Качество, конкурентоспособность и цена продукции и услуг предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:47, реферат

Краткое описание

Качество - емкая, сложная и универсальная категория, имеющая множество особенностей и различных аспектов. В зависимости от цели использования и рассмотрения качества к таким основным аспектам можно отнести: философский, социальный, технический, экономический и правовой.

Оглавление

Глава 1 Понятие качества продукции и способы его оценки
Глава 2 Понятие конкурентоспособности продукции; факторы, ее определяющие
Глава 3 Понятие и функции цены
Глава 4 Факторы, обуславливающие цену продукции
Глава 5 Ценовая политика предприятия на различных рынках
Глава 6 Методы ценообразования
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

эо.docx

— 116.06 Кб (Скачать)

2. Рынок монополистической  конкуренции состоит из большого числа покупателей и производителей-продавцов, которые совершают сделки по купле-продаже товаров в широком диапазоне цен.

Широкий диапазон цен связан здесь со способностью производителей-продавцов предложить покупателям различные модификации товаров, отличающихся качеством, дизайном, упаковкой и т.п. Рынок монополистической конкуренции наиболее характерен для товаров широкого потребления (производство одежды, обуви, бытовой техники и др.) и имеет ряд особенностей:

  • дифференциация выпускаемой продукции;
  • контроль над ценой возможен, но в довольно узких рамках;
  • условия выхода на рынок сравнительно легкие;
  • неценовая конкуренция проявляется в форме рекламы, использования торговых знаков, товарных марок, личной продажи (в связи с большим количеством конкурентов другие маркетинговые мероприятия не оказывают значительного влияния на каждую отдельную фирму).

Факторы, которые воздействуют на ценообразование на рынке монополистической конкуренции, связаны с платежеспособным спросом, соотношением предельного дохода предприятия и его предельных издержек, сопоставлением цены и средних издержек производства. 

Платежеспособный  спрос на рынке монополистической  конкуренции более эластичен  по сравнению с рынком совершенной  конкуренции. Это связано с возможностью покупателей частично отказаться от товара по высокой цене у данного  производителя и купить аналогичный  товар у конкурента по более низкой цене или более низкого качества. Другие факторы ценообразования  могут быть представлены формулой, обеспечивающей условие максимизации прибыли производителя на рынке  монополистической конкуренции:

Р > MR = MC < АС.

Принцип ценообразования  заключается в том, что равновесная цена на рынке монополистической конкуренции больше предельных издержек производства Р > (МС = MR). Таким образом, предприятие извлекает потребительский излишек (не очень большой по сравнению с чистой монополией). Стремясь заинтересовать и привлечь потребителя на свою сторону, предприятия активно прибегают к постоянному повышению качества товаров и проводят рекламные мероприятия, подчеркивая индивидуальность или существенные особенности своих товаров. Именно за эти характеристики потребитель готов заплатить более высокую цену на рынке монополистической конкуренции. 

3. Рынок олигополии состоит из небольшого числа производителей-продавцов, достаточно внимательно относящихся к ценовой политике конкурентов. Чаще всего рынок олигополии представляютот двух до десяти крупных фирм, на которые приходится половина и более общих продаж выпускаемой продукции. Примером олигополистического рынка может служить производство стали, сельскохозяйственного оборудования, автомобилестроение, цветная металлургия, авиастроение. Данный рынок имеет ряд специфических особенностей:

  • производимая продукция может быть стандартизированной (сталь, цветные металлы) или дифференцированной (автомобили, сельхозтехника, самолеты);
  • контроль над ценой на рынке ограничивается взаимной зависимостью производителей-продавцов, однако может быть значительным при тайном сговоре;
  • условия выхода на рынок новых производителей существенно затруднен из-за барьеров со стороны мощных по конкурентоспособности предприятий-олигархов;
  • методы неценовой конкуренции (особенно в области повышения качества продукции) и маркетинговые стратегии широко применяются, особенно при дифференцированном продукте.
 

Процесс ценообразования  на рынке олигополии осуществляется в соответствии с принципами, заложенными  в модель Курно, и «дилеммой заключенного». Согласно модели Курно предприятие принимает объем производства своего конкурента постоянным, а затем принимает собственное решение об объеме выпуска продукции.

Другим принципом  ценообразования для олигополии является тактика жесткости цен. Предприятия не склонны к гибкому графику изменения цен на выпускаемую продукцию, так как это может привести к войне цен. Как показывает практика (например, война цен на автомобильном рынке между США и Японией в 70—80-е годы XX в.), война цен ухудшает условия максимизации прибыли для всех участников рынка.

Третьим принципом  ценообразования является политика лидерства в ценах. Так, предприятие-лидер, более конкурентоспособное на рынке, может принять решение о повышении цен на продукцию. Остальные участники олигополии принимают условия лидера и «подтягивают» цены на свою продукцию до заданного уровня. Однако такие решения принимаются не часто. Это может быть связано со значительными изменениями структуры издержек и кривой спроса на рынке (например, из-за повышения цен на основные факторы производства или роста налоговых ставок). 

4. Рынок чистой монополии представлен одним производителем-продавцом. В этой роли может выступать государственное предприятие (например, Московский метрополитен) или частная корпорация (например, Мосэнерго). Ценообразование в данных вариантах направлено на достижение разных целей. В первом случае цена может устанавливаться ниже себестоимости, если продукция является общественно значимой, или наоборот, значительно завышаться в соответствии с государственной программой сокращения потребления. Во втором случае частные корпорации стремятся максимально извлечь потребительский излишек для получения сверхприбыли. 

Рынок чистой монополии  характеризуется следующими особенностями:

  • монополисты как правило производят уникальный тип продукта;
  • максимальный контроль над ценой на рынке ограничен антимонопольным законодательством;
  • выход на рынок предприятий, производящих аналогичную продукцию, невозможен;
  • рекламная деятельность ведется в основном в области связей предприятия с общественностью;
  • маркетинговые мероприятия ведутся в направлении анализа эластичности спроса на производимую продукцию.
 

Основным принципом  ценообразования на рынке чистой монополии становится захват потребительского излишка у различных групп потребителей.

Устанавливая  цену на максимальном уровне, чистая монополия  рискует потерять потребителя, поэтому  она придерживается правила равенства  предельного дохода предельным издержкам. Таким образом, предприятие устанавливает  оптимальную цену и захватывает  потребительский излишек. 

Для монополии  это не предел и, проводя политику диверсификации цен, она может захватить  дополнительный потребительский излишек. Существуют различные виды диверсификации цен монополии:

  • по доходам потребителя (для низкодоходных групп цены ниже, для высокодоходных — выше);
  • в зависимости от объема потребления (товары оптом продаются по более низким ценам, в розницу — по более высоким);
  • по категориям товаров (в зависимости от качества или фирменной маркировки товара);
  • по территориальному признаку (в одном регионе цены на товар выше, например на севере России, в другом — ниже, например в Центральном районе);
  • по степени новизны товара (новейшие товары продаются по высокой цене, более старые — по низкой цене);
  • в зависимости от социальной группы потребителей (ценовые скидки для студентов, пенсионеров, инвалидов);
  • при максимальном спросе (повышение цен на транспорт в курортных зонах во время отпусков).
 

Диверсификация  цен приносит монополиям дополнительную прибыль за счет расширения объемов  продаж, быстрого оборота продукции. Покупатели часто готовы «пожертвовать» частью своего дохода ради более быстрого и качественного удовлетворения потребностей. Однако деятельность монополий  на рынке регулируется антимонопольными мероприятиями со стороны государства, что поддерживает дух конкуренции  на рынке и защищает права потребителей.

Предприятие, функционирующее  в условиях рыночной экономики, проходит ряд стадий жизненного цикла: от создания до ликвидации или реорганизации. При  этом, начав свою деятельность на рынке  совершенной конкуренции, оно может  затем закрепиться на рынке любого типа. В этой ситуации немаловажную роль играет правильно разработанная  и грамотно проведенная ценовая  политика предприятия. 
 
 
 
 
 
 

Глава 6

Методы  ценообразования.

 

Методы расчета  цен весьма многообразны. Существуют затратные, экономические и рыночные методы ценообразования.

Рассмотрим прежде всего затратные методы ценообразования. Такие методы обеспечивают расчет продажной  цены на товары и услуги посредством  прибавления к издержкам или  себестоимости их производства какой-то конкретной величины. Э. А. Уткин подразделяет данную совокупность методов на:

1. Метод «издержки  плюс».

2. Метод минимальных  затрат.

3. Метод ценообразования  с повышением цены посредством  надбавки к ней.

4. Метод целевого  ценообразования 

Один из наиболее распространенных – метод «издержки  плюс». Данный метод предполагает расчет цены продажи посредством прибавления  к цене производства и к цене закупки  и хранения материалов и сырья  фиксированной дополнительной величины – прибыли. Этот метод ценообразования  активно используется при формировании цены по товарам самого широкого круга  отраслей. Главная трудность его  применения – сложность определения  уровня добавочной суммы, поскольку  нет точного способа или формы  ее расчета. Все меняется в зависимости  от вида отрасли, сезона, состояния  конкурентной борьбы. Уровень добавленной  суммы к себестоимости товара или услуги, устраивающий продавца, может быть не принят покупателем. 

Издержки рассчитываются на определенную единицу продукции, и тогда определяют средние издержки, состоящие из средних постоянных затрат и средних переменных затрат. Определяют и предельные издержки, позволяющие оценить пределы  изменений издержек на единицу продукции  по отношению к росту объема производства и продаж.

Многие менеджеры  предпочитают устанавливать относительно высокую первоначальную цену на продвигаемый на рынок товар, чтобы быстрее  окупить расходы, осуществленные на стадии его разработки и внедрения  на рынок, когда объемы продаж относительно невелики. Однако по мере наращивания  объемов продаж происходит снижение цены производства и цены продаж, одновременно активизируются усилия по оптимизации  каналов сбыта для сведения к  минимуму потерь при организации  массовых продаж.

Еще один метод  – минимальных затрат. Данный метод  предполагает установление цены на минимальном  уровне, достаточном для покрытия расходов на производство конкретной продукции, а не посредством подсчета совокупных издержек, включающих постоянные и переменные затраты на производство и сбыт. Предельные издержки обычно определяются на уровне, при котором  можно было бы только окупить сумму  минимальных затрат. 

Продажа товара по цене, подсчитанной по такому методу, эффективна в стадии насыщения, когда  нет роста продаж, и фирма ставит своей целью сохранить объем  сбыта на определенном уровне.

Подобная политика ценообразования рациональна также  при проведении кампании по внедрению  нового товара на рынок, когда следует  ожидать значительного увеличения объемов продаж указанного товара в  результате предложения его по низким ценам. Хорошие результаты могут  быть достигнуты в том случае, когда  продажа по низким ценам способна привести к активному расширению сбыта, и это дает достаточную прибыль фирме за счет масштабов сбыта.

Но, при неумелом использовании рассматриваемой  методики, фирме грозят убытки. Поскольку  цены определяют поставщики товара, при  этом не всегда учитываются запросы  рынка и состояние конкурентной борьбы. Кроме того, несмотря на низкий уровень цен, потребитель нередко  отказывается приобретать данный товар. 

Следующий метод  – надбавки к цене. Расчет цены продажи  в этом случае связан с умножением цены производства, цены закупки и  хранения сырья и материалов на определенный коэффициент добавочной стоимости  по формуле:

Себестоимость единицы продукции = цена продажи * (1 + повышающий коэффициент).

Указанный коэффициент  определяется делением общей суммы  прибыли от продаж на себестоимость. Возможен также подсчет данного  коэффициента делением общей суммы  прибыли от продаж на цену продаж. 

Еще один метод  – целевого ценообразования. Иначе  данный метод именуют методом, определения  целевой цены или определения  цены в соответствии с целевой  прибылью. На его основе рассчитывается себестоимость на единицу продукции  с учетом объема продаж, который  обеспечивает получение намеченной прибыли. Если себестоимость трансформируется из-за уменьшения или увеличения загрузки производственных мощностей и объемов  сбыта, используют показатели степени  загрузки производственных мощностей  с учетом влияния конъюнктуры  и других факторов, после чего определяют цену продажи на единицу продукция, которая при этих условиях обеспечила бы целевую прибыль. Но при этом методе цена подсчитывается исходя из интересов  продавца и не принимается во внимание отношение покупателя к рассчитываемой цене. Отсюда указанный метод нуждается  в определенной корректировке, чтобы  учесть, будут ли предполагаемые покупатели приобретать данный товар по расчетной  цене или нет. 

Информация о работе Качество, конкурентоспособность и цена продукции и услуг предприятия