Коммерческий банк как предприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа и обобщения материалов практики, с использованием соответствующих нормативных актов рассмотреть коммерческий банк как предприятие , а так же охарактеризовать проблему положения коммерческих банков на территории Украины. Для достижения намеченной цели были поставлены следующие конкретные задачи:
● охарактеризовать коммерческий банк как субъект хозяйственной деятельности;
● сравнить коммерческий банк и предприятие, найти общее между ними и различия;
● определить место коммерческих банков в банковской системе, рассмотреть взаимодействие Центробанка Украины и коммерческих банков;
● просмотреть нормативно-правовую сторону коммерческих банков, определить содержание банковских операций;
● описать цели, задачи и функции коммерческих банков;
● охарактеризовать особенности функционирования и перспективы развития коммерческих банков в Украине.
● предложить решения проблем конкурентоспособности банковского сектора Украины.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................................2
РАЗДЕЛ 1. КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК КАК СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................................................................................................................4
1.1 Суть коммерческого банка как предприятия.............................................................4
1.2 Виды коммерческих банков, их цели, функции и принципы................................10
1.3 Нормативно-правовая основа и организационное устройство
коммерческих банков в Украине..............................................................................17
РАЗДЕЛ 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ УКРАИНЫ......................................................................20
2.1 Проблемы развития банковского сектора в Украине..............................................20
2.2 Предложения к решению проблем банковского сектора.......................................26
2.3 Обоснование предложений и выбор альтернатив...................................................27
СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ..............................................................................31
РАЗДЕЛ 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ..........................................................................34
ВЫВОДЫ...........................................................................................................................38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................................40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..........................................................42
ДОПОЛНЕНИЕ 1 Основные показатели деятельности банков Украины..................43

ДОПОЛНЕНИЕ 2 Классификация НБУ коммерческих банков Украины
по группам.......................................................................................44

Файлы: 1 файл

Банковские операции.docx

— 666.04 Кб (Скачать)

  ● группа I ( группа крупнейших банков): активы - более 15 млрд грн.;

  ● группа II (группа крупных банков): активы - более 5 млрд грн.;

  ● группа III ( группа средних банков): активы - более 3 млрд грн.;

  ● группа IV ( группа небольших банков): активы - менее 3 млрд грн.

        В  приложении 2 приведена классификация НБУ коммерческих банков Украины по величине активов на 1, 2 и 3 группы (крупнейшие, крупные и средние банки). Данные по банкам 4 группы (небольшие банки) не показаны [17].

 

         Операции коммерческих банков делятся на:

         ● Активные операции банков – размещение банком имеющихся у него финансовых ресурсов с целью пустить их в оборот и получить прибыль.

 ● Пассивные операции - это привлечение банком средств за счет собственных и заимствованных источников с целью создания кредитных ресурсов. Кредитные ресурсы коммерческих банков в свою очередь разделяются на собственные, одолженные и привлеченные.

          ●   Забалансовые (не отражают движения средств, а потому к конкретному времени, т.е. пока не появятся в доходах или расходах банка, в балансе не числятся).  [14]

Деятельность коммерческих банков не должна приводить к их банкротству, к потерям клиентов, которая может оказать негативное воздействие на всю экономику. В основе банковского регулирования и надзора лежит так называемый принцип “верблюда” (английский акроним “CAMEL” составлен по заглавным буквам основных критериев банковского надзора), включающий:

─ достаточность капитала (отношение собственных средств к суммарным активам)

─ качество активов с точки зрения риска, ликвидности и т.д.

─ качество менеджмента (квалификация управляющих)

─ ликвидность или способность банка быстро и безболезненно выполнять свои обязательства (соотношение ликвидных и других активов)

─ доходность (уровень прибыли на одну акцию или одного занятого) [9].

Коммерческие банки должны работать на соответствующих принципах и выполнять определенные функции :

● Первым основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Работа в пределах реально имеющихся ресурсов означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Прежде всего это относится к срокам тех и других. Так, если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки, а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его ликвидность оказывается под угрозой. Наличие в активах банка большого количества ссуд с повышенным риском требует от банка увеличения удельного веса собственных средств в общем объеме его ресурсов.

● Вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков, является экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка. В частности, действующее законодательство предоставляет всем коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжении своими фондами и доходами. Прибыль банка, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяется в соответствии с его учредительными документами. Общее собрание акционеров или иной правомочный орган устанавливает нормы и размеры отчислений в различные фонды банка, а также размер дивидендов по акциям. По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые может быть в соответствии с законодательством наложено взыскание. Весь риск от своих операций коммерческий банк берёт на себя.

● Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит прежде всего из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности.

● Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается в том, что регулирование его деятельности должно осуществляться только косвенными, экономическими (а не административными) методами. Государство определяет лишь “правила игры” для коммерческих банков, но не отдает им приказов.

Коммерческие банки не существуют сами по себе: они обслуживают потребности экономики и социальной сферы. Поэтому состояние последних адекватно отражает тенденции в развитии коммерческих банков. Так, в условиях экономического роста возрастает потребность в банковских услугах и, наоборот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          1.3   Нормативно-правовая основа и организационное устройство        

          коммерческих банков в Украине

          Порядок создания и деятельности коммерческих банков регламентируется законами Украины "О банках и банковской деятельности", "О хозяйственных обществах", "О ценных бумагах и фондовой биржи", "О предпринимательстве", "Об аудите", "Об иностранных инвестициях", "О залоге" и другие [9].

          Надзор за деятельностью коммерческих банков, их отделений, филиалов, представительств на территории Украины  осуществляет Центральный банк  Украины. Он направлен на обеспечение стабильности банковской системы, защиту интересов вкладчиков путем уменьшения рисков в деятельности коммерческих банков. Содержание надзора определяется полномочиями, установленными законом [11] .

Законом Украины «О банках и банковской деятельности» определено, что банк - юридическое лицо, имеющее  исключительное право на основании  лицензии Национального банка Украины  осуществлять в совокупности следующие  операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических  лиц и размещение указанных средств  от своего имени, на собственных условиях и на собственный риск, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. [3]

Коммерческие банки в  Украине обычно создаются на акционерных и паевых условиях с разрешения Национального банка Украины.

         Коммерческий банк является действующим после его регистрации в Книге регистрации банков, которую ведет НБУ.

Организационное устройство коммерческих банков соответствует общепринятой схеме управления акционерного общества. Высшим органом коммерческого банка  является общее собрание акционеров, которое должно проходить не реже одного раза в год. На нем присутствуют представители всех акционеров банка  на основании доверенности. Общее  собрание правомочно решать вынесенные на его рассмотрение вопросы, если в  заседании принимает участие  не менее трех четвертей акционеров банка.

Общее руководство деятельностью  банка осуществляет совет банка. На него возлагаются также наблюдение и контроль за работой правления  банка. Состав совета, порядок и сроки  выборов его членов определяет общие  направления деятельности банка, рассматривает  проекты кредитных и других планов банка, утверждает планы доходов  и расходов и прибыли банка, рассматривает  вопросы об открытии и закрытии филиалов банка и другие вопросы, связанные  с деятельностью банка, его взаимоотношениями  с клиентами и перспективами  развития.

Непосредственно деятельностью коммерческого  банка руководит правление. Оно  несет ответственность перед  общим собранием акционеров и  советом банка. Правление состоит  из председателя правления (президента), его заместителей (вице-президентов) и других членов.

Учредителями коммерческого  банка могут быть отечественные  и иностранные юридические и  физические лица за исключением Советов  народных депутатов и их исполнительных органов, политических и профсоюзных  организаций, союзов, партий, общественных фондов, а также отдельных категорий  граждан, объединений граждан, религиозных  и благотворительных организаций, а также юридических лиц, в  которых банк имеет существенное участие, а также юридические  лица, в отношении которых невозможно установить их владельцев и источники  средств, за счет которых они осуществляют взносы в уставный капитал или  покупают акции.

Участники (акционеры) могут  приобретать существенное участие  в банке при условии получения  письменного разрешения НБУ, при  этом они должны иметь безупречную  репутацию и удовлетворительное финансовое состояние в соответствии с требованиями НБУ.

Уставный фонд коммерческого  банка формируется только за счет собственных средств учредителей  в денежной форме. Запрещается использование  для формирования уставного фонда  бюджетных средств и средств, полученных в кредит. Взносы учредителей  банка в уставный фонд делаются только в национальной валюте. Взносы иностранных  учредителей конвертируются в национальную валюту Украины по официальному курсу  НБУ на дату подписания учредительного договора.

Размер уставного фонда  определяется учредителями банка, но не может быть меньше нормативных требований Национального банка Украины. Согласно инструкции НБУ «О порядке создания и регистрации коммерческих банков»  с I января 1998 минимальный уровень  уставного фонда коммерческого  банка, созданного с участием национального  капитала, должен соответствовать сумме, эквивалентной 1 млн. евро.

Если банк создается с  участием иностранного капитала, доля которого не превышает 50% уставного  фонда, то величина последнего не может  быть ниже суммы, эквивалентной 5 млн. евро. В случае, когда доля иностранного капитала составляет 50% и более, минимальный  уставный фонд должен быть не менее  суммы, эквивалентной 10 млн. евро.

Для формирования уставного  фонда в региональном управлении НБУ по месту создания коммерческого  банка открывается текущий счет, на который каждый учредитель вкладывает определенную уставными документами  долю уставного фонда.

Согласно закону Украины  «О банках и банковской деятельности»  банки имеют право создавать  банковские объединения таких типов: банковская корпорация, банковская холдинговая  группа, финансовая холдинговая группа. Банки могут быть участниками  промышленно-финансовых групп с  соблюдением требований антимонопольного законодательства Украины. [3]

Банковское объединение  создается по предварительному согласию Национального банка Украины  и подлежит государственной регистрации  путем внесения соответствующей  записи в Государственный реестр банков.

Коммерческие банки могут  создавать свои филиалы и представительства, как на территории Украины, так и  за ее пределами.

         Зарегистрированному филиалу региональное управление Национального банка Украины присваивает шестизначный номер  по МФО (код банка), а если он обслуживается одной и той же расчетной палатой, что и головной банк, то филиал может пользоваться номером МФО, присвоенным банку, с добавлением еще одного знака [3].

В 2004 году аббревиатура "МФО" была заменена на словосочетание "Код  банка", однако суть от этого не изменилась.

Филиалы и представительства банка являются его обособленными подразделениями, расположенными вне банка, и действуют на основании положений о филиале или представительстве. В отличие от представительств, финансируемых банком и действующих от его имени без права выполнять банковские операции, филиалы выполняют все или некоторые его функции. [3]

В случае открытия представительств иностранных банков в Украине, кроме  ходатайства о регистрации, положении  о представительстве и доверенности руководителей на осуществление  представительских функций, в НБУ  подается выписка из банковского (торгового) реестра о регистрации прав банка  и свидетельство о регистрации  представительства министерством  внешнеэкономических связей Украины. Все документы оформляются на языке оригинала с нотариально  заверенными переводами. Кроме того, они должны быть нотариально засвидетельствованы  по месту выдачи и легализованы в  консульских учреждениях Украины.

Все отечественные банковские учреждения, включая филиалы и  представительства, обязаны согласно положению НБУ «О порядке создания и регистрации коммерческих банков»  в месячный срок уведомить Национальный банк Украины о внесении изменений  и дополнений в учредительные  документы, положения о филиалах, Представительствах и другие документы, подтверждающие их регистрацию.

 

                                          

                                             РАЗДЕЛ 2

           ПРОБЛЕМЫ И  ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                   КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ УКРАИНЫ

 

  2.1 Проблемы развития банковского сектора в Украине

 

  В Украине невыполнение своих функций банками связано с определенным рядом проблем, среди которых: отсутствие доверия к банкам со стороны населения, а, следовательно, и незначительная мобилизация ресурсов банками по сравнению с потенциальными возможностями; низкий уровень кредитования (особенно долгосрочного, ведь краткосрочные кредиты занимают около двух третей кредитного портфеля украинских банков); низкий (по сравнению с мировым) уровень расчетов между клиентами (хотя и происходит достаточно активное развитие в данном направлении - введение платежных карт, образование национальной системы массовых электронных платежей населения как одно из основных направлений работы НБУ и т.д.).

Украинские коммерческие банки кредитуют преимущественно  текущие посреднические платежно-расчетные, а не капитальные, инвестиционные операции. При этом этот процесс пропитан взяточничеством и коррупцией. Кредиты получают в основном не те предприниматели, которые выработали и реализовали товары и имеют на кредит законное право, а те, что сумели наладить личные отношения с банкирами. Из-за отсутствия эффективных механизмов и инструментов управления рисками участились случаи отмывания "грязных" денег через украинские банки. [19]

Информация о работе Коммерческий банк как предприятие