Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 07:57, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является проведение экономического анализа эффективности деятельности организации и разработка путей повышения ее конкурентоспособности в условиях рынка.
Задачи дипломной работы:
- изучить теоретические вопросы конкурентоспособности услуг и деятельности организации;
- оценить ресурсный потенциал организации и эффективность его использования;
- проанализировать динамику состава и структуру имущества организации и его финансовых источников;
- оценить ликвидность баланса и финансовой устойчивости объекта исследования;
- оценить рентабельность деятельности объекта исследования;
- рассмотреть пути повышения конкурентоспособности продукции и услуг;
- разработать конкретные предложения по повышению конкурентоспособности объекта исследования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ:
МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ 6
1.1 Сущность и факторы конкурентоспособности организации
и продукции 6
1.2 Качество как базовый фактор конкурентоспособности
продукции 19
2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ООО «РОТОНДА» Г. КРАСНОДАРА 26
2.1 Организационно-правовая характеристика 26
2.2 Оценка обеспеченности и эффективности использования
персонала 28
2.3 Оценка обеспеченности основными и оборотными средствами
и эффективности их использования 34
2.4 Оценка финансового состояния организации 42
3 ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ
ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ООО «РОТОНДА» Г. КРАСНОДАРА 59
3.1 Управление затратами и себестоимостью услуг 59
3.2 Расширение сферы оказываемых услуг 63
3.3 Основные направления повышения экономической
эффективности использования трудовых ресурсов 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
Конкурентоспособность оценивают также показателями качества выпускаемой продукции, причем эту оценку должны дать потребители. Применяют, кроме того, объективную оценку аналогичного товара разных фирм по ряду параметров, отражающих его потребительские свойства. Определяют конкурентоспособность и методом профилей, то есть выявлением различных критериев удовлетворения запросов потребителей конкретной продукции.
Практическое применение находят матричные методы оценки уровня конкурентоспособности. Теоретической основой их служит концепция жизненного цикла товара, главным инструментом - матрица, в которой представлены темпы роста емкости рынка и относительная доля товаропроизводителей в нем. Наиболее конкурентоспособными при этом окажутся фирмы, занимающие значительную долю рынка.
Принято различать конкурентные преимущества двух порядков: первые позволяют занять нестабильное лидирующее положение на рынке за счет использования дешевых ресурсов производства, вторые дают устойчивую конкурентоспособность, обусловленную уникальной продукцией, современной технологией производства, работой высококлассных специалистов. Однако преимущества низкого порядка, как правило, неустойчивы и не способны обеспечить стабильное превосходство над конкурентами.
Наиболее ценным конкурентным преимуществом считается хорошая репутация фирмы. В странах с развитой рыночной экономикой формированию такой репутации способствуют: ограниченность природных ресурсов, эффективный менеджмент, применение преимущественно безотходных технологий производства, развитие международной стандартизации и интеграции, высокая эффективность использования ресурсов, действенная реклама, гарантированное качество товаров и услуг, высокая доля государственных инвестиций в науку, образование и т.д.
Фирмы используют различные стратегии для получения конкурентных преимуществ. Так, одни из них производят с этой целью широкую номенклатуру продукции наивысшего мирового уровня качества. Фирмы, выпускающие большой ассортимент продукции стандартного мирового уровня качества и по стандартной цене, обычно придерживаются стратегии «ориентация на издержки». Производители же набора продукции высшего качества и цены используют стратегию «выборочной специализации». Если фирмы не имеют возможности выпускать широкий набор продукции высшего качества, то они применяют стратегию «упор на издержки».
Выбор стратегии зависит от возможностей фирмы. При устаревшем оборудовании и несовершенной технологии производства, наличии работников недостаточной квалификации, но при низких издержках фирмы используют обычно стратегии с минимальными издержками. При больших затратах на сырье и материалы, но наличии высокопроизводительного оборудования, передовых разработок, работников-профессионалов, конкурентоспособность достигается организацией выпуском уникальных товаров или высококачественной продукции, удовлетворяющей потребности покупателей.
Выделяют три базовые стратегии конкурентоспособности:
- лидерство в снижении издержек за счет экономии на масштабах производства, применение передовой технологии;
- дифференциация, которая означает стремление к уникальности продукции, удовлетворяющей запросы потребителей;
- фокусирование, смысл которого состоит в выборе сегмента отраслевого рынка и обслуживании его с помощью более эффективной по сравнению с конкурентами стратегии.
Преимущество конкурирующей фирмы может быть достигнуто за счет предложения товаров по сниженным ценам, увеличения объема продаж, предоставления покупателям дополнительных услуг и гарантий.
Потребители также могут реально повлиять на конкуренцию, требуя от предприятия снижения цен на его продукцию или выявления товаров и услуг более высокого качества [19].
В настоящее время в России практически никто целенаправленно не занимается управлением конкурентоспособностью, как на уровне хозяйствующих субъектов (предприятий), так и на национальном уровне. Вместе с тем некорректно говорить о том, что в результате этого не осуществляется никаких действий по обеспечению конкурентоспособности. Руководители вынуждены задумываться о будущем предприятий, поэтому направляют решения на создание базы для долгосрочного развития предприятия, что и является управлением конкурентоспособностью. Профессиональное управление конкурентоспособностью предполагает последовательный рост уровня управления, темпы которого позволяют хозяйствующему субъекту сохранять прочные позиции на рынке, а также планомерно и эффективно достигать долгосрочных целей предприятия.
1.2 Качество продукции как базовый фактор конкурентоспособности продукции
В условиях формирования в России рыночных отношений особая роль в конкурентной борьбе принадлежит такому конкурентному преимуществу предприятия, как качество его продукции.
В государственных стандартах Российской Федерации качество продукции определяется как «совокупность свойств, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные ее потребности в соответствии с ее назначением». В данном определении отражается основная содержательная часть природы качества - способность удовлетворять потребности. В нем также указывается на то, что способность с помощью специально приданных и других свойств продукции удовлетворить какую-либо не свойственную для нее потребность, возможна, но она уже не будет описывать качество этой продукции.
В последние десятилетие с развитием в России свободы внешней торговли и переходом в результате этого к использованию международных принципов определения качества продукции, приобрело распространение определение качества, данное в стандарте Международной организации по стандартизации ИСО 8402-86. Согласно ему, «качество - совокупность свойств и характеристик продукции и услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предлагаемые потребности».
Подразделяя свойства продукции на полезные (позволяющие удовлетворить потребителя), вредные (препятствующие наиболее полному удовлетворению потребителя) и бесполезные (нейтральные по отношению к потребностям потребителя), необходимо стремиться к увеличению полезных свойств, минимизации бесполезных и ликвидации вредных ее свойств, то есть к нахождению оптимальных соотношений между ними. Это возможно с помощью нахождения их количественной меры - показателей качества.
Показатель качества - количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество. Показатели качества служат как для характеристики физической, экономической или иной природы свойства, так и для измерения этого свойства.
Показатели качества подразделяются на единичные (характеризуют одно свойство) и комплексные (характеризуют сразу несколько свойств). В связи с этим появляется понятие «интегральное качество» - качество, определяемое совокупностью всех функциональных, эстетических и экономических показателей и выражаемое соотношением между потребительной стоимостью (связанной с полезность продукта для потребителя) и стоимостью продукта труда (ценой продукции). Интегральное качество выражается в следующей формуле:
Ки=П/(Впр+Виз=Вэк),
где | П | - | потребительная стоимость, полезность, сумма функциональных свойств или эффект применения; |
| ВПР | - | затраты на разработку продукции; |
| ВИЗ | - | затраты на изготовление продукции; |
| ВЭК | - | затраты на использование (эксплуатацию) продукции. |
Интегральное качество по существу выступает как технико-экономический критерий для принятия решений в области качества. Этот показатель позволяет учитывать противоречия между позитивными и негативными свойствами качества продукции. Интегральное качество служит базой для определения конкурентоспособности продукции.
В последние годы качество продукции признается одним из основных факторов ее конкурентоспособности. Но отождествление понятий «конкурентоспособность продукции» и «качество продукции» не корректно. Первое понятие гораздо шире второго. Более того, необходимо подчеркнуть, что, в отличие от качества, конкурентоспособность товара определяется совокупностью только тех конкурентных свойств, которые представляют интерес для покупателя и обеспечивают удовлетворение его потребностей.
Конкурентоспособная продукция может иметь индивидуальные отличительные свойства, которые изучаются в ходе качественного анализа, а так же свойства, присущие всем или ряду аналогов. Последние могут оцениваться через количественные показатели.
Конкурентоспособность характеризуется тремя группами параметров:
- потребительские (технические): параметры назначения, качества (в том числе с точки зрения потребителя), эргономические, эстетические и др.;
- экономические, т.е. формирующие цену потребителя, куда входит и цена продажи;
- организационные: условия платежа и поставок, послепродажное обслуживание, гарантии и т.д.
На практике конкурентоспособность оценивают чаще всего с помощью товара-образца, который уже пользуется спросом на рынке и в существенной мере соответствует общественным потребностям.
Образец, таким образом, выступает в виде материализованных требований, которым должен удовлетворять товар, претендующий на ту или иную часть спроса.
Методика расчета конкурентоспособности товара состоит в следующем. При оценке конкурентоспособности товара необходимо определить перечень параметров, подлежащих анализу: потребительских, экономических и организационных. Сначала определяются единичные показатели по каждой группе параметров, затем групповые, а в заключении рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности товара.
Экономические интересы предприятия сосредоточены на повышении прибыльности деятельности, что достигается за счет реализации продукции. Это возможно только, работая над качеством и конкурентоспособностью последней.
Понятие «качество продукции» используется в термине «система качества продукции», под которым подразумевается совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимая для осуществления общего руководства или управления качеством.
Управление качеством в настоящее время признается учеными как неотъемлемая подсистема общего управления, обеспечивающая выпуск и реализацию предприятием продукции необходимого уровня качества и закладывающая фундамент долгосрочного экономически эффективного хозяйствования.
Выделяют пять этапов развития форм и методов работ по качеству:
Первый этап - контроль качества изготовленной продукции. На этом этапе организация работ по качеству сведена к надзору, контролю и отбраковке дефектных (бракованных) изделий после их изготовления.
Второй этап - управление качеством в ходе изготовления продукции. Применение статистических методов управления качеством позволило сосредоточить усилия не на инспекции и изъятии бракованных изделий, а на предупреждении появления брака путем выявления причин появления дефектов и их устранения. Это привело к значительному повышению эффективности производства при достаточно высоком качестве изделий и услуг.
Третий этап - всеобщее управление качеством (всеобщий контроль качества). Начало этого этапа, характеризующегося системным, комплексным подходом к управлению качеством, относят к 50-м годам, когда специалистами в области качества была выдвинута концепция всеобщего управления качеством (TQC, дословно - «всеобщий контроль качества»). Концепция TQC базировалась на совершенствовании не только производственных процессов, но и системы качества в целом, на непосредственном участии высшего руководства компании в проблемах качества, обучении всех сотрудников сверху до низу основным методам обеспечения качества, на мотивации персонала компании на высококачественный труд.
На третьем этапе удалось преодолеть действовавшее на первом и втором этапах противоречие между повышением качества продукции и ростом эффективности производства - применение идей TQC позволило одновременно повышать качество и снижать затраты на ее производство.
Четвертый этап - всеобщий менеджмент качества. Переход от всеобщего управления качеством (TQC) к всеобщему менеджменту качества (TQM) начался в 70-е годы. Если TQC - это управление качеством с целью выполнения установленных требований, то TQM - это еще и управление целями и самими требованиями, это, по существу, все, что позволяет непрерывно улучшать все направления деятельности организации с целью удовлетворения и предвосхищения ожиданий потребителя.
Пятый этап - экология качества. В 90-е годы усилилось влияние общества не предприятия, которые стали учитывать интересы общества, в частности заинтересованность общества в том, чтобы не только продукция, но и процессы ее изготовления были экологичны, т.е. не наносили бы ущерб окружающей среде.
Изучив опыт компаний-лидеров по качеству, можно выстроить определенный ряд общих черт их менеджмента: непрерывное обучение персонала всех категорий и уровней управления методам обеспечения качества, привлечение и мотивирование работников к труду, направленному на обеспечение качества, высокие темпы внедрения инноваций в производство и управление, оперативные изменения в менеджменте с учетом изменений во внешней среде.
Информация о работе Конкурентоспособность предприятия и пути её повышения