Конкурентоспособность предприятия и пути её повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 07:57, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является проведение экономического анализа эффективности деятельности организации и разработка путей повышения ее конкурентоспособности в условиях рынка.
Задачи дипломной работы:
- изучить теоретические вопросы конкурентоспособности услуг и деятельности организации;
- оценить ресурсный потенциал организации и эффективность его использования;
- проанализировать динамику состава и структуру имущества организации и его финансовых источников;
- оценить ликвидность баланса и финансовой устойчивости объекта исследования;
- оценить рентабельность деятельности объекта исследования;
- рассмотреть пути повышения конкурентоспособности продукции и услуг;
- разработать конкретные предложения по повышению конкурентоспособности объекта исследования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ:
МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ 6
1.1 Сущность и факторы конкурентоспособности организации
и продукции 6
1.2 Качество как базовый фактор конкурентоспособности
продукции 19
2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ООО «РОТОНДА» Г. КРАСНОДАРА 26
2.1 Организационно-правовая характеристика 26
2.2 Оценка обеспеченности и эффективности использования
персонала 28
2.3 Оценка обеспеченности основными и оборотными средствами
и эффективности их использования 34
2.4 Оценка финансового состояния организации 42
3 ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ
ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ООО «РОТОНДА» Г. КРАСНОДАРА 59
3.1 Управление затратами и себестоимостью услуг 59
3.2 Расширение сферы оказываемых услуг 63
3.3 Основные направления повышения экономической
эффективности использования трудовых ресурсов 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 79

Файлы: 1 файл

диплом повышение конкурентоспособности.doc

— 783.50 Кб (Скачать)

 

Из анализа таблицы 24 следует, что сокращение среднесписочной численности работников на 6,9% при более высоких темпах производительности труда позволяют сократить затраты на оплату труда. Вместе с тем, повышается среднегодовая оплата одного работника и снижается общая величина издержек, связанная с потреблением живого труда более чем на 309,2 тыс. руб.

Уменьшаются и удельные издержки, если при среднесписочной численности персонала 29 чел. на один рубль денежной выручки приходилось 50 коп. издержек, связанных с использованием живого труда, то в предполагаемом варианте с численностью 27 чел. - 40 коп.

Анализ использования трудовых ресурсов, рост производительности труда необходимо рассматривать в тесной связи с оплатой труда. С ростом производительности труда создаются реальные предпосылки повышения его оплаты. При этом средства на оплату труда нужно использовать таким образом, чтобы темпы роста производительности труда опережали темпы роста его оплаты. Только при таком условии создаются реальные возможности для наращивания темпов расширенного воспроизводства.

Следует также установить соответствие между темпами роста средней заработной платы и производительностью труда. В таблице 25 рассмотрим соотношение темпов роста производительности и оплаты труда.

Таблица 25

Темпы роста производительности и оплаты труда в ООО «Ротонда»

 

Показатели

2005 г.

Прогноз

Получено денежной выручки в расчете на 1 работника, тыс. руб.

179,1

192,4

Среднегодовая заработная плата 1 работника, руб.

57500

60375

Индекс заработной платы

-

1,05

Индекс производительности труда

-

1,07

Коэффициент опережения

-

1,02

Сумма экономии фонда заработной платы, тыс. руб.

-

31,04

 

Более высокие темпы роста производительности труда по сравнению с темпами роста заработной платы позволят сэкономить 31,04 тыс. руб. фонда заработной платы.

Решающее значение в деле обеспечения стремления работников к повышению результативности своей деятельности имеет создание действенных мотивов. В этой связи для предприятия очень важно иметь четкое представление о направлениях усиления мотиваций, совершенствовании процесса стимулирования в деле достижения лучших конечных результатов деятельности предприятия. К сожалению, в настоящее время стимулирование ориентировано на краткосрочные экономические цели, на достижение определенного результата за установленный период. Такой подход не обеспечивает заинтересованности работников в постоянном повышении своей квалификации, в самосовершенствовании.

Мотивационный процесс предусматривает использование таких понятий, как «потребность» и «вознаграждение». Любые установки извне о целях развития не вызывают заинтересованности работников в активизации своих усилий до тех пор, пока они не станут целью этого работника. Поэтому следует обеспечить сочетание целей работника с целями предприятия. Очень важно создать условия, при которых человек ощущает значимость своего труда, испытывая чувство причастности к определенному коллективу, доволен общением и дружескими отношениями с коллегами. А решающая роль здесь принадлежит внешнему признанию значимости труда через заработную плату, продвижение по службе - символы служебного статуса и престижа.

В организациях западных стран широкое применение получили так называемые аналитические оплаты труда, которые предусматривают дифференциальную оценку в баллах степени сложности выполняемой работы с учетом квалификации работников, условий труда и т.п. При этом постоянная часть заработной платы составляет около 70%. Переменная же часть в виде премий, различных поощрений выплачивается как награда за повышение качества продукции, рост производительности труда, экономию материалов [11, с.580-581].

Для усиления роли оплаты труда в системе мотивации необходимо обеспечить ее непосредственную связь с итогами труда. Каждый работник должен видеть устойчивую связь между получаемым материальным вознаграждением и производительностью труда, величиной своей заработной платы и результатами, достигнутыми предприятием. То есть, необходимость создания на предприятиях механизма мотивации повышения эффективности труда неоспорима. Он должен включать совершенствование оплаты и организации труда, улучшение качества рабочей силы, вовлечение в процесс управления персонала, использование моральных факторов поощрения.

Огромное значение для оценки эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии в условиях рыночных отношений имеет показатель рентабельности персонала. Факторная модель рентабельности персонала позволяет установить взаимосвязь между изменением прибыли на одного работника, уровнем рентабельности продаж, удельным весом выручки в общем объеме произведенной продукции и производительностью труда. Для выявления основных факторов роста рентабельности персонала рассмотрим таблицу 26, которая демонстрирует прибыльность персонала. Необходимо выявить за счет каких факторов, в наибольшей степени, сложилась такая ситуация. Поэтапно проследим, как возрастала прибыль на одного работника за счет изменения производительности труда и рентабельности продаж.

Таблица 26

Влияние производительности труда и рентабельности оборота

на прибыльность персонала ООО «Ротонда»

 

Показатели

2005 г.

Прогноз

Отклонение

Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

5194,5

6134,5

+ 940,0

Среднесписочная численность работников, чел.

29

27

-2

Среднегодовая выработка одного работника, тыс. руб.

179,1

227,2

+ 48,1

Прибыль от продаж, тыс. руб.

335,0

1000,0

+ 665,0

Прибыль на одного работника, тыс. руб.

11,5

37,0

+ 25,5

Рентабельность оборота, %

6,4

16,3

+ 9,9

Изменение прибыли на одного работника, тыс. руб. за счет изменения:

- производительности труда

- рентабельности оборота

 

 

-

-

 

 

-

-

 

 

3,1

22,4

 

Из осуществленного расчета следует, что прибыльность персонала организации возросла на 25,5 тыс. руб. Главным образом это вызвано увеличением прибыли от продаж и соответственно рентабельности оборота. За счет данного фактора рост прибыльности персонала составил 22,4 тыс. руб. За счет повышения производительности труда прибыльность персонала возросла на 3,1 тыс. руб.

Из осуществленного анализа следует, что для дальнейшего увеличения прибыльности персонала необходимо повысить производительность труда и рентабельность оборота.

Факторами роста производительности труда могут быть:

-   совершенствование организации производства, труда и управления посредством увеличения норм и зон обслуживания; диверсификации производства; сокращения потерь рабочего времени; рационализации структуры управления производством;

-   технический прогресс, предусматривающий автоматизацию производственных процессов; внедрение передовых технологий; модернизацию действующего оборудования; качество используемых материалов;

-   изменение объема услуг, производства и относительное уменьшение численности персонала.

При помощи факторного анализа определим, каким образом может измениться прибыльность персонала за счет изменения капиталовооруженности труда, скорости оборота капитала, рентабельности оборота (таблица 27).

Таблица 27

Влияние капиталовооруженности труда и скорости оборота капитала на прибыльность персонала ООО «Ротонда»

 

Показатели

2005 г.

Прогноз

Отклонение

1

2

3

4

Прибыль от продаж, тыс. руб.

335,0

1000,0

+ 665,0

Среднесписочная численность персонала, чел.

29

27

-2

Выручка от реализации продукции, услуг, тыс. руб.

5194,5

6134,5

+ 940,0

Среднегодовая сумма капитала, тыс. руб.

1030,7

1136,0

+105,3

Прибыль на одного работника, тыс. руб.

11,5

37,0

+ 25,5

Продолжение таблицы 27

1

2

3

4

Рентабельность оборота, %

6,4

16,3

+ 9,9

Коэффициент оборачиваемости капитала

5,0

5,4

+0,4

Капиталовооруженность труда, тыс. руб.

35,5

42,1

+6,6

Объем продаж в расчете

 

 

 

на одного работника, тыс. руб.

179,1

227,2

+48,1

Изменение прибыли на одного работни-

 

 

 

ка, тыс. руб. за счет изменения:

 

 

 

- капиталовооруженности труда

-

-

2,0

- скорости оборота капитала

-

-

1,0

- рентабельности оборота

-

-

22,5

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия и пути её повышения