Лекции по "Экономике отрасли"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:04, курс лекций

Краткое описание

РАЗДЕЛ 1. ОТРАСЛЬ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
РАЗДЕЛ 2. ФОРМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
РАЗДЕЛ 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ
РАЗДЕЛ 4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ

Файлы: 1 файл

краткий курс 41 группа.doc

— 374.00 Кб (Скачать)

 

- стратегия дифференцированных  цен –цена устанавливается со всевозможными скидками и надбавками к среднему уровню цен для различных рынков, покупателей.

 

- стратегия льготных  цен – направлена на работу с покупателями, в которых фирма заинтересована, предлагая товар по более низкой цене

 

- стратегия гибких, эластичных цен – цена зависит от покупательной способности и возможностей покупателя

 

- стратегия стабильных, стандартных, неизменных цен

 

- стратегия неокругленных  цен  - товар покупается не за 1000 рублей, а за 999 рублей

 

Прежде, чем применить ту или иную стратегию, необходимо   проанализировать положение дел на рынке.

 

 

3. Методы ценообразования.

 

При расчете цены на продукцию  применяют следующие методы

 

  1. средние издержки плюс прибыль – в основе цены лежать средние издержки производства и наценки, которая на различные товары различная. Наценка должна учитывать спрос и конкуренцию.

 

 

  1. на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли – цена устанавливается  с учетом получения желаемой прибыли, в этом случае определяется необходимый объём продаж, при котором будут покрыты издержки, а остальное производство будет направлено на прибыль.

 

 

  1. на основе уникальности товара- цена устанавливается не только исходя из издержек, но и ценности товара для покупателя, учитывается престижность товара для покупателя

 

  1. на уровне существующих цен на аналогичный товар

 

Осуществляется государственное  регулирование цен, существуют государственные  дотации предприятиям для поддержания  цен на определенном уровне, с целью  социальной защиты населения, стимулирования выпуска нужной продукции.

 

Уровень цены зависит  напрямую от типа рынка, на котором  могут быть множество  продавцов, незначительного количества продавцов, одного продавца.

 

 

4.Формирование цены.

 

 

 

Элементы цены

Себестоимость производства и реализации товаров

Прибыль производителя

Косвенные

Налоги

Посредническая

Надбавка

Торговая 

надбавка

Акциз

Налог на добавленную стоимость

Издержки посредника

Прибыль посредника

Налог на добавленную стоимость посредника

Издержки торговли

Прибыль торговли

Налог на добавленную стоимость торговли

Оптовая цена изготовителя

     

Оптовая цена отпускная

Оптовая цена закупки

Розничная цена


 

 

 

5. Классификация цен.

 

Существует ценовая  система -  это единая, упорядоченная  совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками национального и мирового рынков.

 

Цены различают 

 

  1. по отраслям и сферам обслуживания экономики

- оптовая цена  на продукцию промышленности  – цена по которой реализуется промышленная продукция всем категориям потребителей, кроме населения

- закупочная  цена на продукцию сельского  хозяйства – цена по которой реализуется сельскохозяйственная продукция колхозами, совхозами, кооперативами, населением, фермерами

- цены на строительную продукцию- сметная стоимость единицы конечной продукции строительного объекта (стоимость 1 кв.м.)

- тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными предприятиями с отправителей грузов или населения

- цены розничные – цены на товары, реализуемые населению, организациям  через розничную торговлю

- тарифы на услуги – система ставок,  по которым предприятия сферы обслуживания реализуют услуги потребителю

- внешнеторговые цены – цены,  по которым осуществляется экспорт отечественных товаров и импорт зарубежных товаров. Формирование этих цен существенно различается, поэтому выделяют экспортные и импортные цены

- экспортные цены – цены, по которым российские производители продают свою продукцию на мировом рынке

- импортные цены – цены, по которым российские фирмы закупают товар за рубежом. Эти цены устанавливаются с учетом таможенных пошлин, валютного курса, расходов внутри страны.

 

2. по степени участия  государства в ценообразовании

 

-рыночная   цена – цена, которая складывается на рынке продаж под влиянием конкуренции. Различают свободные, монопольные.

- регулируемая  –цена, установленная на рынке под влиянием государства. Различают фиксированные и предельные цены

 

3. по территории  действия

 

- единые (поясные) цены – цены на базовую продукцию, подвергаемые государственному регулированию (топливо, электроэнергия, квартплата).

- региональные (местные) цены – цены на продукцию, производимую в данном регионе с учетом складывающихся издержек.

 

 

  1. Цены на основные факторы производства.

 

Специфическим объектом ценообразования являются труд, земля, капитал, продукт интеллектуального  труда.

Ценой труда является его оплата, т.е. заработная плата, получаемая носителем труда- работающим. Она дифференцирована в зависимости от сложности, интенсивности труда, квалификации работника. Цена труда – основной фактор благосостояния работающего населения и источник воспроизводства рабочей силы. В с/х заработная плата ниже, чем в других отраслях экономики, восполняется за счет личного подсобного хозяйства.

Земля является специфическим  товаром, т.к. не создана трудом человека, её ценность заключается в том, что способна приносить доход. Для земли характерно понятие ренты. Рента – плата за право пользования землей или её использование. Рента позволяет получать доход с земли, не обрабатывая её. Землю можно продавать и покупать, Цена земли зависит от её плодородия, расположения, количества.

 Цена капитала- процентная банковская ставка, капитал , приносящий процент, выступает как ссудный капитал

 

 

 

ПРИБЫЛЬ И УРОВЕНЬ  РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА

 

  1. Прибыль предприятия

 

Прибыль является конечным финансовым результатом работы любого предприятия и представляет собой  разницу между ценой и себестоимостью продукции, а в целом по предприятию разницу между выручкой от реализованной продукции и затратами на её производство.

 

Прибыль –  часть прибавочного продукта, выраженная в денежной форме и используемая для расширения производства и социального развития предприятия.

Прибыль –  доход предприятия, полученный от  реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг.

 

Прибыль как главный  результат предпринимательской  деятельности обеспечивает потребности  самого предприятия, его работников и государства в целом.

 

Функции прибыли

 

- прибыль характеризует экономический эффект, полученный от деятельности предприятия

- прибыль является  основным элементом финансовых  ресурсов предприятия, проявляя стимулирующую функцию

- прибыль является  одним из важнейших источников  формирования бюджета разных уровней

 

Прибыль предприятия  может быть получена в результате различных видов деятельности, данная прибыль называется балансовая (общая, валовая) прибыль.

Она состоит из следующих  элементов

- прибыль от реализации  продукции, выполнения работы, оказания  услуги

- прибыль от реализации основных фондов и другого имущества

- прибыль от внереализационных  доходов и расходов.

 

 Прибыль после вычета  всех налогов на неё называется  чистой прибылью, налог на прибыль составляет 24%.

Чистая прибыль остается в распоряжении предприятия и  направляется на развитие производства, социальные нужды, отчисления в фонд оплаты труда сверх заработной платы, финансовые резервы.  Но не вся прибыль расходуется предприятием, а идет на некоторые налоги и штрафы – налог на имущество, сбор на право торговли, штраф за загрязнение окружающей среды, за утаивание доходов.

 

Прибыль (Пр) предприятия  определяется как разница между  объёмом реализации продукции (Ореал) и полной себестоимостью (Сп)

 

Пр = Ореал –  Сп

 

Прибыль на единицу продукции  определяется как разница между  ценой (Ц) и полной себестоимостью этого изделия (Сп1)

 

Пр = Ц –  Сп1

 

Чистая прибыль распределяется по направлениям

- фонд накопления

- фонд потребления

 -резервный фонд

- фонд социальной сферы

- фонд валютных отчислений

 

 

  1. Рентабельность предприятия.

 

Рентабельность  –основной показатель эффективности работы предприятия, характеризует уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.

 

Рентабельность определяется как отношение прибыли (чаще чистой) к затратам предприятия или к  выручке от реализации или к стоимости  основных и оборотных средств.

 

Р =

 

В практике работы предприятия  применяется ряд показателей  рентабельности

 

- рентабельность продукции

- рентабельность производственных  фондов (Пр/Фос+Фоб)*100)

- рентабельность вложений  в предприятие (Пр/стоимость имущества*100%)

 

 

 

Пути повышения  прибыли и рентабельности

 

- увеличение объёма  производства

- повышение цены за  счет повышения качества

- снижение себестоимости  производства или изделия

-улучшение использования  основных фондов (продажа излишнего, сдача в аренду)

- расширение рынка  продаж

- выпуск конкурентоспособной  продукции

 

 

Экзаменационные вопросы  и практические задания

для студентов 4 курса очного отделения группы  41

специальности 110301 Механизация сельского хозяйства 

по дисциплине «Экономика отрасли»

 

 

1. Экзаменационные  вопросы

 

    1. Сельское хозяйство в системе экономики
    2. Агропромышленные комплексы
    3. Особенности сельского хозяйства, как отрасли экономики
    4. Основные понятия и классификация  ресурсов. Виды ресурсов в сельском хозяйстве, пути их сбережения
    5. Показатели эффективной работы отрасли
    6. Цель деятельности, классификация  предприятий.
    7. Государственные, муниципальные  унитарные предприятия – сущность и особенности функционирования.
    8. Хозяйственное товарищество и  общество – их сущность и особенности функционирования
    9. Сельскохозяйственный производственный кооператив – сущность и особенности функционирования.
    10. Управление сельскохозяйственными предприятиями
    11. Сущность и классификация основных фондов.
    12. Учет и метод оценки основных фондов
    13. Виды износа основных фондов
    14. Амортизация основных фондов
    15. Показатели использования основных фондов – фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность, норма прибыли
    16. Сущность и структура оборотных средств.
    17. Нормирование оборотных средств.
    18. Кругооборот оборотных средств
    19. Показатели использования оборотных средств - коэффициент оборачиваемости, коэффициент загрузки оборотных средств, длительность одного оборота, величина высвобождаемых оборотных средств.
    20. Пути повышения эффективного использования основных и оборотных средств.
    21. Производственный персонал  предприятия, его классификация.
    22. Нормирование труда, виды норм, методы нормирования
    23. Классификация затрат рабочего времени
    24. Хронометраж
    25. Фотография рабочего времени
    26. Сущность, функции, виды и принципы организации заработной платы.
    27. Тарифная система оплаты труда
    28. Сдельная форма оплаты труда
    29. Повременная форма оплаты труда
    30. Договорная и подрядная формы оплаты труда
    31. Понятие о себестоимости, пути снижения себестоимости
    32. Виды себестоимости, классификация затрат
    33. Состав расходов - смета затрат
    34. Состав расходов-  калькуляция затрат по статьям.
    35. Сущность и функции цены
    36. Стратегия  ценообразования
    37. Методы ценообразования
    38. Классификация цен
    39. Формирование цены
    40. Прибыль предприятия
    41. Рентабельность предприятия

 

 2. Практические задания.

 

 

  1. На начало 2009  года основные производственные средства   сельскохозяйственного кооператива  составили 34574 т. рублей. Были закуплены:  1 февраля сеялка за 43 т. руб., 1 мая  трактор за 978 т. руб., 1 июля грузовая машина за 2457  т.руб.   Списали за износ:   1 марта комбайн за 137 т.руб., 1 апреля  автомобиль за 56 т.руб. Определить среднегодовую стоимость основных фондов.

 

  1. Фабрика за год  продала  170 млн.  куриных яиц  по цене 3 рубля.  Стоимость основных фондов на начало года 350 млн. рублей, в апреле закупили оборудования на 55 млн. руб. Определить фондоемкость и фондоотдачу.

 

 

  1. В сельскохозяйственном предприятии объем реализованной продукции - картофеля в 2008 году составил 1134 т.руб., среднегодовая стоимость основных фондов 689 т. руб. В 2009 году объём реализации продукции увеличился на 12 %, а среднегодовая стоимость основных фондов на 16%, определите фондоотдачу на 2009 год.

 

  1. На начало года стоимость основных фондов в СПК составила 35 млн. руб., в марте предприятие приобрело оборудования для заготовки кормов  на сумму 7,5 млн.руб. В среднем норма амортизации составила 12 %, за год предприятие произвело кормов  на 62 млн.руб. Определить среднегодовую стоимость основных средств, размер амортизационных отчислений за год, фондоотдачу

 

  1. Определить первоначальную стоимость основных фондов и норму амортизации, если

- амортизационные отчисления  составили 80 т.руб.

- затраты на ремонт 45 т.руб.

- затраты на демонтаж 17 т.руб.

- ликвидационная стоимость  43 т.руб.

Срок службы 8 лет.

 

  1. Определить амортизационные отчислении и норму амортизации   оборудования животноводческого комплекса, если его первоначальная стоимость 96 млн. руб., на модернизацию ушло 43 т.руб., на ремонт 54 т.руб., ликвидационная стоимость составила 23 т.руб. Срок службы 5,5 лет.

 

  1. В 2008 году СПК продал молока  на сумму 9,8 млн.руб., среднегодовая стоимость основных фондов составила 4,1 млн.руб. В 2009 году молока было продано на 8,7 млн. руб., среднегодовая стоимость основных фондов составила 5,1 млн. руб. Проанализируйте, как изменилась фондоотдача в СПК

 

  1. Определить показатели использования оборотных средств, если годовой объем сельхозпродукции  составил 2500 т.руб, стоимость остатка оборотных средств на конец первого квартала 240 т.руб, на конец второго квартала 200 т.руб., на конец третьего квартала 230 т.руб., на конец 4 квартала 316 т.руб, принятое обязательство по ускорению оборачиваемости 4 дня.

Информация о работе Лекции по "Экономике отрасли"