Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 07:57, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является проведение экономического анализа эффективности деятельности организации и разработка путей повышения ее конкурентоспособности в условиях рынка.
Задачи дипломной работы:
- изучить теоретические вопросы конкурентоспособности услуг и деятельности организации;
- оценить ресурсный потенциал организации и эффективность его использования;
- проанализировать динамику состава и структуру имущества организации и его финансовых источников;
- оценить ликвидность баланса и финансовой устойчивости объекта исследования;
- оценить рентабельность деятельности объекта исследования;
- рассмотреть пути повышения конкурентоспособности продукции и услуг;
- разработать конкретные предложения по повышению конкурентоспособности объекта исследования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ:
МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ 6
1.1 Сущность и факторы конкурентоспособности организации
и продукции 6
1.2 Качество как базовый фактор конкурентоспособности
продукции 19
2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ООО «РОТОНДА» Г. КРАСНОДАРА 26
2.1 Организационно-правовая характеристика 26
2.2 Оценка обеспеченности и эффективности использования
персонала 28
2.3 Оценка обеспеченности основными и оборотными средствами
и эффективности их использования 34
2.4 Оценка финансового состояния организации 42
3 ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ
ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ООО «РОТОНДА» Г. КРАСНОДАРА 59
3.1 Управление затратами и себестоимостью услуг 59
3.2 Расширение сферы оказываемых услуг 63
3.3 Основные направления повышения экономической
эффективности использования трудовых ресурсов 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
Результат от управления качеством продукции может измеряться такими частными показателями, как: удельный вес брака (установленный по стандартам) и его структура по возможности устранения; затраты и эффективность системы предупреждения брака, уровень фактической реализации продукции (по отношению к объему производства) за установленный период, характер отзывов потребителей о продукции. Они рассматриваются в неразрывной связи с эффективностью производства (реализации) продукции.
Существует мнение, что отклонение уровня качества продукции на 20% от лучших аналогов вынуждает фирмы продавать такую продукцию практически в 2 раза дешевле. Однако если прямая связь между качеством продукции и ценой, которую готовы заплатить за нее потребители, в условиях хозяйствования на Западе очевидна, то в России в нее вплетается фактор расслоения общества по уровню доходов и низкой платежеспособности спроса. Так, по данным Госкомстата РФ в 2001г. до 66% россиян имели доходы ниже прожиточного минимума. Особенно остро эта ситуация складывается в регионах, удаленных от промышленных центров и транспортных узлов. Поэтому рыночное влияние на качество продукции в России ограничено, чем можно объяснить и отсутствие маркетинговой основы управления на многих предприятиях.
Вместе с тем тенденции изменения положения в России свидетельствуют об улучшении положения в сфере доходов населения, что и предопределяет необходимость работы над уровнем качества продукции.
Помимо фактора платежеспособности существенную роль в формировании спроса на товар играет фактор информированности потребителей о свойствах товара и их влиянии на уровень удовлетворения потребности. Недостаточная потребительская опытность в условиях растущих альтернатив и слабое информирование со стороны производителей и торгующих организаций о важных для потребителя свойствах товара, а подчас и предоставление ложной информации не позволяет потребителям реально оценить качество продукции и в соответствии с этим принять обоснованное решение о покупке.
2.1 Организационно-правовая характеристика
ООО «Ротонда» учреждена гражданином РФ ....................
Место нахождения фирмы: 350004, РФ, Краснодарский край, г. Краснодар, Западный административный округ, ул. ...........................
ООО «Ротонда» осуществляет хозяйственную деятельность и обладает полной хозяйственной самостоятельностью. Основным видом деятельности ООО «Ротонда» являются:
- рекламная деятельность;
- рекламно-информационные услуги всех видов по заказам юридических и физических лиц;
- дизайн, промышленная графика, разработка и выполнение интерьеров жилых, рабочих и учебных помещений, а также объектов общественного питания и учреждений культуры;
- редакционно-издательская и полиграфическая деятельность;
- транспортные услуги в соответствии с законодательством;
- посредническая и торгово-закупочная деятельность;
- производство строительных материалов;
- производство товаров народного потребления;
- разработка и изготовление проектно-сметной документации;
- разработка и реализация программного обеспечения;
- другие виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству.
ООО «Ротонда» филиалов и представительств не имеет.
Стабильными и перспективными клиентами ООО «Ротонда» стали индивидуальные застройщики и частные организации. Потребители услуг делятся на два основных сегмента: юридические лица - организации и организации, специализирующиеся на выполнении строительно-монтажных работ и население. Частные лица, как правило, заказывают выполнение проектов жилых домов.
Общество создавалось в целях:
- участие в формировании рынка услуг;
- удовлетворение общественных потребностей в его продукции и услугах;
- получение прибыли.
Аппарат управления организации представляет собой систему взаимосвязанных органов и работников управления. На предприятии существуют постоянно действующие отделы и службы, отвечающие за выполнение определенных функций на производстве. Работники этих подразделений несут ответственность за результаты производственной деятельности.
В верхней иерархии управленческой структуры имеются должности: директор, главный инженер, главный бухгалтер, начальник проектного отдела, начальник отдела маркетинга и анализа организации.
В состав отделов управления входят: бухгалтерия, отдел кадров.
Также имеются отделы: проектный отдел, отдел маркетинга и анализа организации.
Отдел бухгалтерии состоит из трех специалистов - главного бухгалтера, экономиста и кассира.
Отдел кадров состоит из менеджера по персоналу и секретаря. Отдел занимается подбором и адаптацией персонала, оформляет личные дела сотрудников, занимается планированием рабочего времени, отпусков и т.д.
Стратегию фирмы определяет отдел маркетинга и анализа организации, который занимается изучением проблем по изучению спроса и продвижению услуг на рынок и разрабатывает рекомендации для руководства компании на базе изучения рынка, прогнозов в планировании объемов сбыта и управлении товародвижением, а также формирования ценовой политики.
Основным производственным отделом организации является проектный отдел. Специалисты отдела - конструкторы, инженеры, проектировщики - занимаются разработкой проектов, выполнением технической и конструкторской документации, контролем за строительством объектов. Это самый большой отдел организации. В 2003 году в отделе было 7 работников, в 2004 - 14 и в 2005 году-16.
Качество менеджмента основных специалистов фирмы находится на достаточно высоком уровне, обеспечивающем выполнение поставленных стратегических задач. В целом организационная структура достаточно гибкая, постоянно совершенствуется с учетом изменений конъюнктуры и требований рынка.
Все работники организации имеют высшее или среднеспециальное образование.
2.2 Оценка обеспеченности и эффективности использования персонала
В числе важнейших функций менеджмента является управление персоналом. От обеспеченности организации трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем денежных поступлений, эффективность использования оборудования, машин и как результат - объем реализации продукции, ее себестоимость, прибыль.
В условиях рыночной экономики необходимо разработать и использовать новые подходы в ориентирах работников организаций. Внутри организации главным звеном управления являются работники, а за его пределами - потребители продукции (услуг). Поэтому должны быть изжиты такие привычки прошлого, как бездумное исполнение, расточительство и т.п. На смену им должны прийти ориентация работающих на потребителя, проявление инициативы, стремление к прибыльной работе, использование социальных норм, основанных на здравом экономическом смысле [11, с. 100].
В каждой организации должна разрабатываться и осуществляться кадровая политика, которая будет способствовать созданию здорового и работоспособного коллектива; повышению уровня квалификации работников; созданию трудового коллектива, оптимального по половозрастной структуре, уровню квалификации; созданию высокопрофессионального руководящего звена, способного гибко реагировать на изменяющиеся обстоятельства, чувствовать и внедрять все новое и передовое. Коллектив организации достаточно молодой: 85% - лица в возрасте до 30 лет, в организации работают 20 мужчин и 9 женщин.
Основными анализируемыми показателями по труду является фонд заработной платы, или расходы на оплату труда, численность работников, производительность труда и средняя заработная плата. Система показателей, характеризующих использование труда и расходы на его оплату, дана в таблице 7 [5, с. 303].
Анализ показателей, характеризующих использование труда, проводится с целью:
- оценки эффективности использования средств на оплату труда;
- оценки влияния роста средней заработной платы на увеличение объема товарооборота и прибыли;
- обоснования расходов на оплату труда;
- определения потребности в персонале на планируемый период. Порядок анализа следующий:
1. Выявляется динамика расходов на оплату труда в соответствии с ростом товарооборота.
2. Оценивается изменение уровня расходов на оплату труда и рассчитывается сумма относительной экономии или перерасхода издержек по оплате труда.
3. Проводится факторный анализ расходов на оплату труда в абсолютных и относительных величинах.
4. Изучается динамика производительности труда и численности персонала, рассчитывается условное высвобождение персонала.
5. Проводится факторный анализ производительности труда.
6. Оценивается качественный состав персонала, разрабатываются предложения по повышению эффективности его использования.
Показатели использования труда в ООО «Ротонда» представлены в таблице 2.
Таблица 2
Использование труда в ООО «Ротонда»
|
|
|
| Отклонения | |
Показатели | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | абсо- | относи- |
|
|
|
| лютные, | тель- |
|
|
|
| (+,-) | ные, % |
Среднесписочная числен- |
|
|
|
|
|
ность работников, чел. | 12 | 26 | 29 | 17 | 241,7 |
в том числе занятых |
|
|
|
|
|
в основном производстве | 7 | 14 | 16 | 9 | 228,6 |
Удельный вес работников |
|
|
|
|
|
основного производства |
|
|
|
|
|
в общей численности |
|
|
|
|
|
персонала, % | 58,3 | 53,8 | 55,2 | -3,1 | - |
Отработано одним работ- |
|
|
|
|
|
ником основного производ- |
|
|
|
|
|
ства, дней | 225 | 220 | 223 | -2 | 99,1 |
Отработано всеми работни- |
|
|
|
|
|
ками основного производ- |
|
|
|
|
|
ства, чел.-ч | 12127,5 | 42900,0 | 50442,5 | +38315 | 3,1 раза |
Средняя продолжитель- |
|
|
|
|
|
ность рабочего дня, ч | 7,7 | 7,5 | 7,8 | +0,1 | 101,30 |
Производство продукции |
|
|
|
|
|
в плановых ценах, тыс. руб. | 772,6 | 2612,6 | 5194,5 | +4421,9 | 6,7 раз |
Выработка работника |
|
|
|
|
|
основного производства, |
|
|
|
|
|
тыс. руб.: |
|
|
|
|
|
- среднегодовая | 110,4 | 186,6 | 324,7 | +214,3 | 294,2 |
- среднедневная | 0,49 | 0,85 | 1,45 | +0,96 | 295,9 |
- среднечасовая | 0,06 | 0,11 | 0,18 | +0,12 | 290,6 |
Анализируя таблицу 2 можно сказать, что численность работников за три года увеличилась более чем в 2 раза. Удельный вес работников основного производства изменился незначительно. Численность этой категории работников увеличилась, как и в целом численность персонала организации. В 2004 году наблюдалось снижение средней продолжительности рабочего дня, что говорит о неэффективном использовании рабочего времени, в 2005 этот показатель возрос до 7,8 ч. Среднечасовая выработка увеличилась в 2,9 раз, что можно связать с сокращением потерь рабочего времени.
Показателем эффективности труда является его производительность, рост которой позволяет существенно снизить затраты на реализацию продукции; при прочих равных условиях увеличить объем реализации продукции, а следовательно, и рост прибыли; проводить политику по увеличению средней заработной платы работникам; более успешно осуществлять реконструкцию и техническое перевооружение предприятия; повысить его конкурентоспособность, обеспечить финансовую устойчивость работы [13, с. 113].
Показатели производительности труда нашли отражение в таблице 3.
Таблица 3
Производительность труда персонала ООО «Ротонда»
Показатели | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | Темпы роста, % | ||
2004/ 2003 | 2005/ 2004 | 2005/ 2003 | ||||
Объем продажи товаров и реализации услуг, тыс. руб. | 772,6 | 2612,6 | 5194,5 | 330,7 | 203,3 | 6,7 раз |
Среднесписочная чис-ленность персонала, чел. | 12 | 26 | 29 | 216,7 | 111,5 | 241,7 |
Фактические затраты труда, чел.-ч | 12127,5 | 42900,0 | 50442,5 | 353,7 | 117,6 | 4,2 раз |
Получено денежной выручки в расчете на: -1 среднесписочного работника, тыс. руб. -1 чел.-ч, руб. |
64,4 63,7 |
100,5 60,9 |
179,2 103,0 |
152,6 93,6 |
182,3 172,8 |
278,2 161,7 |
Информация о работе Конкурентоспособность предприятия и пути её повышения