Кооперирование производства: сущность, формы, показатели уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:03, контрольная работа

Краткое описание

Производственное кооперирование существенно отличается от материально-технического обеспечения, которое не вытекает непосредственно из форм специализации и не всегда основано на длительных производственных связях. Если кооперирование охватывает производственные связи по деталям, узлам, агрегатам, полуфабрикатам, определенным технологическим операциям, которые осуществляются с конкретными предприятиями, то материально-техническое обеспечение включает в себя поставки сырья, материалов, топлива, машин, оборудования и других средств производства любому потребителю.

Оглавление

Кооперирование производства: сущность, формы, показатели уровня. Экономическое значение кооперирования производства.
Тарифная система: сущность, элементы, область применения. Механизм повышения индивидуальных тарифных ставок в зависимости от результатов деятельности организации (предприятия). Система доплат и надбавок: сущность, назначение, область применения
Задача
Составить структурно-логические схемы (не менее трех) по теме «Оборотные средства организации (предприятия) и эффективность их использования».

Файлы: 1 файл

экономика организации.docx

— 69.88 Кб (Скачать)

В соответствии с приведенной  сеткой осуществляется тарификация  работников всех отраслей народного  хозяйства. При этом тарификация  работников бюджетного сектора экономики  производится по 27 разрядам, а внебюджетного - по 23 разрядам.

Тарификация работников, как  в бюджетном, так и в хозрасчетном секторах экономики производится на основе действующих тарифно-квалификационных справочников работ и профессий рабочих, должностей руководителей, специалистов и служащих, с учетом отраслевых положений и инструкций, по аттестации работников.

Тарификация отдельных категорий  работников хозрасчетного сектора  экономики (педагогические работники, библиотекари, фармацевтические, научные  и др. работники) производится на уровне тарификации, предусмотренной для  соответствующих категорий отраслей бюджетного сектора.

 Распределение профессионально-квалификационных  групп работников по Единой  тарифной сетке

С 1 по 8 разряд включительно распределены рабочие всех отраслей экономики. Отнесение к категории  рабочих осуществляется в соответствии с Общегосударственным классификатором  Республики Беларусь «Профессии рабочих  и должности служащих» (ОКПД). Тарификация  рабочих (отнесение их к соответствующему разряду) входит в компетенцию нанимателей  и осуществляется в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессии рабочих (ЕТКС).

Кроме рабочих, тарифицируемых по разрядам, в отраслях бюджетного и внебюджетного секторов экономики  имеется значительное число профессий  рабочих, не внесенных в ЕТКС (уборщики, гардеробщики, дворники, кладовщики, грузчики, водители, лифтеры и другие), которым  устанавливаются месячное оклады.

По этой категории рабочих  Министерством труда централизованно  установлены кратные коэффициенты ставки первого разряда для расчета  их тарифных ставок и окладов. При  этом большинство названных коэффициентов  установлено на уровне тарифных коэффициентов  соответствующих разрядов Единой тарифной сетки или приближены к ним. По мере завершения разработки тарифно-квалификационного  справочника для указанных профессий  рабочих и определения, соответствующих  для них разрядов, они будут  тарифицироваться, как и другие рабочие.

В категории служащих выделены следующие группы, построенные по принципу общности функций: технические исполнители, занятые подготовкой и оформлением документов, учетом и контролем; специалисты всех отраслей экономики; руководители подразделений административно-хозяйственного обслуживания; руководители предприятий и организаций и их структурных подразделений (функциональных и линейных). Отнесение служащих к специалистам и руководителям производится также по ОКПД.

С 5 по 10 разряд на сетке распределены технические исполнители, занятые подготовкой и оформлением документации, учетом и контролем, а также руководители подразделений административно-хозяйственного обслуживания организаций.

С 10 по 15 разряд распределены специалисты всех отраслей хозрасчетного  сектора экономики и специалисты  бюджетной сферы всех наименований, обслуживающие основную деятельность.

В бюджетной сфере они  подразделяются на две группы:

Первая. Инженеры: электроники, по телевизионному и радиовещательному оборудованию; оптическому и лазерному оборудованию на работах с рентгеновской, радиационной, радиометрической, дозиметрической, радиохимической, плазменной, вакуумной, ультразвуковой аппаратурой - 12 -15 разряды;

Вторая. Инженеры других специальностей: экономисты, бухгалтеры, юрисконсульты, психологи, физиологи, переводчики, методисты, социологи, агрономы и другие специалисты - 10 -13 разряды.

С 8 по 21 разряд, распределены работники культуры, включая руководителей  учреждений, с 9 по 20 разряд - артистический  персонал концертных организаций (включая  мастеров сцены), руководители и художественный персонал театрально-зрелищных организаций.

Педагогические - работники (учителя, преподаватели школ, школ-интернатов, средних специальных учебных  заведений, лицеев, гимназий, колледжей, воспитатели детских садов), имеющие  высшее образование, распределены в 12-16 разрядах. Они занимают приоритетное место на сетке по сравнению с инженерами и другими специалистами, обслуживающими основную деятельность организаций бюджетной сферы, специалистами библиотек, специалистами физкультуры и спорта.

Руководители и их заместители  названных учебных заведений  в зависимости от контингента  учащихся распределены в 14-23 разрядах.

Врачи по отношению к педагогическим работникам по тарификации находятся  в более приоритетном положении. Они распределены в 13-17 разрядах с  превышением на один разряд. Руководители медицинских учреждений и их заместители  распределены в 17-23 разрядах.

Научные работники распределены на Единой тарифной сетке в 16-21 разрядах, профессорско-преподавательский состав - в 16-23 разрядах, руководители научных  организаций и их заместители - в 19-26 разрядах, ВУЗов - в 22-27 разрядах.

Порядок применения тарифной сетки

Для обеспечения единого  подхода к применению ЕТС рекомендуется  руководствоваться следующими методическими  документами:

- коэффициенты повышения  ставок рабочих по технологическим  видам работ, производствам и  отраслям экономики к тарифным  ставкам рабочих соответствующих  разрядов Единой тарифной сетки  - приложение 3.

В отраслевых тарифных соглашениях  и коллективных договорах может  предусматриваться применение этих коэффициентов к должностным  окладам руководителей и специалистов внутрипроизводственных подразделений, в которых заняты рабочие, рассчитанных на основе тарифной ставки первого  разряда, установленной Советом  Министров Республики Беларусь.

Применение коэффициентов  не исключает установление предприятиями  доплат за работу в неблагоприятных  условиях труда по результатам аттестации конкретных рабочих мест, если предусмотренные  в приложении 3 коэффициенты не обеспечивают должную компенсацию за работу в  этих условиях;

- кратные размеры ставки  первого разряда для расчета  тарифных ставок (окладов)

рабочих и служащих, не тарифицируемых по разрядам, - приложение 4;

-распределение должностей  технических исполнителей и руководителей подразделений административно-хозяйственного обслуживания по разрядам - приложение 5;

-распределение предприятий,  и организаций отраслей экономики  республики по группам минимальных  ставок руководителей и специалистов  -приложение 6.

Дифференциация предприятий, организаций, отдельных производств  и видов деятельности по группам  ставок обусловлена различиями в  сложности выпускаемой продукции, выполняемых работ и услуг, сложившимися общими условиями труда, его напряженностью, степенью ответственности и другими  факторами.

Это позволяет на основе трехступенчатого разброса разрядов установить различные тарифные ставки специалистам одной и той же категории (квалификации) или руководителям одного и того же уровня (звена) управления, но работающим на предприятиях, в организациях, производствах, различающихся по указанным выше факторам. В ЕТС этот разброс изображен  в виде сплошной линии по горизонтали  слева направо. Первой группе в приложении соответствует крайний левый  разряд;

-распределение по разрядам  отдельных специалистов, должности  которых не категорируются, - приложение 7;

- группировка должностей  руководителей функциональных служб  по уровням управления в отраслях (подотраслях) экономики - приложение 8;

- группировка должностей  линейных руководителей по уровням  управления - приложение 9;

- показатели для отнесения  изделий к особо сложной продукции  - приложение 10.

Тарифные разряды и  коэффициенты руководителей коммерческих предприятий и организаций (кроме  государственных и с долей  собственности государства) устанавливаются  в зависимости от списочной численности  работающих по следующей шкале:

Таблица 2.

 

Списочная численность работающих, чел.

Разряды/Коэффициенты

 
 

16

17

18

19

20

21

22

23

 
 

3,72

3,98

4,26

4,56

4,88

5,22

5,59

5,98

 

До 100

                 

101-300

                 

301-600

                 

601-1200

                 

1201-2500

                 

2501-5000

                 

Свыше 5000

                 
                   

тарифный система оплата труд

К тарифным коэффициентам 21-23 разрядов применяется повышающий коэффициент 1,07.

Должностные оклады руководителей  предприятий, рассчитанные в соответствии с указанными на шкале коэффициентами, могут увеличиваться за:

- рост объемов производства (работ, услуг) нарастающим итогом  с начала года в сопоставимых  ценах по сравнению с соответствующим  периодом предыдущего года при  условии роста объема реализованной  продукции (работ, услуг) в фактических  ценах нарастающим итогом с  начала года, прибыли от ее  реализации, рентабельности продукции  (работ, услуг) в процентах нарастающим  итогом с начала года - до 20 %. При  снижении темпов роста объемов  производства по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года восстанавливается первоначальный оклад;

- создание дополнительных  по сравнению с предыдущим  годом рабочих мест - до 10 процентов;

- увеличение доли продукции,  экспортируемой за валюту, в объеме  реализованной продукций - до 20 процентов;

В случае, когда тарифный разряд руководителя предприятия окажется равным или ниже разряда руководителей  функциональных и внутрипроизводственных подразделений, определенного согласно указанной шкале, рекомендуется  пересмотреть действующую на предприятии  структуру управления и штаты, устранить  излишние звенья.

Тарифный разряд первого  заместителя (главного инженера) устанавливается  на один разряд ниже разряда руководителя предприятия.

Тарифные разряды заместителей руководителей предприятия по основной деятельности, главного бухгалтера устанавливаются  на один-два - разряда ниже тарифного  разряда первого заместителя (главного инженера).

По решению органов, уполномоченных заключать контракт с руководителями предприятий, их должностные оклады могут исчисляться в кратном  размере тарифной ставки первого  разряда, установленной Советом  Министров Республики Беларусь в  зависимости от показателей списочной  численности работников предприятия в соответствии с Положением об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 1999 г.

На государственных предприятиях и предприятиях с долей собственности  в их имуществе государства, оплата труда руководителей которых  производится в соответствии с названным  Положением, тарификация других работников производится на основе Единой тарифной сетки.

В случаях существенной разницы  в размерах должностных окладов  руководителя предприятия и его  первого заместителя (главного инженера), заместителей и главного бухгалтера, к их должностным окладам применяется  повышающий (понижающий) коэффициент  с таким расчетом, чтобы оклад  первого заместителя (главного инженера) был на 7 процентов ниже оклада руководителя, а оклады заместителя руководителя, главного бухгалтера - на 7-14 процентов  ниже оклада первого заместителя (главного инженера).

При применении ЕТС следует  учитывать следующие особенности:

Тарифные разряды служащих хозрасчетного сектора экономики  определены применительно к ведущим  профессиям специалистов, руководителей  профилирующих функциональных служб, отделов и внутрипроизводственных подразделений основного производства.

Тарифные разряды не ведущих  профессий, руководителей непрофилирующих  функциональных служб и отделов, внутрипроизводственных подразделений  не основного производства рекомендуется  устанавливать соответственно на 1 разряд ниже.

Информация о работе Кооперирование производства: сущность, формы, показатели уровня