Компьютерный учет затрат на производство и выпуска готовой продукции. На примере организации «ЭПОС»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Управление затратами является важнейшим направлением бухгалтерской деятельности, поскольку именно соотношение между доходами и расходами предприятия определяет в конечном счете его финансовое состояние, прибыльность и перспективы развития.
К числу первоочередных задач, решаемых при управлении затратами следует отнести:
Выявление структуры затрат и проведение их классификации.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 415.50 Кб (Скачать)


21

 

                                                                      

                                               Введение.

 

 

 

     Управление затратами является важнейшим направлением бухгалтерской деятельности, поскольку именно соотношение между доходами и расходами предприятия определяет в конечном счете его финансовое состояние, прибыльность и перспективы развития.

К числу первоочередных задач, решаемых при управлении затратами следует отнести:

Выявление структуры затрат и проведение их классификации.

Учет всех видов затрат (производственных и непроизводственных, прямых и косвенных, переменных и постоянных).

     Калькуляция себестоимости всех видов выпускаемой продукции, оценка структуры себестоимости, выявление факторов, влияющих на себестоимость продукции, и выявление резервов снижения себестоимости.

     Анализ влияния себестоимости на величину прибыли.

Формирование обоснованных (конкурентоспособных) цен на весь номенклатурный ряд продукции.

     Планирование затрат, формирование бюджета доходов и расходов с определением базовых нормативов по статьям затрат.

     Анализ отклонений фактических затрат от нормативных показателей.

(По материалам <a style="text-decoration:none;color:black;cursor:default" href=http://w%77w%2E%61v%61cco%2Eru>www.avacco.ru</a>) Простой перечень задач показывает, что управление затратами основано на обработке больших информационных массивов и использовании достаточно сложных алгоритмов анализа данных. Ведение как оперативного, так и среднесрочного управления затратами, особенно в условиях нестабильного рынка, требующих немедленного реагирования на текущие изменения, невозможно представить без автоматизации.

     Производственная деятельность, как составной элемент хозяйственной деятельности предприятия, находит отражение в бухгалтерском учете. Для обеспечения производственного процесса предприятие затрачивает различные материальные и трудовые ресурсы, обеспечивая ими производство. В связи с этим, счета учета производства фактически являются счетами учета затрат на производство. Затраты, вкладываемые в производство, отражаются по дебету счетов производственных затрат и по кредиту счетов производственных ресурсов, заработной платы и др. В бухгалтерском учете, как правило, используется не один, а несколько счетов производственных затрат (издержек производства), на каждом из которых учитываются затраты определенного вида. Различают следующие виды затрат - прямые затраты, накладные производственные расходы, накладные расходы на административный и управленческий аппарат.

     Основные задачи бухгалтерского учета затрат на производство– учет объема ассортимента и качества произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг и контроль за выполнением плана по этим показателям; учет фактических затрат на производство продукции и контроль за использованием сырья, материальных, трудовых и других ресурсов, за соблюдением установленных смет расходов по обслуживанию производства и управлению; калькулирование себестоимости продукции и контроль за выполнением плана по себестоимости; выявление результатов деятельности структурных хозрасчетных подразделений предприятия по снижению себестоимости продукции.

                                                                       

 

 

 

 

                                                          Раздел 1

 

 

 

Управление затратами производства: подходы к автоматизации.

 

 

 

     Среди важнейших задач, стоящих сегодня перед руководством предприятий, - эффективное управление производственными затратами. В настоящее время существуют отраслевые положения по учету затрат, учебники по планированию и анализу затрат. Однако препятствием на пути использования накопленного в этой области потенциала остается значительная трудоемкость расчетов себестоимости производства и, как следствие, низкая оперативность получения требуемых данных. Это серьезно ограничивает возможности принятия быстрых и оптимальных решений в условиях высокой динамики цен при изменениях рыночной конъюнктуры.

 

     Программы переноса расчетов себестоимости в компьютер на основе электронных таблиц MS Excel либо с применением средств типа FoxPro сами по себе не решают проблему оперативности. К тому же собственные разработки ограничивают предприятие сложившимися схемами учета затрат, что зачастую противоречит потребностям развития предприятия, применению прогрессивных методов управления затратами.

     Накопленный опыт автоматизации финансово-хозяйственной деятельности предприятий показывает, что реальный эффект может принести только внедрение комплексной системы, охватывающей взаимодействующие службы и процессы, созданной на основе тиражных специализированных модулей. Потребности управления современным предприятием диктуют достаточно высокий уровень требований к такой системе, важнейшими из которых применительно к управлению затратами могут быть: объединение ранее достаточно изолированных функций планирования (технико-экономического планирования) и учета фактических затрат в рамках единой интегрированной подсистемы управления затратами; обеспечение информационного взаимодействия подсистемы управления затратами с бухгалтерской системой, с одной стороны, и системой планирования и управления производством - с другой; поддержка подсистемой управления затратами как существующих отраслевых особенностей (например, позаказный или попередельный учет, выпуск побочной продукции, учет отходов), так и всего спектра применяемых в настоящее время методик - нормативного метода, метода "директ-кост", АВС и др.

     При определении перечня функций подсистемы управления затратами следует в первую очередь выделить наиболее трудоемкие задачи. Перенос их в компьютер позволит сократить цикл расчета себестоимости и, следовательно, увеличит частоту возможных пересчетов. К таким задачам можно отнести: ведение нормативной информации (нормы расхода материалов, нормы времени и расценки работ); учет фактического выпуска продукции и расчет нормативного расхода материалов на плановый и фактический выпуск продукции; учет плановых и фактических накладных расходов: отнесение накладных расходов на виды продукции и заказы; формирование типовой отчетности (журналы-ордера и ведомости по фактическим затратам, плановые калькуляции и анализ себестоимости по планированию затрат).

     Рассмотрим пример организации процесса управления затратами системе.
 

1.Из системы производственного планирования поступает подготовленная производственная программа по цехам; оттуда же или из системы технической подготовки производства поступают извещения об изменениях норм, корректирующие нормативную информацию управления затратами.
2. Производится расчет нормативного расхода материалов на плановый выпуск продукции цехами; выполняется расчет нормативной трудоемкости производства.
3. На основе данных бухгалтерской системы производится формирование проекта плановых цен на материалы (при необходимости они корректируются с использованием прайс-листов поставщиков).
4. С использованием плановых цен выполняется расчет прямых материальных затрат с использованием расценок работ - расчет фонда основной заработной платы; дополнительная заработная плата и отчисления рассчитываются в установленном проценте от фонда.
5. Параллельно с основным производством аналогичным образом рассчитывается себестоимость услуг вспомогательных производств; далее стоимость услуг распределяется по цехам пропорционально объемам потребляемых услуг.
6. Из системы управления финансами поступают сметы расходов подразделений; общезаводские расходы распределяются по цехам согласно установленному проценту.
7. Производятся результирующие распределения накладных расходов по видам про-дукции, а также формирование плановых калькуляций и прочей отчетности.
8. В течение расчетного периода в системе производится учет фактического выпуска продукции основным производством и фактического объема услуг вспомогательных производств, на его основе рассчитывается нормативный расход материалов; кроме того, ведется учет случаев ненормативного расхода (например, брак и исправление брака).
9. В бухгалтерской системе ведется учет движения материалов в производстве - отпуска в производство, нормативного и ненормативного расходов, результатов инвентаризации незавершенного производства, выпуска готовой продукции.
10. Одновременно в системе управления персоналом, трудом и заработной платой фиксируется фактическая выработка рабочих; далее она пополняется суммами дополнительной заработной платы и удержаниями, после чего итоговые данные по шифрам затрат передаются в бухгалтерскую систему.
11. В бухгалтерской системе параллельно с этими процессами фиксируются фактические накладные расходы; далее они распределяются на счета основного производства пропорционально установленным базам.
12. По завершении расчетного периода формируются необходимая бухгалтерская отчетность и формы анализа затрат (план-факт).

 

     В целом изложенный перечень соответствует традиционному процессу планирования и учета затрат. Наличие при этом системы автоматизации позволит резко сократить трудоемкость и время расчетов, просчитать несколько вариантов, а при резком изменении цен на материалы - оперативно получить новую себестоимость продукции и принять своевременные и взвешенные решения по отпускным ценам, используя методику "директ-кост".

 

     В той или иной степени подобный алгоритм работы реализован в ряде отечественных и зарубежных систем, ориентированных на автоматизацию производственных предприятий. Одним из вариантов реализации такого подхода является подсистема управления затратами, предлагаемая "Корпорацией ПАРУС". Она состоит из двух приложений: "Учет затрат и калькуляция себестоимости" и "Планирование затрат", ориентированных соответственно на пользователей производственной бухгалтерии и планово-экономического отдела, но работающих в единой базе данных. Оба приложения используют общее описание производственного процесса и единую нормативную базу. Подсистема управления затратами взаимодействует с приложениями бухгалтерского и складского учета, управления финансами, а также с модулями производственного планирования третьих фирм, что позволяет использовать все преимущества корпоративной информационной системы по интеграции данных и процессов.

     В результате проведенных исследований управления затратами в разных отраслях промышленности в данной системе удалось реализовать позаказный, по передельный и по процессный методы учета затрат (включая полуфабрикатный и бесполуфабрикатный варианты), нормативный метод ("стандарт-кост"). В ней предусмотрена возможность получения информации как о полной себестоимости продукции, так и о себестоимости по переменным издержкам ("директ-кост"). Благодаря интегрированности приложений как между собой, так и с другими модулями системы, стала возможной комплексная автоматизация деятельности планово-экономического отдела, производственной бухгалтерии, экономистов и бухгалтеров в цехах в рамках единого интерфейса.

     Рассмотренный здесь функциональный состав системы управления затратами образует один из нижних слоев системы управления предприятием - "учетно-плановый". Над ним так же, как и над финансовым, логистическим, производственным слоями, должен располагаться верхний, "прогнозно-аналитический" слой, представленный системами поддержки принятия решений, "ситуационными центрами", другими средствами анализа и представления данных для руководства предприятия.

     В неавтоматизированной системе ведения бухгалтерского учета обработка данных о хозяйственных операциях легко прослеживается и обычно сопровождается документами на бумажном носителе информации - распоряжениями, поручениями, счетами и учетными регистрами, например бесконечными журналами учета МПЗ. Аналогичные документы часто используются и в компьютерной системе, но во многих случаях они существуют только в электронной форме. Более того, основные учетные документы ( бухгалтерские книги и журналы ) в компьютерной системе бухгалтерского учета представляют собой файлы данных, прочитать или изменить которые без компьютера не возможно.

 

 

 

 

                                                 Компьютерная система.

 

 

 

     Компьютерная система включает в себя следующие элементы:

1. Аппаратные средства. К ним относятся: оборудование и устройства, из которых состоит компьютер, в частности центральный процессор, жесткий диск, устройство чтения CD-ROM, принтеры, сетевые карты и т.п.

2. Программные средства.

а) Системные программы. К этим программам, выполняющим общие функции, обычно относят операционные системы, которые управляют аппаратными средствами и распределяют их ресурсы для максимально эффективного использования, системы управления базами данных (СУБД), обеспечивающие выполнение стандартных функций по обработке данных, и сервисные программы, которые выполняют в компьютере основные операции, например сортировку записей. Системные программы обычно разрабатывают поставщики аппаратных средств или фирмы, специализирующиеся в области программного обеспечения, и модифицируют с учетом индивидуальных требований.

б) Прикладные ( пользовательские ) программы - это наборы машинных команд для обработки данных, которые организация—пользователь разрабатывает самостоятельно или приобретает у внешнего поставщика.

3. Документация - описание системы и структуры управления применительно к вводу, обработке и выводу данных, обработке сообщений, логическим и другим командам.

4. Персонал - работники, которые управляют системой, проектируют ее и снабжают программами, эксплуатируют и контролируют систему обработки данных.

5. Данные - сведения о хозяйственных операциях и другая необходимая информация, которую вводят, хранят и обрабатывают в системе.

6. Процедуры контроля - процедуры, обеспечивающие соответствующую запись операций, предупреждающие или регистрирующие ошибки.

 

 

 

                                    Элементы компьютерной системы.

 

 

 

     В неавтоматизированной системе ведения бухгалтерского учета обработка данных о хозяйственных операциях легко прослеживается и обычно сопровождается документами на бумажном носителе информации - распоряжениями, поручениями, счетами и учетными регистрами, например бесконечными журналами учета МПЗ. Аналогичные документы часто используются и в компьютерной системе, но во многих случаях они существуют только в электронной форме. Более того, основные учетные документ (бухгалтерские книги и журналы) в компьютерной системе бухгалтерского учета представляют собой файлы данных, прочитать или изменить которые без компьютера не возможно.

Информация о работе Компьютерный учет затрат на производство и выпуска готовой продукции. На примере организации «ЭПОС»