Конкурентоспособность предприятия и пути её повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 07:57, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является проведение экономического анализа эффективности деятельности организации и разработка путей повышения ее конкурентоспособности в условиях рынка.
Задачи дипломной работы:
- изучить теоретические вопросы конкурентоспособности услуг и деятельности организации;
- оценить ресурсный потенциал организации и эффективность его использования;
- проанализировать динамику состава и структуру имущества организации и его финансовых источников;
- оценить ликвидность баланса и финансовой устойчивости объекта исследования;
- оценить рентабельность деятельности объекта исследования;
- рассмотреть пути повышения конкурентоспособности продукции и услуг;
- разработать конкретные предложения по повышению конкурентоспособности объекта исследования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ:
МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ 6
1.1 Сущность и факторы конкурентоспособности организации
и продукции 6
1.2 Качество как базовый фактор конкурентоспособности
продукции 19
2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ООО «РОТОНДА» Г. КРАСНОДАРА 26
2.1 Организационно-правовая характеристика 26
2.2 Оценка обеспеченности и эффективности использования
персонала 28
2.3 Оценка обеспеченности основными и оборотными средствами
и эффективности их использования 34
2.4 Оценка финансового состояния организации 42
3 ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ
ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ООО «РОТОНДА» Г. КРАСНОДАРА 59
3.1 Управление затратами и себестоимостью услуг 59
3.2 Расширение сферы оказываемых услуг 63
3.3 Основные направления повышения экономической
эффективности использования трудовых ресурсов 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 79

Файлы: 1 файл

диплом повышение конкурентоспособности.doc

— 783.50 Кб (Скачать)

Результат от управления качеством продукции может измеряться такими частными показателями, как: удельный вес брака (установленный по стандартам) и его структура по возможности устранения; затраты и эффективность системы предупреждения брака, уровень фактической реализации продукции (по отношению к объему производства) за установленный период, характер отзывов потребителей о продукции. Они рассматриваются в неразрывной связи с эффективностью производства (реализации) продукции.

Существует мнение, что отклонение уровня качества продукции на 20% от лучших аналогов вынуждает фирмы продавать такую продукцию практически в 2 раза дешевле. Однако если прямая связь между качеством продукции и ценой, которую готовы заплатить за нее потребители, в условиях хозяйствования на Западе очевидна, то в России в нее вплетается фактор расслоения общества по уровню доходов и низкой платежеспособности спроса. Так, по данным Госкомстата РФ в 2001г. до 66% россиян имели доходы ниже прожиточного минимума. Особенно остро эта ситуация складывается в регионах, удаленных от промышленных центров и транспортных узлов. Поэтому рыночное влияние на качество продукции в России ограничено, чем можно объяснить и отсутствие маркетинговой основы управления на многих предприятиях.

Вместе с тем тенденции изменения положения в России свидетельствуют об улучшении положения в сфере доходов населения, что и предопределяет необходимость работы над уровнем качества продукции.

Помимо фактора платежеспособности существенную роль в формировании спроса на товар играет фактор информированности потребителей о свойствах товара и их влиянии на уровень удовлетворения потребности. Недостаточная потребительская опытность в условиях растущих альтернатив и слабое информирование со стороны производителей и торгующих организаций о важных для потребителя свойствах товара, а подчас и предоставление ложной информации не позволяет потребителям реально оценить качество продукции и в соответствии с этим принять обоснованное решение о покупке.


2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

ООО «РОТОНДА» Г. КРАСНОДАРА

 

2.1 Организационно-правовая характеристика

 

ООО «Ротонда» учреждена гражданином РФ ....................

Место нахождения фирмы: 350004, РФ, Краснодарский край, г. Краснодар, Западный административный округ, ул. ...........................

ООО «Ротонда» осуществляет хозяйственную деятельность и обладает полной хозяйственной самостоятельностью. Основным видом деятельности ООО «Ротонда» являются:

-  рекламная деятельность;

-  рекламно-информационные услуги всех видов по заказам юридических и физических лиц;

-  дизайн, промышленная графика, разработка и выполнение интерьеров жилых, рабочих и учебных помещений, а также объектов общественного питания и учреждений культуры;

-  редакционно-издательская и полиграфическая деятельность;

-  транспортные услуги в соответствии с законодательством;

-  посредническая и торгово-закупочная деятельность;

-  производство строительных материалов;

-  производство товаров народного потребления;

-  разработка и изготовление проектно-сметной документации;

-  разработка и реализация программного обеспечения;

-  другие виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству.

ООО «Ротонда» филиалов и представительств не имеет.

Стабильными и перспективными клиентами ООО «Ротонда» стали индивидуальные застройщики и частные организации. Потребители услуг делятся на два основных сегмента: юридические лица - организации и организации, специализирующиеся на выполнении строительно-монтажных работ и население. Частные лица, как правило, заказывают выполнение проектов жилых домов.

Общество создавалось в целях:

-  участие в формировании рынка услуг;

-  удовлетворение общественных потребностей в его продукции и услугах;

-  получение прибыли.

Аппарат управления организации представляет собой систему взаимосвязанных органов и работников управления. На предприятии существуют постоянно действующие отделы и службы, отвечающие за выполнение определенных функций на производстве. Работники этих подразделений несут ответственность за результаты производственной деятельности.

В верхней иерархии управленческой структуры имеются должности: директор, главный инженер, главный бухгалтер, начальник проектного отдела, начальник отдела маркетинга и анализа организации.

В состав отделов управления входят: бухгалтерия, отдел кадров.

Также имеются отделы: проектный отдел, отдел маркетинга и анализа организации.

Отдел бухгалтерии состоит из трех специалистов - главного бухгалтера, экономиста и кассира.

Отдел кадров состоит из менеджера по персоналу и секретаря. Отдел занимается подбором и адаптацией персонала, оформляет личные дела сотрудников, занимается планированием рабочего времени, отпусков и т.д.

Стратегию фирмы определяет отдел маркетинга и анализа организации, который занимается изучением проблем по изучению спроса и продвижению услуг на рынок и разрабатывает рекомендации для руководства компании на базе изучения рынка, прогнозов в планировании объемов сбыта и управлении товародвижением, а также формирования ценовой политики.

Основным производственным отделом организации является проектный отдел. Специалисты отдела - конструкторы, инженеры, проектировщики - занимаются разработкой проектов, выполнением технической и конструкторской документации, контролем за строительством объектов. Это самый большой отдел организации. В 2003 году в отделе было 7 работников, в 2004 - 14 и в 2005 году-16.

Качество менеджмента основных специалистов фирмы находится на достаточно высоком уровне, обеспечивающем выполнение поставленных стратегических задач. В целом организационная структура достаточно гибкая, постоянно совершенствуется с учетом изменений конъюнктуры и требований рынка.

Все работники организации имеют высшее или среднеспециальное образование.

 

2.2 Оценка обеспеченности и эффективности использования персонала

 

В числе важнейших функций менеджмента является управление персоналом. От обеспеченности организации трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем денежных поступлений, эффективность использования оборудования, машин и как результат - объем реализации продукции, ее себестоимость, прибыль.

В условиях рыночной экономики необходимо разработать и использовать новые подходы в ориентирах работников организаций. Внутри организации главным звеном управления являются работники, а за его пределами - потребители продукции (услуг). Поэтому должны быть изжиты такие привычки прошлого, как бездумное исполнение, расточительство и т.п. На смену им должны прийти ориентация работающих на потребителя, проявление инициативы, стремление к прибыльной работе, использование социальных норм, основанных на здравом экономическом смысле [11, с. 100].

В каждой организации должна разрабатываться и осуществляться кадровая политика, которая будет способствовать созданию здорового и работоспособного коллектива; повышению уровня квалификации работников; созданию трудового коллектива, оптимального по половозрастной структуре, уровню квалификации; созданию высокопрофессионального руководящего звена, способного гибко реагировать на изменяющиеся обстоятельства, чувствовать и внедрять все новое и передовое. Коллектив организации достаточно молодой: 85% - лица в возрасте до 30 лет, в организации работают 20 мужчин и 9 женщин.

Основными анализируемыми показателями по труду является фонд заработной платы, или расходы на оплату труда, численность работников, производительность труда и средняя заработная плата. Система показателей, характеризующих использование труда и расходы на его оплату, дана в таблице 7 [5, с. 303].

Анализ показателей, характеризующих использование труда, проводится с целью:

-  оценки эффективности использования средств на оплату труда;

-  оценки влияния роста средней заработной платы на увеличение объема товарооборота и прибыли;

-  обоснования расходов на оплату труда;

-              определения потребности в персонале на планируемый период. Порядок анализа следующий:

1.   Выявляется динамика расходов на оплату труда в соответствии с ростом товарооборота.

2.   Оценивается изменение уровня расходов на оплату труда и рассчитывается сумма относительной экономии или перерасхода издержек по оплате труда.

3.   Проводится факторный анализ расходов на оплату труда в абсолютных и относительных величинах.

4.   Изучается динамика производительности труда и численности персонала, рассчитывается условное высвобождение персонала.

5.   Проводится факторный анализ производительности труда.

6.              Оценивается качественный состав персонала, разрабатываются предложения по повышению эффективности его использования.

Показатели использования труда в ООО «Ротонда» представлены в таблице 2.

Таблица 2

Использование труда в ООО «Ротонда»

 

 

 

 

 

Отклонения

Показатели

2003 г.

2004 г.

2005 г.

абсо-

относи-

 

 

 

 

лютные,

тель-

 

 

 

 

(+,-)

ные, %

Среднесписочная числен-

 

 

 

 

 

ность работников, чел.

12

26

29

17

241,7

в том числе занятых

 

 

 

 

 

в основном производстве

7

14

16

9

228,6

Удельный вес работников

 

 

 

 

 

основного производства

 

 

 

 

 

в общей численности

 

 

 

 

 

персонала, %

58,3

53,8

55,2

-3,1

-

Отработано одним работ-

 

 

 

 

 

ником основного производ-

 

 

 

 

 

ства, дней

225

220

223

-2

99,1

Отработано всеми работни-

 

 

 

 

 

ками основного производ-

 

 

 

 

 

ства, чел.-ч

12127,5

42900,0

50442,5

+38315

3,1 раза

Средняя продолжитель-

 

 

 

 

 

ность рабочего дня, ч

7,7

7,5

7,8

+0,1

101,30

Производство продукции

 

 

 

 

 

в плановых ценах, тыс. руб.

772,6

2612,6

5194,5

+4421,9

6,7 раз

Выработка работника

 

 

 

 

 

основного производства,

 

 

 

 

 

тыс. руб.:

 

 

 

 

 

- среднегодовая

110,4

186,6

324,7

+214,3

294,2

- среднедневная

0,49

0,85

1,45

+0,96

295,9

- среднечасовая

0,06

0,11

0,18

+0,12

290,6

 

Анализируя таблицу 2 можно сказать, что численность работников за три года увеличилась более чем в 2 раза. Удельный вес работников основного производства изменился незначительно. Численность этой категории работников увеличилась, как и в целом численность персонала организации. В 2004 году наблюдалось снижение средней продолжительности рабочего дня, что говорит о неэффективном использовании рабочего времени, в 2005 этот показатель возрос до 7,8 ч. Среднечасовая выработка увеличилась в 2,9 раз, что можно связать с сокращением потерь рабочего времени.

Показателем эффективности труда является его производительность, рост которой позволяет существенно снизить затраты на реализацию продукции; при прочих равных условиях увеличить объем реализации продукции, а следовательно, и рост прибыли; проводить политику по увеличению средней заработной платы работникам; более успешно осуществлять реконструкцию и техническое перевооружение предприятия; повысить его конкурентоспособность, обеспечить финансовую устойчивость работы [13, с. 113].

Показатели производительности труда нашли отражение в таблице 3.

Таблица 3

Производительность труда персонала ООО «Ротонда»

Показатели

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Темпы роста, %

2004/ 2003

2005/ 2004

2005/ 2003

Объем продажи товаров и реализации услуг, тыс. руб.

772,6

2612,6

5194,5

330,7

203,3

6,7 раз

Среднесписочная чис-ленность персонала, чел.

12

26

29

216,7

111,5

241,7

Фактические затраты труда, чел.-ч

12127,5

42900,0

50442,5

353,7

117,6

4,2 раз

Получено денежной выручки в расчете на:

-1 среднесписочного работника, тыс. руб.

-1 чел.-ч, руб.

 

 

 

64,4

63,7

 

 

 

100,5

60,9

 

 

 

179,2 103,0

 

 

 

152,6 93,6

 

 

 

182,3 172,8

 

 

 

278,2 161,7

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия и пути её повышения