независимо от вида животных), библиотечных фондов, сценическпо-становочных средств и оборудования, которые считаются основными средствами независимо от их стоимости;

3. Предметы независимо от их стоимости и срока службы:

  • орудия лова (тралы, неводы, сети, мережи, иные орудия);
  • специальная одежда, специальная обувь и предохранительные принадлежности в соответствии с законодательством;
  • форменная одежда и обувь, предназначенные для выдачи работникам в соответствии с законодательством;
  • белье, постельные принадлежности, полотенца, одежда и обувь для выдачи контингенту в организациях здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и других организациях;
  • специальные инструменты, специальные приспособления (инструменты и приспособления целевого назначения, предназначенные для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа) и сменное оборудование (многократно используемые в производстве приспособления к основным средствам и другие, обусловленные специфическими условиями изготовления продукции устройства);
  • технологическая тара - тара, многократно используемая для хранения товарно-материальных ценностей на складах и / или непосредственно в технологическом процессе (контейнеры для транспортировки отдельных деталей, поддоны и т. п.);

- посуда, кухонный и столовый инвентарь и принадлежности;

4. Сплавной  трос, сезонные дороги, усы и временные  ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу со сроком эксплуатации до двух лет (передвижные обогревательные домики, котлопункты, пилоточные мастерские, бензозаправки) и иные подобные объекты.

Фонды обращения - часть производственных оборотных средств предприятия, функционирующих в сфере обращения, а также средства снабженческих, сбытовых и торговых организаций.

Фонды обращения включают:

  • денежные средства в кассе и на расчетном счете, аккредитивах, дебиторскую задолженность;
  • средства в расчетах, т. е. средства, которые причитаются организациям за выполненную работу, но не поступившие на их расчетный счет;
  • готовую продукцию на складе (предназначенную к реализации) и отгруженную покупателям, но еще не оплаченную ими (находящуюся в пути).

Экономическая сущность оборотных средств как  экономической категории и составной  части производства состоит в  том, что они находятся в непрерывном  движении - кругообороте, в процессе которого последовательно изменяют свою форму, переходя из денежной в материальную, из материальной в товарную, из товарной в денежную, т. е. проходя три стадии кругооборота. При этом каждый раз стоимость материализованной части основных средств, израсходованных в производстве, полностью переносится на стоимость готовой продукции, т. е. они участвуют в производственном процессе один раз и выбывают из него.

Время, в течение которого они проходят три стадии производственного цикла: денежную, производственную, товарную (полный кругооборот), называется периодом оборачиваемости оборотных средств (оборачиваемостью).

На  первой стадии кругооборота, которая  происходит в сфере обращения, оборотные средства выступают в денежной форме. Затем они используются на приобретение материальных ценностей - сырья, материалов, топлива, малоценного инструмента и других товарно-материальных ценностей, необходимых для производственной деятельности предприятия и оплату рабочей силы.

На  второй стадии, которая происходит в производственной форме, товарно-материальные ценности используются для работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, зданий, сооружений, для выполнения транспортной и другой работы. При этом стоимость товарно-материальных ценностей полностью воплощается в стоимость вновь созданного продукта труда.

На  третьей стадии, которая происходит в сфере обращения, вновь созданный  продукт труда превращается в  денежную форму. Процесс кругооборота повторяется и происходит многократно.

Первая  и третья стадии относятся к сфере  обращения, вторая - к сфере производства. На каждой стадии оборотные средства принимают определенную функциональную форму: на первой - денежную, на второй - производственную и на третьей - товарную. Чтобы движение было непрерывным, определенные их части должны одновременно находиться в каждой из трех форм и проходить три стадии.

При кругообороте оборотных средств на транспорте (в отличие кругооборота оборотных средств в промышленности) выпадает товарная форма, т. к. продукцией транспорта является процесс перемещения грузов или пассажиров, который не имеет вещественной формы, а только стоимостную. В связи с этим нередко считают, что применительно к транспорту оборотные средства имеют две стадии оборота. Однако опыт показывает, что между процессом перевозок и возмещением затрат на него имеется некоторое время, в течение которого предприятие получает деньги от потребителей транспортной продукции - транспортных услуг. Этот промежуток времени и составляет продолжительность третьей стадии кругооборота. Если затраты на перевозки возмещаются авансом, то в этом случае затраты времени на третью стадию кругооборота отсутствуют.

Каждая  стадия кругооборота имеет свои апробированные методы интенсификации использования  денежных и материальных ресурсов.

На  первой его стадии современный хозяйственный  механизм требует от коллектива каждого  предприятия научно обоснованного  нормирования денежных средств. Оборотные фонды должны создаваться в таких размерах, чтобы обеспечивать бесперебойный ход транспортного процесса необходимыми материальными ценностями при их минимальных запасах.

На  второй своей стадии кругооборот  фондов должен происходить в условиях оптимальной организации транспортного  процесса, способствующей максимальному использованию подвижного состава и росту грузовых и пассажирских перевозок.

На  третьей, завершающей, стадии кругооборота возникает необходимость ускорения расчетов с клиентурой и своевременного поступления денежных средств за транспортные услуги как важной предпосылки обеспечения непрерывности процесса воспроизводства, уплаты налогов, расчетов с собственником организации, образования фондов экономического стимулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Источники  образования оборотных средств.

Источниками образования оборотных средств  являются собственные и приравненные к ним заемные и привлеченные средства. Собственные оборотные средства направляются на создание постоянных минимальных запасов остатков продукции, запасов незавершенного производства, расходов будущих периодов.

К приравненным относятся прежде всего устойчивые пассивы - средства, постоянно используемые предприятием в хозяйственном обороте, но не принадлежащие ему. К устойчивым пассивам относятся: минимальная задолженность рабочим и служащим по заработной плате, задолженность по отчислениям на социальные нужды и резерв предстоящих платежей, образуемый для оплаты отпусков работникам предприятия, выплаты вознаграждений за выслугу лет, задолженность поставщикам по неоплаченным поставкам и др.

Заемные средства - источник для образования  сезонных запасов и удовлетворения других временных потребностей. Предоставляются в основном в форме банковского кредита для покрытия дополнительной потребности в ресурсах.

К привлеченным оборотным средствам относятся  временно свободные средства, находящиеся в обороте предприятий до завершения расчетов с бюджетом, поставщиками и другими кредиторами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Нормирование оборотных средств

Оборотные средства подразделяются на нормируемые, вложенные в те виды товарно-материальных ценностей, которые необходимы предприятию и предусматриваются в его финансовом плане в минимальных размерах. Это производственные оборотные фонды и готовая продукция на складе, включая отгруженную, по которой документы не сданы в банк. Ненормируемые - средства в товарах, отгруженных покупателям, потребность в которых покрывается ссудами банков, денежные средства на счетах и в кассе, дебиторская задолженность и др.

Нормирование  оборотных средств - процесс научно обоснованного определения плановой потребности в собственных оборотных средствах. Порядок их нормирования определяется отраслевыми инструкциями и заключается в разработке норм и нормативов оборотных средств непосредственно на каждом предприятии.

Норма оборотных средств выражается в  относительных величинах и характеризует отношение необходимого остатка материальных ценностей к определенному показателю деятельности предприятия.

Норматив  оборотных средств - плановый, минимальный  остаток товарно-материальных ценностей  и затрат в денежном выражении, необходимый  для нормальной работы предприятия. Величина его определяется конкретно  на планируемый период путем умножения  нормы на тот показатель, по отношению  к которому она установлена.

Для организации  работы по нормированию оборотных средств  в каждой организации создается  комиссия, которая возглавляется  ее руководителем. В комиссию входят представители планового, производственного, финансового отделов, отдела снабжения, главный инженер, главный бухгалтер, главный механик и другие руководящие работники предприятия. На основании показателей утвержденного плана и мероприятий по ускорению оборачиваемости оборотных средств комиссия готовит исходные данные для нормирования, разрабатывает нормы по всем элементам оборотных средств. Разработанные нормы используются в течение ряда лет для расчета годовых нормативов собственных оборотных средств. Уточняются они в связи с изменениями технологий и организации производства, ассортимента выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, планов материально-технического снабжения, сбыта и других показателей на основании маркетинговых исследований. Нормативы оборотных средств ежегодно определяются экономической службой при составлении бизнес-плана и утверждаются руководителем организации. К нормируемым оборотным средствам на автомобильном транспорте относятся производственные запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов.

Следовательно, в автомобильном транспорте нормированию подлежат лишь средства, функционирующие в сфере производства. Размеры фондов обращения автотранспортных предприятий существенно колеблются, что ограничивает возможности их нормирования. В связи с этим они выделяются в группу ненормируемых оборотных средств. К ним относятся средства в расчетах с заказчиками, задолженность других предприятий, прочие активы, которые не планируются.

Экономическая необходимость деления оборотных  средств предприятий на нормируемые и ненормируемые вытекает из условий их функционирования.

Разработка  плановых нормативов по отдельным статьям  оборотных средств вызывает необходимость при минимальных запасах материалов, топлива, сменных частей и агрегатов, автомобильных шин обеспечить запланированную эффективность производства. В результате нормирования оборотных средств достигается планомерная организация их кругооборота при наиболее эффективном использовании и рациональном распределении средств.

Информация о работе Оборотные средства транспортных предприятий