Экономическая эффективность использования основных фондов в Шабалинском дорожном управлении №43

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение экономической эффективности использования основных фондов в Шабалинском дорожном управлении №43.
При выполнении курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
• определены организационные основы, размер и специализация Шабалинского ДУ №43;
• рассмотрены обеспеченность ресурсами, уровень их использования и результаты деятельности предприятия;

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы экономической эффективности использования основных фондов 5
1.1 Особенности и факторы эффективности использования основных фондов 5
1.2 Направления повышения эффективности использования основных фондов 10
2 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия 14
2.1 Организационные основы, размер и специализация предприятия 14
2.2 Обеспеченность ресурсами, уровень их использования и результаты деятельности 18
3 Экономическая эффективность использования основных фондов предприятия 26
3.1 Объём, состав, структура, движение, состояние основных фондов и обеспеченность основными фондами 26
3.2 Эффективность использования основных фондов, факторы эффективности 32
4 Эффективность использования отдельных видов основных фондов 36
Выводы и предложения 40
Список литературы 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 44

Файлы: 1 файл

Курсовая ЭКОНОМИКА-1.doc

— 410.00 Кб (Скачать)

– показатели  экстенсивного использования основных фондов, отражающие уровень использования их по времени;

– показатели интенсивного использования основных фондов, отражающие уровень использования по мощности (производительности);

– показатели интегрального использования основных фондов, учитывающие совокупное влияние всех факторов – как экстенсивных, так и интенсивных

Коэффициент экстенсивного  использования оборудования определяется отношением фактического количества часов работы оборудования к количеству часов его работы по плану.

Помимо внутрисменных и целодневных простоев оборудования важно знать, насколько эффективно используется оборудование в часы его фактической загрузки. Оборудование может быть загружено не полностью, работать на холостом ходу и в это время вообще не производить продукции или, работая, выпускать некачественную продукцию. Во всех этих случаях, рассчитывая показатель экстенсивного использования оборудования, формально мы получим высокие результаты. Однако они ещё не позволяют сделать вывод об эффективном использовании основных фондов. Полученные результаты должны быть дополнены расчётами интенсивного использования оборудования.

Коэффициент интенсивного использования оборудования определяется отношением фактической производительности основного технологического оборудования к его нормативной производительности, т.е. прогрессивной технически обоснованной производительности.

Коэффициент интегрального  использования оборудования определяется как произведение коэффициента интенсивного и экстенсивного использования оборудования и комплексно характеризует эксплуатацию его по времени и производительности (мощности). Таким образом, значение этого показателя всегда ниже значений двух предыдущих, так как он учитывает одновременно недостатки и экстенсивного и интенсивного использования оборудования. [14]

Все три перечисленных  показателя рассчитаны в таблице 12.

 

Таблица 12 – Показатели эффективности использования оборудования

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Коэффициент экстенсивной загрузки

0,69

0,47

0,36

Коэффициент интенсивной загрузки

0,72

0,66

0,61

Интегральный коэффициент использования  оборудования

0,51

0,31

0,22


По данным этой таблицы  за анализируемый период прослеживается тенденция уменьшения всех трёх показателей, что свидетельствует о снижении объёмов работ и сокращении производства продукции. Коэффициент экстенсивной загрузки показывает использование оборудования по времени, таким образом видно, что время использования оборудования снижается и в 2010 году составляет 52% от уровня этого же показателя в 2008 году. Коэффициент интенсивной загрузки отражает уровень использования оборудования по производительности, как уже говорилось, он тоже снижается, но не так значительно как предыдущий показатель, а всего на 11%. Вследствие снижения этих двух показателей уменьшается и интегральный коэффициент использования оборудования, характеризующий его использование как по времени, так и по производительности, к 2010 году он падает до 22%, что является очень низким показателем и свидетельствует об эффективности использования оборудования меньше четверти возможной.

Для увеличения коэффициента интегрального использования оборудования необходимо расширить как экстенсивное, так и интенсивное использование оборудования. Для этого необходимо обеспечить более высокий уровень поточности при организации производства; периодически повышать квалификацию работников предприятия, предоставляя им возможность получать дополнительные знания по профессии за счёт средств предприятия; мотивировать и стимулировать труд, прежде всего рабочих как материально, так и психологически, давая им возможность ощутить свою значимость на предприятии. Кроме того, как бы банально это не звучало, но необходимо постоянно совершенствовать действующие технологии производства продукции, при этом увеличивая степень загрузки оборудования.

 

Результатом лучшего  использования основных фондов является, прежде всего, увеличение объёма производства. Поэтому обобщающий показатель эффективности основных фондов должен строиться на принципе соизмерения производственной продукции со всей совокупностью применённых при её производстве основных фондов. Это и будет показатель выпуска продукции, приходящейся на 1 рубль стоимости основных фондов, – фондоотдача.

Фондоёмкость продукции — величина, обратная фондоотдаче. Она показывает долю стоимости основных фондов, приходящихся на каждый рубль выпускаемой продукции. Если фондоотдача должна иметь тенденцию к увеличению, то фондоёмкость — к снижению. [14]

 

Таблица 13 – Обобщающие показатели эффективности использования  основных средств в Шабалинском  ДУ № 43

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2010 г. в % к 2008 г.

Фондоотдача, руб.

7, 91

5,26

1,41

17,83

Фондоёмкость, руб.

0,13

0,19

0,71

546,15

Рентабельность (убыточность) ОПФ, %

76,10

-34,43

12,13

15,94


Из таблицы 13 видно, что с каждым годом уменьшается показатель фондоотдачи, за 3 года он уменьшился больше чем в 5 раз, в 2010 году он составляет всего 17,83% от уровня 2008 года. Это означает, что сокращается объём продукции, приходящейся на 1 рубль стоимости основных фондов. Снижение фондоотдачи происходит, потому что за анализируемый период стоимость основных фондов резко возросла, а производство снизилось. Вследствие этого вырос показатель фондоёмкости производства, который, как уже говорилось, является обратным показателем фондоотдачи – доля стоимость основных фондов в каждом рубле производимой продукции предприятием растёт год за годом.

На начало анализируемого периода мы видим достаточно большой показатель рентабельности основных фондов – 76,10%. Но в 2009 году он резко уменьшается (110%) и является отрицательным, т.к. в этом году предприятие работало с убытком.

 

4 Эффективность использования  отдельных видов основных фондов

Большое влияние на производство продукции, работ, услуг на предприятии оказывает эффективность использования автотранспортного парка, который в структуре основных средств Шабалинского ДУ №43 на протяжении всего анализируемого периода занимает более 20%. Поэтому проведём расчет показателей эффективности использования именно этой статьи основных фондов.

Таблица показателей  эффективности использования автотранспортного  парка приведена в Приложении Е.

Проанализировав данные показатели, можно сделать вывод  о том, что автотранспортный парк на предприятии используется неэффективно. В первую очередь это связано с тем, что на предприятии восьмичасовой рабочий день и все рабочие заняты в 1 смену, поэтому большую часть времени все автомобили простаивают.

Среднесписочное число автомобилей в анализируемом периоде равно 60 в 2008, в 2009-2010 годах одинаково и равно 68. Как видно из строки 3 Приложения Е, автомобиле-дни пребывания в работе в 2008 году равны 6 723, а в 2009 и 2010 годах 6 791 и 8 184 соответственно. Это свидетельствует о снижении времени работы в 2009 году относительно 2008 года, т.к. число автомобилей выросло на 8 единиц, а количество автомобиле-дней пребывания в работе к уровню 2008 года изменилось незначительно. Но в 2010 году наблюдается заметный рост этого показателя, что говорит об увеличении времени работы автомобилей.

Из строки 4 можно сделать  вывод, что автопарка используется всего на треть возможности, т.к. коэффициент использования автопарка  по всем трём годам мал, он незначительно увеличивается лишь в 2010 году и равен 0,37. По причине изношенности и автопарка, автомобиле вынуждены находится в ремонте, на что тратится немалое количество времени: 3 942, 4 964 и 4 715 автомобиле-дней в 2008, 2009 и 2010 годах соответственно. Данный показатель выше в 2009 году, что связано с тяжёлым объектом, который выполняло Шабалинское ДУ №43, который оно должно было выполнить в сжатые сроки, из-за чего привлекалось большее число автомобилей и, в связи с их изношенностью, приходилось их ремонтировать. Коэффициент технической готовности достаточно стабилен на протяжении всего анализируемого периода и не падает менее 0,8.

Несмотря на всё выше изложенное наблюдается рост автомобиле-тонно-дней в работе, уровень данного показателя вырос в 2010 году к уровню этого же показателя в 2008 году почти на 24%.

Средняя грузоподъёмность одного автомобиля так же практически стабильна, но лишь в 2009 году выросла чуть более 7 тонн. Показатель среднесписочного количества автомобиле тонн за анализируемый период вырос на 52,63 автомобиле-тонны.

Увеличился и общий  пробег автомобилей, особенно рост заметен в 2010 году. Связано это с тем, что в 2010 году работы проводились в Белой Холунице и предприятие было вынуждено возить на данный объект свой щебень. Как следствие произошёл и рост пробега с грузом, данный показатель увеличился в 2010 году к уровню 2008 года почти на 45%. Благодаря этому вырос, хоть и незначительно коэффициент использования пробега, который составляет 0,65, 0,68 и 0,70 в 2008, 2009 и 2010 годах соответственно.

Как и во всех предыдущих случаях в 2010 году растёт показатель и отработанных автомобиле-дней одной машиной, обратная тенденция данного показателя наблюдается в 2009 году.

Общий среднесуточный пробег одного автомобиля достаточно велик  и составляет 220,85 км, 200,87 км и 243,82 км в 2008, 2009 и 2010 годах соответственно, но общий среднесуточный пробег одного автомобиля с грузом по всем трём годам ниже предыдущего практически в полтора раза, что говорит о том, что большое количество автомобилей имеют пробег порожняком.

Не смотря на тенденцию  к увеличению всех предыдущих показателей в 2010 году мы видим сокращение перевезённых грузов в 2010 году по отношению к предыдущему году практически в 2 раза. Следствием сокращения общего количества грузов является уменьшение таких показателей как перевезённые грузы на одну авто-тонну за год и перевезённые грузы на одну авто-тонну за день. Заметна тенденция к увеличению данных показателей лишь в 2009 году.

Количество выполненных  работ составляет 2 496,9 тыс. т-км, 3 543,1 тыс. т-км и 3 137,6 тыс. т-км в 2008, 2009 и 2010 годах соответственно. Заметен  рост данного показателя в 2009 году, к уровню 2008 года он вырос на 42%, но в 2010 он сократился по отношению к 2009, но превысил уровень 2008 года на 26%. Аналогичная тенденция к росту в 2009 и уменьшению в 2010 наблюдается и по количеству выполненных работ на одну авто-тонну за год и по количеству выполненных работ на одну авто-тонну за день.

Не смотря на предыдущие несколько показателей в строке 22 Приложения Е мы видим постепенный  рост коэффициента использования грузоподъёмности, в 2010 году он составляет 158,47% от уровня 2008 года, чего нельзя сказать об коэффициенте использования рабочего времени. В 2009 году наблюдается снижение данного показателя, но в 2010 году он снова вырос и составил 0,78. В целом эти показатели не высоки и говорят об использовании рабочего времени всего на треть.

Однако заметна тенденция  к снижению продолжительности работы автомобиля в сутки, которая год за годом сокращается, так к 2010 году она составляет всего 94,67% от уровня 2008 года.

Средняя эксплуатационная скорость почти стабильна, но во всех трёх случаях не достигает установленной  нормы, которая должна быть более 30 км/ч. Средняя же техническая скорость имеет незначительную тенденцию к увеличению, так в 2010 году по отношению к 2008 году она выросла на 7%.

Эксплуатационные затраты  раны 15 393, 21849 и 17 487 тысяч рублей в 2008, 2009 и 2010 годах соответственно. А себестоимость 10 тонно-километров за анализируемый период снизилась практически на 10%.

Из всего вышесказанного следует главный вывод, что предприятие нуждается в совершенствовании уровня организации производства и труда с целью сокращения потерь рабочего времени и простоя в работе машин.

 

Выводы и предложения

 

В работе представлена информация об использовании основных средств в Шабалинском ДУ №43, приведены показатели оснащённости ими, интенсивности и эффективности их использования на предприятии. В целом, следует отметить, что уровень обеспеченности предприятия ресурсами довольно высокий.

Также представлены резервы увеличения показателей эффективности использования основных средств, а через них и финансовых показателей деятельности предприятия.

Финансовые результаты предприятия в значительной мере зависят от состояния, качества и  структуры основных производственных фондов.

Улучшение использования  основных средств отражается на финансовых результатах работы предприятия  за счет: увеличения выпуска продукции, снижения себестоимости, улучшения качества продукции, снижения налога на имущество и увеличения балансовой прибыли.

Улучшения использования  основных средств на предприятии можно достигнуть путём:

• освобождения предприятия  от излишнего оборудования, машин  и других основных средств или  сдачи их в аренду;

• своевременного и качественного проведения планово-предупредительных и капитальных ремонтов;

• приобретения высококачественных основных средств;

• повышения уровня квалификации обслуживающего персонала;

• своевременного обновления, особенно активной части, основных средств  с целью недопущения чрезмерного морального и физического износа;

• улучшения качества подготовки сырья и материалов к  процессу производства;

• повышения уровня механизации  и автоматизации производства;

• обеспечения там централизации ремонтных служб;

• повышения уровня концентрации, специализации и комбинирования производства;

Информация о работе Экономическая эффективность использования основных фондов в Шабалинском дорожном управлении №43