Качество, конкурентоспособность и цена продукции и услуг предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:47, реферат

Краткое описание

Качество - емкая, сложная и универсальная категория, имеющая множество особенностей и различных аспектов. В зависимости от цели использования и рассмотрения качества к таким основным аспектам можно отнести: философский, социальный, технический, экономический и правовой.

Оглавление

Глава 1 Понятие качества продукции и способы его оценки
Глава 2 Понятие конкурентоспособности продукции; факторы, ее определяющие
Глава 3 Понятие и функции цены
Глава 4 Факторы, обуславливающие цену продукции
Глава 5 Ценовая политика предприятия на различных рынках
Глава 6 Методы ценообразования
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

эо.docx

— 116.06 Кб (Скачать)

Денежная цена расставляет, казалось бы, все по своим  местам. Но возникает новая, на этот раз, видимо, вечная проблема: "Сколько  же денежных единиц того или иного  вида следует платить за единицу  того или другого товара?" Короче говоря, приходится задуматься о способе  определения цены. И само понятие  цены как пропорции обмена попало под сильное влияние методов  ее установления. О ценах стали говорить и писать не столько с позиций их сути и назначения, сколько с точки зрения способов их формирования, определения. Восприятие цены все более ассоциировалось с эпитетами, сопровождающими это слово: "государственная", "рыночная", "твердая", "договорная", и тому подобными. Смысл цены так или иначе связывается с ценообразующими факторами, влияющими на ее величину.

Целесообразно разделять два подхода к формированию цен: рыночный и производственный (затратный). При первом подходе определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение  товара. При втором - в основу установления цены товара кладутся производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные  с созданием, выпуском товара.

В рамках рыночного  подхода приемлемо следующее  определение.

Цена - это форма  выражения ценности благ, проявляющаяся  в процессе их обмена.

В такой формулировке выделяются два основных акцента. Во-первых, подчеркивается непосредственная связь  цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке  цена товара проявляется как экономическая  сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Так что  вне рынка, без купли-продажи, о  цене говорить не приходится, цену способен установить только рынок. Иные позиции в отношении сути цены свойственны производственному подходу, опирающемуся на связь цен с факторами производства в целом и с главным фактором - трудом. Для такого подхода типична следующая формулировка:

Цена есть денежное выражение стоимости товара.

В таком определении  центр тяжести перенесен на понятие "стоимость". Согласно трудовой теории стоимости, берущей начало в трудах А. Смита и Д. Рикардо и развитой затем К. Марксом, стоимость определяется затратами труда на производство товара, то есть имеет трудовую природу. Чтобы обойти многочисленные трудности  количественного измерения ртоимости  в ее трудовом восприятии, К. Маркс  вынужден был ввести понятие "абстрактный" и "конкретный" труд, "общественно  необходимые затраты труда", но при этом стоимость продолжала оставаться теоретической категорией.

Практическая  связь между стоимостью и ценой  была проложена посредством применения затратного принципа, в рамках которого величина цены определяется посредством  изменения суммарных затрат всех факторов на производство единицы товара в денежном выражении, именуемых  издержками производства, то есть цена равна средним издержкам. Прибавление  к издержкам определенной величины прибыли приводит к установлению искомой цены. Приходится отмечать, что стоимостный подход к цене в его трудовой трактовке обладает естественной ограниченностью вследствие применимости только к продуктам труда. На основании этого подхода не представляется возможным устанавливать цены предметов, вещей, не являющихся результатами человеческого труда, скажем, земли, природных богатств. В рамках производственного подхода считается, что они не обладают трудовой, меновой стоимостью и, следовательно, ценой. В этом отношении рыночный подход более универсален и конструктивен.

Функции цен – наиболее общие свойства, которые объективно присущи категории «цена»

Функции цен характерны для любого вида цен.

Наибольшее  распространение в экономической  литературе получила точка зрения, что цене присущи четыре функции:

  • учетная
  • перераспределительная
  • стимулирующая
  • функция балансирования спроса и предложения.

Выполняя учетную функцию, цены позволяют сопоставлять различные блага, не сравнимые по потребительским характеристикам. Только в ценностном выражении можно определить макроэкономические, отраслевые показатели и показатели конкретного предприятия.

Перераспределительная функция цены предполагает перераспределение созданного общественного продукта между сферами экономики, хозяйственными звеньями, регионами и различными группами населения. Государство, например, поддерживает уровень цен на легковые автомобили, алкогольную и табачную продукцию на уровне, значительно превышающем уровень затрат. Доходы от этого превышения используются для поддержания относительно низких цен на товары первой необходимости.

Суть стимулирующей функции состоит в поощрительном и сдерживающем воздействии цен на разные сферы воспроизводства. Например, для стимулирования производства прогрессивной продукции государство снимает все ценовые ограничения, сдерживающие рост прибыли производителя. Вместе с тем вводятся жесткие ценовые ограничения на товары, являющиеся затратными составляющими в прогрессивных производствах, для ускорения последних. 

Сущность функции балансирования спроса и предложения состоит в том, что балансирование может быть достигнуто при определенном уровне цен. В условиях классического (нерегулируемого) рынка цена выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Результат: стихийный перелив капитала из одной отрасли в другую, свертывание производства избыточной продукции и высвобождение ресурсов для производства дефицитной продукции. При этом неизбежны нерациональные затраты общественного труда. В условиях регулируемой экономики, целью которой является максимально возможная экономия общественного труда, функция балансирования реализуется с использованием не только цен, но и других рычагов — с помощью государственного финансирования, кредитования, налоговой политики и т. д. 
 

Глава 4 

Факторы, обуславливающие цену продукции. 

Цены  на продукцию, реализуемую фирмой, зависят  от многих факторов, которые целесообразно  разделить на две группы: внешние  и внутренние.

К внешним  факторам относятся:

1). Тип  рынка и конкуренции; 
2). Удовлетворенность спроса на товары, предлагаемые фирмой; 
3). Эластичность спроса по цене; 
4). Общеэкономическая ситуация в стране;

Наиболее  важным объективным внешним фактором, определяющим цену, выступает тип  рынка и конкуренции, где фирма  реализует свой товар. Существует четыре типа рынка: чистая конкуренция, монополистическая  конкуренция, олигополия и чистая монополия, которые существенно влияют на степень  свободы продавца в формировании цены. Если фирма выпускает однородный стандартизированный товар массового спроса, реализуемый на рынке чистой конкуренции, где без нее много продавцов и покупателей, то она вынуждена продавать его по текущей цене рыночного равновесия, сформировавшейся на этом рынке, или немного дешевле. Если продукция фирмы относится к дифференцированному товару массового спроса и имеет некоторые отличительные особенности по качеству, стилю, упаковке, обслуживанию и т. п., то это будет рынок монополистической конкуренции, и цена на такую продукцию более разнообразна.

Принципиальная  схема формирования цены на рынке  продукции складывается индивидуально  с учетом степени восприимчивости  покупателями тех потребительских  свойств, которыми обладают товары, предлагаемые фирмой.

Рынок олигополии охватывает в основном товары ограниченного спроса (отдельные  виды продукции производственно-технического назначения, транспортные и др. услуги и т. п.), на нем обычно только несколько  продавцов и покупателей, которые  достаточно хорошо информированы о  рыночной конъюнктуре. 
Цена продаж здесь устанавливается по цене основных конкурентов (или ее лидера) с соответствующими надбавками (или скидками), отражающими особые свойства и привлекательность товара. В таком 
агентство недвижимости луховицы сможет предложить своим клиентам выгодные условия исходя так же из особых факторов на рынке.

На рынке  чистой монополии цена диктуется  единственным продавцом-монополистом и поэтому во всех странах она  жестко регулируется специальным антимонопольным  законодательством. На каждом типе рынка уровень цены в значительной мере зависит от соотношения спроса и предложения: чем меньше удовлетворенность спроса, тем выше цена и наоборот. Эластичность спроса по цене – это специфическое проявление закона нормального экономического поведения, отражающее взаимосвязь между изменением цены и спроса на товар. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 5 

Ценовая политика предприятия на различных  рынках. 

На практике многие организации сталкиваются с  проблемой несоответствия ценовой  политики тенденциям рынка. Ценовая  политика организации (предприятия) во многом зависит от типа рынка. Выделяют четыре типа рынка, каждый из которых  имеет свои особенности и ставит свои задачи в области ценообразования. Рассмотрим основные принципы ценообразования  на рынке совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии.

Любая коммерческая организация, функционирующая в  условиях рыночной экономики, ставит перед  собой основную цель — максимизацию прибыли. Значительную роль в достижении этой цели играет правильность проведения ценовой политики организации на рынке выпускаемой продукции.

Однако на практике многие организации сталкиваются с  проблемой несоответствия ценовой  политики тенденциям рынка. Особенно это  характерно для стран с переходной экономикой, где классические типы рынка (совершенная конкуренция, монополистическая  конкуренция, олигополия, чистая монополия) и способы установления цены на них  слабо специфицированы. Российские предприниматели часто делают больший  акцент на минимизации издержек производства, а не на комплексе маркетинговых  мероприятий. Для того чтобы избежать ошибок в ценообразовании, необходимо изучить сущность, цели, последовательность разработки и применения ценовой  политики, которая позволит эффективно реализовать товар на рынке и  повысить конкурентоспособность организации.

Ценовая политика организации (предприятия) во многом зависит  от типа рынка. Экономисты выделяютчетыре типа рынка, каждый из которых имеет свои особенности и ставит свои задачи в области ценообразования. Рассмотрим основные принципы ценообразования на рынке совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии. 

1. Рынок совершенной  конкуренции состоит из большого количества производителей-продавцов и потребителей. Наиболее ярким примером данного рынка является сельскохозяйственный сектор экономики. Рынок совершенной конкуренции характеризуется следующими особенностями:

  • продукция стандартизирована;
  • контроль над ценой со стороны рыночных субъектов отсутствует (ни один отдельный продавец или покупатель не оказывает большого влияния на уровень текущих цен на товар);
  • условия вступления на рынок очень легкие, препятствия отсутствуют;
  • неценовая конкуренция отсутствует, роль маркетинговых исследований деятельности по разработке нового товара, политике цен, рекламы, стимулированию сбыта минимальна.

Важнейшими принципами ценообразования на рынке совершенной  конкуренции являютсяминимальные издержки и эффективное распределение факторов производства (труд, земля, капитал, предпринимательская способность).

Минимизация издержек в среднесрочном и долгосрочном периодах во многом зависит от степени  использования результатов НТП: применения новой техники, ресурсосберегающих технологий, повышения производительности труда.

Эффективное распределение  факторов производства предполагает оптимальное  их соотношение для производства товаров, на которые предъявлен потребительский  спрос.

На рынке совершенной  конкуренции условие максимизации прибыли предприятия выполняется  при выборе такого объема производства, при котором цена равна предельным издержкам производства (МС = Р). При этом предельный доход предприятия равен минимальному значению средних издержек производства и совпадает с потребительским спросом на данный товар. Таким образом, равновесная цена на рынке совершенной конкуренции обеспечивает равенство между предельной ценностью товара для потребителя и предельными издержками производителя.

Однако на практике рынок совершенной конкуренции  существует крайне редко, наиболее часто  встречаются другие типы рынка.

Информация о работе Качество, конкурентоспособность и цена продукции и услуг предприятия