Экономика и организация производства, производительность труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 11:14, курсовая работа

Краткое описание

Производительность труда – основной показатель экономической эффективности производства отрасли, пароходства (как производственного объединения) и каждого предприятия. Выявление резервов и путей повышения производительности труда должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия. Анализ производительности труда позволяет определить эффективность использования предприятием трудовых ресурсов и рабочего времени.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………...………..3
1. Теоретические основы планирования производительности труда и выявление путей ее повышения
1.1. Экономическая сущность и значение производительности труда….4
1.2. Показатели и методы измерения производительности труда………13
1.3. Методика планирования роста производительности труда с учетом
влияния отдельных факторов…………………...………………….…19
2. Пути повышения производительности труда
2.1. Резервы роста производительности труда на погрузочно-разгрузочных работах ОАО «Ульяновский речной порт»……………….28
2.2. Оценка эффективности мероприятий по росту производительности труда ……………………………………………………………….…..31
Заключение………………………………………………………….……………33
Библиографический список……………………………………………………..34
Приложение 1…………………………………………………………………….38
Приложение 2…………………………………………………………………….39

Файлы: 1 файл

Экономика и организация производства(курсовая).doc

— 215.00 Кб (Скачать)

     В 2005 году план по переработке песка был выполнен полностью. 

     С о. Банный было погружено ПЗС «Портовый-26»  – 724,8 тыс. тонн песка. Этот объем был  распределен следующим образом: на  строительство моста через  реку Волга – 607,2 тыс. т.; на строительство  контрбанкета в районе железнодорожной  станции «Ульяновск-2» – 67,2 тыс. т.; на реконструкцию дамбы машиностроительного завода имени Володарского – 50,4 тыс. т.

     Разгрузка песка на мост производилась гидроперегружателем  ГП-18, на контрбанкет и дамбу Володарского – плавкраном «Ганц-2».

     Норма времени на погрузку ПЗС «Портовый-26» и разгрузку ГП-18 1тыс. тонны песка составляет 1,25ч., а на разгрузку 1 тыс. тонны песка плавкраном «Ганц-2» - 5,54ч. (см. Приложение 2).

     Фактическое время работы ПЗС «Портовый-26»  – 984ч., ГП-18 – 796,5ч., ПК «Ганц-2» – 913,7ч.

     Нормативное время на погрузку фактического объема песка ПЗС «Портовый-26» – 906ч. (724,8 х 1,25), на разгрузку ГП-18 – 759ч. (607,2 х 1,25), ПК «Ганц-2» – 651,5ч. (117,6 х 5,54). Следовательно, потери рабочего времени составляют: ПЗС «Портовый-26» – 78 ч., ГП-18 – 37,5ч., ПК «Ганц-2» – 262,2ч.

     В результате ликвидации потерь рабочего времени объем переработки песка  может увеличиться на 139,8 тыс. тонн (См. приложение 1.). 

     2.2. Оценка эффективности мероприятий по росту производительности труда.  

     В общем, объеме перегрузочных работ, выполняемых средствами порта и пристаней, преобладающее место занимают погрузка в суда и выгрузка из судов песка и песчано-гравийной смеси. Погрузка в суда производиться преимущественно из русел рек и водохранилищ с применением землеснарядов, а также плавучих установок: гидроперегружателя и крана. Гидромеханизация перегрузки песка обеспечивает наиболее комплексную механизацию всего перегрузочного процесса, устраняет затраты живого труда портовых рабочих, не требует строительства капитальных вертикальных  набережных. В связи с увеличившими  объемами заказов на песчаную смесь, целесообразно применение только гидромеханизированного комплекса: ПЗС «Портовый-26» и Гидроперегружателя ГП-18, так как, время выгрузки одой тысячи тонны песка  ПК «Ганц-2» в 4,4 раза больше, чем ГП-18, а себестоимость переработки одной тонны песка как ПК «Ганц-2» так и ГП-18 – 6,20 руб.

     В результате высвобождения плавкрана, плановый объем переработки будет  выполнен с наименьшими затратами: уменьшится число отработанных часов, высвободится численность рабочих, это в свою очередь отразится на росте производительности труда, сокращении фонда заработной платы и в увеличении прибыли порта.

     Расчет  увеличения производительности труда  представлен в таблице 2. (См. приложение 2.) .

     Из  таблицы видно, что в связи с высвобождением плавкрана  объем переработки песка увеличится на 124,8 тыс. тонн (78 : 3 х 2,4 х2); численность рабочих  уменьшилась на 10 чел.; (численность рабочих закрепленная за ПК «Ганц-2» –10 чел.); фонд заработной платы сократился на 8345 тыс. руб. или на 3,21%; производительность труда одного работающего увеличилась на 11,7088 тыс. тонн или 72,5946 тыс. руб.  (на 37,96%).

     Высвобожденный  ПК «Ганц-2» рекомендуется сдавать  в аренду с целью получения  дополнительного дохода. 

Заключение 

     Проанализировав производительность труда ОАО «Ульяновский  речной порт» можно сделать вывод  о том, что на внутреннем водном транспорте по вопросам повышения производительности труда можно выявить следующие  пути: комплексная механизация и  автоматизация трудовых процессов; совершенствование управления, улучшение использования рабочего времени; изменение объемов и среднего расстояния перевозок грузов, распределение их по направлениям движения, а также изменение структуры грузооборота по видам перевозок и родам грузов.

     На  основе проведенных расчетов по предложенным  мероприятиям можно сделать следующие  выводы. Для переработки планового, а также фактического объема песка были задействованы производственные мощности лишь на 25%.

     Высвобождение плавкрана «Ганц-2» не повлекло за собой снижения объема переработки. За счет ужесточения контроля за выполнением норм времени обработки погрузки и выгрузке судов можно ликвидировать потери рабочего времени. В результате соблюдения норм времени обработки судов и высвобождения  плавкрана «Ганц-2», возможно дополнительно, за фактически отработанное время, увеличить объем переработки на 124,8 тыс. тонн.

     В свою очередь увеличение объема переработки, высвобождение численности в  количестве 10 человек, позволяет сократить  фонд заработной платы на 8345 тыс. руб. или на 3,21%; производительность труда одного работающего увеличить на 11,7088 тыс. тонн или 72,5946 тыс. руб.  (на 37,96%).

     Проведение  этих мероприятий позволит порту  увеличить доходы от переработки  грузов на 773,76 тыс. руб. или  8,61%, а,  следовательно, повысить рентабельность и эффективность погрузочно-разгрузочных работ.

     Библиографический список 

      
  1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 1997. Анализ хозяйственной деятельности речного транспорта. Цветков Э.С. Учебник. М., Транспорт, 1977.
  2. Анализ хозяйственной деятельности: Учебник/ Л.А. Богдановская, Г.Г. Виноградов, О.Ф. Мигун и др.; Под общ. ред. В.И. Стражева. – 2-е изд. – Мн.: Высш. шк., 1996.
  3. Бондарь И.К. Производительность труда:  вопросы теории и практики: Наук. думка, 1991
  4. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999.
  5. Ворст И., Ревентлау П. Экономика фирмы.- М.: Высшая школа, 1994.
  6. Горемыкин В.А. и др. Планирование на предприятии: Учебник. /
  7. В.А. Горемыкин, Э.Р. Бугулов, А.Ю. Богомолов. – М.: Вилинъ, 1999.
  8. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. – М.: Банки и биржи, 1998. 
  9. Гурьянов С.Х., Поляков И. А., Ремизов К.С. Справочник экономиста по труду: (Методика расчетов по экономике труда на промышленных предприятиях). - М: 1988.
  10. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА – М., 1998.
  11. Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии: Учеб. Пособие. В 2 ч. Ч. 2. Тактическое планирование/Под общей ред. А.И. Ильина. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000.
  12. Комплексная механизация и автоматизация перегрузочных работ на речном транспорте. Казаков А.П., «Транспорт», 1979.
  13. Корогодин И. Т. Качество труда: содержание, проблемы роста – Воронеж, 1990.
  14. Кузьмин С.А. Рыночная экономика и труд – М.: Наука,  1993.
  15. Куксов А. Планирование деятельности предприятия. //Экономист. – 1996 - № 6.  
  16. Любушин Н.П. и др. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов. /Н.П. Любушин, В.Б. Лещева, В.Г. Дьякова; Под ред. Н.П. Любушина. – М.: ИНИТИ, 1999.
  17. Маталин В.П., Артамонычев А.Н. Погрузочно-разгрузочные работы в речных портах: Учебник. – М.: Транспорт, 1979.
  18. Организация и механизация перегрузочных работ в речных портах. Шерле З.П., Гнояной А.А. Учебник. М., Транспорт, 1976.
  19. Ремизов К.С. Основы экономики труда: М.- 1990.
  20. Рофе А.И. Экономика и социология труда – М.: МИК, 1996.
  21. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1999.
  22. Савруков Н.Т. и др. Экономика предприятия: Курс лекций. /Н.Т. Савруков, А.И. Егоров, Л.П. Егорова. /СПб. гос. тех. ун-т, 1998.
  23. Синк Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение, - М: 1989.
  24. Статистика: Курс лекций/ Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и др., ИНФРА - М. 1997.
  25. Управление трудовыми ресурсами: Справоч. пособие / Под общ. ред. Л.А. Костина М: 1987.
  26. Шишкин А.К., Микрюков В.А., Дышкант И.Д. Учет, анализ, аудит на предприятии: Учебн. Пособие для вузов.- М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996.
  27. Экономика внутреннего водного транспорта: Учебник для вузов вод. трансп./Ш.П.Бланк, А.А.Митаишвили, В.А.Легостаев. – М.: Транспорт, 1983.
  28. Экономика и статистика фирм: Учеб. пособие./В.В. Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина и др. – М.: Финансы и статистика, 1996.
  29. Экономика, организация и планирование промышленного производства/В.И. Выборнов, Ф.П. Висюлин, Н.А. Лисицин и др.; Под общей ред. Н.А. Лисицына. – Мн.: Выш. шк.,  1990.  
  30. Экономика, организация, планирование, управление./ Под ред. Г.А.Егиазаряна, А.Д.Шеремета. М: - 1985.
  31. Экономика предприятия: Учебник для  экономических  вузов: 2-е изд., пераб. и доп./Под ред. А.И.Руденко. – Мн.: БГЭУ, 1995.
  32. Экономика предприятия. /Под ред. В.Л. Горфинкеля, В.А. Швандара. – М.: Банки и биржи, 1998.
  33. Экономика предприятия: Учебник, - М: Инфра - 1999.
  34. Экономика предприятия: Учебник/Под ред. О.И. Волкова. М. 1999.
  35. Экономика предприятия: Учебник / Семенов В.М., Баев И.А. 1998.
  36. Экономика труда и социально-трудовые отношения/Под ред.
  37. Г.Г. Мелькьяна, Р.П. Колосовой – М.:  МГУ, 1996.
  38. Экономика предприятия: Учебно-метод. пособие. /Л.Ф.Катаев, Н.Ф. Бердичевская, И.А. Кашкирова, М.В. Попова. – Ульяновск, 1998.
  39. Экономика: Учебник. /Под ред. А. Булатова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Бек, 1997.
  40. Экономика труда/Под ред. Г.Р. Погосяна, Л.И. Жукова – М.: Экономика,  1991.
  41. А.Семенов: Производительность труда и перспективы экономического роста // Экономист – 1995 – № 2.
  42. В.Фильев: Управление ростом производительности труда //Экономист – 1997 – № 3.
  43. А.Семенов, С.Кузнецов: Факторы производительности труда // Экономист - 1998 - № 4.
  44. В.Кардашевский, А.Бондаренко: Повышение производительности: европейский подход  // Экономист – 2000 - № 11.
  45. Т.Куприянова Управление производительностью: путь к росту. // Человек и труд - 1996 - № 9.
  46. Трофимова Л. Экономические показатели, используемые для оценки эффективности деятельности предприятия. //Аудитор. – 1996 - № 9.
  47. Нормативы времени на погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые в речных портах и на пристанях. Утв. Мин.реч. флота РСФСР 07.12.88.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Транспорт, 1990.
  48. Судо-часовые нормы загрузки-разгрузки судов. Департамент речного транспорта. Министерство речного транспорта РФ. Н. Новгород 1994.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 1 

     Расчет  увеличения переработки за счет ликвидации потерь рабочего времени

Плавмеханизация       Объем переработки, тыс. тонн Время работы, час Откло-нение, (+,–) Объем переработки  расчет., тыс. тонн Прирост переработки, тыс. тонн
              факт. расчет.      

«ПЗС - 26»

724,8 984,0 906,0 -78,0 787,2 62,4
ГП -18 607,2 796,5 759,0 -37,5 637,2 30
ПК  «Ганц-2»
117,6 913,7 651,5 -262,6 165,0 47,4
Итого
1449,6 2694,5 2316,5 -378 1589,4 139,8
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 2 

     Расчет  увеличения производительности труда. 

Показатели Факт 2000г. Расчет. 2005г. Отклонение, (+,–) Темп роста, %
1. Стоимость  переработки 1 тонны  песка,  руб. 6,20    
2.Объем  переработки, тыс.т. 1449,6 1574,4 +124,8 108,61
3.Объем  переработки, тыс.руб. 8987,52 9761,28 +773,76 108,61
4.Средняя  списочная численность работающих, чел. 47 37 –10 78,72
5.Средняя  списочная численность рабочих,  чел. 42 32 –10 76,19
6. Фонд  заработной платы, тыс. руб. 41540 33195 –8345 79,91
7. Удельный  вес (коэффициент) рабочих в  составе работающих 0,8936 0,8649 –0,0287 96,79
8. Средняя  выработка одного работающего,  тыс. тонн 30,8426 42,5514 +11,7088 137,96
9. Средняя  выработка одного работающего,  тыс. руб. 191,2238 263,8184 +72,5946 137,96
10. Средняя  выработка одного рабочего, тыс.  тонн  34,5143 49,2000 +14,6957 142,55
11. Средняя  выработка одного рабочего, тыс.  руб.  213,9886 305,0400 +91,0514 142,55

Информация о работе Экономика и организация производства, производительность труда