Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:04, курс лекций
РАЗДЕЛ 1. ОТРАСЛЬ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
РАЗДЕЛ 2. ФОРМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
РАЗДЕЛ 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ
РАЗДЕЛ 4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ
Час тар ст –часовая тарифная ставка выполняемой работы
Нвр – норма времени за единицу работ, час
Нвыр – часовая норма выработки, ед
Различают
- прямая сдельная заработная плата
- сдельно-премиальная, получает дополнительно еще и премию
- косвенно-сдельная –
оплата труда вспомогательных
рабочих, зависит от работы
обслуживаемого основного
- сдельно-прогрессивная
– предусматривает увеличение
расценок за продукцию,
- аккордная – расценка за весь объем работы без разбивки по операциям.
- аккордно-премиальная
Повременная форма оплаты труда
Это оплата труда за отработанное время в зависимости от квалификации работника.
Данная форма оплаты
труда применяется когда
Заработная плата при повременной форме определяется по формуле
Звр = Час тар. ст
Тч- фактически отработанное время, час (в день, неделю, месяц)
Различают
- простая повременная оплата
- повременно – премиальная
система оплаты труда –
- окладная система оплаты труда - устанавливаются месячные должностные оклады.
- контрактная - если оплата труда оговаривается в контракте (договоре)
Договорная форма оплаты труда
Между работодателем
и работником заключается договор,
в котором оговариваются
- в первом случае определяется фиксированная сумма выручки за работу, которая сдается предприятию и процент от этой выручки, идущий на оплату труда
- во втором случае
определяется фиксированная
Фиксированная сумма выручки определяется с таким расчетом, чтобы возместить расходы, связанные с производством и получить определенную прибыль.
Подрядная форма оплаты труда применяется в том случае, когда не требуется занятость рабочего в течение полного рабочего дня. В этом случае работник может работать по совместительству, работа оплачивается по конечному результату.
Система премирования.
Премирование осуществляется за выполнение или перевыполнение нормы, за производство продукции или услуг высокого качества, за добросовестное отношение к работе. Премии начисляются из фонда оплаты труда, оптимальный размер 30…50 %.
Организация и оплата труда в сельском хозяйстве.
Наиболее передовой формой организации труда в сельском хозяйстве является бригадный метод. Распространение получили специализированные и комплексные бригады.
Специализированные бригады объединяют работников, занятых производством одного вида продукции, возделыванием одной культуры или выращиванием одного вида скота.
Комплексная бригада занимается выращиванием или возделыванием разнородных видов растений или скота.
В составе бригад выделяют механизированные звенья, за которыми закрепляют отдельные земельные участки и технику для их обработки, что значительно повышает качество работы, стимулирует эффективное использование земли и техники.
В крупных с/х
предприятиях создаются
В животноводстве распространены специализированные бригады. В крупных животноводческих хозяйствах применяют поточно-цеховую организацию труда. Выделяют специализированные цеха- сухостойный, родильный, раздоя, производство молока, в каждом своя технология по содержанию и кормлению скота.
В сельском хозяйстве
наиболее распространенной
РАЗДЕЛ 4.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА
ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ
Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции.
В соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции, включаемых в себестоимость продукции, в себестоимость продукции включаются
- затраты, связанные
с производством продукции,
- затраты, связанные с использованием природного сырья, земель, древесины, воды
- затраты на подготовку и освоение производства
- затраты, связанные
с совершенствованием
- затраты на проведение
опытно-экспериментальных
- затраты по обслуживанию производственного процесса (приобретение сырья, материалов, топлива, энергии)
- текущие затраты,
связанные с эксплуатацией
- затраты, связанные с управлением производства (содержание АУП, содержание транспортных средств, связи, сигнализации, командировка, консультации, проверка).
- затраты, связанные
с подготовкой и
- выплаты, связанные с пенсионными отчислениями и социальным страхованием
- выплаты, предусмотренные законодательством о труде (заработная плата, премии, доплаты, надбавки)
- выплаты по кредитам банка
- затраты, связанные со сбытом продукции
- затраты на воспроизводства
основных производственных
- налоги и сборы налогового законодательства.
Себестоимость является основой для определения цены продукта и получения прибыли и необходима для:
- учета и контроля всех затрат на выпуск и реализацию продукции
- для формирования
оптовой цены на продукцию
и определение прибыли предприя
- экономического обоснования
целесообразности вложений инве
- определения оптимальных размеров предприятия
Различают следующие виды себестоимости продукции, работ, услуг
Плановая себестоимость- рассчитывается на планируемый период (год, квартал, месяц)
Фактическая себестоимость – устанавливается после окончания планового периода и характеризует фактические затраты предприятия на производство и реализацию продукции.
Производственная себестоимость – включает все затраты предприятия, связанные с производством и управлением предприятием
Полная себестоимость – состоит из производственной себестоимости и затрат на реализацию продукции, т.е. внепроизводственных (коммерческих) расходов.
Затраты на производство и реализацию продукции классифицируются
1. по методам формирования
- по экономическим элементам
- по статьям калькуляции
2. по роли в формировании себестоимости
- основные - связаны с технологическим процессом изготовления продукции
- накладные – связаны
с обслуживанием (содержание
3. по способу
включения в себестоимость
- прямые (сырье, материалы,
энергия, з/п рабочих, это
- косвенные (содержание оборудования, з/п АУП и вспомогательного персонала, отопление)
4. по зависимости
затрат от объёма выпуска
- постоянные (арендная
плата, амортизация,
- переменные (сырье, материалы, топливо)
6. по срокам использования в производстве
- текущие
- предстоящие (отпуска, сезонные расходы)
- расходы будущих периодов
3. Состав
расходов по производству и
реализации
Существует два вида формирования себестоимости - смета затрат и калькуляция.
Смета затрат осуществляется с целью определения общей суммы затрат предприятия на производство и реализацию продукции и состоит из следующих элементов расходов
Для определения себестоимости единицы или выполненной работы составляют калькуляцию затрат по статьям
Типовая калькуляция затрат состоит из статей
-расходы на содержание бригад, ферм, цехов. Общехозяйственные расходы –расходы на управление и организацию производства в целом
Пути снижения себестоимости
- повышение урожайности
культур и продуктивности
- использование в производстве ресурсосберегающих технологий (экономия электроэнергии, материалов, сырья)
- сокращение потерь продукции на всех стадиях производства
- материальное стимулирование работников за снижение материалоемкости продукции, рациональное использование материалов
- сокращение затрат на управление и организацию производства
- использование современной техники
ЦЕНА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ.
1. Сущность и функции цены.
Цена – денежное выражение стоимости продукции (услуги, работы).
Цена – это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель продать.
В условиях рыночной экономики
значение цены огромно, цена отражает,
насколько правильно была разработана
и успешно реализована
Цена имеет ряд функций
-учетная- отражает затраты на производство и реализацию продукции, а также размер прибыли
- распределительная – реализуется через включение в цену различных налогов (акциз, НДС)
- функция сбалансирования спроса и предложения – выражается в том, что осуществляется связь между производством и потребителем, спросом и предложением. Служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.
- стимулирующая – проявляется применением предприятия новой техники, технологии в увеличении выпуска продукции, в улучшении качества продукции, повышении эффективности производства
2. Стратегия и методы ценообразования.
Ценовая стратегия –это обоснованный выбор из нескольких вариантов цены, которая обеспечит достижение максимальной прибыли для фирмы на рынке на планируемый период.
На практике применяют ценовые стратегии
- стратегия высоких цен – предусматривается продажа по высоким ценам, а затем их снижение, это для товаров- новинок, защищенных патентами. Эта стратегия приемлема в условиях высокого спроса, восприятия высокой цены как гарантию качества товара
- стратегия низких цен (стратегия проникновения на рынок) –делается для стимулирования спроса, когда на рынке большой объём продукции и покупатель резко реагирует на снижение цен, увеличивая спрос. Низкие цены выдерживаются предприятием за счет больших объёмов производства.